Главная страница
Навигация по странице:

  • Влияние речи на развитие познавательных процессов

  • Вопрос 2.

  • Художественно-выразительный этап

  • Выступление

  • Познавательные психические процессы

  • Развитие внимания дошкольников

  • Развитие мышления дошкольников

  • Развитие восприятия дошкольников

  • Развитие памяти дошкольников

  • Полифония

  • Гомофоннно-гармоническая фактура

  • билеты с ответами методика. Билеты методика 4к. 1 Предмет педагогики и ее основные категории


    Скачать 147.13 Kb.
    Название1 Предмет педагогики и ее основные категории
    Анкорбилеты с ответами методика
    Дата27.06.2022
    Размер147.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты методика 4к.docx
    ТипДокументы
    #617990
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Воображение

    Психический процесс воображения начинает развиваться в то время, когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и образов.

    В младшем дошкольном возрасте воображение носит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы-заместители, использовать их в игровых действиях.

    В среднем дошкольном возрасте ребенок обучается дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями.

    Воображение старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.

    Влияние речи на развитие познавательных процессов

    Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.

    Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих действия: «Буду строить домик».

    Такую речь называют в психологии эгоцентрической. Она помогает ребенку сконцентрироваться на выполнении действий, а также стимулирует воображение.

    Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти. Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная характеристика.

    Отдельным достижением является словесно-логическая память, овладение которой открывает дошкольнику новые возможности: запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, что необходимо запомнить.

    Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Формируется внутренняя речь – внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.

    Вопрос 2. Работа над муз произведением состоит из нескольких этапов

    1) Знакомство с произведением включает в себя

    -знакомство с автором

    -прослушивание произедения 1-2 раз

    -расстановка аппликатуры

    -определение формы и фразировки, видов техники, способов звукоизвлечения (пассажи)

    - определения изложения муз. материала (полифония, гаммофонно-гармонический)

    -выявление сложных технических мест

    -заучивание наизусть.

    Первый этап работы нужно выполнить в максимально короткий срок

    2) Технический этап - на этом этапе подбираются упражнения на схожий вид техники, либо сложные места превращаются в упражнения

    Весь этот этап заключается в доведении исполнителя до нужного уровня, чтобы он мог сыграть это произведение, отработка сложных мест, осуществляется за счёт многократных повторений при условии, что исполнитель контролирует все необходимые действия правой и левой руки.

    Самый длительный этап

    3) Художественно-выразительный этап является прямым продолжением предыдущего и включает абсолютно все элементы технич. работы. Одновременно с этим начинает происходить работа над художественным содержанием произведения

    - фразировка

    -выявляются кульминации во всем произведении или его частях

    -добавляются агогические элементы

    -выстраивается горизонталь пьесы (фразы, кульминации)

    4) Выступление с произведением на публике

    Билет 9. Вопрос 1

    Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

    • младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет

    • средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет

    • старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет

    Познавательные психические процессы – это процессы, связанные с восприятием и переработкой информации К основным познавательным психическим процессам относятся: Воображение; Память; Внимание; Восприятие; Мышление; Ощущение.

    Познавательные способности ребенка дошкольного возраста формируются постепенно. Первоначально, все познавательные процессы дошкольника находятся в стадии непроизвольного развития. Это означает, что ребенок исследует окружающий мир только с позиции своего интереса к нему т.е. его внимание обращается только на то, что его привлекло.

    В этой связи, развитие познавательной сферы дошкольника характеризуется следующими особенностями:

    • Ориентация на развитие произвольности.

    • Необходимо научить дошкольника контролировать свою познавательную сферу, управлять ее аспектами.

    • Постепенный переход к познанию мира во всем его многообразии, независимо от привлекательности для ребенка.

    • Развитие волевых качеств личности дошкольника.

    • Развитие основ любознательности, как фактора активизации познавательных психических процессов.

    Развитие внимания дошкольников

    Внимание является психическим процессом, основанном на концентрации сознания на конкретном объекте или процессе. Внимание детей дошкольного возраста характеризуется непроизвольностью т.е. оно формируется на основе сосредоточения сознания на тех объектах и процессах окружающего мира, которые привлекли ребенка. В зависимости от возрастного этапа развития дошкольника, внимание имеет свои особенности развития:

    Младший дошкольный возраст. В этот период активно развито непроизвольное внимание. Дети могут играть в одну игру в течение получаса. Они быстро теряют интерес к одному виду деятельности.

