билеты с ответами методика. Билеты методика 4к. 1 Предмет педагогики и ее основные категории
Скачать 147.13 Kb.
|
1) Предмет педагогики и ее основные категории. Предметом педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно. Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве. Обучение понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. Очень часто в качестве категорий педагогики указываются: 1)Социализация- становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. 2)Дидактика- раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. 3)Развитие- необратимое, направленное, закономерное изменение сознания. 4)Формирование. Специфика звукоизвлечения на классической гитаре. Звук на гитаре извлекается посредством щипка (по наименованию этого приема гитара и классифицируется как «щипковый» инструмент). Движение пальцев при игре вызывается сокращением мускулов. Большой палец производит щипок от себя, указательный, средний и безымянный пальцы производят щипок к себе ( мизинец в игре не участвует ). Сила удара исходит от третьего сустава. Приготовленный для удара палец должен находиться перпендикулярно по отношению к струне. В практике (рис. 1, 2) гитаристы называют основными приемами звукоизвлечения удар (с опорой на соседнюю струну) и щипок (без опоры на соседнюю струну). Апояндо(с опорой) 1. Подготовительный момент(палец над струной) 2. замах. 3 удар кончиком пальца по струне( сила удара от третьего сустава, палец в суставе не прогибается. 4-после удара палец ост на соседней струне , опираясь на нее(затем снова принимает положение №1) в арпеджио на 6 звуков 3 звука с опорой(бас) Тирандо(без опоры) 1-подготовительный момент 2-удар по одной или нескольким струнам 3-пальцы движутся в сторону ладони Исполнение этих приемов на гитаре связано с голосоведением. Апояндо -гаммообр техника, в медл пьесах где нужно подчеркнуть выразить мелодию(гамофонногарм). Тирандо-аккорды, интервалы, арпеджио, бас. Извлечение звука ногтевым способом важнейший момент при игре. Удобная длина ногтя 1-1,5 мм. Струну следует поймать подушечкой, а затем струна смещается на ноготь, который завершает атаку. Если струна будет попадать на подушечку далеко от ногтя не касаясь его, то при игре она будет ударяться об ноготь, что даст двойной звук. Ноготь обтачивается по форме подушечкки+угол слева. Пилочки….. на начальном этапе безногтевой Вариант 2 Целостный педагогический процесс. Субъекты целостного педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Главное свойство педагогического процесса – его способность к выполнению возложенных на него социальных функций. Иными словами, достижение поставленных целей обучения и воспитания в их полном объеме. °Однако это свойство педагогический процесс имеет лишь при условии того, что в нем присутствует целостность. Поэтому современная педагогическая наука рассматривает педагогический процесс как целостное явление. Ведь одна из задач педагога – воспитание целостной гармонично развитой личности, а для этого и учебно-воспитательный процесс также должен быть целостным. Однако что следует вкладывать в понятие «целостность» в данном контексте? Целостность – это высшее качество педагогического процесса, которое демонстрирует высший уровень его организации и развития, а также сознательные действия объектов и субъектов обучения. Целостный педагогический процесс предполагает гармоничность и взаимосвязанность всех его компонентов: например, задачи отвечают поставленным целям, для решения задач выбираются адекватные методические системы и технологии, в рамках последних реализуются правильно выбранные формы и приемы работы в структуре учебного процесса, а педагогом осуществляется объективная оценка уровня сформированности тех навыков и умений, которые были продиктованы задачами обучения. Рассматривая педагогический процесс как целостное явление, мы больше исходим из того факта, что обучение происходит главным образом в структуре определенного учебного коллектива: класса в школе или группы студентов. Но каждый член учебного коллектива – это индивидуум, личность, с только ей присущим набором ценностных установок, способностей, социальных и физиологических факторов. И целостность педагогического процесса предполагает всестороннее развитие каждой такой личности. Говоря иными словами, по окончании педагогического взаимодействия под его влиянием должна сформироваться группа людей, получивших не только определенные знания и умения, но и личностные качества, отвечающие нравственным требованиям современного общества, и те, которые требует от молодого человека избранная им специальность. Но при всем при этом каждый человек все равно должен оставаться сам собой: таким образом, понятие «целостное развитие личности» предполагает ее преобразование, а не принуждение или иное психологическое давление. Однако с сожалением приходится констатировать, что в ряде случаев педагогический процесс не всегда отличается своей целостностью. В чем же причины этого? Дело в том, что в педагогической деятельности существует ряд компонентов, которые сами по себе являются самостоятельными, но их необходимо соблюдать в единстве. И лишь подобное единство в соблюдении данных аспектов делает педагогический процесс действительно целостным. Ниже мы постараемся данные компоненты рассмотреть более детально. Компоненты целостности педагогического процесса. Таких компонентов немало: в разное время в своих работах их упоминали педагоги и методисты разных направлений. В частности, в трудах Я.А. Коменского, Гумбольдта, Песталоцци, а позднее – К.Д. Ушинского и Л.С. Выготского. Перечислим основные из них. 1 Осознание и конструирование содержательной и материальной базы учебного процесса. 