Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Какое место занимает медицина в системе научного знания

  • 4. В чем отличие понятий «патологический процесс» и «болезнь»

  • 7. Существует ли теория медицины Каковы возможные пути ее построения

  • Философия медицины. 27. Проблема бытия в философии. Формы бытия


    Скачать 40.61 Kb.
    Название27. Проблема бытия в философии. Формы бытия
    Дата17.07.2020
    Размер40.61 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаФилософия медицины.odt
    ТипДокументы
    #134487
    страница1 из 3
      1   2   3

    27. Проблема бытия в философии. Формы бытия.

    28. Материя как философская категория. Современные представления о структурной организации материи. Движение материи.

    29. Пространство и время. Особенности биологического, психологического и социального пространства и времени.

    30. Научная картина мира. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.

    31. Сознание: определение, структура, функции. Идеальность сознания.

    32. Происхождение сознания. Предпосылки возникновения сознания в природе.

    33. Проблема самосознания в философии и психологии.

    34. Сознание и бессознательное. Психоанализ и его философское значение.

    35. Проблема развития в философии. Материалистическая диалектика.

    36. Синергетика как теория развития.

    37. Детерминизм и индетерминизм.

    38. Проблема познания в философии. Агностицизм.

    39. Чувственное и рациональное в познании.

    40. Проблема истины в гносеологии. Критерии истины.

    41. Творчество и интуиция в познании.

    42. Эмпирический уровень научного познания.

    43. Теоретический уровень научного познания.

    44. Наука как система знаний, деятельности и социальный институт. Медицина как наука.

    45. Научные революции. Исторические типы научной рациональности.

    46. Техника: определение, этапы развития, взаимодействие с наукой.

    47. Понятие общества. Основные сферы жизнедеятельности общества.

    48. Проблема развития общества. Истоки и сущность современной глобализации.

    49. Глобальные проблемы современной цивилизации.

    50. Культура и цивилизация.

    51. Проблема человека в философии. Биологическое и социальное в человеке. Антропосоциогенез.

    52. Свобода, необходимость и ответственность в бытии человека. Личность и проблема смысла жизни. Жизнь как ценность

    1. Охарактеризуйте антропоцентризм как философский принцип. Покажите его значение для медицины.
    Антропоцентризм – это философский подход, ставящий в центр мировоззрения концепт «человек» и разрабатывающий и обосновывающий всю систему взглядов на мир и общество, исходя из этой категории. И хотя собственно антропологический подход в узком смысле слова сегодня признается явно недостаточным в силу его известной абстрактности и односторонности, неумения учесть социальные аспекты человеческого бытия, однако как мировоззренческий и методологический принцип антропоцентризм и в наше время широко используется особенно в таких областях деятельности, связанных напрямую с человеческим бытием, как медицина. Как общий принцип медицинской науки и практики антропоцентризм означает:
    - самоценность человека, его жизни и здоровья;
    - именно человек, его жизнь и здоровье выступают главным критерием истины в медицинской деятельности;
    - человек как исходный пункт, главный объект и цель медицинского познания;
    - целостное восприятие и понимание человека как единства биологического и социального, материального и духовного, соматического и психического;
    - уважение к человеку, к его автономности, правам и свободам, к его личности;
    - гуманность, милосердие и сострадание – основа отношения медика к человеку.


    2. Какое место занимает медицина в системе научного знания?
    Сегодня можно говорить о том, что медицина – это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен.

    Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.

    Медицина как по сути своей всегда молодая и динамично развивающаяся наука обладает огромным потенциалом для познания человека на базе новейшего экспериментального и клинического материала в области био-, психо-, социомедицинских и других видов исследований. Она выступает как цель и смысл этого познания, к которому применимы все параметры системно-структурного анализа. Начиная с Гегеля и Шеллинга, системно-структурный подход постепенно превратился в общенаучный метод практически во всех формах исследования, а в наше время он становится нормативом теоретического мышления и в медицинской науке. Обращение к системно-структурному анализу новейших медицинских наблюдений и открытий актуально сегодня прежде всего потому, что они восходят к насущным потребностям в научно-теоретическим обобщении и объяснении таких проблем, как здоровье и болезнь, норма и патология, соотношение биологического и социального, психического и соматического.