    Средний дошкольный возраст. С четырех-пяти лет начинается развитие произвольного внимания. Ребенок может осознанно направлять внимание на конкретные объекты и удерживать его в течение непродолжительного времени.

    Старший дошкольный возраст. Он связан с формированием устойчивого внимания к тем объектам, которые вызывают у них познавательную заинтересованность.

    Таким образом, со среднего дошкольного возраста уделяется внимание развитию произвольного внимания детей, посредством продуктивной, игровой деятельности, ее вариативности и частой смене видов.

    Развитие мышления дошкольников

    Мышление является способом опосредованного отражения окружающей действительности. Мышление формируется в конце первого года жизни ребенка. Оно развивается постепенно.

    Так, в младшем дошкольном возрасте наблюдается преобладание наглядно-действенного мышления («размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, пытаясь сформировать своё представление о том, что его окружает) и формирование аналитических навыков (способность разрешать проблемные ситуации, принимая разумные решения с учетом имеющейся информации). В среднем дошкольном возрасте активизируется наглядно-образное мышление, позволяющее совершать различные умственные операции: решать задачи, анализировать ситуации и др. В старшем дошкольном возрасте происходит развитие задатков логического мышления. Начинают закладываться основы формулирования выводов и умозаключений.

    Развитие восприятия дошкольников

    Восприятие является способом чувственного познания. Восприятие дошкольника занимает приоритетную позицию среди познавательных психических процессов. Именно посредством восприятия, ребенок изучает окружающий мир. Оно имеет свои особенности развития в разные этапы дошкольного детства:

    Младший дошкольный возраст характеризуется предметным характером восприятия. Это означает, что ребенок воспринимает предметы окружающего мира, без акцента на их свойствах.

    Средний дошкольный возраст характеризуется развитием осознанного восприятия, связанного с выделением свойств и признаков объектов, их детализацией анализом.

    Старший дошкольный возраст характеризуется переходом восприятия к детальному виду т.е. ребенок воспринимает не объекты, а их отдельные свойства, отделяя их от объекта и придает им системный характер. Также, происходит детализация объекта т.е. его разделение на части и наоборот сбор целостного объекта из частей.

    Развитие памяти дошкольников

    Память является психическим процессом, отражающим восприятие, обработку и сохранение информации о чем-либо. Память начинает свое развитие с образной формы т.е. ребенок сохраняет в сознании образы объектов и процессов и воспроизводит их.

    В младшем дошкольном возрасте развита непроизвольная память. Ее функционирование сходно с непроизвольным вниманием т.е. ребенок запоминает что-то неосознанно.

    В среднем дошкольном возрасте активизируется периодическое запоминание чего-то т.е. начинает развиваться произвольная память.

    В старшем дошкольном возрасте развивается произвольная память, как слуховой, так и визуальной направленности. Она ориентирована на запоминание чего-то и носит осознанный характер.

    Воображение

    Психический процесс воображения начинает развиваться в то время, когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и образов.

    В младшем дошкольном возрасте воображение носит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы-заместители, использовать их в игровых действиях.

    В среднем дошкольном возрасте ребенок обучается дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями.

    Воображение старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.

    Влияние речи на развитие познавательных процессов

    Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.

    Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих действия: «Буду строить домик».

    Такую речь называют в психологии эгоцентрической. Она помогает ребенку сконцентрироваться на выполнении действий, а также стимулирует воображение.

    Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти. Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная характеристика.

    Отдельным достижением является словесно-логическая память, овладение которой открывает дошкольнику новые возможности: запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, что необходимо запомнить.

    Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Формируется внутренняя речь – внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.

    Вопрос 2.

    Аппликатура гитариста.

    Аппликатура — это обозначение пальцев в нотном тексте. Обозначаются пальцы л.р арабскими цифрами 1234. Пальцы правой – мал. латинскими буквами p-pulgar, i – indece, m – medio, a – anular, e – extremo (редко). Важнейший аппликатурный принцип: при выборе пальцев основываться на чередовании пальцев, художественных задачах и целях

    Взаимосвязь аппликатуры с разными видами техниками и типами фактур (нужно определить связь аппликатуры с фактурой):

    1. Гаммообразные техники (чередование пальцев пр р: i m, m i, m a, a m, i a, a m i и т. д.) Пальцы левой руки распределяются в определённой позиции и опускаются точно на свой лад (относительно 1 пальца)

