Главная страница

педагогика. 2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя. Воспитание как особый вид деятельности зародилось 3540 тыс лет назад


Скачать 50.98 Kb.
Название2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя. Воспитание как особый вид деятельности зародилось 3540 тыс лет назад
Анкорпедагогика
Дата17.01.2021
Размер50.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2.docx
ТипДокументы
#168971

2.Воспитание в условиях первобытнообщинного строя.

Воспитание как особый вид деятельности зародилось 35-40 тыс. лет назад. Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стало развитие материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Оно способствовало воспитанию физическому,умственному,нравственно-эиоциональному взрослению первобытного человека.

На первой стадии развития первобытного общества – в дородовом обществе – воспитание носило крайне ограниченный и примитивный характер. В этот период все было общим, дети принадлежали всем, поэтому их воспитывали коллективно.

Выделялось три возрастные группы: старшие, взрослые, дети. Каждая группа имела свои права и обязанности, воспитание носило для всех равный характер. Детям прививали необходимые жизненные навыки и умения, знакомили с обычаями своего племени, учили выполнять обряды, которые сопровождали жизнь первобытных людей. На определенной стадии развития общества известные различия устанавливались для мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в изготовлении орудия, в охоте, рыбной ловле, а девочки вместе с женщинами готовили пищу, делали посуду, шили одежду. Таким образом, дети непосредственно включались в доступную для них трудовую деятельность

В условиях раннепервобытной и позднепервобытной родовой общины шла дальнейшая эволюция воспитания. Субъектом воспитания выступала вся родовая община. С помощью игрушек-талисманов, фигурок животных, изготовленных из кости и мягких пород камня, дети знакомились с принципами коллективной охоты. В совместном труде дети и подростки наблюдали за деятельностью взрослых и постоянно упражнялись. Детям в родовых общинах представлялась значительная свобода и самостоятельность, которая проявлялась в играх, способствующих формированию трудового и социального поведения. Физические наказания детей либо отсутствовали, либо не были жестокими.

В условиях позднепервобытной общины (10-8 тысячелетиях до н.э.) наметился переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей.

Групповая форма брака сменилась парным браком, зародилась домашне-семейная форма воспитания. Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами рода, мальчики – братьями со стороны матери, что определялось господством матриархата. К 5 годам мальчики выходили из-под влияния семьи и воспитывались в общине, в группах своих сверстников.
Важным проявлением педагогического мышления в первобытном обществе явились инициации- посвящения подростков 10-15 лет во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного действа и сопровождалась традиционными песнопениями и танцами, магическими заклинаниями, ритуалами. Ей приписывалась таинственная сила.

Мальчики и девочки специально готовились к посвящению. Девочек готовили к брачно-семейной жизни и приобщали к религиозным тайнам. Мальчики проходили специальную подготовку в учебных лагерях или домах молодежи. Их учили переносить всяческие лишения и трудности (жажду, голод, холод, жару, боль и т.п.), развивали в них силу и выносливость, смелость и волю, приучали к дисциплине, учили изготовлению орудий труда, формировали охотничьи умения и навыки, приобщали к религиозным тайнам. Для мальчиков и девочек проходила ритуальная и социально-нравственная подготовка.

Свои наставления наставники подкрепляли ударами, щипками, уколами.

3. Воспитание и обучение в древневосточных государствах

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н.э.

В древневосточных государствах обучение и воспитание детей осуществлялось преимущественно в семье, обязанности которой были закреплены в литературных памятках:

- закрны вавилонского царя Хаммурапи

-книга притчей иудейского царя Соломона

-индийская «Бхагавадгита» и др.
Одновременно с укреплением общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт – школа.Школа и воспитание в древнейших государствах ближнего и дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов.

Отделение умственного труда от физического на исходе первобытной истории, вызвало к жизни появление новой специальности – учителя.

Своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культа, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения.

