билеты с ответами методика. Билеты методика 4к. 1 Предмет педагогики и ее основные категории
Скачать 147.13 Kb.
|
Развитие мышленияХарактерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучена причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), т; и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать). Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию. Подростки обнаруживают широкие позновательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. К началу юношеского возраста такое желание несколько уменьшается, и вместо него появляется больше доверия к чужому опыту, основанного' разумном отношении к его источнику. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуалы активностью, которая стимулируется не только естественной любознательностью подростков, но и желанием продемонстрировать окружающим свои способности +В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активности подростков лежат не только указанные выше мотивы. За всем можно усмотреть и естественный интерес, повышенную люб тельность детей данного возраста. Вопросы, которые задаете росток взрослым детям, учителям и родителям, нередко достав глубоки и касаются самой сути вещей. ,1 Подростки могут формулировать гипотезы, , исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавателЯ в том числе учебных, интересов подростков выходит за пр1 школы и приобретает форму познавательной самодеятельно стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию иных умений и навыков. Подростки находят занятия и книги, соотвествующие их интересам. Стремление к самообразованию - характерная особенности подросткового, и раннего юношеского возраста. Мышление подростка характеризуется стремлением к ин обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отнс к учению, особенно в последних классах школы. Ее выпус привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них в тывается особенно благоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у подростка и юноши возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем вои собственные. Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки и особенно юноши принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным. Задание № 2 Методика обучения игре с листа. Чтение с листа – постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной информации. «Сколько читаем – столько знаем». Раздвигая горизонты познанного учащимся в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специальных сведений и т.д. оно способно сыграть самую активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания. Чтение с листа – один из кратчайших, и наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития ученика, выявляющий следующие основные дидактические принципы развивающего обучения: а) увеличение объема используемого музыкального материала. б) ускорение темпов его прохождения так как, чтение с листа это усвоение максимума информации в минимум времени. Отсюда вывод: если общемузыкальное развитие учащегося – его способностей, интеллекта, профессионального слухового сознания – призвано быть особой, специальной целью в учебных заведениях педагогического профиля, то чтение музыки с листа имеет в принципе все основания стать одним из главных, специальных средств практического достижения цели. Есть два предварительных, исходных условия свободной игры по нотам. I. Уверенное знание «языка нот», то есть системы нотных обозначений. Установка современной методики – ребенка нужно учить читать ноты с первых шагов обучения, «донотного» периода развития, в котором закладываются основы ритмической организации и элементарных слуховых представлений. Знаки ритма и высоты изучаются раздельно. Первым осознается и осваивается ритмический элемент записи. Ученики ритмично произносят тексты считалок, дразнилок, стихов, в которых преобладают сочетания коротких и длинных слогов, берущихся в дальнейшем за основу в понятии «четверть» и «восьмая»; - шагают под марш с подчеркиванием каждого шага хлопком в ладоши. Затем на шаг два хлопка, чередуют хлопок и два хлопка на шаг; - выстукивают на столе ритмов считалок, песенок, которые они слушают, напевают или подбирают на инструменте. Для закрепления зрительно-слуховых связей водятся звуковые символы – ритмослоги, доступные для ребѐнка, благодаря близости к миру детского словотворчества. Применение их снимает необходимость в арифметическом исчислении, при котором понимание ритма остается чисто внешним. Одновременно идет объяснение, как записать простейшими способами такой ритм. С небольшим опозданием во времени /в зависимости от индивидуальности ученика/ вводится звуковысотный элемент записи в форме интонационных оборотов, со- 2 стоящих из двух-трех звуков, доступных детскому слуху, например детская приговорка или голос кукушки. Дальнейший процесс, приводящий к чтению нот уже в ключе. Как происходит процесс правильного чтения нот? 1. Созерцание нотного изображения – визуальный ряд 2. Создание звукового представления, соответствующего ноте – акустический ряд 3. Воспроизведение звука нажатием клавиши – моторный ряд. 4. Сравнение возникшего звука с увиденным и представленным звуком – критика, контроль. Чтение нот с листа будет быстрым тогда, когда между моторикой и визуализацией достигнута почти автоматическая связь, поэтому уже первые упражнения в чтении нот с применением ключа должны проводится на инструменте. Другими словами, не так важно, чтобы ученик умел называть отдельные звуки, как важно, чтобы он быстро умел находить клавишу или лад, на которые указывает нотное изображение. Ученик должен постепенно овладевать связями между отдельными звеньями комплекса «вижу – слышу – играю». Сначала отрабатывать связь «слышу – вижу», т.