Главная страница
Навигация по странице:

  • Автор пишет, что свобода ничто без воспитания. Раскройте смысл этого утверждения. Приведите любые два примера «свободы без воспитания».

  • Н. Гумилев. Стихотворение «Блудный сын»

  • Борис Слуцкий. Стихотворение «Блудный сын»

  • Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв, Сpедь военных тpофеев и миpных костpов, Жили книжные дети, не знавшие битв, Изнывая от мелких своих катастpоф.

  • Детям вечно досаден их возpаст и быт И дpались мы до ссадин, до смеpтных обид Hо одежды латали нам матеpи в сpок, Мы же книги глотали, пьянея от стpок.

  • Липли волосы нам на вспотевшие лбы, И сосало под ложечкой сладко от фpаз. И кpужил наши головы запах боpьбы, Со стpаниц пожелтевших слетая на нас.

  • И пытались постичь мы, не знавшие войн, За воинственный клич пpинимавшие вой, Тайну слова "пpиказ", назначенье гpаниц, Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

  • А в кипящих котлах пpежних войн и смут Столько пищи для маленьких наших мозгов, Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд В детских игpах своих назначали вpагов.

  • И злодея следам не давали остыть, И пpекpаснейших дам обещали любить. И дpузей успокоив и ближних любя, Мы на pоли геpоев вводили себя.

  • Испытай, завладев еще теплым мечом, И доспехи надев, что почем, что почем. Разберись, кто ты - тpус иль избpанник судьбы, И попpобуй на вкус настоящей боpьбы.

  • И когда pядом pухнет изpаненный дpуг И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя, И когда ты без кожи останешься вдpуг, Оттого, что убили его, не тебя.

  • Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал, По оскалу забpал - зто смеpти оскал, Ложь и зло, погляди, как их лица гpубы, И всегда позади воpонье и гpобы.

  • Если мяса с ножа ты не ел ни куска, Если pуки сложа, наблюдал свысока, А в боpьбу не вступил с подлецом, с палачом, Значит, в жизни ты был ни пpи чем, ни пpи чем.

  • Если путь пpоpубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жаpком бою испытал, что почем, Значит, нужные книги ты в детстве читал.

  • Итоговое сочинение. итоговое сочинение 2021. 20142015 учебный год Недаром помнит вся Россия


    Скачать 1.35 Mb.
    Название20142015 учебный год Недаром помнит вся Россия
    АнкорИтоговое сочинение
    Дата24.03.2022
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаитоговое сочинение 2021.pdf
    ТипДокументы
    #413073
    страница2 из 3
    1   2   3
    (Кислица Г., Николаева Т.)
    Вопросы:

    Какие два уровня самопознания выделены в тексте?

    Действительно ли самопознание помогает человеку в жизни?

    Равноценны ли понятия «самопознание» и «рефлексия»?

    Публицистические тексты: «Преступление и
    наказание – вечная тема»
    Свобода - это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе.
    Слово «свобода» может означать весьма различные понятия. Фактически «быть свободным» значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы.
    Свобода летуча и неуловима. Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.
    Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны, … некоторые выборы катастрофичны, в чём рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, ещё более важно, чем свобода сама по себе.
    Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора - нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе.
    (М. Малерб)
    Вопросы:

    Как автор понимает свободу человека?

    Какими тремя аргументами автор подтверждает свою мысль о ценности свободы?

    Автор пишет, что свобода ничто без воспитания. Раскройте смысл этого утверждения.
    Приведите любые два примера «свободы без воспитания».

    А.П. Чехов в письме издателю Суворину сформулировал необходимость внутренней свободы для человека.
    «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите- ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...».

    Публицистические тексты: «Преступление и наказание – вечная тема»
    Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно так же получившими воспитание. В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы…
    В человечестве заключено много задатков, и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путем воспитания развивать все природные способности человека.
    Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».
    Человек должен развивать свои способности к добру. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества
    – вот в чем обязанности человека. Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете.
    И. Кант
    Вопросы к тексту
    :

    Каким образом формируется личность человека?

    Почему, по мнению автора, воспитание является важнейшим фактором формирования
    личности человека?

    Актуализация темы: анализ публицистических текстов
    Вопросы к тексту:
    Каким образом формируется личность
    человека?
    Почему, по мнению автора, воспитание
    является
    важнейшим
    фактором
    формирования личности человека?

