Фазы психодрамы и их описание. Техники психодрамы. Доклад фазы психодрамы и их описание. Техники психодрамы
Скачать 32.37 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Н И У « Бел ГУ» ) ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Кафедра социальной работы ДОКЛАД «ФАЗЫ ПСИХОДРАМЫ И ИХ ОПИСАНИЕ. ТЕХНИКИ ПСИХОДРАМЫ» по дисциплине «Технологии социальной работы с различными категориями граждан» студентки очной формы обучения направления подготовки 39.04.02 Социальная работа 1 курса группы 10002022 Захаровой Марины Васильевны Преподаватель: к.фил.н., доцент Кулабухов Д.А.. БЕЛГОРОД 2022 СОДЕРЖАНИЕ: 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОДРАМЫ 2. ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОДРАМЫ 3. ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ПСИХОДРАМЫ 4. ТЕХНИКИ ПСИХОДРАМЫ ЛИТЕРАТУРА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОДРАМЫ Психодрама - это метод групповой терапии, являющий собой ролевую игру, во время которой используется драматическая импровизация. Попросту говоря, психотерапия – это один из методов изучения внутреннего мира человека. Группой создаются условия для спонтанного выражения эмоций и ощущений, имеющих отношение к важным для клиента темам. Психодрама базируется на принципах игры. Этот коррекционный метод был придуман после эксперимента, поставленного знаменитым психологом Якобом Леви Морено после Первой мировой войны. Тогда он назвал свой эксперимент «спонтанным театром». Психолог задумался о терапевтической силе игровых методик в день, когда он заметил, как дети в венских парках переводят в игру свои фантазии. 2. ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОДРАМЫ Классическая процедура психодрамы включает 5 основных элементов: 1) протагонист - первый игрок (от греческих слов «protos» - первый и «agon» - борьба, игра), изображает в психодраме главного героя, исполнителя, который представляет свои проблемы.Психодрама — это “тотальное событие”, которое протагонист переживает как исполнитель, как клиент и, возможно, как обучающийся клиент, поскольку психодрама содержит театральный, терапевтический и педагогический аспекты.; 2) режиссер (фасилитатор) - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это специально подготовленный психолог, психотерапевт, своеобразный режиссер-постановщик (в немецком языковом пространстве он называется психодрамотерапевтом, в английском — "psychodramatist", а по завершении обучения — “Director of Psychodrama”, во французском — "animateur", psychodramatiste" или "psychodramaturge"); 3) вспомогательное «Я» - клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные игроки могут быть выбраны протагонистом или назначены режиссером; олицетворяют значимых для протагониста людей или части его собственного «Я». Это могут быть роли властной матери, деспотичного отца, пылкого любовника, несправедливого начальника, заботливого друга; предмета (часов, игрушки, лестницы, коридора и др.); эмоций (страха, гнева, открытости и др.). 4) зрители - участники группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения. На заключительном этапе они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме. В японском варианте психодрамы «Омнибус» категория зрителей фактически отсутствует, так как все участники группы вовлечены в действие и исполняют роли людей, деревьев, предметов, мебели, гор, солнца и т.п.; 5) сцена - пространство, на котором разворачивается сценическое действие. В простых вариантах это пространство обозначается внутри круга или образуется размыканием первоначального группового круга в полукруг, благодаря чему очерчивается условная граница развертывания психодраматического действия. 3. ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ПСИХОДРАМЫ Все три фазы отличаются друг от друга в психодраматической игре модусом отношений, динамикой и эмоциональностью. Общая продолжительность психодраматического занятия составляет в среднем от полутора до двух часов. Ввиду терапевтической ответственности, не допускающей перегрузок клиентов, указанная продолжительность занятий по возможности не должна превышаться. После третьей фазы психодрамы необходимо оставить примерно полчаса свободного времени. Это позволяет после чрезвычайных событий в ходе игры, а также, если в этом особо нуждается протагонист или иной член группы во время или по завершении фазы обсуждения, в достаточной мере разрешить острые проблемы и погасить кипение страстей. 1) Разогрев и разминка. Первая фаза психодрамы, целью которой является психологическое и физическое раскрепощение участников, снятие излишней напряженности и тревожности, настраивание на игровые роли. Проводится в виде словесных или телесных упражнений или в форме комбинации тех и других. По итогам разминки выявляется протагонист и готовится психодраматическое действие. Организационно психодрама начинается с того, что участники группы и ведущий психодрамы являются в назначенное время в комнату для занятий психодрамой и усаживаются на стульях, расставленных полукругом на психодраматической сцене. Стулья или кресла не должны быть ни слишком удобными, ни слишком неудобными. Они должны давать возможность членам группы свободно наблюдать за игрой, сопереживать и не оставаться при этом пассивными, что препятствовало бы их вмешательству в психодраму в форме спонтанного дублирования. Фаза