е. знакомые на слух мелодии показываются ученику в нотной записи. Затем эта же связь в обратном порядке «вижу – слышу», т.е. зрительное восприятие нотной записи знакомой мелодии мгновенно переплавляется в ее слышание. И, наконец, весь комплекс. Ученик просматривает нотный текст, следит глазами и слухом за направлением движения определенной группы нот, потом он называет эти ноты и поѐт их хотя бы приблизительно. После этого он играет их на инструменте вначале одним пальцем, потом с соответствующей данной пьесе аппликатурой. II. Ускоренное чтение, иначе, ускоренное восприятие нотной графики, ориентируясь при игре по контурным очертаниям нотных структур. Ученик, как правило, осваивает нотную графику в процессе активного музицирования: пения, подбора по слуху, транспонирования, импровизации, сочинения и записи осмысленных ритмоинтонационных фигур. Основное требование, предъявляемое к ученику при чтении с листа – непрерывность исполнения. Принцип охвата произведения целиком, сквозного исполнения в едином метре и заданном темпе – основной принцип воспитания навыков чтения с листа незнакомого текста. Опытный музыкант скорее пропустит какую-либо деталь, что-нибудь не доиграет, но ни за что не остановится, не «выскочит» из ритма, не собьется со счета. Учиться непрерывности исполнения отдельных отрывков надо не только в быстром темпе, но и в спокойном движении, когда необходимо сыграть каждую ноту, не допустить никаких поправок, ошибок, пропусков. В обоих случаях решающее значение придается точной ритмической пульсации долей такта. Очень полезно на всех этапах обучения использовать ансамблевые формы музицирования. Читая новое и достаточно сложное произведения, нет необходимости с тщательностью воспроизводить каждый знак нотного текста /минимум нот – максимум музыки/. Текстовым сокращениям и облегчениям подлежат в первую очередь фоновые гармонические звукообразования, аккордовые комплексы и т.д./; а мелодические рисунки, равно как и басы, наоборот требуют к себе особо бережного отношения. Техника ускоренного чтения нот базируется: 1. На умении мгновенно фиксировать дистанцию между нотными знаками, что составляет основу т.н. относительного чтения, например, когда исполнитель видит интервал из двух нот, написанных на первой и третьей в линейках нотного стана, то его сознание фиксирует нижнюю ноту МИ первой октавы и квинту от нее /пропущена одна строчка/. При этом срабатывает не логика, т. е. рациональное определение и отыскивание на инструменте квинты, а зрительно – слуховой и двигательный символ квинты. Если же предстоит взять трезвучный аккорд, то опять же фиксируется нижняя нота и по графическому изображению аккорда выстраиваются остальные звуки, т.к. ясно видно, где в аккорде секунда, терция или кварта. Также дело обстоит и в чередовании нотных знаков по горизонтали, сознание фиксирует соотношение звука по высоте c предыдущим и последующим. Здесь большое значение приобретают двигательные навыки исполнителя. Большую помощь в развитии способности читать ноты может оказать переписка нот. 2.Так же техника базируется на умении мгновенно распознавать наиболее типичные мелодические, гармонические и ритмические фигуры – гаммы, арпеджио, аккорды, их последовательность и т.д. При этом разгружается внимание играющего /фактор первостепенной важности!/; уч-ся в этом случае читает как бы «сквозь ноты», сознание дает четкий импульс рукам, которые уже сами, как бы машинально, выбирают наиболее правильные и рациональные движения. К тому же это всегда легче выходить из аппликатурных затруднений, используя в привычных ситуациях ранее освоенные, налаженные, и автоматизированные последования пальцев. Если при горизонтальном чтении помогает внутренний слух, владение навыками группировки, то при вертикальном эту помощь оказывают элементарные навыки в области гармонии. Например, необходимо, чтобы нотное изображение трех звуков, расположенных на трех соседних линейках или в промежутках между соседними линейками, мгновенно ассоциировалось с трезвучием - мажорным или минорным к тому же нужно знать тональность данной пьесы, и рука уже должна быть готова сыграть с соответствующей аппликатурой - этот аккорд. Таким образом соединять визуальный ряд с моторным и довести посредством тренировки до автоматизма. 