Помимо аристократии и служителей культа, в школе обучались дети ремесленников и торговцев.
Шумерские школы Месопотамии. В Месопотамии успешно развивались астрономия, математика, агротехника, была создана система нотной грамоты, процветали различные искусства. Именно шумеры развили письмо и поставили его в широких масштабах на службу цивилизации.

Древнейшие школы возникли в Месопотамии не позднее 3-го тыс. до н.э.

Школы имели чисто практическую направленность: готовили писцов, землемеров и других специалистов, необходимых для организации хозяйственной и административной жизни страны.Первые заведения, где готовили писцов, получили название дома табличек (по-шумерски эдуббы).

На сырые глиняные таблички деревянным резцом наносилась клинопись,затем их обжигали. С 1-го тыс.д до н.э. стали использовать деревянные таблички( покрывали тонким слоем воска и выцарапывали знаки).

Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем – при храмах и дворцах. Это были небольшие учреждения с одним учителем, в обязанности которого входило: управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички – упражнения.

В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр.

Обучение было платным, размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться особым вниманием педагога, родители делали ему подношения.

Быт и учеба в школе напоминали жизнь большой семейной общины. Возглавлял эдуббу «отец-учитель», остальные преподаватели именовались «братьями отца». Сами ученики делились на младших и старших «детей» эдуббы. В школах обучались лишь мальчики.

У шумеров идеалом образования считалось полное владение письмом, искусством певца и музыканта, умение выносить разумные и законные решения, а также разбираться в жертвоприношениях богам. Программа обучения была по преимуществу светской, ученик должен был знать терминологию нескольких профессиональных групп: жрецов, ювелиров, пастухов и карабельщиков. В школах изучали также «Законы Хаммурапи» – свод правил жизни и воспитания детей.

Методами обучения являлись:

*заучивание

* переписывание

*бесконечные повторения.

Зарождались методы:

  • беседы учителя с учеником

  • разъяснение учителем трудных слов и текстов

  • прием диалога-спора с воображаемым предметом.

В школе царила суровая палочная дисциплина. Учеников били на каждом шагу: за опоздание на урок, за разговоры во время занятий, за плохой почерк и т.д.

Во 2-ом тыс. до н.э. появились школы для девочек-эддубы.

Школы Древнего Египта.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н.э. Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. В школах учились дети чиновников, жрецов, землевладельцев, торгово-ремесленной верхушки, способные вносить плату за свое обучение. Образование считалось важнейшей предпосылкой будущей успешной карьеры.

Идеалом древнего египтянина считался немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы, человек. В логике такого идеала и шло все обучение и воспитание, важность которых подчеркивалась в поучениях: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец».

Школа Древнего Египта была небольшой по размерам. Учились в основном мальчики. Девочки редко посещали школы. Они достигали брачного возраста в 12-14 лет. Их учили, как правило, дома, и многие из них владели грамотой.

Обучение было индивидуальным и зависело от способностей и материальных возможностей(5-16 лет).

На первом этапе обучения каждый ученик должен был научиться считать, читать и быстро писать.

На втором этапе ученики изучали стилистику грамматику, литературу ,музыку, математику и знакомились с основами ведения хозяйства и законодательства.

Занятия шли с раннего утра до позднего вечера.Ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов.В итоге, ученик должен был овладеть деловым стилем (для светских нужд) и уставным (для составления религиозных текстов). Писали на глиняных черепках, коже и костях животных. После появился папирус. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Писали черной краской ,а красной начинали новую строку. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, которые переписывали и заучивали.

В школах Древнего Египта особое значение придавалось умению слушать учителя, так как существовало мнение, что слушание развивает способность к послушанию – одну из важнейших добродетелей того времени. Учителя старались «принудить сердце ученика» к выполнению требований, предъявляемых ему в школе, часто прибегали к телесным наказаниям. Считалось, что с их помощью можно добиться усвоения изучаемого материала: «Ухо мальчика на спине его; он слышит, когда его бьют».