    Привлечение фонового материала на уроках литературы
    Актуализация темы: анализ текста «Притчи о блудном сыне»
    У одного человека было два сына; однажды сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть
    имения». И отец разделил им имение.
    По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое,
    живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел,
    пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить
    чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у
    отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я
    согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников
    твоих».
    Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на
    шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин
    называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте
    перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и
    веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
    И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал
    пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришел, и
    отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти.
    Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не
    преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
    а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного
    теленка». Отец же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться
    и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

    проявление сыном самостоятельности и своеволия в определении собственного жизненного пути и несогласие с авторитетом отца;

    уважение отца к выбору сына, снисхождение до грешника, виновника конфликтности, прощение и любовь;

    осознание сыном своих ошибок, его раскаяние, нравственное возрождение и способность попросить прощения у отца.

    Н. Гумилев. Стихотворение «Блудный
    сын»
    Нет дома подобного этому дому!
    В нем книги и ладан, цветы и молитвы!
    Но, видишь, отец, я томлюсь по иному,
    Пусть в мире есть слезы, но в мире есть битвы.
    На то ли, отец, я родился и вырос,
    Красивый, могучий и полный здоровья,
    Чтоб счастье побед заменил мне твой клирос
    И гул изумленной толпы — славословья.
    Я больше не мальчик, не верю обманам,
    Надменность и кротость — два взмаха кадила,
    И Петр не унизится пред Иоанном,
    И лев перед агнцем, как в сне Даниила.
    Позволь, да твое приумножу богатство,
    Ты плачешь над грешным, а я негодую,
    Мечом укреплю я свободу и братство,
    Свирепых огнем научу поцелую.
    Весь мир для меня открывается внове,
    И я буду князем во имя Господне…
    О счастье! О пенье бунтующей крови!
    Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!..

    Как розов за портиком край небосклона!
    Как веселы в пламенном Тибре галеры!
    Пускай приведут мне танцовщиц Сидона
    И Тира, и Смирны… во имя Венеры.
    Цветов и вина, дорогих благовоний…
    Я праздную день мой в веселой столице!
    Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?..
    А вот они, вот они, salve amice.
    Идите скорей, ваше ложе готово,
    И розы прекрасны, как женские щеки;
    Вы помните верно отцовское слово,
    Я послан сюда был исправить пороки…
    Но в мире, которым владеет превратность,
    Постигнув философов римских науку,
    Я вижу один лишь порок — неопрятность,
    Одну добродетель — изящную скуку.
    Петроний, ты морщишься? Будь я повешен,
    Коль ты недоволен моим сиракузским!
    Ты, Цинна, смеешься? Не правда ль, потешен
    Тот раб косоглазый и с черепом узким?

    Я падаль сволок к тростникам отдаленным
    И пойло для мулов поставил в их стойла;
    Хозяин, я голоден, будь благосклонным,
    Позволь, мне так хочется этого пойла.
    За ригой есть куча лежалого сена,
    Быки не едят его, лошади тоже:
    Хозяин, твои я целую колена,
    Позволь из него приготовить мне ложе.
    Усталость — работнику помощь плохая,
    И слепнут глаза от соленого пота,
    О, день, только день провести, отдыхая…
    Хозяин, не бей! Укажи, где работа.
    Ах, в рощах отца моего апельсины,
    Как красное золото, полднем бездонным,
    Их рвут, их бросают в большие корзины
    Красивые девушки с пеньем влюбленным.
    И с думой о сыне там бодрствует ночи
    Старик величавый с седой бородою,
    Он грустен… пойду и скажу ему: «Отче,
    Я грешен пред Господом и пред тобою».

    И в горечи сердце находит усладу:
    Вот сад, но к нему подойти я не смею,
    Я помню… мне было три года… по саду
    Я взапуски бегал с лисицей моею.
    Я вырос! Мой опыт мне дорого стоит,
    Томили предчувствия, грызла потеря…
    Но целое море печали не смоет
    Из памяти этого первого зверя.
    За садом возносятся гордые своды,
    Вот дом — это дедов моих пепелище,
    Он, кажется, вырос за долгие годы,
    Пока я блуждал, то распутник, то нищий.
    Там празднество: звонко грохочет посуда,
    Дымятся тельцы и румянится тесто,
    Сестра моя вышла, с ней девушка-чудо,
    Вся в белом и с розами, словно невеста.
    За ними отец… Что скажу, что отвечу,
    Иль снова блуждать мне без мысли и цели?
    Узнал… догадался… идет мне навстречу…
    И праздник, и эта невеста… не мне ли?!