    Комплексное изучение человеческого организма в норме и патологии всегда естественным образом связывается с философией. Медицина, по сути, всегда философична. Более того, фактически она сама уже явление философии, ибо учит людей мудрости правильной, здоровой жизни. Это особая философия, помогающая приводить в порядок все творческие потенции человека во всех сферах его социальной и индивидуальной жизнедеятельности. Таким образом, медицина представляет собой необходимую систему человеческого жизнеобеспечивания.

    3. Дайте определение здоровья. Раскройте его проблемный характер.
    Здоровье, в соответствии с определением ВОЗ, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации. Эта концепция не подвергалась пересмотру со времени основания ВОЗ и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:
    · за идеальность цели, которую никогда не достичь;
    · за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком;
    · за статичность - здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;
    · за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.
    И.И. Брехман (1990), основатель валеологии – науки об индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». Существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также индивидуальные и коллективные параметры здоровья. По мнению В. П. Казначеева (1991), здоровье индивида - это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Необходимость количественной оценки здоровья подчеркивал Н.М. Амосов (1987): «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций». Более детально здоровье – это способность:
    · приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям, · противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации,
    · сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания,
    · расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды,
    · увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, · улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания,
    · производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные и материальные ценности,
    · созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу.


    4. В чем отличие понятий «патологический процесс» и «болезнь»?
    Термином «патологический процесс» врачи пользуются, как правило, тогда, когда характеризуют тот или иной частный случай нарушений процессов жизнедеятельности, например, такие, как некроз, дистрофия, тромбоз и др. Впрочем, нередко медики термины «болезнь» и «патологический процесс» употребляют как синонимы. Основой учения о болезни стала единая для всех нозологических (греч. nosos - болезнь, logos - учение) форм система их развития, т.е. именно та строгая последовательность ряда этапов, которые проходит любой патологический процесс вне зависимости от характера повреждающего агента, локализации патолого-анатомических изменений и особенностей реактивности организма и многих других объективных условий. Как уверяют клиницисты и патологи, всякая болезнь есть сложная совокупность патологических процессов. Причем не всякий патологический процесс является болезнью. Патологический процесс лишь часть болезни организма. Это местное выражение болезни, т.е. локальные качественные изменения, происходящие в клетках, тканях и органах, которые в совокупности ведут к болезни. Поэтому понимание диалектики соотношения понятий «болезнь» и «здоровье», отражающих патологический процесс, имеет большое значение не только для специалистов клинической, но и для социально-профилактической и паллиативной (фр. paliatif - полумера) медицины. Выдающийся ученый, врач и философ медицины И.В. Давыдовский (1887-1968), определяя болезнь как процесс адаптации к среде, не считал ее незыблемым состоянием. Она подвержена влиянию не только со стороны среды обитания, но и времени. Любая болезнь имеет свои ступени и стадии развития, т.е. свой патогенез (греч. pathos - болезнь и genesis - возникновение). Болезнь есть выражение общего реагирования организма на изменения внешней и внутренней среды с целью поиска гомеостаза. Это нормальное в принципе явление в жизни человека. Более того, «болезнь - это та жизнь, которая выступает как форма приспособления организма к условиям существования» (И.В. Давыдовский). С общебиологических позиций или позиций вида она даже полезна. Но для индивида болезнь - это уже риск гибели организма. Болезнь как состояние организма есть одно из проявлений и одновременно один из механизмов естественного отбора, направленных как на приспособление, так и на совершенствование этого вида к изменяющейся среде обитания людей.