Большое внимание уделялось гимнастике,плаванию,воспитанию хороших манер. С 12 лет дети с утра до вечера работали в канцеляриях, обед брали с собой( 3 хлебца и 2 кружки пива).

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений типа: «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль».

Усиливается специализация обучения , открыватся школы врачевателей и царские школы.
Иудаистская педагогическая традиция.

Интенсивное становление иудаизма происходило в 1-м тыс. до н.э.В Х веке до н.э. были созданы «Притчи Соломона », в которых излагались важнейшие педагогические максимы иудейского царя.

Большое внимание уделяется обучению детей.Создаются национально религиозные школы .

Для мальчиков вводится всеобщее начальное обучение.На воспитание оказали влияние две религии : индуизм и буддизм.

Человек в индуистской традиции уподоблялся колеснице. Разум провозглашался тем колесничим, который при помощи поводьев (ума) правит конями (чувствами). Однако разум не должен абсолютно верховенствовать; поэтому цель образования – помочь человеку успокоить разум.

Будущие качества человека зависят от соотношения в нем мировых элементов (гунн), как бы осуществляющих его связь с мирозданием, и несут в себе три начала – светлое, активное и темное.

Смысл жизни человека - исполнять предназначенную ему карму, т.е. вести образ жизни той касты, к которой он принадлежал по рождению.

Касты: брахманы (жрецы), кшатрии (правители, воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудра (слуги).

Согласно индуистской традиции, человек в своем жизненном цикле проходит четыре этапа: ученик, домохозяин, отшельник, аскет.

Посвящение в ученики (обряд упанаямы) считалось обязательным условием у всех каст,кроме шудра.Их называли дважды рожденными. Во время обряда посвящения мальчикам повязывали через плечо особый жертвенный шнур, который уже не снимали до смерти.Получивший «второе рождение» ,как правило, несколько лет жил в доме наставника – гуру, под его руководством заучивал наизусть формулы вед и постигал обряды. Не прошедшие инициацию, становились отверженными, их лишали права иметь супругой представительницу своей касты, получать дальнейшее образование.

Инициация имела разные сроки:

-брахманы с 8 лет;

- кшатрии с 11 лет;

- вайшьи с 12 лет.

Обучение длилось не более 8 лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3-4 года. Программа обучения состояла в пересказах вед, обучении чтению и письму.

«Второе рождение» человека обеспечивал учитель-наставник считавшийся его духовным отцом. Из «двух отцов», дающих физическое и духовное рождение, второй почитался выше.

Повышенное образование юноши получали у гуру (чтимый, достойный), изучали: поэзию и литературу, грамматику и философию, математику, астрономию.

Порядок обучения строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития.

Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы.

с V в. до н.э. народы Южной Азии испытали влияние буддизма. Буддизмвыдвинул тезис о принципиальном равенстве людей, о возможности каждого человека достигать вершин в духовном совершенствовании и о предоставлении всем людям равных возможностей в получении образования независимо от их кастовой принадлежности, социального и имущественного положения, а также вероисповедания.

Элементарное образование получали в религиозных школах вед (обучение носило сословный характер) и светских учебных заведениях (учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение носило более практический характер).

В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование (изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр.).

В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя получали денежное вознаграждение.

Во II-IV вв. происходит возрождение индуизма.Целью вспитания является: достижение душевной гармонии и покоя. Определились два типа учебных заведений: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Доступны были для представителей разных каст.
Школа и педагогическая мысль в Древнем Китае.В основе педагогических традиций Древнего Китая лежал опыт семейно-общественного воспитания, ценилось уважение младших к старшим. Наставник почитался как отец, деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались сян(возникли на месте прибежища для престарелых, которые обучали и наставляли молодежь)и сюй ( учили военному делу,стрельбе из лука). Позже пользовались словом сюэ.

Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству. Поначалу иероглифы высекали на черепашьих панцирях и костях животных, а в Х-IХ вв. до н.э. – на бронзовых сосудах. Далее использовали расщепленный бамбук,шелк, на котором писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.э. появляются тушь и волосяная кисточка. В начале II в. н.э. появляется бумага.

