Главная страница

Реферат. Социальные и философско-методические основы специального и инклюзивного образования. реферат ооп. 21. Социокультурные и философскометодологические основы специального и инклюзивного образования


Скачать 19.75 Kb.
Название21. Социокультурные и философскометодологические основы специального и инклюзивного образования
АнкорРеферат. Социальные и философско-методические основы специального и инклюзивного образования
Дата14.05.2022
Размер19.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат ооп.docx
ТипДокументы
#529129

21.Социокультурные и философско-методологические основы специального и инклюзивного образования .

В современном мире, приобретающем все более глобализированный характер, растет осознание необходимости преодоления социального отчуждения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Одним из наиболее эффективных путей ее решения является развитие систем инклюзивного образования.

Учитывая нынешнюю ситуацию и нашу связь с образовательным процессом ,мы всё чаще слышим это понятие ,но что оно значит ?инклюзивному образованию, естественно,не могли не дать официальное место в законе об образовании… – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. .В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Цель инклюзивного образования – поддержать образование для всех, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении малоимущих, детей-инвалидов и детей, не посещающих ОУ.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в общеобразовательную систему и обеспечить их равноправие.В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного воспитанника и, следовательно, обучение и воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1993) наиболее перспективным способом решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями является их интеграция в общество. Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней его жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека. Педагогу необходимо учитывать специфические (пол, возраст, социальное происхождение) и типологические особенности (особенности определенной группы лиц, имеющих одно и то же нарушение развития) интеграции различных категорий лиц с ограниченными возможностями и возможности преодоления психолого-педагогическими способами проблем социокультурного включения каждого ребенка.

Специальная психология и специальная педагогика, организуя процесс специального образования, предусматривают (в структуре учебных предметов, в повседневной воспитательной работе) элементы подготовки к жизни в обществе – упражняя и развивая на­выки общения в стандартных социокультурных ситуациях,

обеспечивая овладение стандартными схемами социального поведения и социального взаимодействия, навыками освоения социального окружения и полноценного существования в нем, навыками само-и взаимопомощи в сложных социальных условиях.

Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой дру­гой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению жизнен­ных сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудо­вой деятельности, т.е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время -рекреацию,так же владеть навыками коммуникации и успешно пройти социализацию.

Специальные формы досуговой деятельности, хотя и являются вынужденно сегрегационными, тем не менее способст­вуют развитию социальных навыков в рамках своейсубкультуры,личностному развитию, приучают к активному и целесообразно­му проведению досуга.

Инклюзия,в целом, как социальная идея стала принципом государственной политики стран в процессе политических дискуссий и борьбы за принятие другого, непохожего, борьбы против дискриминации на основании индивидуальных отличий, и опирается отчасти на идею исправления дискурса, выдвинутую в работах М.Фуко, и символического капитала П.Бурдьё. Став принципом государственной политики, эта идея претерпела определенные изменения. Ее реализация в образовании или практике здравоохранения привела к необходимости реально обеспечить право на образование для людей с ОВЗ, а не просто провозгласить равенство этих прав и дать возможность включаться в один образовФательный процесс.

Социальная философия рассматривает социальную интеграцию как форму совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которое поддерживает и развивает (или не поддерживает) общество и его подсистемы ( в том числе подсистема институтов образования), и по отношению к участию в котором все члены общества имеют право свободного выбора. Интеграция как форма социального бытия предусматривает для человека с особыми потребностями не ограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций. Это право законодательно закреплено в большинстве развитых стран мира. Фундаментальным социально-философским принципом интеграции и инклюзии выступает категория свободы выбора. Она реализуется в основополагающем принципе социальной политики государства в сфере образования, закрепленном в государственном Законе об образовании

Для понимания философии интеграции важным является видение педагогической ситуации американским ученым Э.Гоффманом, считающим, что термин «ситуация» обозначает все пространственное окружение, которое делает каждого вступающего в него человека членом сообщества, уже имеющегося или возникающего. При этом Гоффман рассматривает «ситуацию» и «интерактивное взаимодействие» как взаимодополняющие понятия.