    Борис Слуцкий. Стихотворение «Блудный
    сын»
    Истощенный нуждой,
    истомленный трудом,
    Блудный сын возвращается в отческий дом.
    И стучится в окно осторожно:
    - Можно?
    - Сын мой! Единственный! Можно!
    Можно все. Лобызай, если хочешь, отца,
    Обгрызай духовитые кости тельца.
    Как приятно, что ты возвратился,
    Ты б остался, сынок, и смирился. –
    Сын губу утирает густой бородой,
    Поедает тельца,
    Запивает водой,
    Аж на лбу блещет капелька пота
    От такой непривычной работы.
    Вот он съел, сколько смог.
    Вот он в спальню прошел,
    Спит на чистой постели.
    Ему – хорошо!
    И встает.
    И свой посох находит,
    И, ни с кем не прощаясь, уходит.

    Вопросы для учеников
    • Какие из мотивов библейской притчи о блудном сыне воплощены в стихотворениях?
    • Как ведет себя блудный сын в каждом из стихотворений? Какой жизненный путь проходит?
    • Какой жизненный опыт приобретает блудный сын Н.
    Гумилева?
    • К возрождению души или ее утрате ведут странствия блудных сыновей в каждом из стихотворений?
    • Как определяется жизненный путь человека в «Балладе о борьбе» В. Высоцкого? В чем трагизм человеческого взросления? Какой ценой человек приобретает жизненный опыт и становится личностью?

    В. Высоцкий. «Баллада о борьбе»
    Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв,
    Сpедь военных тpофеев и миpных костpов,
    Жили книжные дети, не знавшие битв,
    Изнывая от мелких своих катастpоф.
    Детям вечно досаден их возpаст и быт
    И дpались мы до ссадин, до смеpтных обид
    Hо одежды латали нам матеpи в сpок,
    Мы же книги глотали, пьянея от стpок.
    Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
    И сосало под ложечкой сладко от фpаз.
    И кpужил наши головы запах боpьбы,
    Со стpаниц пожелтевших слетая на нас.
    И пытались постичь мы, не знавшие войн,
    За воинственный клич пpинимавшие вой,
    Тайну слова "пpиказ", назначенье гpаниц,
    Смысл атаки и лязг боевых колесниц.
    А в кипящих котлах пpежних войн и смут
    Столько пищи для маленьких наших мозгов,
    Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд
    В детских игpах своих назначали вpагов.
    И злодея следам не давали остыть,
    И пpекpаснейших дам обещали любить.
    И дpузей успокоив и ближних любя,
    Мы на pоли геpоев вводили себя.
    Только в гpезы нельзя насовсем убежать,
    Кpаткий век у забав, столько боли вокpуг.
    Попытаясь ладони у меpтвых pазжать
    И оpужье пpинять из натpуженных pук.
    Испытай, завладев еще теплым мечом,
    И доспехи надев, что почем, что почем.
    Разберись, кто ты - тpус иль избpанник судьбы,
    И попpобуй на вкус настоящей боpьбы.
    И когда pядом pухнет изpаненный дpуг
    И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя,
    И когда ты без кожи останешься вдpуг,
    Оттого, что убили его, не тебя.
    Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
    По оскалу забpал - зто смеpти оскал,
    Ложь и зло, погляди, как их лица гpубы,
    И всегда позади воpонье и гpобы.
    Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
    Если pуки сложа, наблюдал свысока,
    А в боpьбу не вступил с подлецом, с палачом,
    Значит, в жизни ты был ни пpи чем, ни пpи чем.
    Если путь пpоpубая отцовским мечом,
    Ты соленые слезы на ус намотал,
    Если в жаpком бою испытал, что почем,
    Значит, нужные книги ты в детстве читал.

    Личность в процессе становления
    Трагедия У Шекспира «Ромео и Джульетта»:
    • обретение самостоятельности
    • нравственное и личностное взросление
    Г. Гейне о Джульетте: «Она - нераспустившаяся роза, на
    наших глазах расцветающая под поцелуями Ромео во всем
    великолепии юности»
    проанализируйте эволюцию характеров Петра Гринева и
    Маши Мироновой, героев исторического романа А.С.
    Пушкина «Капитанская дочка». Какие исторические
    события способствуют их взрослению и обретению
    самостоятельности в поведении, оценке людей и
    событий?
    В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Андрий, младший
    сын главного героя, изменяет вере, отчизне и товарищам
    ради любви к прекрасной полячке. Сопоставьте историю
    Андрия и историю любви Ромео и Джульетты.