    2. Арпеджио (p басы, i 3 струна ,m 2 струна , a 1 струна, в трезвучных арпеджио p – бас, включает 3 струну, i – 2, m – 1, реже i-3, m-2, a-3, (без p) Левая зажимает сразу аккорд на грифе

    3. Аккорд - в 3х звучных p - бас, вкл 3 струну, i - 2 струна, a - 1 струна (реже i-3 m-2 a-3 без p), в 4х звучных - p басы i - 3 струна, m - 2 струна, a - 1 струна, в 5-6 звучных аккордах p одновременно играет 456, i - 3 струна, m - 2 струна, a - 1 струна. Левая рука зажимает аккорд одновременно (но не всегда)

    4. Тремоло – классическая аппликатура – p a m i, чередуя извлечение звука на одной струне, p бас. Тремоло фламенко - p a m i m.

    5. Интервалы - расположенные на соседних струнах, извлекаются im, реже p i pm m a; не на соседних струнах pi pm ia pa

    6. Полифония - главная цель выявить главные и явные скрытые голоса понять фразировку и расставить аппликатуру в соответствии с этим. В пр. р. чередование пальцев, палец p - бас

    7. Гомофоннно-гармоническая фактура: p – бас, a – мелодия, im – аккомпанемент, но с a могут играть и im, последняя нота перед гармонией играется а

    8. Гетерофония – подголосочный склад фактуры, принцип расстановки, как и в полифонии

    9. Сложный тип фактуры – соединяет все предыдущие виды аппликатуры, аппликатура расставляется в соответствии с одним из видов.

    10 билет. Организация и планирование учебного процесса в ДМШ и ДШИ.

    Расширение музыкального кругозора ученика, развитие его исполнительских навыков является задачей, разрешение которой - основная цель всех этапов обучения, в том числе и начального. В начале полугодия педагог составляет план работы для каждого ученика. В основе его лежит программа по специальности, учебного и концертного плана, мероприятий отделения, план общешкольный. Чёткое представление о музыкальных возможностях, об уровне исполнительского развития ученика, а также, все перечисленные данные позволяют определять путь работы с учеником: исполнительские, художественные, воспитательные задачи. Составление индид. плана начинают по традиции с характеристики. Особенности ученика обосновывает остальные разделы индивидуального учебного плана: задачи на ближайший период, преимущественные методы воздействия, репертуар. Умение подобрать для каждого ученика наилучший репертуар - важнейший показатель педагогического мастерства. В план должны быть включены произведения, работа над которыми обеспечивает всестороннее развитие ученика, помогает разрешить определённые задачи. В план нужно включать достаточно обширный репертуар - часть следует изучить досконально, часть - менее детально (эскизно), часть - чтение с листа. Необходимо включать несколько ансамблей, аккомпанементов. Цель прохождения - расширение кругозора ученика, развитие навыков чтения нот, ансамблевого исполнения, аккомпанемента. Разучивание пьес не должно являться самоцелью, а должно рассматриваться как средство воспитания исполнительских навыков и приобретение различных знаний, как на художественных произведениях, так и на технических упражнениях и этюдах. Планы предоставляются к началу каждого полугодия. К весеннему экзамену педагог составляет характеристику ученика, где отмечает успеваемость за прошедший год, отношение к работе, успехи, недостатки. В характеристике следует сказать о музыкальных особенностях ученика и их развитии. Педагог должен требовать добросовестного посещения уроков и быть требовательным в этом отношении к себе. Каждый урок является законченным звеном в цепи других уроков, объединенных общей целью, задачами, содержанием.

    ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К УРОКУ. Качество урока зависит от подготовки к нему, которое состоит из:1. Четкого определения объема материала, который предстоит изучать, 2. Планирования самого урока, 3. Работы над материалом.