Наибольшее воздействие на развитие образования и педагогическую мысль в Древнем Китае оказал Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Он создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. Основу педагогического учения составила трактовка им вопросов этики и морали, управления государством.Ведущая часть его учения – тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.

Конфуций первым в истории зафиксировал в письменном памтнике вывод о том, что в деле воспитания нельзя делать различий между людьми.

Им была поставлена проблема соотношения природы и воспитания при формировании человека.

Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, – это трактат – «Беседы и суждения» ( со II в н.э. был обязателен для заучивания).Некоторые изречения :

«Учиться без пресыщения», «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?», «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

В целом, древнекитайский подход к методике обучения заключался в формуле : согласие мкжду учителем и учеником, легкость обучения,самостоятельность размышления.
4.Система воспитания и обучения в античных государствах.

Первобытнообщинный строй сменяется рабовладельческим строем.

Имущественное расслоение привело к дифференциации воспитания, а именно, отделению умственного воспитания(господствующий класс) от трудового(неимущий класс). Воспитание детей имущих классов осуществлялось в особых учебно-воспитательных учреждениях (школах), назначение которых – передача накопленных человечеством знаний. Воспитание выделяется как самостоятельная функция государства,хотя было много частных школ. Физический труд полностью исключается из жизни школьников.

Античная система образования строилась на идеях рациональности и автономности личности, примата светского начала, на идеях развития личности и знания как добродетели. В центр образовательного процесса ставилось искусство красноречия. Античный человек был направлен на внешний мир и действие в нем, что выразилось в создании прекрасных городов, развитии искусств, философии, публичном характере жизни.

В античном мире сложились во многом схожие и вместе с тем своеобразные системы элитарного образования и воспитания: спартанская, афинская и римская.

Спартанская система воспитания возникла в VII-VI вв. до н.э. и

носила военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами. В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути своей невежественного человека.

Главная цель спартанского воспитания – подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.

Целенаправленному воспитанию придавали решающую роль в деле формирования человека.

Плутарх в сочинении «Изречения спартанцев» привел легенду о том, как законодатель Ликургубедил в необходимости воспитания народное собрание. Он показал старейшинам двух собак, одна изкоторых, охотничьей породы, была приучена к лакомой пище, а другая, сторожевой породы, – к псовойохоте. Когда перед ними положили еду и выпустили зайца, то каждая устремилась к чему былаприучена.

Вывод:«воспитание для выработки добрых качеств значит больше, чем природа», всемнеобходимо в течение всей жизни учиться доблести.

Общественное воспитание в Спарте начиналось с первого дня жизни.По словам Плутарха,новорожденного осматривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в пропасть Тайгет,отнимая у них жизнь, а здоровых и крепких передавали опытным кормилицам (ценились во всей Греции). Они малышей не пеленали, оставляя свободу движения телу; приучали их соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми к пище;учили не бояться темноты, не пугаться; умели останавливать плач и предупреждать капризы детей.

С 7 лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения – агеллы, где и воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица (педонома). Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма (легкая, одинаковая зимой и летом одежда, простая пища и т.д.), к умению владеть оружием, к бдительному надзору за рабами, к дисциплине. Начинается развитие системы воспитания -пятиборье (бег, скачки, борьба, метание диска, метание копья). С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою. Обучали также военной музыке и декламации стихов о военной доблести. С ними проводили беседы нравственного содержания с целью научить молодых спартиатов отличать хорошее от дурного , приучить подростков к краткости и ясности речи. Старшие подростки принимали участие в своеобразных «практических занятиях» – криптиях, ночных облавах на рабов.

Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах и т.п.

Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек. Кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за ребенком, музицирования) существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек (бег, прыжки, борьба, бросание дисков, кидание копья).

Спартанская система воспитания в дальнейшем оказалсь малопродуктивной.Но, традиции физического воспитания,закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в следующие эпохи.

