Главная страница
Навигация по странице:

  • Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли» (По рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».)

  • Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник» (По рассказу «Матрёнин двор».)

  • Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев (На примере одной из повестей по выбору учащегося.)

  • Стр.3 Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

  • Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».)

  • Как рамочная композиция («рассказ в рассказе») помогает воплощению авторского замысла в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»

  • Творчество какого поэта второй половины XX века вам интересно и почему (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору.)

  • Каким предстаёт мир чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

  • Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»

  • Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»

  • Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»

  • Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства

  • Стр.4. Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности

  • 20век. Стр. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни (По поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри.)


    Скачать 261.5 Kb.
    Название20век. Стр. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни (По поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри.)
    Дата27.01.2023
    Размер261.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла20vek_literatura_fipi.doc
    ТипРассказ
    #907501
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)

    С. А. Есенин по праву признан одним из луч­ших мастеров пейзажной лирики. Стихи поэта привлекают читателя своей свежестью, непод­дельной искренностью, богатством чувств, нрав­ственным здоровьем и жизнелюбием.

    В простых и неказистых родных пейзажах ря­занский поэт сумел открыть такое неповторимое очарование, столько новых и созвучных каждо­му простому человеку чувств, что и спустя столе­тие все новые и новые поколения читателей с упо­ением обращаются к его творчеству.
    Природу родного края Есенин знает превос­ходно, в свой тонкий рисунок вкладывает душу настоящего патриота:

    Край любимый!

    Сердцу снятся

    Скирды солнца в водах лонных.

    Я хотел бы затеряться

    В зеленях твоих стозвонных.

    Живо и эмоционально воспринима­ются картины родной природы: они празднично нарядны, здесь доминирует приподнятое, роман­тически окрашенное настроение. Родная приро­да оживает в стихах Есенина, березки и клены, вечера и рассветы, избы и поля — все радуется и грустит по-человечьи. Поэт одухотворяет эти простые и знакомые каждому с детства явления, наделяет своими чув­ствами, настроением. Золотые звезды у него дремлют, «брезжит свет на заводи речные и ру­мянит сетку небосклона», сонные березки улы­баются, растрепав шелковые косы.

    Все богатства природы России органически входят в поэзию Есенина — приволье родных про­сторов, полевые запахи, краски и звуки, радост­ная весна, задумчивая осень, жестокая зима. Перед нашими глазами происходят волшебные превращения: зима баюкает мохнатый лес; игри­вые воробушки, словно сиротливые детки, голод­ные, усталые, жмутся поплотней. Им, как и лю­дям, снятся цветные сны: «в улыбках солнца яс­ная красавица весна». Осень — это не просто осень, а рыжая кобылка, расчесывающая гриву. Ее подковки слышны над речным покровом бе­регов. Оживают луна, звезды, вечера и рассветы:

    Пеной рос заря туманится,

    Словно глубь очей невестиных.

    Прибрела весна, как странница,

    С посошком в лаптях берестяных.

    В пейзажной лирике Есенина предстают слож­ные, необыкновенно красочные и непривычные образы. Иносказательный смысл этих образов прозрачен, эта символика опирается на реалисти­ческую, преимущественно фольклорную основу: «пляшет ветер по равнинам — рыжий ласковый осленок»; «синь то дремлет, то вздыхает. У лесно­го аналоя воробей псалтырь читает»; «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тиши­ны»; «ягненочек кудрявый — месяц гуляет в го­лубой траве».

    Поэзия Есенина — это гимн России, родным рязанским просторам, где, «радуясь и мучаясь», живется все же как нигде хорошо, привольно._____________________________________________________

    Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»? (По рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».)

    Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» — это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа- Андрее Соколове: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

    Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем «фунт лиха», сражался в Гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. В первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди: он попадает в фашистский плен.

    Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который был готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.

    Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы... Погибли все члены его семьи.

    После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небушко, глазами». И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала.____________________________________
    Этот человек побеждает горе, продолжает жить. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, — что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина»._____________________________________________________________________________
    Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор».)
    Праведник - справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

    Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.

    Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми.

    Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

    Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери. Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

    Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю («Вечную память», как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по-людски…

    Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец.

    Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».____________________________________________________
    Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по выбору учащегося.)

    Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася».

    Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в псе, грезит о счастье, по сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни. В повести немного событий, автор сосредоточивает внимание па переживаниях персонажей. С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» — Гагина и Н. Н. — характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.

    Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н. — молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой — Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.

    Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася — побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

    Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса. Героя пугает «неизбежность... решения», к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.

    В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

    Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего — проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность». Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному. ______________________________________________________________________
    Стр.3
    Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

    Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин») 
    Главный герой поэмы, воплощенный в образе Василия Теркина, — народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Он создал живого человека. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, свою Родину.

    Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг.

    В этом отношении характерна глава "Поединок", построенная на перекличках с былинным эпосом. Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:

    Как на древнем поле боя,

    Грудь на грудь, что щит на щит, –

    Вместо тысяч бьются двое,

    Словно схватка все решит.

    Однако былинная торжественность, масштабность события как бы заземляются автором, который возвращает описываемому человеческое измерение, не отменяя полностью торжественности и масштабности ситуации:

    Бьется насмерть парень бравый,

    Так что дым стоит горой,

    Словно вся страна-держава

    Видит Теркина:

    – Герой!

    Что страна! Хотя бы рота

    Видеть издали могла,

    Какова его работа

    И какие тут дела.

    В то же время Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах, как мы знаем, остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. Последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:

    – Что ж ты, брат, Василий Теркин,

    Плачешь вроде?..

    – Виноват...

    Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд — бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной». А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат:
    Человек простой закваски,

    Что в бою не чужд опаски...

    То серьезный, то потешный, ...

    Он идет — святой и грешный...
    В образе Теркина Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность родной земле._____________________________
    Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».)

    «Василий Тёркин» — поэма о Великой Отечественной войне, её герой — простой пехотинец, который на собственном опыте испытывает все тяготы и ужасы войны. Жизнь на грани жизни и смерти подталкивает солдата к тому, чтобы определить главные человеческие ценности и отбросить второстепенные. Он находит в себе силы шутить, потому что ясно сознаёт справедливость своей борьбы в Отечественной войне и неизбежность своей победы:
    Ну да что о том судить,
    Ясно всё до точки.
    Надо, братцы, немца бить,
    Не давать отсрочки. («О войне»)
    Чёткое понимание своей цели позволяет русскому солдату сохранять ясный ум и даже хорошее настроение в трагических военных обстоятельствах. Смех — это внутренняя свобода, смех даёт человеку силы пережить страшные впечатления войны, не сходя с ума. Отсюда стремление солдата смеяться вопреки ужасу и отчаянию. Недаром при отступлении Тёркин твердит товарищам: «Не унывай!» («Перед боем»).
    Юмор в поэме возникает из соединения-противопоставления серьёзного и комического, из забавного переосмысления ситуации. Смех в «Василии Тёркине» всегда добрый, так как обращён к товарищам-солдатам, служит не для обличения их недостатков, а для поддержки в трудную минуту их боевого духа.

    Из контраста рождается юмористический эффект. В главе «Кто стрелял?» боец, завидуя удачному выстрелу Тёркина, говорит:
    — Вот что значит парню счастье:
    Глядь — и орден. Как с куста!
    Не промедливши с ответом,
    Парень сдачу подаёт:
    — Не горюй, у немца это —
    Не последний самолёт...
    Солдат Великой Отечественной войны, «святой и грешный» («От автора»), заслуживает всяческого уважения и преклонения. Он находит в себе душевные силы противопоставить страху и ежеминутному ожиданию смерти чувство юмора, которое соседствует в поэме с трагическим пафосом войны. Комическое и трагическое уравновешивают друг друга, благодаря чему поэма «Василий Тёркин» представляет собой правдивое изображение Отечественной войны.___________________________________________
    Как рамочная композиция («рассказ в рассказе») помогает воплощению авторского замысла в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?

    В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

    Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.


    В основе рассказа – две сцены, противопоставленные друг другу. В общей структуре произведения вторая сцена (расправа с солдатом), очевидно, имеет особое значение, ведь недаром произведение названо «После бала».
    В произведении – два рассказчика: один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Первого нельзя отождествлять с Толстым: это, по-видимому, молодой человек из компании тех людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич (разговор шел «между нами», «спросили мы», «это вы, нынешняя молодежь… ну да вы не поймете»). Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя отождествлять с Толстым и Ивана Васильевича. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

    Еще одна композиционная особенность – своеобразная роль вступления. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком.

    Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, как бы говорит писатель.


    Рассказ «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению.

    Первая посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной.

    Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

    Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.______________________________________________
    Творчество какого поэта второй половины XX века вам интересно и почему? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору.)
    Стихи вошли в жизнь Николая Рубцова очень рано, примерно в 18-19 летнем возрасте.
    «Деревенская» тема стала важной для поэта уже после поступления в Литературный институт, к этой теме он обратился уже будучи зрелым человеком.
    В начале 60-х годов Рубцов с юмором говорил:
    ...Я выстрадал, как заразу,

    Любовь к большим городам!
    Николай Рубцов предлагает свое видение города. В 1962 году он написал очень интересные стихи «В гостях». Образ большого города, Петербурга, раскрывается весьма своеобразно. В восприятии Рубцова Петербург — это город Достоевского:

    Трущобный двор. Фигура па углу.

    Мерещится, что это Достоевский.
    И желтый свет в окне без занавески

    Горит, но не рассеивает мглу.

    В его стихах нередко встречаются особые характеристики деревни. Например, «Мать России целой — деревушка»; «И казалась мне эта деревня / Чем-то самым святым на земле...»
    У Рубцова практически нет описания красоты природы. Природа существует в неразрывной связи с человеком. Ему не приходит в голову отделять природу и человека, в данном случае гармония представляется наиболее правильным и разумным способом существования. На лоне природы поэт предается философским раздумьям: природа полностью «понимает» и «принимает» его. Эмоциональное состояние поэта воспринимается в зависимости от состояния природы, в зависимости от времени года. Рубцов очеловечивает природу, проводит параллель между собой и окружающим миром. Например, он сам себя видит как живое «выраженье осени».
    ...Я с поникшей головою.

    Как выраженье осени живое,

    Проникнутый тоской ее и дружбой

    По косогорам родины брожу...
    Природа может представать как носитель исторического смысла. Бытие народа, его прошлое и настоящее, а также осознание себя, своего истинного назначения — все это связь природы и человека. У Рубцова есть удивительное стихотворение «О Московском Кремле»:
    В твоей судьбе - о русская земля!

    -В твоей глуши с лесами и холмами,

    Где смутной грустью веет старгша,

    Где было все: смиренье и гордыня

    -Навек слышна, навек озарена,

    Утверждена московская твердыня!
    В стихах «Привет, Россия...» мы снова сталкиваемся с упоминанием о «старине». Она предстает в неразрывной связи с небесным и земным простором.
    ... Весь простор, небесный и земной,

    Дышал в оконце счастьем и покоем,

    И достославной веял стариной,

    И ликовал под ливнями и зноем!
    Значение творчества Николая Рубцова огромно. Его стихи не только заставляют задуматься о месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, но и позволяют проникнуться особым настроением, дают возможность забыть о суете повседневности и задуматься об истинных человеческих ценностях.________________________________________________________
    Каким предстаёт мир чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

    В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости».
    Автор рисует нам маленький захолустный городок, где отсутствуют какие бы то ни было порядки, обличает чиновников.

    Весь строй пьесы даёт понять, что захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого. Таких городов хватает повсюду. Сам город неухожен, его давно не благоустраивали («...На улицах кабак, нечистота!», «...Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору»). Мы видим нарушение законов («В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не давали провизии!»). Но власть предержащих не интересуют проблемы города, пока у них самих не появляется проблема-ревизор. Чиновники решили заняться городом только тогда, когда им нужно было показать свою заботу, внимательность и хозяйственность. Им нужно убедить ревизора, что деньги, которые были даны на строительство церкви, не были растасканы по карманам.

    Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Рельефно вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной. Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

        Под стать правителю города и его окружение. Это судья Ляпкин-Тяпкин, которого Гоголь иронически называет вольнодумцем потому, что он прочитал за всю жизнь 5 — 6 книг. Это попечитель богоугодных заведений Земляника — подхалим, ябедник и доносчик; смотритель уездных училищ Хлопов — насмерть запуганный человек; крайне нечистоплотный, распечатывающий и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин.

