Итоговое сочинение. итоговое сочинение 2021. 20142015 учебный год Недаром помнит вся Россия
Скачать 1.35 Mb.
|
Джером Сэлинджер Роман «Над пропастью во ржи» Надежда Васильева Повесть «Гагара» Инна Манахова Повесть «Двенадцать зрителей» Джей Эшер Повесть «13 причин почему» Майкл О. Двайер Роман «Утопая в беспредельном депрессняке» Юстейн Гордер Романы «Таинственный пасьянс», «Мир Софии» Ульф Старк Повесть «Чудаки и зануды» Проблематика: • проблема нравственного выбора между добром и злом; • проблема положительного героя • проблема болезни в жизни ребенка, жизненные испытания ребенка-инвалида; • проблемы детей из социально незащищенных семей; противостояние с детьми из благополучных семей • проблема взросления, обретения внутренней самостоятельности, формирования личности ребенка; • проблема социального неравенства; • проблема раннего взросления, противостояния миру взрослых Олег Раин Повести «Спасители Ураканда», «Слева от солнца», «Отроки до потопа» Екатерина Мурашова Повести «Класс коррекции», «Гвардия тревоги», «Одно чудо на всю жизнь» Юлия Кузнецова «Выдуманный жучок. Рассказы о больничной жизни»; повесть «Помощница ангела», «Первая работа. Книга 1» Мариам Петросян Роман «Дом, в котором…» Дэниел Киз Роман «Цветы для Элджерона» Джон Грин Роман «Виноваты звезды» Проблематика: • проблема взаимоотношений внутри школьного коллектива; • проблема взаимоотношений школьников и учителей; • конфликт подростка и мира взрослых, протест против общепринятых правил, бунт подростка против законов общества; • проблема взросления, обретения внутренней самостоятельности, формирования личности подростка. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак Повести «Время всегда хорошее», «Гимназия № 13» Бел Кауфман Повесть «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Стивен Чбоски Роман «Хорошо быть тихоней» Владимир Железников Повесть «Чучело» Анатолий Алексин Повести «Безумная Евдокия», «Тридцать один день», «Мой брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте» Тамара Михеева Повесть «Не предавай меня!» «Белая ворона»: человек и общество В. Высоцкий «Мой Гамлет»: Я Гамлет, я насилье презирал, Я наплевал на датскую корону,- Но в их глазах - за трон я глотку рвал И убивал соперника по трону. • сравните Гамлета в начале и финале стихотворения. Какие изменения и почему произошли в личности героя? • как складываются взаимоотношения Гамлета и окружающего его общества? • в чем отличие Гамлета в трагедии Шекспира от Гамлета В. Высоцкого? Согласны ли вы со следующей оценкой А. Кулагина: «Герой Шекспира в мучениях осознаёт и принимает своё право на месть, отказываясь от ненасилия; у Высоцкого же в центре трагедии оказывается неспособность окружающего мира смириться с правом героя на отказ от насилия»? «Белая ворона»: человек и общество Конфликт человека и общества может вылиться в индивидуалистический бунт против законов общества, вызванный его несовершенством, бунт, порождающий преступления не только против законов общества, но и против отдельных людей: • романтический герой • тема «наполеонизма» в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н. Толстого «Война и мир» «Белая ворона»: человек и общество Один из самых известных романов XX века о необходимости внутренней свободы, о бесполезности компромиссов в борьбе со злом системы, подавляющей личность, – роман американского писателя К. Кизи «Над гнездом кукушки». Главная проблема романа – отношения между человеком и свободой. Человек, убежден писатель, рожден свободным. Однако на протяжении всей жизни ему диктуют правила, вынуждают подчиняться законам, пренебрегают его собственными желаниями – делают таким, каким он был бы полезным системе. Проанализируйте систему ценностей героев классической русской литературы: Емельяна Пугачева (исторический роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»), Мцыри (поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»), Лойко Зобара и Радды (рассказ М. Горького «Макар Чудра»). Докажите, что свобода – смысл и цель их жизни. • Актуализация темы: анализ текста «Легенда о двух половинках» Когда-то очень давно на земле жили необыкновенные люди. У них