Афинская система воспитания возникла в 7-5 в до н.э. Задача: воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии (прекрасный в физическом и нравственном отношении). Идеалом считалось сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики с 7 лет. В школе грамматиста они получали общие основы грамоты, а несколько позже или одновременно обучались в школе кифариста (музыка, пение, декламация). В 12-16 лет, подростки занимались в школе палестра гимнастикой под руководством педотриба. Основные виды занятий: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы. Юноши 16-18 лет из состоятельных и знатных семей обучались в государственном учебном заведении – гимнасии( Академия, Ликей, Киносарг,), где изучали философию, литературу, политику, физическое развитие. Более высокое образование юношам 18-20 лет давала эфебия. Они изучали законы афинского государства (правоведение) и проходили профессиональной военной подготовки подготовки( верховая езда, стрельба из лука и катапульты, мктание дротика и др.). Длилась она 2 года в лагерях и завершение курса означало,что они стали полноправными гражданами Афин.

Из-за высокой платы за обучение была недоступна детям малоимущих родителей. Такие дети обучались какому-либо ремеслу у своих отцов.

Девочки получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство. Задача: обучение грамоте, пению, рукоделию, управление домашним хозяйством. Вели затворническую жизнь и появлялись на людях очень редко( религиозные церемонии).
К концу IV в. до н.э. появляются два типа высших школ:

  • риторические школы (готовили ораторовзанимались точными и естественными науками)

  • философские школы ( обсуждались мировоззренческие проблемы)


5.Педагогические идеи античного мира

1) Пифагор(540–537 гг. до н.э). Основатель пифагорейской школы, своеобразного религиозно-этического братства.Обучение и воспитание молодежи было хорошо продуманным и организованным.В основу периодизации развития человека, отмечая основные возрастные рубежи, пифагорейцыположили цифру 7: в первую седмицу выпадают зубы, во вторую седмицу наступает половая зрелость,в третью седмицу – отрастает борода. Обучать и воспитывать надо соответственно возрасту, чтобы«дети не вели себя по-младенчески, юноши – по-детски, мужи – по-юношески, а старики не впадали вмаразм».

День начинался с одинокой утренней прогулки в священной роще, чтобы каждый в отдельности мог «упорядочить и гармонизировать сознание». После этого все ученики собирались в храме, где шло учение и исправление нравов. Затем – гимнастика, а уже потом – завтрак и прогулка с друзьями с целью совместного повторения новых знаний. После обеда юноши приступали к чтению, причем читал самый молодой ученик, а самый старший комментировал. В конце дня учитель произносил свои наставления, и учащиеся расходились по домам.

2)Гераклит( 520-460 гг. до н.э.).

1.Каждый человек способен к обучению, познанию истины исовершенствованию;

2. у человека есть два основных орудия познания: ощущения и разум; 3.через органы чувств обучающийся вступает в контакт с окружающим миром и приобретает способность мыслить;

4.Многознание уму не научает;

5. Интеллектуальное образование и нравственное воспитание должны быть единым процессом.

Вывод: ведущая роль самовоспитания и самообразования в становлении личности.

3) Идею Гераклита о необходимости следовать природе в деле воспитания и обучения продолжил Демокрит (около 470/460-370 гг. до н.э.)-мыслитель-энциклопедист, являлся одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Как и Гераклит, считал, что «следует учиться многоумию, а не многознанию».

Он сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определял термином «микрокосм». Демокрит высказал ряд других педагогических идей:

  • необходимость семейного воспитания, главное в котором – учить следовать положительному примеру родителей;

  • важность в ходе обучения и воспитания, ибо«хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы;

  • важно приучение ребенка к труду, а не принуждение к нему, поскольку учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».

  • основными мотивами самосовершенствования является детская любознательность, а задача учителя – побуждать внутреннее влечение детей к учебе прежде всего спомощью убеждения.


