Философия медицины. 27. Проблема бытия в философии. Формы бытия
Скачать 40.61 Kb.
|
12.Каково место здоровья в системе социальных ценностей? Человечество с каждой ступенью своего развития становится более монолитным, цельным организмом, что подтверждается процессом глобализации. Усиливается взаимозависимость общества и индивида, в том числе и в плане здоровья. Реализация людьми общественных интересов, выполнение социальных задач во многом определяется состоянием их индивидуального здоровья. В свою очередь, состояние здоровья индивидов напрямую зависит от того, насколько здорово само общество. Такая взаимозависимость позволяет говорить о здоровье не только как о витальном, но и как о социальном феномене. В силу того, что здоровье обладает таким значением, которое обусловливает все стороны жизнедеятельности как общества, так и индивида (от самого биологического их существования до предпочтений в удовлетворении духовных потребностей), то можно рассматривать здоровье как универсальную, фундаментальную, высшую ценность, актуальность социально-философского, аксиологического исследования которой проявляется на трех основных уровнях. Актуальность этой проблемы на общечеловеческом уровне возрастает в силу того, что мы становимся свидетелями появления и нарастания так называемых глобальных проблем человечества, отрицательные последствия которых неизбежно связаны с нарушением здоровья человека в планетарном масштабе. Это связано не только с техногенными воздействиями на природу и ухудшением экологической ситуации. Проблемы здоровья и выживания человечества не могут рассматриваться вне связи с негативными тенденциями и деформациями общественного развития. Локальные войны и военно-политические конфликты, сепаратизм, терроризм, наркоторговля неизбежно связаны с преступлениями против жизни и здоровья человека. В ряде случаев они носят уже угрожающий человечеству характер. Отсюда понятная озабоченность поиском практических мер их решения. При этом со всей очевидностью встает задача выработки единой, способной к практической реализации общественной стратегии и тактики решения этого насущного вопроса. Недооценка такой задачи и недостаточная изученность связанных с ней проблем без преувеличения ставит человечество на грань жизни и смерти 13.В чем заключается вклад здравоохранения в развитие индивида и общества? Сфера здравоохранения - это сфера специфических и уникальных общественных отношений и связей по поводу сохранения здоровья людей и профессиональной борьбы с разного рода болезнями. Общественные отношения и связи, складывающиеся в медицине, всегда носят объективный характер, поскольку возникают на основе естественных потребностей людей в сохранении личного здоровья и здоровом образе жизни. Поэтому, главнейшей заботой современной медицины в этом смысле становится общественное здоровье. Не случайно, что многие медицинские термины широко используются в современной социальной философии. Речь идет о таких понятиях, как «больное общество», «нездоровая социальная атмосфера», «патология социального движения» и мн. др. Медицину, как правило, рассматривают как своеобразный научно-социальный институт, специально разрабатывающий глобальные социально-биологические проблемы развития человека. 14.Каковы нравственно-психологические требования к личности врача? Основой личности врача является его профессиональная значимость. Подготовка студентов, их воспитание предполагают формирование высококультурной личности врача с научным мировоззрением, гражданской позицией, нравственно совершенной и профессионально искусной. Н.И. Пирогов, говоря о подготовке специалистов, в «Дневнике старого врача» писал: «Только разностороннему предварительному развитию своих способностей они и обязаны успехом в культуре избранного ими предмета...». В формирующейся личности врача наиболее эффективной и стабильной является ориентация на профессиональные ценности. Наблюдающееся в настоящее время уменьшение «таинственности» медицины врачу следует компенсировать совершенными качествами своей личности (И.С. Сук, 1984). К таким качествам врача относятся, прежде всего, высокая духовность (гуманизм, патриотизм и другие нравственные качества), профессиональное искусство, общая культура, фундаментальные знания в медицине, в философии медицины, в области естествознания и гуманитарных наук, особенно биологии и психологии, компьютерной техники. Врач больше, чем профессия - это и жизненная позиция, выражающаяся на практике в устойчивом альтруиз- ме и подвижничестве. Поэтому гуманизм - определяющая черта личности медика. Гуманистом быть непросто. Как-то собеседник спросил JI.H. Толстого: какое время он считает самым важным, какого человека самым важным и какое дело самым важным? Подумав, великий писатель-гуманист ответил, что самым важным он считает настоящее время, когда можно что-то изменить; самым важным человеком того, с кем беседует, а самым важным делом — любить этого человека. Врач - не только образованная и культурная личность, это руководитель, проявляющий волю, исполнительность и инициативу, способный управлять коллективом, правильно и энергично проводить медицинские, профилактические и лечебные мероприятия, поддерживать у пациентов психологическую устойчивость, стремление к выздоровлению, ведению здорового образа жизни. Философская подготовка будущих врачей предназначена для осознанного и активного формирования целостной личности, обладающей научным мировоззрением, диалектическим мышлением, духовной культурой, логикой. Основным методом формирования и развития личностных качеств у будущих врачей является критический анализ и самоанализ — системный метод познания и самопознания, утверждения своей личности через преодоление противоречий в активной деятельности, обучении и самовоспитании. Перед медициной, здравоохранением, образованием и воспитанием стоит задача сохранения и совершенствования здоровья жизнедеятельной личности, преодоление различных аномалий личности различными средствами и методами. 15.Почему биоэтику можно назвать философской наукой? Биоэтика - не только новое направление в научном исследовании, но и иная сфера философского познания жизни и ее сохранения на Земле. В связи с весьма весомыми достижениями науки, техники и технологии, перед людьми встали проблемы, которые взывают к их разуму и совести. Но особенно важно понять суть и смысл этих неоднозначных проблем ученым, медикам и всем тем, кто так или иначе профессионально занимается поиском ответов на вопросы сохранения жизни как таковой и сбережения здоровья людей. Ведь в ближайшее время в медицину придут геномика (от слова ген), протеомика (от слова протеин-белок), биоинформатика, которые коренным образом изменят всю систему здравоохранения. Поэтому потребовалось создание биоэтики как части этики, в которой нет однозначных ответов на острые вопросы, связанные с воздействием на живые существа и человека. Одним из главных вопросов философии этики был и остается вопрос об осознании сути и смысла жизни человека и его творческосозидательной деятельности, а биоэтики - еще и сохранения жизни как таковой и сбережения здоровья всех людей. Они учат человека, особенно молодого, тому, как достойно жить самому и заботиться о жизни людей и всего живого на планете. При этом философия в принципе опирается на весь багаж человеческого знания о бытии мира и практического опыта жизни и деятельности людей. Она всегда выступала и выступает в качестве ценностного знания, нацеленного на формулирование некого жизненного идеала, объяснение, каким должен быть человек, как он должен жить для того, чтобы быть счастливым самому и обеспечивать условия для счастья других людей. Поэтому поиски философами смысла жизни людей, ее сущности как таковой и человеческого счастья неизбежно наталкивались на проблему проблем - выявление первоначала всего, критерия истинности знания обо всем, что человеком познано и достойности его личной жизни и общественного поведения. А чтобы достойно и счастливо пребывать в мире природы и людей, человек создал специальный социально-культурный инструмент взаимообщения под названием мораль. В античности мораль формировалась как противопоставление физике, науке о природе, как наука о человеке, смысле его жизни и деятельности. Она и поныне ищет ответ на вопрос об истинном предназначении человека на Земле. Следовательно, мораль составляет социально-практическую часть философии, которая непосредственно затрагивает каждого из нас. Вообще, как только люди начинают размышлять о своей жизни и деятельности и о том смысле, который хотят им придать, встает вопрос и о сути, и о смысле морали. Сегодня она представляет собой философские основания взаимоотношений, как с другим человеком, так и всем, что живет в людях и рядом с нами. Принципы и нормы биоэтики логически вытекают из общей теории морали - этики как некой практической части философии. Именно поэтому в современной жизни людей философским основанием биоэтики стала новая интерпретация взаимосвязи естествознания и гуманитарного знания, дающая людям возможность понять и оценить необходимость сохранения жизни на Земле как таковой. Проблемные задания для самостоятельной работы: 1. Самовнушение проявляется изменением активности в различных областях мозга, что влияет на жизнедеятельность организма и может привести к проявлениям психосоматических симптомов. 2. Врач-практик прав в том, что каждый организм специфичен и болезнь у разных людей протекает по-разному, но неправ в том, что слишком принижает теорию. Без общих теоретических и основных принципов сложно выбирать направления терапии тех или иных конкретных патологий конкретного пациента. С принципами врача согласились бы врачи античности эпохи Гиппократа, которые разделяли учение натурфилософии. 3.В теме «Наука. Научное познание» были рассмотрены основные этапы развития науки. Составьте таблицу, в которой соотнесите основные этапы развития науки и научные открытия в медицине, сделанные в каждый из этапов развития науки. 1) преднаука. Описано и систематизировано множество патологий и возможных способов их лечения, изучена анатомия (Везалий, Гарвей) и физиология человека, заложены этические принципы врачебной профессии. 2) классическая наука (XVII – XIX вв.). Открыта взаимосвязь изменения в строении и функции, новые теории патологии, новые методы исследования, открытие вакцинации (Дженнер) 3) неклассическая наука (конец XIX – середина XX вв.). Открытие микробной природы заболеваний, асептика и антиспетика, анестезия, применение вакцинации и рентгеновских лучей, открытие групп крови и антибиотиков, развитие генетики и влияния генотипа на течение болезней. 4)постнеклассическая наука (конец XX в.). Новые технологии инструментального исследования и лечения, пересадка органов, активное развитие методов генной инженерии и генной терапии, репродуктивные технологии, биотехнологии. |