    Несмотря на различие характеров, положения, возраста, умственных способностей, чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административного аппарата николаевской России. Нахождение на ответственных государственных постах предполагает образованность, высокий культурный уровень. Но ничего подобного мы не встретим в комедии Гоголя.

    Все они во главе с городничим берут и дают взятки, обкрадывают казну. У них полностью отсутствует понятие о долге, чести, достоинстве. Каждого из них одна цель — карьера и богатство.
    Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»?

    Художественный мир Бунина-прозаика сложился во второй половине 1890-х годов. В рас­сказах того времени открывается мир деревенской жизни, которая рисуется правдиво и без прикрас (например, рассказ «Танька»). Но при этом уже в ранней прозе проявляется свойственный Бунину взгляд на единство жизни дворян и крестьян.

    Главная героиня рассказа — маленькая девочка Танька, крестьянская дочь. Зимним утром она проснулась рано от холода. Пытаясь согреться, она прижала к себе младшего брата Ваську. Танька вспоминает тот день, когда продавали лошадь. Мать плакала, а отец пытался торговаться, но безуспешно — лошадь была продана совсем дешево, за «одиннадцать желтеньких».

    С наступлением холодов Таньке «каждый день пришлось удивляться на мать». Прежде зимой Марья никогда не отпускала Таньку на пруд кататься на льду. Девочка сидела на печи с чашкой картошки и ломтем хлеба. Теперь же еды не было, и мать отправляла Таньку гулять на пруд. Спать в крестьянской избе ложились рано. Голодные дети плакали, просили «хоть капустки», а Васька грозился пожаловаться отцу, который должен был вернуться с заработков. После того как он ушел, есть перестали совсем.
    Бунина интересует мир человеческой души, внутренние переживания героев, хотя он и создает произведение эпического жанра. Мы встречаемся в рассказе с внутренним монологом героини: “Я сама уйду на пруд, не буду просить картох, вот и она и не будет голосить, - думала она, спешно перелезая через сугроб и скатываясь в луг. - Аж к вечеру приду.”

    Проезжавший мимо барин Павел Антоныч увидел на пруду Таньку, окоченевшую, голодную. Он посадил ее к себе в сани, привез к себе домой, накормил, показал часы, спел под гитару.Танька заснула в господском доме. Ей снился сад, «по которому она вечером ехала к дому. Сани тихо бежали в чащах, опушенных, как белым мхом, инеем... Снился ей Васька, часовые рулады, слышАлось, как мать не то плачет, не то поет в темной дымной избе старинные песни...»
    Контраст в рассказе Бунина - это принцип организации текста, первые две части (мир Марьи и Таньки, странника, Корнея) контрастируют с последними двумя частями (мир барина). В 1 и 3 частях описаны ссоры, а во 2 и 4 частях - последствия ссор (продажа лошади - уход Таньки, ссора Павла и Егора - пребывание Таньки в доме у барина). В 1 части Танька вспоминает сытное житье, когда мать по вечерам пела песни; приводятся раздумья Марьи о том, что самое яркое в ее жизни - это девичество, вечерние зори после сенокоса, “песней говорила она дочери, что у нее будут такие же зори, будет все, что приходит так скоро и надолго, надолго сменяется деревенским горем и заботою...” А в 4 части барин играет Таньке на гитаре “Зореньку”, представляет ее молодой деревенской красавицей, поющей: “ По зоре - зоре играть хочется!” Понятней становится смысл финала, описание Танькиного сна. Что победит: рыдание матери или песня с ее надеждой на лучшее?_______________________________________________________

    Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?

    В рассказах Василия Макаровича Шукшина всегда с какой-то отчетливой ясностью проступает фигура простого человека, понятного в своих поступках, делах. Герои его произведений — обыкновенные люди, живущие простыми заботами о хлебе насущном. Но есть в них какая-то прекрасная, неутомимая сила жизни, жажда бытия.