4) Сократ (470–399 до н.э.)- довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог учителя с учеником. На начальном этапе обучения он подводил к пониманию проблемы. Далее, с помощью умело поставленных вопросов ,подводил к признанию тех положений, которые являются истинными( эта часть беседы называлась «майевтика» повивальное искусство.) Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными. При этом собеседнику-ученику казалось, что он самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел на них.

Одно из достоинств этого метода заключается втом, что ученик отталкивается от осознания своего незнания и тем самым побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.

Педагогические принципы Сократа: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством.

5)Платон(427-347 до н.э.).Излагал свои мысли о воспитании в своих политических и философских трактатах «Государство» и «Закон». Утверждал право на образование только за рабовладельцами, он считал, что все другие классы в этом отношении должны «крепко-накрепко закрыть уши».Придавал большое значение изучению философии, ведущей к познанию добра и красоты. Главная задача – передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укреплять разумную часть души.

Придавал огромное значение воспитанию человека, так как только оно делает его «кротким и достойным созданием». Цель воспитания- формирование «тела и души наипрекраснейшими и наилучшими» 

В своих высказываниях о воспитании Платон ставил и ряд методических вопросов: о наглядности, последовательности в процессе обучения, концентрическом расположении материала.

Выдвинул идею создания системы государственных школ, оказав сильнейшее влияние на организацию школьного дела в последующую, эллинистическую эпоху. Новорожденных вскармливали общественные кормилицы в государственных воспитательных домах. С 3 лет до 6 воспитание осуществляли особые воспитательницы на специально оборудованных площадках вблизи храмов. С 7 лет все дети должны были посещать школы, но не частные, а единообразные, государственные. С12 до 16 лет подростки должны посещать палестры и гимнасии.С 18 до 20 лет, для деей элиты, предполагалась военно-гимнастическая и философская подготовка в эфебии.

Много внимания уделял мыслям,эмоциям,играм,песням,танцам,чтению,пересказу.

В 378 г. до н.э. он основал в окрестностях Афин школу – Академию, которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды его педагогических идей. Просуществовала более тысячи лет.

6)Антисфен(450-360 гг. до н.э.). Основатель материалистически ориентированной философской школы киников. Основным методом воспитания считал личный пример учителя. Обязательное условие воспитания — закаливание, привитие стойкости, презрения к роскоши, умение переносить лишения, физические неудобства. С трудовым воспитанием тесно связывал нравственное, а с ним связывал физическое. Самое важное место он отводил умственному воспитанию, считая, что главный воспитатель и руководитель в жизни — это наш собственный разум. На вопрос: что необходимо для успеха в обучении ?Антисфен отвечал таким каламбуром: «Новая книжка,новый грифелек , новая табличка,да ум впридачу».

7)Аристотель(384-322 гг. до н.э.) отразил вопросы воспитания в сочинениях «Политика» и «Этика». Его педагогические воззрения связаны с его учением о душе в трех видах: растительной(питание и разложение), животной(ощущения и чувства), разумной(мышление,позновательная деятельность). Цель воспитания – развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

Одним из первых высказал мысль о природосообразности воспитания и сделал попытку дать возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до половой зрелости, от 14 до 21 года).

Выступал за придание школам характера государственных учреждений, обеспечивающих всем гражданам, за исключением рабов, равное и единое образование.

Главная цель воспитания– нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество.

Умственное воспитание, по его мнению, осуществляется путем изучения грамматики, арифметики, рисования, предметов, полезных в житейском обиходе и имеющих практическое применение.

Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека. Выделялись три основные группы факторов: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении.

В 335 г. до н.э. в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати создал учебное заведение- Ликей, которым руководил в течении 12 лет.

6.Просвещение и педагогическая мысль в Византии.

Византия (395-1453 гг.) явилась прямой наследницей эллино-римской культуры. По уровню образованности ее население вплоть до ХIII-ХIV вв. значительно превосходило западно-европейские государства.

Идеалом являлся человек, получивший классическое образование и сочетающий христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью.

