Главная страница

философия. Доклад. философия. 2. в чем сходство и различие между истиной и правдой. Правда


Скачать 24.42 Kb.
Название2. в чем сходство и различие между истиной и правдой. Правда
Анкорфилософия
Дата04.03.2022
Размер24.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад. философия.docx
ТипДокументы
#383357

2. В чем сходство и различие между истиной и правдой.

Правда – информация, претендующая на достоверность; антоним слова ложь .

Истина – единственно верная информация, абсолютно точно отражающая реальное положение вещей.

В современном русском языке у этих понятий сформировались следующие основные значения. Правда – это знание конкретного, фактического эпизода действительности. Это знание может быть и, скорее всего, является неполным, так как перед человеком в данном случае открывается лишь некий фрагмент, а не целое. Истина же – высокое, сокровенное знание, связанное с духовной, интеллектуальной сферой.

Понятие «правда» используется в значении «истина», но оно является более бытовым, и порой приобретает эмоциональную окраску, снабжаясь такими эпитетами как «горькая», «страшная» или «сладкая». Кроме того, если под «правдой» подразумеваются субъективные представления человека об истине, может говориться о «нескольких правдах». Таким образом термин «правда» более констатирует действительность нежели реальность истинную. Ещё одно сходство между истиной и правдой в том, что оба термина – не являются ложью.

Отличие правды от истины заключается в следующем:

1. В современном русском языке правда - это некая фрагментарная, субъективная информация, претендующая на достоверность, но не обязательно ее несущая. Истина же - абсолютное, неоспоримое знание, связанное с духовной сферой.

2. Правда - понятие приземленное, истина - возвышенное.

3. Правда субъективна, а истина объективна.

4. Истина одна, а правда у каждого может быть своей.

3. Мировоззрение. Все ли его имеют?

Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение.

Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.

Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.

Понятие мировоззрения содержит три уровня:

  • Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.

  • Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.

  • Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности и образует мировоззрение, поэтому можно сказать, что оно имеется у каждого человека.

26. Основные идеи философии Н. А. Бердяева.

Н. А. Бердяев (1874–1948) – русский философ, значительная часть мировоззренческой эволюции которого проходила в рамках религиозного экзистенциализма.

Основные идеи его философии:

  • Идея личности

  • Идея свободы

  • Идея творчества

Н. А. Бердяев осуществил попытку создать объективно-идеалистическую «свободную христианскую философию», чуждую научности. Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, то есть о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия. Философия должна быть основана на духовном опыте; она субъективна, а не объективна.

По Бердяеву, экзистенциальная философия есть утверждение познания мира в человеческом существовании и через человеческое существование.
Главным онтологическим началом в философии Н. А. Бердяева является свобода. Она абсолютна, иррациональна и несоизмерима ни с какими другими категориями; она добытийственна и существует как нечто, представляющее иррациональную субстанциональную силу, способную творить из ничего.

Основная онтологическая категория в философии Н. А. Бердяева – человек, поскольку он стоит в центре мира «и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него». Человек и мир обогащают божественную жизнь, потому что «Бог с человеком есть нечто большее, чем Бог без человека и мира». Человек является единственным носителем духа (духовным существом), носителем добра и красоты, реализует высшую божественную правду. Он – высшая материальная структура (микрокосм), содержащая все элементы мира (макрокосма).

Главенствующее место человека в мире определяется тем, что он является носителем добытийной свободы. Он, кроме того, экзистенциальный субъект, некая данность, стремящаяся к самоутверждению. Это объясняет происхождение зла в мире и возможность творчества и новизны в мире. Подлинное бытие человека (экзистенция) первично к любому возможному вне его бытию как природному, так и социальному. Этот мир объективирован, материализован экзистенцией. Поэтому мир человека есть объективированная его духовность. Каков дух человека, таков и его мир. Стать личностью – задача человека.

Вторая часть.

3. Материя и её атрибуты (движение, пространство, время).

В истории философии можно выделить два подхода к определению понятия материи. Первый получил распространение у Французских материалистов (П. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.). Для них материя – это многообразие предметов, существующих независимо от человека, но доступные ему с помощью органов чувств – то есть материя определяется относительно сознания.

Другой подход тоже получила распространение у философов-материалистов эпохи Просвещения, но уходит корнями в античные атомистические концепции. Материя в нем понимается именно как субстанция, основа всего существующего в мире.

Но есть такие атрибуты материи, без которых она не может существовать. Это движение, пространство, время.

Движение. Материя не может существовать без движения. Любой материальный объект существует благодаря взаимодействию образующих его элементов. Эти взаимодействия приводят к изменению его свойств, состояний. В философии изменение обозначают понятием движение.

Следует помнить, что движение материи это не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, изменение состояний объектов (взаимное превращение элементарных частиц, расширение Метагалактики…).

Пространство и время также являются атрибутами материи. Воспринимая окружающие объекты, мы выделяем в них элементы, из которых они состоят (стол, стоящий перед нами состоит из четырех ножек и столешницы). И эти элементы расположены определенным образом относительно друг друга. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку материя структурирована. Если бы мир не был расчленен на предметы, то понятие пространства не имело бы смысла.

Но каждый объект материального мира имеет не только пространственную конфигурацию, но и длительность своего существования, в процессе которого он проходит ряд стадий. В связи с этим говорят, что каждый объект - это процесс. Все процессы мира имеют длительность. Если мы сравним длительности нескольких процессов, то получим представление о времени как таковом. Понятие времени имеет смысл лишь потому, что материя находится постоянно в движении – если бы не было движения, то мир бы не изменялся и нам бы не за что было «зацепиться», что бы почувствовать время. Таким образом, пространство – это система отношений, характеризующая протяженность и взаимное расположение вещей, а время – система отношений, характеризующих длительность и последовательность процессов.

7. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различия.

   Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания включает в себя наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание результатов наблюдения и эксперимента, моделирование.

   Теоретический уровень научного познания включает в себя выдвижение, построение и разработку научных гипотез и теорий; формулирование законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий, теоретическое моделирование, а также процедуры объяснения, предсказания и обобщения.

1)Рассматриваемые уровни различаются по предмету.

Эмпирическое исследование в своей основе направлено на изучение явлений и (эмпирических) зависимостей между ними. На уровне же теоретическом имеет место выделение сущностных связей, которые определяют основные черты и тенденции развития предмета. На уровне же теоретическом имеет место выделение сущностных связей, которые определяют основные черты и тенденции развития предмета.

2)Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по средствам познания.

 Эмпирическое исследование основывается на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Теоретическое исследование, вообще говоря, не предполагает такого непосредственного взаимодействия исследователя с объектом: здесь он может изучаться в той или иной мере опосредованно, а если и говорится об эксперименте, то это «мысленный эксперимент», т. е. идеальное моделирование.

3)Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по характеру используемых методов. Методы эмпирического познания нацелены на как можно более свободную от субъективных напластований объективную характеристику изучаемого объекта. А в теоретическом исследовании фантазии и воображению субъекта, его особым способностям и «профилю» его личностного познания предоставляется свобода, пусть вполне конкретная, т. е. ограниченная.

18. Структура и функции научной теории.

Выделяются следующие основные элементы структуры научной теории:

1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.

2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.п.).

3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.

5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основ теории в соответствии с конкретными принципами.

К числу основных функций научной теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

3. Методологическая функция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть "руководством к действию" по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.


написать администратору сайта