разогрева является, пожалуй, одной из ключевых в психодраме поскольку направлена на формирование готовности группы к дальнейшей работе. На этой фазе режиссер должен проявить истинную эмпатию, чтобы почувствовать, кто может и должен быть сейчас протагонистом и какая проблема наиболее актуальна в данный момент для протагониста и для группы. Главная цель ведущего психодрамы – сделать так, чтобы проблема была представлена в конкретном виде, с точной соотнесенностью времени и места действия, и добиться того, чтобы протагонист вспомнил, кто присутствовал при этих событиях. Очень важным является то, чтобы в процессе беседы с протагонистом ведущий развивал представления о месте действия: какие значимые другие присутствовали при этой сцене, какого цвета были стены в комнате, какими звуками это событие сопровождалось, какая там была мебель, значимые предметы, какое это было время, какая одежда была в тот момент на протагонисте, в каком положении он находился (сидел, стоял и т.п.) и в каком он настроении (тогда и теперь). Все эти элементы очень важны для эффективного проведения следующей фазы психодрамы. 2) Собственно драматическое действие. Вторая фаза психодрамы, в которой импровизированно воссоздаются и проигрываются в ролях реальные проблемные жизненные ситуации. На этой фазе могут применяться различные приемы: «зеркало», «двойник», другие Я, «монолог», «диалог», «построение будущего», «проба реальности» и др. Эта фаза состоит из трех сегментов: - Функция первого сегмента – это предъявление настоящего, т.е. изображение посредством игры проблемы, которая должна быть изучена во время психотерапевтической сессии. Протагониста просят показать его проблему и ее масштаб. Обычно это делается посредством ролевого проигрывания ситуации, где эта проблема проявляется наиболее ярко. При этом обычно требуется, чтобы были показаны трудности и их последствия. - Функция второго сегмента включает две части – диагностическую и коррекционную. Первая – направлена на изучение факторов, связанных с представленной проблемой. К этим факторам относятся, например, ранние травматические переживания, которые вызывают определенный образ реагирования на сходную ситуацию, или отсутствие необходимых навыков для решения имеющихся проблем. Вторая – это устранение угнетающего, болезненного чувства тревоги, приводящее к растормаживанию, снятию запретов и катарсису. - Функция третьего сегмента – знакомство с альтернативным поведением через экспериментирование с различными путями преодоления или разрешения назревших проблем. В этом сегменте терапевт обучает протагониста новым способам реагирования на привычные конфликтные ситуации. Необходимо, чтобы процесс подобного экспериментирования включал не только сцены проигрывания нового поведения, но и его последствия. 3) Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). Завершающая фаза психодрамы. Участникам предлагается рассказать о чувствах, которые вызвала у них психодрама, о том, какое отношение, на их взгляд, она может иметь к каждому из них. Присутствующие делятся друг с другом переживаниями и ассоциациями, возникшими по ходу драмы. На этой стадии также обеспечиваются: деролинг – выход из роли; эмоциональная стабильность; комфортное состояние; способность понимать себя. Фаза обсуждения состоит обычно из двух частей: - ролевой обратной связи - партнеры по очереди описывают протагонисту чувства, которые появлялись у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображении протагониста при обмене ролями. Протагонист равным образом выражает свои собственные чувства, пережитые им в различных ролях. - идентификационной - участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение. Идентификации также являются важной информацией об участниках группы, и после каждой игры ведущий психодрамы должен о них расспрашивать. Отчет об идентификационном переживании может облегчить зажатому человеку психодраматическую терапию его собственной проблематики. Кроме того, и психосоматические реакции, достаточно часто возникающие у зрителей в фазе игры вследствие идентификационных процессов, при идентификационной обратной связи быстро исчезают. 4. ТЕХНИКИ ПСИХОДРАМЫ Психодрама отличается большой технической оснащенностью. Многие техники были созданы и использованы в одной конкретной ситуации, другие достаточно универсальны и не зависят от содержания проблемы. Ниже будут представлены наиболее распространенные техники. ЛИТЕРАТУРА https://psylogik.ru/117-psihodrama.html https://studopedia.su/13_43240_elementi-i-fazi-psihodrami.html? https://psy.wikireading.ru/11787? 1. Авксентьев, В. А. Этническая конфликтология : проблемы становления / В. А. Авксентьев. –Т екст : электронный. – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/Avk_EtnKonf.php (дата обращения: 05.10 2020 2. Галустова, О. В. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 216 с. 3. Дмитриев, А. В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с. 4. Дойч, М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) /М. Дойч. – Текст: непосредственный // Социально-политический журнал. – 1997. –№ 1. – С. 202–212 5. Садохин, А. П., Грушевицкая, Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с. ISBN 5-7695-1530-9 6. Шипилов, А. В. «Свои», «чужие» и другие / А. В. Шипилов. – Москва : Прогресс- Традиция, 2008. – 568 с. – Текст : непосредственный |