Высокого уровня развития в Византии достигли домашние формы воспитания и обучения детей.В семьях простого народа в основе было трудовое и начальное христианское воспитание, а в знатных семьях овладевали грамотой и получали достаточное книжное образование.

На первой ступени обучения, в школах грамоты («пропедиа»), дети получали элементарное образование. Курс обучения, как правило, охватывал 2-3 года и начинался с 5-7-летнего возраста.

Среднее образование византийцы получали в частных, церковных и государственных грамматических школах. Для обозначения среднего образования использовался термин «педиа». Почти все дети гражданской и церковной элиты проходили эту ступень обучения. Цель: формирование общей культуры, красноречия, развитие мышления у школьников. Большое внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике, поэтике. Методика обучения традиционная: учитель читал, давал образец толкования, задавал учащимся вопросы, отвечал на вопросы учеников, организовывал дискуссии.

В 425 году в Константинополе была организована высшая школа («Аудиториум»), с середины IХ века называвшаяся Магнарвой. В содержании высшего образования в Константинополе входили: метафизика как метод исследования природы, философия, богословие, медицина, музыка. Задача: осмысление античного наследия. Форма обучения: диспут.

Также существовали кружки-салоны, своеобразные домашние академии, объединение эрудитов, группировавшихся вокруг мецената-философа.Высшее богословское образование в Византии получали в монастырях.

Т.о. особенность византийской педагогической мысли заключалась в слиянии и переплетении античных педагогических идей с представлениями о воспитании человека деятелей и мыслителей восточной православной церкви. Самыми известными христианскими теологами были :

Григорий Богослов (ок. 330- ок. 390), церковный деятель и мыслитель, поэт и прозаик, автор поэмы «О страданиях моей души».Основной задачей считал научение человека находить пути к спасению души, различать в жизни добро и зло. Большое внимание уделял самовоспитанию, «внутреннему деланию христианина».

Василий Кессарийсский (ок. 330-379 гг.) признавал светскую образованность необходимой в «этом мире» и совершенно бесполезной в «ином мире». Условие правильного воспитания и обучения - удаление от мирских, телесных дел, молитва и пост. Основно метод воспитания: самопознание человека через углубление в свой внутренний мир.

Иоанн Златоуст (344/345-407 гг.), один из наиболее известных проповедников восточной христианской церкви. Считал,что необходимо обращаться к самому божественному в человеке – его воле и свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности. Исключал применение методов авторитарного давления, принуждения и отстаивал методы увещевания, совета, предостережения. Главным источником знания он считал Библию.

7.Развитие образования и педагогической мысли в европейских странах в период Средних веков.

В Западной Европе установился феодальный строй, в котором господствующими сословиями являлись светские феодалы и духовенство. Оплотом идеологии феодального общества стала церковь, монополизировавшая философию, науку, искусство и школу. Церковь призывала к покорности, используя учение о прирожденной греховности человека, проповедовала терпение, умеренность, аскетизм, долготерпение, смирение.

Основными типами школ стали:

приходские (при церковном приходе)- священники готовили себе помощников из мирян;

монастырские-предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи, подготовка низшего духовного персонала;

соборные или кафедральные – открывались при епископских резиденциях. Дети 7-15 лет обучались основам грамоты и пению. В монастырских и соборных школах помимо грамматики, риторики и «диалектики» ,включались «семь свободных искусств» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). «Венцом наук» считалось богословие.

Средневековое образование носило схоластический характер. Читать и писать учили на чуждом, непонятном детям латинском языке, на котором велось и преподавание всех учебных предметов. Содержание всех учебных предметов заучивалось наизусть по каноническим, одобренным церковью, учебникам. Классно-урочной системы не было. Дети поступали в школу в разное время, каждый ученик шел своим темпом. Основным «педагогическим» средством воздействия на ученика было физическое наказание.