2 Коммуникативное воздействие субъектов и объектов обучения с целью достижения сознательного отношения к учебному процессу. 3 Коммуникативное взаимодействие педагогов и обучаемых вне учебного процесса (неформальное общение) сквозь призму осознания того факта, что педагог должен быть не только носителем тех или иных знаний, но и жизненным ориентиром как минимум в какой-либо из областей жизни. 4 Самообразование учащихся через принцип ценности знаний без участия педагога. Однако ни один из этих компонентов никогда не достигается самопроизвольно: каждый из них является плодом кропотливой работы педагога через осознанием им того, что каждый ученик – личность, с одной стороны, и что без учета личностных характеристик и качеств обучаемых построение гармоничного педагогического процесса вряд ли следует считать возможным. Методика обучения игре с листа. Чтение с листа – постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной информации. «Сколько читаем – столько знаем». Раздвигая горизонты познанного учащимся в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специальных сведений и т.д. оно способно сыграть самую активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания. Чтение с листа – один из кратчайших, и наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития ученика, выявляющий следующие основные дидактические принципы развивающего обучения: а) увеличение объема используемого музыкального материала. б) ускорение темпов его прохождения так как, чтение с листа — это усвоение максимума информации в минимум времени. Отсюда вывод: если обще музыкальное развитие учащегося – его способностей, интеллекта, профессионального слухового сознания – призвано быть особой, специальной целью в учебных заведениях педагогического профиля, то чтение музыки с листа имеет в принципе все основания стать одним из главных, специальных средств практического достижения цели. Есть два предварительных, исходных условия свободной игры по нотам. I. Уверенное знание «языка нот», то есть системы нотных обозначений. Установка современной методики – ребенка нужно учить читать ноты с первых шагов обучения, «донотного» периода развития, в котором закладываются основы ритмической организации и элементарных слуховых представлений. Знаки ритма и высоты изучаются раздельно. Первым осознается и осваивается ритмический элемент записи. Ученики ритмично произносят тексты считалок, дразнилок, стихов, в которых преобладают сочетания коротких и длинных слогов, берущихся в дальнейшем за основу в понятии «четверть» и «восьмая»; - шагают под марш с подчеркиванием каждого шага хлопком в ладоши. Затем на шаг два хлопка, чередуют хлопок и два хлопка на шаг; - выстукивают на столе ритмов считалок, песенок, которые они слушают, напевают или подбирают на инструменте. Для закрепления зрительно-слуховых связей вводятся звуковые символы – ритмослоги, доступные для ребѐнка, благодаря близости к миру детского словотворчества. Применение их снимает необходимость в арифметическом исчислении, при котором понимание ритма остается чисто внешним. Одновременно идет объяснение, как записать простейшими способами такой ритм. С небольшим опозданием во времени /в зависимости от индивидуальности ученика/ вводится звуковысотный элемент записи в форме интонационных оборотов, состоящих из двух-трех звуков, доступных детскому слуху, например детская приговорка или голос кукушки. Дальнейший процесс, приводящий к чтению нот уже в ключе. Как происходит процесс правильного чтения нот? 1. Созерцание нотного изображения – визуальный ряд 2. Создание звукового представления, соответствующего ноте – акустический ряд 3. Воспроизведение звука нажатием клавиши – моторный ряд. 4. Сравнение возникшего звука с увиденным и представленным звуком – критика, контроль. Чтение нот с листа будет быстрым тогда, когда между моторикой и визуализацией достигнута почти автоматическая связь, поэтому уже первые упражнения в чтении нот с применением ключа должны проводится на инструменте. Другими словами, не так важно, чтобы ученик умел называть отдельные звуки, как важно, чтобы он быстро умел находить клавишу или лад, на которые указывает нотное изображение. Ученик должен постепенно овладевать связями между отдельными звеньями комплекса «вижу – слышу – играю». Сначала отрабатывать связь «слышу – вижу», т.е. знакомые на слух мелодии показываются ученику в нотной записи. Затем эта же связь в обратном порядке «вижу – слышу», т.е. зрительное восприятие нотной записи знакомой мелодии мгновенно переплавляется в ее слышание. И, наконец, весь комплекс. Ученик просматривает нотный текст, следит глазами и слухом за направлением движения определенной группы нот, потом он называет эти ноты и поѐт их хотя бы приблизительно. После этого он играет их на инструменте вначале одним пальцем, потом с соответствующей данной пьесе аппликатурой. II. Ускоренное чтение, иначе, ускоренное восприятие нотной графики, ориентируясь при игре по контурным очертаниям нотных структур. Ученик, как правило, осваивает нотную графику в процессе активного музицирования: пения, подбора по слуху, транспонирования, импровизации, сочинения и записи осмысленных ритмоинтонационных фигур. Основное требование, предъявляемое к ученику при чтении с листа – непрерывность исполнения. Принцип охвата произведения целиком, сквозного исполнения в едином метре и заданном темпе – основной принцип воспитания навыков чтения с листа незнакомого текста. Опытный музыкант скорее пропустит какую-либо деталь, что-нибудь не доиграет, но ни за что не остановится, не «выскочит» из ритма, не собьется со счета. Учиться непрерывности исполнения отдельных отрывков надо не только в быстром темпе, но и в спокойном движении, когда необходимо сыграть каждую ноту, не допустить никаких поправок, ошибок, пропусков. В обоих случаях решающее значение придается точной ритмической пульсации долей такта. Очень полезно на всех этапах обучения использовать ансамблевые формы музицирования. Читая новое и достаточно сложное произведения, нет необходимости с тщательностью воспроизводить каждый знак нотного текста /минимум нот – максимум музыки/. Текстовым сокращениям и облегчениям подлежат в первую очередь фоновые гармонические звукообразования, аккордовые комплексы и т.