3. Основывается на быстрой и точной двигательной реакции, исполнителя на "сигналы" нотного текста. Помехой этому служит не только недостаточная ориентировка в тексте, но и боязнь оторваться глазами от ладов. Второе важное требование, предъявляемое к ученику при чтении с листа - неотрывность взгляда от нотного текста, что тесно связано со свободной ориентировкой рук и пальцев на грифе в любых тональностях "слепым методом", т.е. не глядя на руки и аппликатурной техникой, позволяющей мгновенно, почти автоматически, выбрать наиболее удобный вариант аппликатуры. Нечеткая реакция моторики часто становится тормозом при игре с листа даже у весьма подвинутых музыкантов. Воспитание этих навыков происходит параллельно с развитием слуховых представлений. Ученика знакомят с закономерностями аппликатуры, подбирают нужный материал. Лучше, например, сосредоточить внимание на одном виде фактуры, скажем на гаммообразных движениях, и какой-то период отрабатывать умение читать с листа именно на этом материале, после овладения, которым можно перейти к другому виду. Работая т.о., ученик постепенно накопит различные фактурные формы, типичные мелодические и ритмические обороты, основу хорошего чтения с листа. Выполнение артикуляционных заданий развивает "чувство штриха", характера произнесения и тем самым способствует отработке разнообразных приѐмов звукоизвлечения. 4. На следующем, более высоком уровне находится умение быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-смысловую логику. Основная задача здесь состоит в постепенном укрупнении единицы восприятия нотного текста, что означает совершенствование мышления музыканта. Целесообразно разделить проблему ускоренного охвата текста на два относительно самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали. Предпосылкой структурного, восприятия горизонтали является умение быстро определять синтаксическое строение текста: точные или варьированные повторы, вопросо-ответное соотношение фраз, ритмические остановки, контрастные сопоставления и т.п. Чтобы более четко обозначить границы денения можно использовать вспомогательные знаки: запятые, фразировочные лиги, цезуру в виде одинарной или двойной черты. Усилия играющего должны быть направлены в первую очередь на опознавание в нотном тексте и последующее воспроизведение более или менее законченных музыкальных мыслей. Только игра “по фразам” способна придать процессу чтения осмысленность, внутреннюю логику и соответственно эмоциональную окраску; А сугубо механическое “вышагивание” от ноты к ноте - свидетельствует о глубоком непонимании важнейших закономерностей прочитывания музыкального текста. Так же Полезно упражнение "фотографирование", когда ученику предлагается, быстро взглянув на какой то простейший мелодический оборот, интервал, аккорд, запечатлеть его в памяти и затем сразу воспроизвести на инструменте. Постепенно методика оборотов, интервалика и аккорды усложняются, их количество растет. Одновременно усложняется и их ритм; так шаг за шагом и вырабатывается умение охватить текст как можно большими отрезками. так же Эффективен приѐм закрывания каждого сыгранного такта листком бумаги. В процессе формирования умения читать нотный текст с листа, педагогу необходимо строжайшим образом следить, чтобы чтение нот не подменялось разбором...когда ученик останавливается на каждом шагу и проверяет, то ли он вообще играет? Но часто сами педагоги при ознакомлении в классе с новым нотным материалом /пьесами, этюдами, упражнениями/ вместо того, чтобы использовать этот момент для развития навыков чтения с листа, буквально с первых тактов прерывают ученика и начинают ему объяснять ошибки. В этой ситуации помогает игра в ансамбле с педагогом или другим учеником Прежде чем читать музыку непосредственно за инструментом, следует, по возможности, ознакомится с ней посредством мысленного прочтения, проиграть еѐ в уме. Нужно определить тональность (иногда играют соответствующую гамму для закрепления лада), метроритмическую структуру (размер, ритмические последовательности: дуоли, триоли, синкопы, пунктирный ритм), в общих чертах динамику, штрихи, аппликатуру, Так же Обратить внимание на отдельные музыкально-смысловые элементы, такие как музыкальное построение (период, предложение, фраза), интонационный рисунок (гаммаобразный, аккордовый, арпеджированный, секвенционный). Потом выбрать темп, в котором можно сыграть самые трудные в техническом отношений места, не нарушая общего характера течения музыки. Слишком быстрый темп приводит к тому, что на трудных местах замедляется движение и случаются остановки - цель остаѐтся недостигнутой. После проигрывания полезно разобрать ошибки, подсказать удобную аппликатуру, выявить неточности в штрихах и другие. Такой разбор и анализ со временем учащийся должен будет уметь делать сам. После этого пьеса играется в настоящем темпе, чтобы почувствовать форму и содержание, при этом трудные места можно пропускать, воспроизводя их мысленно. На последующих уроках необходимо усложнять материал и сокращать время на предварительное ознакомление. 5. Так же Совершенно необходима способность предвосхищать развертывания музыкального текста, т.