20век. Стр. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни (По поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри.)
Скачать 261.5 Kb.
|
Тема родины в рассказе И.А. Бунина «Косцы». У каждого писателя есть свой, неповторимый образ России, в который он вкладывает представления о ней, размышления о ее прошлом, настоящем и будущем, осмысливает исторический путь страны. Время, в которое творил Бунин, было очень беспокойным: начало XX века было ознаменовано русско-японской войной, мировой войной, тремя революциями. В этот период решалась судьба России, и в этот сложный, переломный момент в жизни родины Бунин исследует русскую действительность, пытается найти нетленные ценности бытия. В рассказе «Косцы», написанном уже в эмиграции, в 1921 году, возникает идеализированный образ страны, которая была когда-то, но которой больше никогда не будет. Всю свою огромную любовь к родине отражает Бунин в этом произведении. В начале рассказа изображается удивительно поэтичная картина русской природы: «Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль... Казалось, что нет да и никогда и не было ни времени, ни деления ею на века, на годы в этой забытой -или благословенной - Богом стране». Читатель находит в этом описании все атрибуты дореволюционной России: дорога - один из излюбленных символов страны, напоминание о предках, о связи поколений, потеря представлений о времени. И дальше идет описание косцов, поющих песню, в которой было «несознаваемое, но кровное родство» с родной землей. Красивые, сильные, здоровые, беззаботные крестьяне работают охотно и дружно, радуясь своей работе и песней выражая эту радость. Песня вызывает восхищение у тех, кто ее слушает: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно... И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда)прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу». Эта прекрасная лирическая зарисовка могла бы вызвать у читателей только самые хорошие чувства, если бы не фраза, предваряющая повествование: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки». __________________________________________________ Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».) Герой рассказа Андрей Соколов — человек трагической судьбы, жертва войны. Человек беспримерной стойкости и мужества, в ходе войны он попадает в плен. За дерзкий побег посажен в концлагерь, откуда все-таки сумел бежать. Подвиг человека показан писателем в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В этих нечеловеческих условиях раскрывается мужество русского человека, которое удивило даже фашистов. Герой не может победить врагов физически, но побеждает их морально, силой духа и стойкостью. Главная цель Шолохова — показать силу сопротивления русского человека ударам судьбы и истории. Автор не случайно сделал своего героя человеком уже немолодым, для которого семья — великая ценность. На войне он хочет выжить ради семьи. Вернувшись с фронта, на месте родного дома Соколов находит воронку от авиабомбы. Его сын-артиллерист Анатолий погибает в самом конце войны на немецкой земле, где и остается похоронен. Так война отнимает у отца не только сына, но даже его могилу. Убитый горем человек скорбно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». Герой вышел из войны победителем, спас страну и весь мир от фашистской чумы, а сам на войне потерял все. Смерть не раз смотрела ему в глаза, но он находил в себе мужество выстоять и до конца остаться человеком. Герой Шолохова все-таки верит в жизнь, он наполнен великой народной мудростью, которая не дает ему пропасть. Соколов усыновляет мальчика Ваню, сироту, которого тоже искалечила война. Все тепло своей души он отдает чистому детскому сердцу, ребенку, у которого тоже война отняла все. Не задумываясь, он называет себя отцом Ванюшки, вернувшимся с фронта. Соколов хочет выправить жизнь этого сироты, дать ему вырасти нормальным человеком. Встреча героев на переправе происходит весной следующего года после окончания войны. Еще трудно и голодно, еще кровоточат раны сердца, но природа уже возрождается, а с ней и русский народ, у которого есть такие герои, как Андрей Соколов. Автор убежден, что живую душу русского человека убить нельзя.________________________________________________________________________ Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору.) Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Лучшие стороны характера Матрены Васильевны раскрывают несколько эпизодов. ( Фаддей с сыновьями ломают горницу Матрены Васильевны, которую она решила отдать Кире; просьба жены председателя помочь колхозу, просьба соседки докопать картошку). И во всех эпизодах Матрёну просят чем-нибудь помочь, а она не отказывается, помогает, даже если больна, и не берёт ничего взамен. Автор говорит о ней: «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Героиня была «в ладах с совестью своей». Её душа была открыта для каждого, внутренне она была чиста, как ребёнок. Автор сказал про таких людей, что у них» всегда лица хорошие», то есть они добрые, чистосердечные, доступные окружающим. И эта доброта довела Матрену Васильевну до гибели. Люди не смогли понять ее, ее внутренний мир, душу. Они использовали ее помощь, ее стремление к труду для реализации своих личных целей, даже не пытаясь, ничего дать взамен. Нет, не деньги, не продукты, а понимание, уважение – вот чего ждала Матрена Васильевна, но не дождалась. Считаю, что автор прав, назвав Матрену праведником, потому что она «есть… тот самый праведник, без которого… не стоит село». Она была центром всего происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу. Её можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрены не обходилась ни одна пахота огорода», без Матрены ничего не обходилось. А ещё можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества. Без таких людей погибнет Русь._________________________ Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»? Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения. Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова. Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом._____________________________ Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.) Повесть «Обелиск» В. Быкова, опубликованная в начале 70-х годов, посвящена подвигу рядового сельского учителя Алеся Мороза. Назначенный в село учителем сразу после освобождения западных областей Белоруссии от гнета панской Польши, Мороз своим деятельным участием в строительстве новой жизни, активным стремлением делать людям добро, быстро снискал уважение и любовь как своих учеников, так и взрослых жителей деревни. Началась война. Сельцо заняли гитлеровцы. Мороз мог уйти в лес, где уже сколачивались группы и отряды народных мстителей. Но он здраво рассудил, что при его физическом недостатке (сильная хромота, затрудняющая движение) большой пользы от него не будет.тИ Мороз решает остаться, с тем чтобы продолжать воспитывать и обучать ребятишек. Поначалу этот поступок Мороза у многих вызвал недоумение. Учительствует при немцах! С их разрешения! Да не встал ли Мороз на путь сотрудничества с оккупантами? Когда к нему как-то ночью пришел из партизанского отряда бывший заведующий районо Ткачук, Алесь сказал: «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечивали. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется». И он боролся до конца. После того, как его ученики, решившие отомстить полицаям за обыск школы, были схвачены, немцы потребовали явки учителя. Иначе, заявили они, ребят повесят. Что было делать Морозу в этой критической ситуации? Как поступить? Он понимал, что явка к немцам означает для него смерть. Понимал и то, что оккупанты и в случае его явки все равно не отпустят ребят. И все-таки он покинул партизанский отряд и вернулся, чтобы быть вместе со своими учениками, разделить их трагическую участь. Иначе он поступить не мог. Он всю жизнь бы казнил себя за то, что оставил ребят одних, не поддержал их в самый страшный момент их жизни. Через несколько дней зверски избитого Мороза немцы повесили рядом с его учениками… В статье о том, как создавалась повесть «Сотников», В. Быков писал: «никому не хотелось лишаться соей единственной и такой нужной ему жизни, и только необходимость до конца оставаться человеком, заставляла идти на смерть». Эти слова с полным правом могут быть отнесены и к учителю Алесю Морозу, человеку, до конца преданному своему долгу, нравственно сильному и цельному, не идущему и на какие компромиссы. Его поступок – самопожертвование во имя высокой цели, во имя будущего. _______________ Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.) В лирике В. Маяковского затронуты различные проблемы: охарактеризовано место поэта-творца в окружающем мире, есть размышления на тему милосердия, сострадания и другие. В стихотворении «А вы могли бы?» реальная действительность соприкасается с лирическим бытием поэта: А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? В данном стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность: Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана. Стихотворение передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество. В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства безграничной свободы и любви. В стихотворении «Нате!» лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Лирический герой чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». Сатирически изображён мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям: Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. В стихотворении «Послушайте!» главным художественным образом является образ звезды как символа мечты, надежды: Ведь если звезды зажигают - значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! В стихотворении «Прозаседавшиеся» высмеивается бюрократизм, дан образ раздвоившегося человека: Взъяренный, На заседание Врываюсь лавиной Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: / Сидят людей половины. Утрата нравственных и духовных ценностей ведёт к раздвоению личности. Как видим, В.В. Маяковский в своей поэзии затрагивает множество социальных, нравственных проблем._____________________________ В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) «Век нынешний и век минувший» - вот основная проблема комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Но, если центральный спор Фамусова и Чацкого – это спор старого поколения с молодым, то совершенно с другой точки зрения стоит оценивать противостояние Чацкого и Молчалина. Чацкий и Молчалин – ровесники, но они имеют абсолютно разные взгляды на жизнь и идут по ней разными путями. Если Чацкий независим в своих суждениях и готов противостоять всему свету, то Молчалин считает, что: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь На вопрос Чацкого «зачем?» он отвечает: «Ведь надобно ж зависеть от других». Повторное «зачем?» Ответ: «В чинах мы небольших». Всю свою жизнь он видит в том, чтобы прислуживать и безмолвствовать, а главными своими достоинствами считает «умеренность и аккуратность». Умеренность во всем, в том числе и в словах и в действиях, аккуратность, опять же, во всем, в том числе и в собственных речах. Ведь недаром у героя и фамилия говорящая – Молчалин. Он практически на протяжении всего произведения безмолвствует, что дало повод сказать Чацкому: «Молчалины блаженствуют на свете!» Только в разговоре с равной себе по статусу служанке Лизе он раскрывает полностью свою жизненную философию: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятия – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить В разговоре с высшими лицами Молчалин не смеет высказывать свое мнения, однако он с неким презрением относится к Чацкому, у которого и чинов-то нет, и который «служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин считает, что вправе давать советы Чацкому насчет того, как добиться продвижения по служебной лестнице, крутясь в кругах чиновных и должностных лиц. Чацкий – это полная противоположность Молчалина. Он не может не высказать свое мнения, он никогда не притворятся и говорит то, что думает, что считает нужным. Наибольшее противостояние между Молчалиным и Чацким произошло по поводу любви к Софье. Если Молчалин «любовника принимает вид в угодность дочери такого человека, который кормит и поит, а иногда и чином одарит», то Чацкий любит искренне и страстно. Однако девушка встретила очень холодно, что вызвало у Чацкого подозрения в том, что она уже кого-то любит. Но он не может поверить в то, что ее возлюбленный – Молчалин. Он совершенно недооценивает его: «Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!» И с ужасом он это осознает: «Вот я пожертвован кому!» Чацкий и Молчалин – представители одного поколения, но они были воспитаны в разных традициях. Молчалины, которые «торжествуют на свете» являются прямыми наследниками века минувшего, представители фамусовского мира. Они готовы подчиняться, и за это их любят. Но Чацкий – это бойкий ум и нрав. Он не желает быть в подчинении общественного мнения. И он не принимает ценности Молчалиных.__________________________________________________________________ Каким чертами наделен праведник в изображении А.И. Солженицына (По рассказу «Матренин двор»)? Основу повествования рассказа “Матренин двор» составляет судьба русского крестьянства. Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что ее жизненные драмы, личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию. Ее судьба - частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии; ей не продают торфа, заставляя воровать, да еще по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как негде косить для нее травы; билеты на поезд и те не продают. Благодаря отношениям, сложившимся между героями, рассказчику открывается характер Матрены, мир ее мыслей и чувств, ее прошлое. Он становится свидетелем удивительной и трагической судьбы героини. “В ту осень(1956) много было у Матрены обид, наворочено было много несправедливостей: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет. Хлопоты были - добывать эти справки …и справку заверить…и с какого она года … и потом все это нести в собес … и узнавать - дадут ли пенсию” Матрена долготерпелива, она стоически переносит болезни - “тяжелую немочь”, периоды, когда “валилась и сутки -двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала”. Героиня считала неудобным беспокоить врачей из-за своего недуга, утруждать людей заботами о себе. Способом преодоления болезни, средством возвращения к жизни для героини становится труд, обязательные ежедневные хозяйственные заботы.” Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”. Особое значение приобретают в произведении суждения рассказчика об отношении Матрены к православной вере. Мы видим, что жизнь героини проходит в полном соответствии с христианскими заповедями. Однако повествователь замечает: “Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия”. Но вера Матрены - подлинна, потому что интимна, целомудренна. “Может быть, она и молилась, но не показно”, - говорит Игнатич. Религия, христианские заповеди существуют в ней самой, составляя наполнение ее внутреннего мира, определяя ее поступки, мысли и чувства._________________________________________________________ В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»? Большой цикл его произведений посвящен борьбе с бюрократизмом. «Прозаседавшиеся» - фельетон в стихотворной форме, потому что в нем изображено обобщающее явление - привычка много и долго заседать. Отсюда и название – «Прозаседавшиеся». Это авторский неологизм, ведь глагола «прозаседаться» в русском языке нет, но читатель легко найдет аналогию со словами «проиграться», «промотаться», обозначающими высшую степень действий, которые не приводят ни к чему хорошему. Таким образом, название стихотворения определяет не только тему, но и отношение к ней автора. В стихотворении есть сюжет: герой пытается попасть на прием к Иван Ванычу (обобщенное имя неизвестного начальника), но тот вместе со своими сотрудниками непрерывно заседает. Мытарства героя длятся целые сутки: с момента, когда «чуть ночь превратится в рассвет» до времени, в которое герой встречает «рассвет ранний». Конечно, главным сатирическим средством становится гипербола – преувеличение. Так, «дел бумажных» так много, что они «обдают дождем», и даже самых важных – «с полсотни». Поэтому так много заседаний и приходится проводить, при этом причины их либо пустячны (например, «покупка склянки чернил Губкооперативом»), либо нелепы, абсурдны – «объединение Тео с Гуконом», то есть Театрального отдела Главполитпросвета с Главным управлением коннозаводства. Если эти организации существовали на самом деле, то для передачи многообразия малопонятных наименований учреждений автор использует иронические обозначения: Кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. И уж совсем саркастично звучит невразумительное сокращение, включающее чуть ли не весь алфавит: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком». Таким образом, высмеивая бессмысленные сокращения, Маяковский использует каламбур, то есть игру слов. Последняя сцена выглядит гротескно: здесь преувеличение достигает фантастических размеров: герой видит, как «сидят людей половины», ведь Поневоле приходится раздвояться! До пояса здесь, А остальное Там. Конечно, этот образ возник на основе известного разговорного выражения: «Мне что ли надвое разорваться?» По сути, Маяковский использует это выражение в буквальном смысле, добиваясь сатирического эффекта. Такое переосмысление известных пословиц и поговорок характерно для творчества Маяковского._________________________________________________- Какие стороны жизни народа вызывают у поэта чувство сострадания к нему? (На примере не менее двух стихотворений Н.