Широкое распространение в зарубежной педагогике в контексте философии интеграции получило феноменологическое понятие «жизненный мир» (Г.Антор, К.Молленхауэр, О.Шпек и др.). Ссылаясь на Т.С.Фуряеву (2002), приведем здесь то определение понятия «жизненный мир», которое дал К.Молленхауэр: «Педагогическое пространство как смысловая конструкция должно быть продумано в рамках конкретных общественно-исторических условий, влияющих на педагогический процесс. Исходя из этого, педагогическая смысловая конструкция определяется не сама по себе, но в контексте своего общественного местоположения. Для данного общественного местоположения мы выбираем название “жизненный мир». Жизненный мир становится педагогическим пространством, когда в нем присутствует деятельность, или деятельностные намерения всех взаимодействующих сторон, где смыслообразующим элементом выступает интерсубъектность. Такое понимание воспитательного пространства позволяет учитывать ситуацию саморазвития ребенка с ограниченными возможностями, его интересы и потребности в самореализации, которые формируются в социальной среде и под ее влиянием.

Для философии как одной из форм общественного сознания имеют большое значение разработка мировоззренческого фундамента образовательной интеграции как новой социокультурной реальности и выработка методологических основ познания закономерностей внедрения и развития инклюзивных процессов. Это осуществляется в таких философско-методологических аспектах, как: историко-философский, онтологический, гносеологический, аксиологический, философско-антропологический, социально-философский.

Философия инклюзии, оказала существенное влияние на социальные науки, во многом изменила и общественное мировоззрение. Накоплен значительный научный и практический материал, относящийся к теории и практике инклюзии. На основе используемого в международном обращении практического, правового и научного (социологического, социально-психологического, педагогического) материала, стало возможным сформулировать целый ряд принципов организации и реализации интеграционных процессов.

Хотелось бы перечислить эти принципы:

Принципы:

1.Принцип опоры на этический императив государственного законодательства в отношении социальной интеграции и инклюзивного образования.

2.Принцип восстановления единства людей на основе гуманности, согласно которому каждый ребенок, несмотря на имеющиеся у него ограничения возможностей, имеет неоспоримое право на обучение и воспитание.

3.Принцип нормализации (социальной среды): люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь, настолько, насколько это возможно.

4. Принцип неделимости, целостности интеграции: каждый ребенок с ограниченными возможностями, независимо от вида и тяжести нарушения, принимается во внимание в процессе инклюзивного образования и участвует в нем по мере своих возможностей.

5.Принцип реалистичности: каждый человек воспринимается таким, каков он есть.

6.Принцип регионализации: инклюзивное образование обеспечивает полноценный всеобуч по месту жительства для каждого ребенка.

7.Принцип децентрализации: необходимые педагогические ресурсы, как массового характера, так и необходимые для специального образования, доставляются к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот, когда ребенок доставляется к имеющимся ресурсам.

8.Принцип владения специальными педагогическими компетенциями массовой системой образования.

9.Принцип командного подхода к реализации интеграционного процесса: причастные к интеграционному процессу специалисты работают все вместе, в команде, обеспечивая его системность и целостность.

10.Принцип интеграции парадигмы и технологий специальной педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями в целостный педагогический процесс.

11.Принцип кооперации в рамках общего для всех учебного предмета: каждый ребенок осваивает общий для всех учебный предмет в доступных для него пределах в соответствии со своими возможностями вместе со всеми учащимися и вносит свою долю знания о предмете в коллективное знание.

12.Принцип коллективизма: максимальное участие каждого отдельного ребенка инклюзивного класса в общей коллективной деятельности.

13.Принцип индивидуализации: в центре образовательного процесса и педагогической деятельности находится целостная личность ребенка в неразделимом единстве его физической, умственной и душевной организации.

14.Принцип внутренней дифференциации, когда дифференциация целей, содержаний, методов и средств обеспечивает индивидуально-личностно-ориентированное, самоуправляемое и соответствующее логике развития ребенка учение.

15.Принцип права выбора родителей: родители детей с ограниченными возможностями должны иметь право свободно выбирать либо интегрированное воспитание и инклюзивное образование, либо обучение в специальной образовательной организации.

16.Принцип добровольности: все участники интеграционного процесса и инклюзивного обучения взаимодействуют и сотрудничают друг с другом добровольно.

17.Принцип многообразия форм: интеграционный процесс должен реализоваться в самых различных формах – от изолированных классов в структуре массовой школы (интеграция) через индивидуальную интеграцию к интеграционным (инклюзивным) классам.

18.Диалогический принцип: встреча и взаимодействие между людьми есть важная и значимая педагогическая ситуация.

19.Принцип близости и дистанции в отношении сходства и различий: инклюзивное обучение и интегрированное воспитание обеспечивают реалистическое и рациональное объяснение различий между людьми.

20.Другие принципы: следует принимать во внимание и различные теории, представления и движущие силы, которые трудно подвести к какому-либо точному определению, но которые обогащают представления об инклюзии и ее реализации.


написать администратору сайта