д./; а мелодические рисунки, равно как и басы, наоборот требуют к себе особо бережного отношения. Техника ускоренного чтения нот базируется: 1. На умении мгновенно фиксировать дистанцию между нотными знаками, что составляет основу т.н. относительного чтения, например, когда исполнитель видит интервал из двух нот, написанных на первой и третьей в линейках нотного стана, то его сознание фиксирует нижнюю ноту МИ первой октавы и квинту от нее /пропущена одна строчка/. При этом срабатывает не логика, т. е. рациональное определение и отыскивание на инструменте квинты, а зрительно – слуховой и двигательный символ квинты. Если же предстоит взять трезвучный аккорд, то опять же фиксируется нижняя нота и по графическому изображению аккорда выстраиваются остальные звуки, т.к. ясно видно, где в аккорде секунда, терция или кварта. Также дело обстоит и в чередовании нотных знаков по горизонтали, сознание фиксирует соотношение звука по высоте c предыдущим и последующим. Здесь большое значение приобретают двигательные навыки исполнителя. Большую помощь в развитии способности читать ноты может оказать переписка нот. 2.Так же техника базируется на умении мгновенно распознавать наиболее типичные мелодические, гармонические и ритмические фигуры – гаммы, арпеджио, аккорды, их последовательность и т.д. При этом разгружается внимание играющего /фактор первостепенной важности!/; уч-ся в этом случае читает как бы «сквозь ноты», сознание дает четкий импульс рукам, которые уже сами, как бы машинально, выбирают наиболее правильные и рациональные движения. К тому же это всегда легче выходить из аппликатурных затруднений, используя в привычных ситуациях ранее освоенные, налаженные, и автоматизированные последования пальцев. Если при горизонтальном чтении помогает внутренний слух, владение навыками группировки, то при вертикальном эту помощь оказывают элементарные навыки в области гармонии. Например, необходимо, чтобы нотное изображение трех звуков, расположенных на трех соседних линейках или в промежутках между соседними линейками, мгновенно ассоциировалось с трезвучием - мажорным или минорным к тому же нужно знать тональность данной пьесы, и рука уже должна быть готова сыграть с соответствующей аппликатурой - этот аккорд. Таким образом соединять визуальный ряд с моторным и довести посредством тренировки до автоматизма. 3. Основывается на быстрой и точной двигательной реакции, исполнителя на "сигналы" нотного текста. Помехой этому служит не только недостаточная ориентировка в тексте, но и боязнь оторваться глазами от ладов. Второе важное требование, предъявляемое к ученику при чтении с листа - неотрывность взгляда от нотного текста, что тесно связано со свободной ориентировкой рук и пальцев на грифе в любых тональностях "слепым методом", т.е. не глядя на руки и аппликатурной техникой, позволяющей мгновенно, почти автоматически, выбрать наиболее удобный вариант аппликатуры. Нечеткая реакция моторики часто становится тормозом при игре с листа даже у весьма подвинутых музыкантов. Воспитание этих навыков происходит параллельно с развитием слуховых представлений. Ученика знакомят с закономерностями аппликатуры, подбирают нужный материал. Лучше, например, сосредоточить внимание на одном виде фактуры, скажем на гаммообразных движениях, и какой-то период отрабатывать умение читать с листа именно на этом материале, после овладения, которым можно перейти к другому виду. Работая т.о., ученик постепенно накопит различные фактурные формы, типичные мелодические и ритмические обороты, основу хорошего чтения с листа. Выполнение артикуляционных заданий развивает "чувство штриха", характера произнесения и тем самым способствует отработке разнообразных приѐмов звукоизвлечения. 4. На следующем, более высоком уровне находится умение быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-смысловую логику. Основная задача здесь состоит в постепенном укрупнении единицы восприятия нотного текста, что означает совершенствование мышления музыканта. Целесообразно разделить проблему ускоренного охвата текста на два относительно самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали. Предпосылкой структурного, восприятия горизонтали является умение быстро определять синтаксическое строение текста: точные или варьированные повторы, вопросо-ответное соотношение фраз, ритмические остановки, контрастные сопоставления и т.