А. Некрасова по Вашему выбору.) По признанию самого Некрасова, главной темой его творчества всегда являлась тема русского народа, его страданий и его горестной судьбы. Стихи Некрасова наполнены печалью, стонами, слезами народа: Волга! Волга! Весной многоводной ты не так заливаешь поля, как великою скорбью народной переполнилась наша земля… Некрасов показывает, что русский народ страдает и от природной стихии (пожаров, неурожаев, болезней), потому что меньше всех защищен от нее, и от произвола помещиков, чиновников, властей. Так, в стихотворении 1848 года «В дороге» громко прозвучала проблема помещичьего произвола. Ямщик, герой произведения, рассказывает о том, что барская прихоть дает крестьянской девушке возможность прикоснуться к культуре, почувствовать уважение к себе. Но, по барской же прихоти, она возвращается вновь в свою среду, ее насильно выдают замуж за крестьянина. Без навыков к труду на земле, без привычки к полуголодному существованию и бесчеловечному обращению, героиня гибнет. Но убивают ее не столько эти внешние условия, сколько разочарование и горе, понимание того, что ее жизнь и судьба лишь игрушка в руках барина-самодура. Стихотворение «Забытая деревня» продолжает тему бесправного положения народа в России и безразличного отношения к нему со стороны помещиков. Три незначительных события в жизни крестьян: попытка получить лес на починку избы, вернуть незаконно отобранную землю, получить разрешение на свадьбу - заканчивается для крестьян трагически. Все ожидания народа связаны с барином, который ассоциируется у них с самим Господом Богом. Но помещик все не едет в забытую деревеньку, поэтому в старой избушке умирает крестьянка, жениха девушки забирают в солдаты, земля остается во владении мошенника. Помещиков не интересует положение своих крестьян. Некрасов показывает, что им главное – получить деньги и вновь уехать в Петербург проматывать их. Бесправие народа и безнаказанность властей – вот главный лейтмотив стихотворения. С сочувствием изображая народ, Некрасов с гневным сарказмом обличает виновников народного горя. Это и вельможа, который «не любит оборванной черни», («Размышления у парадного подъезда»), и угнетатели народа в «Железной дороге». Все они грабят, секут, морят голодом простого человека. Печаль и гнев – вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Поэт видит лишь один путь улучшения жизни русского крестьянина – революционный.______________________________ Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору.) Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема природы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) ПОДОЙДЁТ РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.) «Матрёнин двор» Солженицына или рассказы Шукшина(«Срезал», «Чудик») Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)-рассказ «Танька»_______________________________- Как в поэзии второй половины XX века раскрывается тема войны? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору.) Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии Симонова. В его стихах слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. Значительное место в военной поэзии Константина Симонова занимает любовная лирика. Война не уничтожила способность любить, тонко чувствовать добро и любоваться прекрасным. Воспоминания о довоенной жизни, о днях, проведенных с любимыми, о том, ради чего они выносят неимоверные трудности войны, очень нужны были нашим воинам. Репортажи с фронта военкора Константина Симонова печатаются в центральных газетах, и имя его уже гремит на всю страну. А потом по радио в его исполнении звучит стихотворение «Жди меня» с посвящением Валентине Серовой. И он получает признание всенародного поэта, а она — всенародной музы. Сборник стихов «С тобой и без тебя» зачитывается до дыр солдатами и солдатками. Поразительно, но именно отчаянно откровенная лирика Симонова оказывается необходимой, как хлеб, миллионам людей во время войны. В те годы не было человека, который не знал бы "Жди меня", "Если дорог тебе твой дом", "Майор привез мальчишку на лафете", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". Война стала совершенно неожиданно для самого Симонова-поэта, вершиной его поэзии. Он «сумел угадать самое главное, самое всеобщее, самое нужное людям тогда, и тем помочь им в трудную пору войны», – писала Маргарита Алигер. Конечно, он не угадывал, просто так получилось, совпало, – необходимое и нужное для него было необходимым и нужным для всех, кто воевал. И кто ждал. В том же 41-м году написано и стихотворение Словно смотришь в бинокль перевернутый… – оно, по свидетельству самого автора, «написавшись», испугало его своим откровенным желанием переосмыслить и переоценить многое из того, что предшествовало этой войне. Мы, пройдя через кровь и страдание, Снова к прошлому взглядом приблизимся. Но на этом далеком свидании До былой слепоты не унизимся. Чувство это зародилось в войну. Прорасти ему и дать плоды предстояло много позже. Только в «родстве» с другими людьми, во взаимопроникновении человеческих жизней возникает возможность лирики, которая говорила бы не от имени самого поэта, а была бы лирикой другого человека, лирикой другого “я”.________________________________________ |