е. мысленное или даже зрительное опережение читающим того, что непосредственно играется им в данный момент. Исполнитель только тогда может достаточно бегло и уверенно прочитать нотный; текст, когда он заранее, пусть даже приблизительно в самых общих чертах, представляет (предугадывает)(предчувствует) ближайшее продолжение текста. Нужно стараться как можно шире зрительно, внутренним слухом и в смысловом отношении схватывать нотный текст, чтобы в поле зрения попадал рисунок своего мотива в целом, догадываться, что последует далее, не сосредотачивая внимания на той ноте, которую исполняешь сейчас, играя еѐ автоматически. Умение "заглядывать" за тактовую черту является залогом непрерывности игры. При работе с учеником можно, постепенным прикрыванием нотного изображения, принудить глаза смотреть вперед; или приучать быстро, реагировать на показанные ему в нотах отдельные звуки в разных тактах. 6. Владение стилем при чтении с листа имеет так же решающее значение, т.к. в рамках стиля получает индивидуальное значение лад, мелодика, ритм, фактура, форма, жанр. Нельзя ограничиться работой над одной формой музыкальных произведений, играть произведения одного композитора или одного жанра, т.к. это сужает музыкальный кругозор и отрицательно влияет на его музыкальное развитие. 7. И еще один существенный элемент навыка - установка на неожиданное, готовность к внезапным поворотам и сдвигам в развитии текста, идут ли они по линии метра, ритма, ладотонального развития, фактуры, регистра, динамики, артикуляции, или по нескольким линиям одновременно. "Скачкообразное" развитие текста значительно увеличивает сложность его передачи с первого взгляда. Подбор и расположение нотного материала должны подчиняться задаче: обеспечить достаточную начитанность музыканта в разные стилях и - с другой стороны - развить у него динамическое мышление, т.е. воспитать внимание к всевозможным неожиданностям в музыкальном тексте. ЭТИ два фактора и определяют, в конечном счете, искусство чтения нот с листа. Эффективность занятий во многом зависит от того, удается ли педагогу вызвать у учащегося живой интерес к игре по нотам. Результатом занятий должна явиться воспитанная потребность познавать новое, постоянно музицировать, знакомиться с музыкальной литературой. Педагог по специальности должен использовать любые возможности развития у своих учеников качеств свободной ориентации в нотном тексте. Принцип: "от простого к сложному" в развитии навыков чтения нот с листа остаѐтся очень актуальным. Задания для экзаменующихся № 13 Задание № 1 Интеллектуальное и личностное развитие в подростковом и юношеском возрасте. Общая характеристика ситуации познавательного развития С переходом из младших классов в средние и далее в старшие классы школы изменяется положение детей в системе взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Возрастают требования к интеллекту юноши, которые одновременно предъявляются и его сверстниками, и взрослыми людьми. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение. В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития, и это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Науке до сих пор далеко не все известно о том, что происходит с сознанием детей в средних и старших классах школы, как в эти годы меняются восприятие, внимание и воображение детей. Вместе с тем за совершенствованием таких познавательных процессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче, и о них можно сказать больше. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, ,т. е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее Интеллектуальное приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами. К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. +В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату и. заданному образцу, а затем - процессуальным контролем, т. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительно планированию деятельности. Совершенствование психических процессов В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться человеческая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок ходит к преимущественному использованию этого вида памяти также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляет развитие механической памяти. +С возрастом меняются и отношения между памятью и мнением. В раннем детском возрасте память является одной из психических функций, и в зависимости от нее строятся все (психические процессы. Мышление ребенка этого возраста многом определяется его памятью. Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспоминать - значить мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. С V по IX классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи. В V- VI классах эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а в IX-Х классах - план речи, выступления и следовать ему. Развитие общих и специальных способностей Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс овладения тех практических умений и навыков, которые в будущем понадобиться для совершенствования профессиональных особенностей. |