п. Чтобы более четко обозначить границы деления можно использовать вспомогательные знаки: запятые, фразировочные лиги, цезуру в виде одинарной или двойной черты. Усилия играющего должны быть направлены в первую очередь на опознавание в нотном тексте и последующее воспроизведение более или менее законченных музыкальных мыслей. Только игра “по фразам” способна придать процессу чтения осмысленность, внутреннюю логику и соответственно эмоциональную окраску; А сугубо механическое “вышагивание” от ноты к ноте - свидетельствует о глубоком непонимании важнейших закономерностей прочитывания музыкального текста. Так же полезно упражнение "фотографирование", когда ученику предлагается, быстро взглянув на какой то простейший мелодический оборот, интервал, аккорд, запечатлеть его в памяти и затем сразу воспроизвести на инструменте. Постепенно методика оборотов, интервалика и аккорды усложняются, их количество растет. Одновременно усложняется и их ритм; так шаг за шагом и вырабатывается умение охватить текст как можно большими отрезками. Эффективен приѐм закрывания каждого сыгранного такта листком бумаги. В процессе формирования умения читать нотный текст с листа, педагогу необходимо строжайшим образом следить, чтобы чтение нот не подменялось разбором...когда ученик останавливается на каждом шагу и проверяет, то ли он вообще играет? Но часто сами педагоги при ознакомлении в классе с новым нотным материалом /пьесами, этюдами, упражнениями/ вместо того, чтобы использовать этот момент для развития навыков чтения с листа, буквально с первых тактов прерывают ученика и начинают ему объяснять ошибки. В этой ситуации помогает игра в ансамбле с педагогом или другим учеником. Прежде чем читать музыку непосредственно за инструментом, следует, по возможности, ознакомится с ней посредством мысленного прочтения, проиграть еѐ в уме. Нужно определить тональность (иногда играют соответствующую гамму для закрепления лада), метроритмическую структуру (размер, ритмические последовательности: дуоли, триоли, синкопы, пунктирный ритм), в общих чертах динамику, штрихи, аппликатуру, Так же обратить внимание на отдельные музыкально-смысловые элементы, такие как музыкальное построение (период, предложение, фраза), интонационный рисунок (гаммаобразный, аккордовый, арпеджированный, секвенционный). Потом выбрать темп, в котором можно сыграть самые трудные в техническом отношений места, не нарушая общего характера течения музыки. Слишком быстрый темп приводит к тому, что на трудных местах замедляется движение и случаются остановки - цель остаѐтся недостигнутой. После проигрывания полезно разобрать ошибки, подсказать удобную аппликатуру, выявить неточности в штрихах и другие. Такой разбор и анализ со временем учащийся должен будет уметь делать сам. После этого пьеса играется в настоящем темпе, чтобы почувствовать форму и содержание, при этом трудные места можно пропускать, воспроизводя их мысленно. На последующих уроках необходимо усложнять материал и сокращать время на предварительное ознакомление. 5. Совершенно необходима способность предвосхищать развертывания музыкального текста, т.е. мысленное или даже зрительное опережение читающим того, что непосредственно играется им в данный момент. Исполнитель только тогда может достаточно бегло и уверенно прочитать нотный; текст, когда он заранее, пусть даже приблизительно в самых общих чертах, представляет (предугадывает)(предчувствует) ближайшее продолжение текста. Нужно стараться как можно шире зрительно, внутренним слухом и в смысловом отношении схватывать нотный текст, чтобы в поле зрения попадал рисунок своего мотива в целом, догадываться, что последует далее, не сосредотачивая внимания на той ноте, которую исполняешь сейчас, играя еѐ автоматически. Умение "заглядывать" за тактовую черту является залогом непрерывности игры. При работе с учеником можно, постепенным прикрыванием нотного изображения, принудить глаза смотреть вперед; или приучать быстро, реагировать на показанные ему в нотах отдельные звуки в разных тактах. 6. Владение стилем при чтении с листа имеет так же решающее значение, т.к. в рамках стиля получает индивидуальное значение лад, мелодика, ритм, фактура, форма, жанр. Нельзя ограничиться работой над одной формой музыкальных произведений, играть произведения одного композитора или одного жанра, т.к. это сужает музыкальный кругозор и отрицательно влияет на его музыкальное развитие. 7. И еще один существенный элемент навыка - установка на неожиданное, готовность к внезапным поворотам и сдвигам в развитии текста, идут ли они по линии метра, ритма, ладотонального развития, фактуры, регистра, динамики, артикуляции, или по нескольким линиям одновременно. "Скачкообразное" развитие текста значительно увеличивает сложность его передачи с первого взгляда. Подбор и расположение нотного материала должны подчиняться задаче: обеспечить достаточную начитанность музыканта в разные стилях и - с другой стороны - развить у него динамическое мышление, т.е. воспитать внимание к всевозможным неожиданностям в музыкальном тексте. ЭТИ два фактора и определяют, в конечном счете, искусство чтения нот с листа. Эффективность занятий во многом зависит от того, удается ли педагогу вызвать у учащегося живой интерес к игре по нотам. Результатом занятий должна явиться воспитанная потребность познавать новое, постоянно музицировать, знакомиться с музыкальной литературой. Педагог по специальности должен использовать любые возможности развития у своих учеников качеств свободной ориентации в нотном тексте. Принцип: "от простого к сложному" в развитии навыков чтения нот с листа остаѐтся очень актуальным. Билет 3 Воспитательный процесс. Сущность и принципы воспитания. Воспитание- это педагогическое управление процессом развития личности. Воспитание- это целенаправленный систематический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на решение конкретных педагогических задач. Воспитание –специально-организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая через взаимодействие педагогов и воспитанников. Основные компоненты воспитательного процесса: 1.Целевой – определение целей воспитания. Цель воспитания определяет весь ход педагогической деятельности, т.