Главная страница
Навигация по странице:

  • Отличия монодрамы от психодрамы

  • Понятия психодрамы, монодрамы и социодрамы: общие и отличительные особенности.. 20. Понятия психодрамы, монодрамы и социодрамы общие и отличительные особенности. Психодрама


    Скачать 20.43 Kb.
    Название20. Понятия психодрамы, монодрамы и социодрамы общие и отличительные особенности. Психодрама
    АнкорПонятия психодрамы, монодрамы и социодрамы: общие и отличительные особенности
    Дата11.05.2022
    Размер20.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла20.docx
    ТипДокументы
    #522946

    20. Понятия психодрамы, монодрамы и социодрамы: общие и отличительные особенности.

    Психодрама — это метод Морено, используемый в психологическом консультировании и психотерапии. Классическая психодрама представляет собой терапевтический групповой процесс, в ходе которого применяют инструмент драматической импровизации. Он необходим для исследования внутреннего мира людей с целью развития их творческого потенциала и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с окружающими.

    Социодрама — это техника, разработанная в рамках групповой (социальной) терапии. Метод изобрел Я. Л. Морено, он применял его с целью решения социально-психологических проблем отдельного индивида или сообщества в целом.

    1. Цели и особенности социодрамы.

    В качестве целей социодрамы как психотерапевтической техники выступает постижение глубинного смысла обстоятельств, где действия совершает группа в процессе осознания вероятных внутригрупповых конфликтов.

    Социодрама представляет собой разновидность психодрамы, но между ними есть значимая разница. Видным американским психодраматистом Кеном Спрагом эти 2 направления описывались как разные, поскольку субъект социодрамы представлен группой (несколькими протагонистами, например, партнеры в семье). Социометрический разогрев в этом случае отражает то, что здесь и сейчас представляет собой групповую проблему. Целью социодрамы автор считал обучение и действия, сконцентрированные на креативных (творческих) изменений. Напротив, психодрама рассматривает основу проблемы, ее корень. Этим она отличается от социодрамы, которая больше заостряет внимание не на корне, а на «почве», где происходит видоизменение, деформация и формирование групповых корней.

    Существует несколько отдельных характеристик социодрамы:

    • Нет сценария и обязательных ролей;

    • Не существует режиссёра, который оказывает воздействие на ход действия, а есть лишь социодраматург, который помогает ситуации раскрыться во всей красе;

    • Происходит развитие, взаимодействие ролей, в связи с чем они становятся более контролируемыми;

    • Не происходит закрепление ролей за конкретными исполнителями, поскольку каждый актер сам определяет роль, которую будет играть;

    • Существование 2 и более протагонистов;

    • Отсутствие стремления к фактической достоверности, при этом каждый участник имеет право потребовать прекращения развития действия, если оно приносит ему страдания;

    • Ситуация нейтральна, не призвана поддерживать какого-либо субъекта (группу);

    • Социодраматург вправе спровоцировать игру с целью более полного раскрытия роли каждого участника.

    В состав социодрамы входят три обязательные стадии: разогрев, действие и сохранение. На первой из них используют техники, которые помогают провести активизацию жизненной ситуации. На этапе «действие» производится инсценировка событий, приводящих к катарсису и инсайту. При осуществлении последнего этапа участники делятся своими чувствами, прожитыми в процессе игры. Они рассказывают, что чувствуют и снимают с себя прожитые роли. Во время описаний зрители могут по-другому начать видеть ситуацию.

    Таким образом, социодрама включает в себя все события, выражая отношения между разными реальностями. Она помогает определить все варианты взаимодействия с достижением компромисса или возможного примирения. Этот метод помогает взаимодействовать друг с другом и не исключает друг друга. Он способен дополнять и обогащать, сохраняя при этом свою индивидуальность.

    2. Отличия психодрамы и социодрамы

    Кен Спраг выделял несколько отличий социодрамы от психодрамы:

    • Социодрама представлена ситуацией, где основные действующие лица (протагонисты), С их проблемой работает вся группа, расширяя влияние темы и вовлекая (разогревая).

    • Психодрама пытается выделить причину проявления проблемной ситуации, а социодрама стремится расширить социальный контекст.

    • Ведущие вопросы для психодрамы: «Где ты этому научился?», «Когда данное событие уже происходило с тобой?». В социодраме ведущий вопрос: «Какой еще человек может быть вовлечен в эту ситуацию?».

    Необходимо отметить условность обозначенных различий, поскольку оба направления не представляют собой обособленные аспекты работы. Можно сказать, что «чистая» психодрама и социодрама — это два полюса континуума, в пределах которого расположены самые различные формы. С технической позиции социодрама настолько же сильно отличается от психодрамы. Плюсом к классическим психодраматическим техникам в рамках социодрамы предусмотрен групповой обмен ролями.

    Отличия монодрамы от психодрамы

    Монодрама – это вариант психодрамы, в которой все роли играет сам протагонист. В редких случаях монодрама используется в групповой работе (как вариант техники самопрезентации), но в основном в индивидуально консультировании.

    Монодрама — использование психодрамы в индивидуальном консультировании и психотерапии. В монодраме нет группы — людей, которые могут играть роли в сценах клиента. В монодраме, также как и в психодраме, часто используется пространство помещения для построения сцены, но вместо других людей в монодраме используются пустые стулья или предметы.

    Психодрама "а'dеus" или "на двоих" предполагает такое соглашение между психотерапевтом и клиентом, в котором терапевт использует и вводит в ситуацию индивидуальной терапии все техники, присущие психодраме.

    Ситуация, в которой управление психодрамой переходит в руки протагониста, называется “авто-” или “монодрамой”.

    Короткое ролевое действие или серию действий, в которых протагонист представляет себя или кого-то иного из своего социального атома, называется самопредставлением. Вариантом самопредставления Д.Киппер считает монодраму, то есть вариант драмы, в которой все роли играет протагонист (вспомогательные «я» не вводятся).

    Техника самопредставления используется во всех тех случаях, когда протагонист играет самого себя или роль людей, для него важных. В техническом плане названный метод обычно существует в двух видах.

    Первый состоит в том, что протагонистов просят дать короткое описание себя самих, а также важных для них людей в форме последовательных эпизодов, как бы устроить парад лиц и личностей.

    Второй способ часто называют еще монодрамой. Здесь протагонист разыгрывает серию завершенных ситуаций, причем все исполняет сам. Все роли описываются только протагонистом.

    Иногда техника самопредставления может реализовываться в ситуации интервью. Это бывает особенно полезно, когда протагонист описывает сцены, в которых требуется исполнить роль другого человека. У протагониста берут интервью в соответствии с ролью, и он отвечает на вопросы так, как в действительности отвечал бы тот человек.


    написать администратору сайта