    5. Раскройте значение нормы как меры здоровья.
    Норма (лат. norma - требование, правило, образец) - установленный эталон или стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Нормы существуют лишь там, где есть общечеловеческие потребности и соответствующие цели и средства жизнедеятельности. В природе, не включенной в человеческую жизнедеятельность, норм как таковых нет. Есть всеобщий порядок. Соответствовать норме или, иначе говоря, рассматриваться вполне нормальным может только тот объект, который служит достижению не любой, а лишь благой цели, будучи включенным в процесс достижения человеком смысла жизни. Нормы, как социокультурные факторы в жизнедеятельности людей, призваны ограничивать возможные варианты их поведения в повторяющихся ситуациях и тем самым обеспечивать сосуществование и взаимодействие людей друг с другом в определенной социально-культурной среде. Все нормы - императивны. Каждая норма формулируется на основе определенных законов и включает четыре основных элемента. Первый - это содержание как действие, являющееся объектом регуляции (познания, практика). Второй - характер, т.е. то, что данное правило разрешает (предписывает). Третий - это условия приложения или обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие. Четвертый - это субъект в виде группы лиц, которым адресована норма. Типы норм многообразны: правила, предписания, медицинские нормы; частные и общие; познавательные и технические; методологические и логические и т.п. Норма - это частный случай меры - интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет при этом свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. Так, в ряде случаев (например, «не навреди!») минимум, максимум и оптимум нормы сливаются, идеал и норма становятся неразличимыми. Наиболее известная область применения нормы - диагноз (распознание) как познавательный прием, позволяющий установить находится ли реальный эмпирический объект в границах нормы. Именно эту задачу решают медицинский, социальный, технический и другие виды познания. Здесь норма предопределяет действия, ведущие к достижению цели. Наиболее широко факторы нормы используются в медицине как синоним или мера здоровья. Как правило, медики определяют норму как функциональный оптимум живой системы, позволяющей реализовать ее внутреннюю целевую программу. Такая вот особенность самоорганизующихся систем (биологических, медицинских, социальных) выступает диалектической мерой. По содержанию понятия «норма» и «мера» в немалой степени разнятся. В «норме» имплицитно присутствует ценностно-оценочный момент, который отражает в понятиях полезное, результативное и т.д. Что касается понятия «меры», то это категория философского свойства, фиксирующая результаты измерения качественно-количественной определенности предметов, вещей, явлений, процессов и их взаимодействий. Превышение меры ведет к изменению данного предмета, вещи, явления либо путем скачка, либо постепенным изменением (эволюцией). В силу этого не всякая мера есть норма. В медицине норма - это интервал, в пределах которого количественные изменения не нарушают оптимума соответствующего биологического структурно-функционального субстрата. Функциональный оптимум - это максимально возможная в данной ситуации слаженность и эффективность реализации того или иного процесса. По аналогии с философской категорией меры, понятие нормы целесообразно определять как верхний и нижний интервал, в рамках которого морфологические и функциональные изменения (увеличение или уменьшение) не выводят тот или иной биологический компонент (клетка, орган, организм) за пределы оптимального функционирования в данных конкретных условиях. Не случайно в медико-биологических науках находит все более широко признание идея о норме как оптимальной зоне, в пределах которой та или иная биологическая единица не переходит на патологический уровень. В медицине исподволь сложились и продолжают сосуществовать представления о среднестатистической, динамической и должной норме. Все они - последовательные ступени диагностики здоровья. Среднестатистическая норма характеризует абстрактного человеческого индивида. Динамическая норма указывает на амплитуду колебаний, диапазон пластичности функции, нижнюю и верхнюю границы ее количественных изменений, в пределах которых сохраняется качественная определенность здоровья. Что касается должной нормы, то она служит основанием для отождествления здоровья и нормы как стандартной или мерной характеристики здоровья конкретного человека. Нормальная жизнедеятельность человека - гармоничное соотношение структур и функций его организма, адекватно вписанных в окружающую среду и обеспечивающих организму оптимальную гарантию для выживания. Отмеченное отражает то общее, что присуще нормальной жизни как человека, так и животного.

    6. В чем проявляется социальная определенность здоровья и нормы.
    Основным содержанием здоровья человека, его сутью является полноценность человеческой жизнедеятельности и возможность поддержания ее в стабильном состоянии в максимально возможном временном периоде. Здоровье является высшим интегральным показателем нормального функционирования организма и личности в природной и общественной среде. Научный и медицинский интерес представляет вопрос о личностно и социально ценностном аспекте укрепления здоровья. Для любого цивилизованного, гуманистически ориентированного государства здоровье всех его граждан представляет большую социальную ценность и ответственность. Оно - и залог, и необходимая предпосылка развития экономики, культуры, оно - фактор национальной безопасности общества. В самом общем виде здоровье можно определить, как способность человека оптимально выполнять личные и общественные, производственные и духовные, биологические и социальные функции. Здоровье является своеобразным зеркалом бытия общества, социально-экономического, экологического, демографического и санитарно-гигиенического состояния и благополучия государства, аккумулируя все положительные изменения, происходящие в сфере экономики, труда, быта, отдыха, культуры, традиций и общения людей, а также весьма чувствительно реагируя на ухудшение в их состоянии. В этой связи правомерно рассматривать состояние здоровья населения одним из социальных индикаторов общественного прогресса.


    7. Существует ли теория медицины? Каковы возможные пути ее построения?
    Многоплановая разработка теории в медицине дает жизнь всему богатству форм и видов медицинской деятельности. Поэтому всегда есть необходимость в философском переосмыслении понятийного аппарата, наработанного на протяжении тысячелетий, в построении строгой современной системы диалектической взаимосвязи медицинских представлений, категорий и понятий, в выработке нового стиля научного мышления у врачей - специфического, предметно- понятийного. Это постепенно приводит к достижению качественно нового уровня овладения принципиально иным способам клинического мышления. Что, несомненно, должно сказаться на развитии и сугубо медицинского способа познания человека. Ведь мышление врача оперирует не только представлениями, но понятиями. Система медицинских представлений и понятий предполагает особый синтетический способ умственной деятельности медика. Теоретическая деятельность врача есть переработка созерцания в представления, а затем в понятия. Последние придают медицинской теории некую целостность, мыслительную конкретность. Только на теоретическом уровне познания в наиболее концентрированном виде предстают все отличительные черты медицинского знания. Многие считают, что разобщенные экспериментальные данные еще нельзя считать достоверным научным знанием. Необходимы связующие их цепи – законы, теории, идеи или хотя бы гипотезы. Это обусловлено природной сложностью процессов саморазвития живого организма и человеческого в особенности, а следовательно, современная теоретическая медицинская наука остро нуждается в философской – методологической ориентации при проведении экспериментов и последующей критической обработке их результатов. Эмпирическое медицинское знание позволяет фиксировать процессы, явления и связи между ними. Теоретическое же знание дает возможность понимать факты, выделять их из общих наблюдений, вскрывать общную сущность ( основу) определенных явлений, отвечать на вопросы о том, почему и каким образом происходят те или иные процессы в организме человека. Медицинский работник сегодня уже не имеет права быть чистым эмпириком. Именно поэтому в настоящее время так остро стоит задача совершенствования теоретической подготовки медиков, развивая у них философскую культуру мышления. Теория медицины - это основа научного исследования как совокупность определенных правил, приемов, и норм познания вообще. В самом общем значении – это способ достижения намеченной цели посредством заранее определенного познавательного замысла. Теория медицины неразрывно связана с выдвижением новых концепций, гипотез. Познавательная деятельность ученого-медика предполагает многообразие ее видов и широкий спектр теорий, которые могут быть классифицированы по самым разным признакам. Среди множества теорий выделяют научные и ненаучные, которые, в свою очередь, разделяются на эмпирические и умозрительные. Чтобы создать научную теорию, способную верно описать медицинскую реальность, необходима и строгая логика эмпирии, и философски осмысленная концепция. Необходимо признать, что эмпирическое (опытное) знание является не только историческим предшественником теоретического, но и непосредственным источником исходных данных для теоретического обобщения и философского осмысления. Опираясь на философскую методологию, каждая наука вырабатывает внутри себя и на собственном материале свой метод мышления. Не являются исключением и медицинские науки. В них работает многоуровневая система методологического знания. Она опирается на три основные группы методов: философские и общенаучные методы - это совокупность наиболее общих приемов исследования, применяемых в научном познании. Та, в работах отечественных клиницистов, патологов сформулированы основы видения проблемы гомеостаза (постоянство внутренней среды), а отсюда - феномен здоровья и болезни; предприняты попытки обосновать понимание последних как диалектического единства противоположности. Существующая на сегодняшний день научная система базируется на критическом осмыслении философской, то есть специфической, предметно-понятийной сферы деятельности врача, охватывающей все процессы течения и исцеления болезни.

      1   2   3


    написать администратору сайта