к. она содержит идеальное представление о результате воспитательного процесса. Идея о всестороннем и гармоническом развитии личности. 2.Содержательный – разработка содержания воспитания. Содержание воспитания определяется на основе целей, задач, социальных ценностей . В современной России провозглашается концепция личностно-ориентированного гуманистического воспитания в духе любви и свободы. Но цельной концепции воспитании в России в настоящее время не существует. Содержанием воспитания на сегодня является привитие базовой культуры личности: системы норм, убеждений, ценностей, поведения. Содержание воспитания включает следующие направления: - формирование научного мировоззрения- система взглядов и убеждений, которые определяют направленность деятельности человека. - нравственное воспитание – формирование нравственного сознания, нравственных чувств, поведения. -гражданское воспитание –формирование политической, правовой культуры, патриотизма, культуры межнациональных отношений. -трудовое воспитание – привитие уважения к труду и людям труда. - эстетическое воспитание- привитие чувства прекрасного, формирование вкуса через эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы. - физическое воспитание—организация оздоровительной деятельности, направленных на развитие физических качеств и укрепление здоровья. Валеология. -половое воспитание – формирование полового поведения, отвечающего нормам общества и подготовки к семейной жизни. 3. Операционно-деятельностный – организация и взаимодействие участников процесса. 4. Оценочно- результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания. Принципы воспитания и их характеристика. Принципы воспитания – это исходные положения, определяющие способы достижения воспитательных целей с учетом законов педагогического процесса. В педагогической литературе сложились классические принципы воспитания, которые отражают наиболее существенные закономерности процесса воспитания. Принципы реализуются через правила воспитания. Правила воспитания – это нормативные предписания по реализации принципов Принцип целенаправленности воспитания. -выбор средств и методов воспитания; -индивидуальная активность личности в достижении цели; -учет индивидуальных особенностей личности. 2.Принцип взаимосвязи воспитания с жизнью общества: - ознакомление детей с тенденциями развития общества -включение детей в общественно-полезную деятельность; -развитие самоуправления; -использование краеведческого материала. Принцип целостности процесса воспитания. -единство требований школы, семьи, общественности; -формирование качеств личности во взаимосвязи друг с другом; - обучая-воспитываем, воспитывая-обучаем. Принцип непрерывности воспитания. -развитие качеств личности через включение их в различные виды деятельности. - формирование потребности в самовоспитании; Принцип сотрудничества педагогов и воспитанников - установление доверительных отношений с воспитанниками; -отказ от диктата, навязывания своего мнения; - развитие инициативы и самодеятельности . -формирование традиций коллектива -здоровый психологический климат; -самореализация и самоутверждение в коллективе. Принцип опоры на положительное в личности воспитанника. - распознать в каждом ребенке позитивные качества, не делая акцент на негативных; -развитие способности ребенка к сопереживанию по отношению к другим людям: - стимулирование к самосовершенствованию. Принцип взаимосвязи уважения и требовательности к личности воспитанника. -выстраивание добрых отношений с ребенком; -недопустимость унижений; -тактичность; - взаимосвязь предъявлений требований к ребенку с требовательностью к себе. -учет возрастных и индивидуальных особенностей; -выявление задатков и развитие способностей; -создание условий для развития личностных качеств. Вышеперечисленные принципы воспитания взаимосвязаны и реализуются на практике в определенной системе. В определенных ситуациях один из принципов выполняет ведущую роль, другие – вспомогательную. 2 Посадка и постановка игрового аппарата на классической гитаре. Обучение на гитаре связанно со множеством занятий в одном положении, поэтому важна посадка, не сказывающаяся отрицательно на здоровье. При игре гитарист должен сидеть на устойчивом сидении 1/2, высотой пропорциональной его росту. Позвоночник должен быть прямым, чуть отодвинутое вперед туловище. Плечи опущены и сохр естественное положение. Гитара расположена таким образом что бы иметь устойчивое положение, без наклона на себя, тело подается немного вперед, во избежание зажимов левая нога ставится на подставку такой высоты, чтобы головка грифа была на уровне глаз или чуть выше. В зависимости от роста и возраста высота подставки может меняться. Правая нога отодвинута сторону что бы часть гитары была между ног., ставится на подошву (90градусов). Правая рука кладется предплечьем на обечайку, пальцы округлены, находятся возле розетки. Левая рука: ладонь от себя, в локте сгибается. Гриф должен оказаться в месте ладони. Большой палец лев руки не торчит из-за грифа, расположен напротив среднего. Процесс формирования навыков посадки — это долгий путь из нескольких лет. Билет 4 Образовательный процесс. Сущность и принципы учебного процесса. Сущность и принципы учебного процесса. Обучение — это педагогический процесс, осуществляемый деятельностью педагога. В процесс обучения входят: выработка умений и навыков, применение их на практике, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Такое положение требует осмысления учителем теории обучения. Процесс обучения – совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, в ходе чего осуществляются развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда. Обучение в современной школе направлено на подготовку молодых поколений к активному участию в жизни общества. Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития. Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Принципы обучения. Как правило, законы и закономерности обучения реализуются через его принципы. Принципы обучения – нормативные требования, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика. Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике. 1.Систематичность, доступность и посильность обучения. 2.Сознательность и активность обучения. 3.Прочность знаний. 4.Наглядность обучения. 5.Воспитывающий характер обучения. 6.Научность обучения. Принцип научности. Познание действительности может быть верным и неверным. Обучение должно быть основано на базе официальных научных концепций и использовать научные методы познания. Принцип научности обучения сосредоточивает внимание учителя на поиске педагогически обоснованных путей формирования научных знаний. Принцип систематичности и последовательности. От педагога требуется последовательность в изложении материала для того, чтобы ученик мог представить себе реальные отношения, связи предметов, явлений. Единство и непрерывность воспитательных воздействий. Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой образуют целостное единство. Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, стихийность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Принцип доступности и посильности. Обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями ученика, с его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями. В противном случае материал не будет усвоен. Принцип наглядности. Принцип, введенный в педагогику Коменским и Песталоцци. Одним из необходимых элементов обучения является создание зрительных образов, моделей, изображающих или имитирующих те или иные изучаемые явления. Принцип сознательности и активности. В процессе обучения учащийся должен сознательно воспринимать предлагаемый материал. Педагог должен ставить осознанные цели и воспитывать в ученике познавательную активность. Принцип прочности знаний. Поскольку человеку свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков. Принцип индивидуализации обучения помогает определить ту норму знаний и развития учащихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные задачи обучения. Принцип развивающего и воспитывающего обучения – обязательные рекомендации по соотнесению овладения знаниями, нормами поведения и развития с выделением приоритета развивающих и воспитывающих функций и результатов обучения. Это принцип – системообразующий компонент всех дидактических принципов. Средства музыкальной выразительности. В методике сущ.понятия Исполнительские ср-ва и Выразительные ср-ва. Исполн.ср-ва хар-т техн.сторону творч-го процесса. СМВ- это художрезультативная сторона исполн.процесса. К исполнит.средствам относятся: техника л. и пр. рук; муз.слух. К выразит.средствам относятся: звук, строй, тембр, динамика. К общемуз-м ср-ам следует относить: ритм, метр, темп, агогику, фразировку, штрихи, артикул. и др. Одним из важных средств выразительности явл. звук. Качественную и колич.его стороны определяют: высота, окраска, громкость- с чем и связаны основные средства на инструменте. Также с общемузыкальными средствами тесно связана муз.фразировка. Она является средством произнесения мелодии, передачи муз.образного содержания. Владение навыками муз.фразировки выражается в умении правильно определить строение муз.произведеия, верно определить и выполнить цезуры, кульминации, точно передать жанрово-стилистические особенности музыки. Надо представить себе мелодию как последовательность звуков, их органический сплав. Важно понять логику мелодического развития, ощутить движение мелодической энергии, интонационные тяготения, кульминации, смены фаз эмоционального напряжения и ослабления. В репертуар ученика необходимо вводить мелодии самых различных типов— песенные, танцевальные, скерцозные и другие. Особое внимание следует уделить работе над певучими мелодиями. Они знакомят с важнейшими элементами выразительности, вошедшими в инструментальную мелодию из вокального искусства и являются лучшим материалом для развития навыков игры ЛЕГАТО. Типическая особенность русского пения - исключительная широта дыхания. Одна ив важнейших задач педагога - научить молодого исполнителя "петь" на инструменте Работа над мелодией начинается с первых шагов обучения. Когда ребѐнок поѐт песенку и пробует подбирать попевки из двух-трѐх звуков, следует уже обратить его внимание на то, что мелодия - это не ряд обособленных звуков, что они связаны между собой в единое целое. Это важно потому, что вначале дети нередко воспринимают и исполняют мелодию "точечно" (подобно тому, как и читают они сперва по слогам). Для того чтобы научить ребѐнка лучше ощущать мелодическую линию, следует сказать ему, что звуки мелодии, как и слова речи, имеют различное значение, что есть звуки более значительные, к которым движутся, "текут" все остальные звуки Билет 5 Воспитательный процесс. Сущность и принципы воспитания. Воспитание- это педагогическое управление процессом развития личности. Воспитание- это целенаправленный систематический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на решение конкретных педагогических задач. Воспитание –специально-организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая через взаимодействие педагогов и воспитанников. Основные компоненты воспитательного процесса: 1.Целевой – определение целей воспитания. Цель воспитания определяет весь ход педагогической деятельности, т.к. она содержит идеальное представление о результате воспитательного процесса. Идея о всестороннем и гармоническом развитии личности. 2.Содержательный – разработка содержания воспитания. Содержание воспитания определяется на основе целей, задач, социальных ценностей . В современной России провозглашается концепция личностно-ориентированного гуманистического воспитания в духе любви и свободы. Но цельной концепции воспитании в России в настоящее время не существует. Содержанием воспитания на сегодня является привитие базовой культуры личности: системы норм, убеждений, ценностей, поведения. Содержание воспитания включает следующие направления: - формирование научного мировоззрения- система взглядов и убеждений, которые определяют направленность деятельности человека. - нравственное воспитание – формирование нравственного сознания, нравственных чувств, поведения. -гражданское воспитание –формирование политической, правовой культуры, патриотизма, культуры межнациональных отношений. -трудовое воспитание – привитие уважения к труду и людям труда. - эстетическое воспитание- привитие чувства прекрасного, формирование вкуса через эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы. - физическое воспитание—организация оздоровительной деятельности, направленных на развитие физических качеств и укрепление здоровья. Валеология. -половое воспитание – формирование полового поведения, отвечающего нормам общества и подготовки к семейной жизни. 3. Операционно-деятельностный – организация и взаимодействие участников процесса. 4. Оценочно- результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания. Принципы воспитания и их характеристика. Принципы воспитания – это исходные положения, определяющие способы достижения воспитательных целей с учетом законов педагогического процесса. В педагогической литературе сложились классические принципы воспитания, которые отражают наиболее существенные закономерности процесса воспитания. Принципы реализуются через правила воспитания. Правила воспитания – это нормативные предписания по реализации принципов Принцип целенаправленности воспитания. -выбор средств и методов воспитания; -индивидуальная активность личности в достижении цели; -учет индивидуальных особенностей личности. 2.Принцип взаимосвязи воспитания с жизнью общества: - ознакомление детей с тенденциями развития общества -включение детей в общественно-полезную деятельность; -развитие самоуправления; -использование краеведческого материала. Принцип целостности процесса воспитания. -единство требований школы, семьи, общественности; -формирование качеств личности во взаимосвязи друг с другом; - обучая-воспитываем, воспитывая-обучаем. Принцип непрерывности воспитания. -развитие качеств личности через включение их в различные виды деятельности. - формирование потребности в самовоспитании; Принцип сотрудничества педагогов и воспитанников - установление доверительных отношений с воспитанниками; -отказ от диктата, навязывания своего мнения; - развитие инициативы и самодеятельности . -формирование традиций коллектива -здоровый психологический климат; -самореализация и самоутверждение в коллективе. Принцип опоры на положительное в личности воспитанника. - распознать в каждом ребенке позитивные качества, не делая акцент на негативных; -развитие способности ребенка к сопереживанию по отношению к другим людям: - стимулирование к самосовершенствованию. Принцип взаимосвязи уважения и требовательности к личности воспитанника. -выстраивание добрых отношений с ребенком; -недопустимость унижений; -тактичность; - взаимосвязь предъявлений требований к ребенку с требовательностью к себе. -учет возрастных и индивидуальных особенностей; -выявление задатков и развитие способностей; -создание условий для развития личностных качеств. Вышеперечисленные принципы воспитания взаимосвязаны и реализуются на практике в определенной системе. В определенных ситуациях один из принципов выполняет ведущую роль, другие – вспомогательную. Аккомпонимент на гитаре. Гитара является популярным инструментом для аккомпонимента солисту. Партии соло и гитары записываются на двух соседних нотоносцах, соедененных в самом начале поперечной линией. Первый нотоносец преднозначен дя солиста, второй для партии гитары, тактовые черточки а так же ноты голоса гитарного аккомпанемента, приходящиеся на один счет тактового размера, ставятся строго вертикально относительно друг друга. В вокальной партии помещаются слова стихотворного текста, разделенные на слоги в соответствии с длительностью нот. Наиболее употребительные тональности до 4# и 1Ь. Иногда отсутствует ритм и гитарист сам находит его ориентируясь на жанр. Аккорды записываются буквенно-цифровыми обознач, заимствованные с эстрадно-джаз партитур Мажорное трезвуч-большая лат буква (С) Минорное трезвуч -добавляеттся буква m(Cm) Цифра 6-боллшая секста (С6) до ми соль ля 7-мал септима (С7) до ми соль си бемоль 9-большая нона (С9) до ми соль ре Мажорный септаккорд с б.7- с помощбю англ слова maj Уменьшенный септ-dim Если необходимо взять опорный бас, то его обозначение помещают под символикой аккорда.для удобства аккорда к нему дается схема обознач Виды аккомпанемента: Классический/академический Арпеджированный(разные варианты арпеджио) Бас-аккорд( ум па ум па) Гамофонно-гармонический( мелодия аккомпанемент бас ) Эстрадный. В отличии от академического не имеет стандартной нотной записи. На нотном стане изобр ритм. Направления правой руки. Вместо нот на нотном стане фиксируются аккорды буквенно Билет 6. Вопрос 1 Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — комплекс действий, направленный на достижение целей воспитания. Воспитательные приемы направлены на формирование практических умений, навыков, ценностей, форм поведения на базе знаний, полученных в процессе обучения. Выбор и эффективность их зависит от содержания воспитания, особенностей воспитанников, возможностей педагога. Классификация методов. В зависимости от характеристики методов, которая ложится в основу классификации, различают несколько подходов. Щукина, Ю. К. Бабанский, В. А. Сласгенин предлагают следующую классификацию: методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение); методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание). Существуют и другие классификационные подходы. Задача воспитателя – выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования. Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы: убеждения; упражнения; поощрения; наказания; примера. Метод убеждения Убеждение — воспитательный прием, который состоит в передаче точки зрения или сообщения другому человеку. Примерами приема убеждения выступают: Рассказ. Изложение фактов в форме повествования. Беседа. Взаимодействие педагога с воспитанниками в форме вопросов и ответов. Беседы бывают: эвристические, этические, познавательные, политические. Диспут. Такая форма подразумевает отстаивание воспитанниками своих мнений в коллективном обсуждении. Метод упражнения Упражнение — многоразовое повторение и усовершенствование способов действий, на которых основано поведение. В воспитательном процессе упражнения направлены на оттачивание до автоматизма привычек в поведении, умений и навыков. На привычках и правилах, сформированных воспитанием, основываются такие качества, как самоконтроль, дисциплина, выдержка, культура общения, организованность. Для формирования и развития моральных, волевых качеств личности необходим системный подход. Для эффективности метода упражнений следует учитывать физические, психологические особенности человека. Метод примера Усиливает эффективность убеждения. Суть примера состоит в предоставлении воспитанникам образцов положительных поступков, схем поведения. Каждый пример описывает определенный социальный опыт, деятельность других людей. Позитивный пример отражает идейные, высокоморальные ценности и может служить образцом для подражания. Иногда у ребенка наблюдается отрицательное отношение к подражанию. Когда оно воспринимается как механическое повторение чьих-то действий. В зависимости от типа воздействия делятся на: Примеры непосредственного влияния (личный пример учителей, друзей, родителей и других людей, контактирующих с ребенком). Примеры опосредованного влияния (основанные на исторических событиях, героизме, литературе, искусстве, жизни других людей). Метод поощрения Приемы поощрения и порицания используются для оценки деятельности человека. Поощрение положительно влияет на человека и на сплоченность в коллективе. Формы его могут быть различными — от одобрительной улыбки до вручения награды. Необходимость и эффективность поощрения диктуется потребностью человека в оценке своего труда. Одобрение служит хорошей мотивацией для дальнейших действий. Для того, чтобы поощрение приносило результаты, нужно соблюдать условия: поощряемый должен четко осознавать, за какие его заслуги высказывается одобрение; поощрение не должно быть платой за обычное поведение, поступки; важна своевременность поощрения, не стоит переносить его на будущее; должны учитываться личностные характеристики, достижения воспитанника; гласность. В совокупности поощрение и порицание (наказание) составляют метод стимулирования. Порицание представляет собой реакцию на отрицательное поведение и поступки. Оно воспитывает характер, волю, помогает формироваться чувству ответственности. К порицанию есть определенный ряд требований: высказывается только за определенный поступок или поведение; мера порицания рассчитывается исходя из серьезности проступка, сопутствующих обстоятельств; осуществляется в спокойном состоянии, без раздражения; не должно откладываться по времени или отменяться; коллектив не должен отвечать (нести наказание) за поступок отдельного человека. Метод принуждения Принуждение — комплекс мер, побуждающий воспитанников вопреки нежеланию выполнять свои обязанности или корректировать поведение. Принуждение обязательно должно основываться на убеждении или других воспитательных методах. Требования педагога должны быть аргументированными и обоснованными. Применению метода принуждения должны предшествовать другие, более мягкие приемы и меры (личный контроль обучения, проведение беседы в присутствии коллектива, установление конкретных сроков для выполнения задачи, осуждение коллективом). Воздействуя на воспитанника принудительными мерами, необходимо поощрять изменения поведения, выделять успехи, стремления ученика к положительным переменам. Методы обучения — это средства взаимодействия педагога и ученика. Упорядоченный комплекс двухстороннего взаимодействия направлен на достижение дидактических целей путем передачи информации (со стороны учителя) и усвоения полученных знаний и навыков (со стороны обучающегося). Methodos (греч.) — путь к цели. Правильно подобранный метод и качественное его применение обеспечивает достижение поставленной педагогической цели. Три наиболее распространенные классификации методов обучения. 1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Выделяют следующие методы обучения: • приобретения знаний; • формирования умений и навыков; • применения знаний; • закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля). 2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Η. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий) |