    Личность в процессе становления
    Нравственные и «безнравственные уроки»:
    • исторический роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: фамильное чувство чести отец воспитывает в сыне, давая ему наставления перед отъездом Петра на службу: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». В этих словах Гринёва-отца выражена система его жизненных приоритетов, представление о месте и роли человека в обществе;
    • понятие фамильной чести много значит для Андрея Болконского, героя романа-эпопеи «Война и мир». Слова отца («Ну, теперь прощай! — Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. — Помни одно, князь
    Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! — взвизгнул он») определяют жизненные принципы князя Андрея;
    • различными условиями воспитания объясняются многие различия в характерах Онегина и Татьяны, героев романа в стихах «Евгений Онегин»:
    Онегин скептичен, разочарован в жизни, Татьяна верит в любовь; Онегин все подвергает сомнению и насмешке, Татьяна искренна в своих чувствах и переживаниях. Онегин умеет сдерживать эмоции, Татьяна непосредственна и откровенна.

    Личность в процессе становления
    Нравственные и «безнравственные уроки»:
    • в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова, любящая сына животной безрассудной любовью, калечит его душу, превращает Митрофана в свое подобие. Мать потакает прихотям сына, учите его лицемерию, преклонению перед силой, презрению к тем, кто слабее и находится в его власти;
    • Алексей Степанович Молчалин, герой комедии А.С. Грибоедова
    «Горе от ума», «безродный» секретарь в доме Фамусова, мечтает о высоком положении в обществе, успешной карьере, богатстве.
    Добивается поставленных целей он, используя низкие средства и приемы: льстит, лицемерит, угождает, раболепствует, отказывается от собственного мнения. И следует при этом совету отца;
    • в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» отец учит Павлушу
    Чичикова, как преуспеть в жизни, не имея богатства и власти. По словам отца героя, необходимо использовать слабости людей, угождать начальству, думать только о собственной выгоде, отказаться от чувства благодарности, от товарищества и взаимовыручки.

    Личность в процессе становления
    Примеры романа воспитания:
    • первая книга трилогии А. Бруштейн «Дорога уходит в даль…», так как в этом произведении очень ярко изображается влияние семьи и ближайшего окружения на формирование личности, становление характера главной героини Сашеньки Яновской. Особенное внимание автор уделяет тому влиянию, которое оказывает на ее личностное становление отец, доктор
    Яновский;
    • страшный пример тирании любви, мешающей ребенку развиваться, заставляющей страдать и задыхаться в закрытом мирке семейных рамок, - взаимоотношения бабушки и внука в повести современного писателя
    Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».


    Личность в процессе становления
    Прочитайте рассказ В. Вересаева «Всю жизнь отдала» и определите последствия чрезмерной опеки родителями своего ребенка, результаты отсутствия требовательности и принципиальности в оценках действий сына матерью и отцом
    Прочитайте рассказ Ю. Яковлева «Он убил мою собаку» и ответьте на вопросы:
    • почему мальчик решил взять собаку себе? О каких душевных качествах героя свидетельствует его поступок?
    • найдите доказательства противопоставления душевного мира ребенка и мира взрослых. В чем разница между чувствами и действиями представителей старшего поколения и подростка?
    • докажите, что Саша оказался одинок в своем добром отношении к преданному и брошенному живому существу;
    • почему подросток ни разу не назвал отца отцом, говорит только «он»?
    • найдите доказательства душевного потрясения героя, его страданий;
    • какой нравственный урок преподал подросток взрослым людям?

    Личность в процессе становления
    • Мир взрослых часто бывает жесток к детям, отталкивает их лицемерием, несправедливостью, комформизмом. Родители не видят в подростках личностей, пытаются навязывать им свои жизненные ценности, отказываются признавать за детьми право на собственное мнение. В русской и зарубежной литературе XX-начала XXI веков существует целый пласт литературы, посвященной подростковому бунту против мира взрослых.
    Данные произведения находятся за рамками школьной программы, но могут быть самостоятельно прочитаны учениками.

    Личность в процессе становления
    • Герой романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Холден Колфилд чувствует себя совершенно отъединенным от окружающего его общества. Холдена больше всего угнетают царящий в обществе дух всеобщего обмана и недоверия между людьми.

    «Книга (музыка, спектакль, фильм)
    – про меня»
    Проблематика:
    • проблема одиночества подростков – отражение проблемы отцов и детей;
    • проблема тотального одиночества подростка в современном мире;
    • проблема подросткового и взрослого эгоизма и равнодушия;
    • конфликт подростка и мира взрослых, протест против общепринятых правил, бунт подростка против законов общества;
    • проблема подросткового суицида

    1   2   3


    написать администратору сайта