было четыре руки, четыре ноги, две головы. Они были прекрасны! Это были мужчина и женщина, слитые воедино. Во всей Вселенной не было существа прекраснее и сильнее. Они могли без устали ходить, работать, охотиться, охранять свой дом. Когда одна половинка уставала, то вторая всегда приходила на помощь. Но самое главное — это существо было абсолютно гармоничным и независимым. В нём одновременно присутствовало и мужское и женское начало, поэтому ему никто был не нужен. Они самостоятельно продолжали свой род. Это были необыкновенные люди. Боги с небес с завистью наблюдали за ними. Они понимали, что нет никого сильнее этих счастливых людей. И Зевс, верховный олимпийский бог, сказал тогда: «Я знаю, как поступить, чтобы эти смертные потеряли свою силу!» И ударом молнии рассёк это существо надвое, создав мужчину и женщину. Таким образом, народонаселение земли сильно увеличилось, но при этом ослабело и растерялось - отныне каждый должен был разыскивать свою потерянную половину и, соединяясь с ней, возвращать себе прежнюю силу и способность избегать измены, и свойство работать долго и шагать без устали. Много времени прошло с тех пор. Так и ходят по земле одинокие мужчины и женщины, и каждый пытается найти свою половинку. Некоторым это удаётся. Они снова сливаются воедино и обретают былую силу, гармонию и счастье. И это называется Любовью… Вопросы к тексту: • Почему разделение одного существа на мужчину и женщину изображается как трагедия? • Что потеряли люди, утратив единство? • Что составляет основу Любви согласно данной легенде? • Актуализация темы: анализ «Баллады о любви» В. Высоцкого Когда вода всемирного потопа Вернулась вновь в границы берегов, Из пены уходящего потока На берег тихо выбралась любовь И растворилась в воздухе до срока, А срока было сорок сороков. И чудаки - еще такие есть - Вдыхают полной грудью эту смесь. И ни наград не ждут, ни наказанья, И, думая, что дышат просто так, Они внезапно попадают в такт Такого же неровного дыханья... Только чувству, словно кораблю, Долго оставаться на плаву, Прежде чем узнать, что «я люблю»,- То же, что дышу, или живу! И вдоволь будет странствий и скитаний, Страна Любви - великая страна! И с рыцарей своих для испытаний Все строже станет спрашивать она. Потребует разлук и расстояний, Лишит покоя, отдыха и сна... Но вспять безумцев не поворотить, Они уже согласны заплатить. Любой ценой - и жизнью бы рискнули, Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить Волшебную невидимую нить, Которую меж ними протянули... Свежий ветер избранных пьянил, С ног сбивал, из мертвых воскрешал, Потому что, если не любил, Значит, и не жил, и не дышал! Но многих захлебнувшихся любовью, Не докричишься, сколько не зови... Им счет ведут молва и пустословье, Но этот счет замешан на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибшим от невиданной любви... Их голосам дано сливаться в такт, И душам их дано бродить в цветах. И вечностью дышать в одно дыханье, И встретиться со вздохом на устах На хрупких переправах и мостах, На узких перекрестках мирозданья... Я поля влюбленным постелю, Пусть поют во сне и наяву! Я дышу - и значит, я люблю! Я люблю - и, значит, я живу! Актуализация темы: анализ «Баллады о любви» В. Высоцкого Вопросы к текстам: • Что и почему, по мнению поэта, наполняет жизнь людей высоким смыслом? • Что общего в изображении чувства Любви в легенде о двух половинках и стихотворении Высоцкого? • Почему людей объединяет именно Любовь? • Как приведенные выше тексты иллюстрируют слова философа Платона «Любовь — это проявление бессмертного начала в существе смертном»? Формы работы Проектная деятельность: • Проект по литературе «Образы сверстников в литературе о подростках XX – начала XIX веков» (8 класс) • Проект по литературе «Экранизация классики: произведения русской литературы XIX века в кинематографе» (10 класс) • Проект по литературе «Концепция героя и мира в произведении современной зарубежной литературы» (11 класс) Формы работы • Программа элективного курса «Современное прочтение классики. Русская литература XIX-XX веков» (10-11 классы) • «Смыслоформа»: подготовка к ЕГЭ по литературе • smysloforma.ru |