В феодальных кругах широкое распространение получила рыцарская система воспитания, содержанием которой стало формирование «семи рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, стихосложение и пение. Организация рыцарского воспитания: до 7 лет старшие сыновья феодала оставались в своей семье. С 7 лет они направлялись в замок вышестоящего феодала, выполняя обязанности пажа супруги феодала, с 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена, сопровождая последнего в походах на охоте, участвуя в турнирах оруженосцев. По достижении 21 года он торжественно посвящался в рыцари.

Младшие сыновья оставались дома, упражняясь в «рыцарских добродетелях», обучаясь у капеллана замка религии, чтению, письму. В отдельных случаях они посещали соборные и кафедральные школы и готовились к занятию высших церковных должностей. Сыновья мелких феодалов обычно никакого образования не получали.

Воспитание и образование девушек носило сословный характер и осуществлялось в семье под надзором матери и специальных воспитательниц. Распространена была практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. Они знакомились с религиозными догмами, учились танцевать, играть на музыкальных инструментах, вести беседу. Получали элементарные знания по истории, географии, мифологии, арифметике, теологии, латыни.Уровень образованности женщин-дворянок был выше, чем у мужчин.

Особенности воспитания и обучения детей высшей феодальной знати были рассмотрены в трактате Винсента из Бове (1190-1264) «Об обучении детей благородных особ». Этот труд можно отнести к разряду блестящих энциклопедий по воспитанию.

Основная масса населения не получала образования в школах, дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских сложилась система ремесленного ученичества: обучение труду и сам труд осуществлялись одновременно.

С ростом городов, развивитием мануфактуры, ремесла и торговли в ХIII-ХIV вв. открыватся цеховые и гильдейские школы. Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников. Гильдейские школы создавались объединениями купцов (гильдиями). Содержание образования этих школ выразилось в повышении роли в них математики и дисциплин естественно-научного цикла. Основой обучения в этих школах являлся родной язык. В ХV-ХVI вв. цеховые и гильдейские школы слились в городские (бюргерские)перешедшие на содержание городских магистратов (самоуправлений).

Несмотря на сопротивление церкви ,стали возникать учебные заведения светского типа, сочетающие общее образование со специальным: медицинская школа в Солерно, юридическая школа в Болонье и Падуе (Италия). Возникают первые университеты в XII в.: во Франции – Парижский университет, в Англии – университет в Оксфорде, а в XIII в. открывается университет в Кембридже. В XIV веке создаются славянские университеты – в Праге, а затем в Кракове. Сеть университетов быстро расширяется( в XIII в. - 19, а в XV в. – около 80). Они возникали по инициативе ученых и, пользовались правом самоуправления. Церковь постепенно завоевывает монополию в университетах, и главнейшим факультетом становится факультет богословия. Она стремилась удержать университетское образование под своим контролем, но университеты являли собой светскую альтернативу церковному образованию.

В средневековых университетах было 4 факультета:

1) Подготовительный или артистический факультет играл роль средней школы, где преподавались «семь свободных искусств». На подготовительном факультете обучение длилось 6-7 лет. 13-14-15-летний подросток, проучившись 2-3 года получал степень бакалавра (помощника преподавателя), а еще через 4-6 лет – степень «магистра искусств» (преподавателя).

2)Основными факультетами, были: богословский, медицинский и юридический.

Обучение на одном из главных факультетов продолжалось 5-6 лет. Это давало возможность получить звание доктора наук. Чтобы получить высшую степень доктора на богословском факультете требовалось не менее 15 лет учебы. Длительный характер обучения приводил к тому, что большинство студентов ограничивалось степенью бакалавра или магистра.

Содержание обучения : схоластическое; сводилось к усвоению лекций и одобренных церковью канонических учебников.

Основные методы: лекции и диспуты. Профессор читал фразу за фразой первоисточник или учебник, сопровождая чтение подробными комментариями. После каждой лекции усвоение ее проверялось в процессе собеседований (коллоквиумов).

Около 1450 г. в Германии Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. Это оказало влияние на распространение университетского образования и на весь ход развития цивилизации в Европе.


написать администратору сайта