    Таковым является герой одного из известных рассказов Шукшина Василий Егорыч Князев. Правда, его настоящее имя читатель узнает в самом конце рассказа. Неслучайность такого авторского приема очевидна, Шукшину важно показать и определить характер героя с самого начала, а потому «имя» его, Чудик, дает простор для читательской фантазии.

    По сути, рассказ — это описание путешествия героя, которое он предпринимает, желая навестить брата. Цепь событий — это как бы доказательство «чудачеств», но его поступки не кажутся мне странными, наоборот, «простая жизнь» героя кажется правильной, истинной, настоящей.

    Для Чудика весь мир делится на своих и чужих, понимающих и отвергающих его отношение к жизни. Непонятными и непонимающими его ему кажутся люди, которые злятся, жадничают. Не понимает добрых побуждений Чудика и жена его брата, к которому он приезжает в гости. Его поступок ( разрисовал детскую коляску красками ) Софье Ивановне не нравится, более того она грозится выгнать гостя, а присутствие Чудика тягостно для нее.

    Для Чудика, как и для самого Шукшина, боль осязаема, существенна тогда, когда он чувствует непонимание, ненависть людей, его жизненная философия основана на человеколюбии: «Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить? И хотелось уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются».

    Шукшинский герой, и правда, чудик, чудак то есть: живет по правде, по совести, не стыдится простоты своей, умеет фантазировать, любит людей и жизнь, бегает босиком по лужам, «…обожает сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». Этот странный портрет, в котором совмещается детское восприятие жизни с условностью бытия, есть портрет Человека, которого так любил сам Шукшин. Человека, который живет по-настоящему, без оглядки на время и сложности жизни. Для него главное, что идет дождь, цветет земля, люди счастливы.____________________________________
    Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»?

    Основная тема есенинского творчества связана с деревней. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».


    Стихотворение «Берёза» несет в себе не только эстетическое, но и воспитатель­ное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.

    К образу березы С.А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качества­ми и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры («страна березового ситца») и ориги­нальные сравнения («как жену чужую целовал березку»). Бе­реза для С.А. Есенина — это одновременно символ русской природы и женской красоты.

    Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства. Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью.

    Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота. Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

    Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:

    Гой ты, Русь моя родная,

    Хаты – в ризах образа…

    ……….

    Если крикнет рать святая:

    «Кинь ты Русь, живи в раю!»

    Я скажу: «Не надо рая,

    Дайте родину мою».__________________________________________________________________

    Стр.4.

    Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности?

    Человек живет в обществе, и его поведение в нем определяется этим обществом. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Она характеризует общественные отношения, ориентированные на утверждение самоценности личности, устремлений людей к счастливой и достойной жизни.

     Веру, истину и смысл жизни, понимание "вечных" вопросов бытия каждый человек ищет и находит, если руководствуется при этом собственной совестью. Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени! А безверие становится причиной всех бед и преступлений, совершающихся в мире.

    Все три истории, рассказанные М. Горьким в «Старухе Изергиль» различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».
        Первая часть – легенда о Ларре. Главным героем, которой является молодой человек, сын орла и обычной женщины. Он горд, свободолюбив, дерзок, эгоистичен, за эти качества он и поплатился. Считая себя лучше всех, не считаясь с мнением других людей, он не мог спокойно ужиться в обществе и поэтому совершает такой дерзкий поступок как убийство дочери одного из старейшин. За это он и получил свое наказание, самое страшное для любого человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Он остался бессмертным и одиноким, время иссушило его и превратило в тень, которая напоминала людям о его существовании.

    Главный герой второй легенды противопоставлен Ларре. Данко был красивым, мужественным, сильным, настоящим лидером, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда смелы, он решает помочь своему народу, он возглавляет их для того, чтобы вывести людей из дремучего леса. Дорога была нелегка, и когда весь народ взбунтовался против Данко, он вырвал свое сердце из груди для того чтобы освещать людям дорогу и дарить людям доброту и тепло, исходящее от пылающего любовью сердца. Но как только люди достигли желаемой цели то никто даже не вспомнил об умирающем Данко, который так любил народ и делал все для того чтобы народу было хорошо. Искорки, пылающие в ночи степного простора, напоминали людям о славном бескорыстном герое Данко, который видел свой смысл жизни в помощи людям.__________________________________

    1   2   3   4


    написать администратору сайта