    ОБЪЕМ МАТЕРИАЛА. Планирование очередного урока должно основываться на подведении итогов предыдущего. Только подводя все итоги предыдущего урока, учтя все плюсы и минусы, педагог может начать планирование нового. Педагог намечает над какими пьесами и этюдами они должны поработать. Он отмечает на какие стороны развития ученика необходимо обратить особое внимание, какой дополнительный художественный материал нужно ввести. Урок должен быть предельно четким и ясным. Реализацию плана воспитания ученика хороший педагог умеет органично сочетать с выполнением ближайших задач, связанных с текущей работой. Эти задачи кратко заключаются в следующем: необходимо проверить то, что было сделано дома, поработать в классе над исполнением произведений и дать задание к следующему уроку. Работа над произведением в классе — это не только прослушивание их и высказывание замечаний, важно, чтобы ученик в присутствии педагога поискал нужный звук, добился нужного воплощения формы и т.д. Процесс обучения должен состоять из следующих элементов: 1. Ознакомление с фактами, 2. Обобщение новых знаний, 3. Их закрепление, 4. Усвоене навыков и привычек. 5.Связь теории и практики, 6.Проверка достигнутых результатов. Упущение одного элемента может нанести вред успешному ходу преподавания. Опыт показывает, что на уроках с младшими детьми нужно чаще менять элемент, чтобы разнообразить занятие, так как как ученик не привык к длительной систематической работе. У старших учащихся могут быть уроки, в которых один из элементов преобладает, а другие затрагиваются между прочим или вообще нет. Однако процессы обобщения между теорией и практикой должны входить в состав каждого урока. не желательно придерживаться шаблона, но это не означает, что урок не должен иметь структуры. Обычно полезно в начале поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять больше времени. Если нужно пройти большой репертуар, целесообразно на одном уроке заняться частью произведения, а на следующем - остальными, ограниченными в отношении первых лишь проверкой ДЗ несколькими существенными замечаниями. Чтению нот и игре гамм следует уделять время в середине урока, чтобы освежить внимание ученика. Необходимо систематически расширять музыкальный кругозор, знакомить с важными стилями, жанрами, формами, с творчеством наиболее значительных композиторов.

    РАБОТА НАД МАТЕРИАЛОМ. Для успешного проведения урока необходима тщательная подготовка, анализ, редактирование, проигрывание всего учебного материала. Под редактированием следует понимать подробное и внимательное обозначение в нотах динамических оттенков, штрихов, аппликатуры. По мере художественного роста ученика и развития его художественного вкуса нужда в подобных указаниях уменьшается, при условии, что в начале обучения педагог со всей тщательностью объяснял применение той или иной динамики, фразировки, штрихов, аппликатуры и т.д.
    ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА.ПРОВЕРКА ДЗ. Урок начинается с проверки ДЗ и правильности приемов, примененных учеником. При проверке ДЗ рекомендуется: 1. Метод прослушивания (приём прослушивания произведения в целом, эпизодов) 2. Метод устного отчёта учащегося (приём рассказ о проделанной работе, ответы на вопросы педагога). Прослушивать на каждом уроке пьесу от начала до конца не обязательно, обычно это делается тогда, когда ученик впервые приносит до конца разбор произведение. На следующих уроках учащийся по требованию педагога исполняет отдельные места, когда же исполнительские трудности преодолены, следует чаще прослушивать произведение полностью. Справедливо осуждается метод поправочных остановок, при котором педагог, прослушивая ученика, начинает его прерывать, давать указания. этот метод можно применять только в тех случаях, когда педагог сразу слышит, что ученик не работал. Как правило нужно прослушать всё до конца, что принёс ученик. Ученик психологический настроен на то, что необходимо играть без остановки, начинает концентрироваться и тем воспитывает в себе важные исполнительские качества.
    ПОДАЧА НОВЫХ ЗНАНИЙ. Практика обучения музыкального исполнительства знает два основных методов работы с учеником:

    1. демонстрация по надо сыграть что-либо (метод наглядно-иллюстративный),2. Словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке увлекательно. Словесные пояснения и образы только тогда достигнут цели, когда они будут близки и понятны ученику.
    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Обучение на уроке тесно связано с ДЗ. Педагог подводит итог, выполненный учеником работы за период прошедшего, и обеспечивает материалом для дальнейшей работы. ДЗ должно является продолжением работы в классе. Для успешной домашней работы ученика большое значение имеет воспитание в нём способности начинать занятия с чёткого представления своих исполнительских задач. Нужно давать конкретное ДЗ, чтобы ученик понимал, над чем работать. В ДЗ входит: работа над худож. произв., этюдами, упражнения, игра по слуху, чтение с листа.

    Ошибки в работе педагогов

    1. Механичность в обучении, выражающаяся в недостаточном внимании к воспитанию музыкального слуха ученика

    2. Планирование и прохождения учебного материала с целью концертного показа.

    3. Недостаточое внимание к воспитанию музыкального ритма

    4. Отсутствие внимания к чтению с листа

    Принципы педагогов:

    1. Установление контакта в каждым учеником в процессе творческой работы

    2. Развитие и поощрение инициативы ученика

    3. Уважение к ученику, как к становящейся личности
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта