3 ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т е. она носила бесклассовый характер
Скачать 62.9 Kb.
|
2)1. Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 — 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности. Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры Таким образом, для физической культуры первобытного общества характерно следующее: 1) создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей; 2) в развитии физической культуры дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя; 3) ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер; 4) в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т. е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности. 2. Взгляды учёных на происхождение физических упражнений и игр. В настоящее время существует две точки зрения на этот вопрос: 1. Идеалистическая точка зрения. Делает упор на физиологические и биологические мотивы. Её представители в своих исследованиях не учитывают условия материальной жизни общества и преувеличивают роль биологических мотивов. Эти представители не воспринимают социальную сущность физического воспитания, как часть общего воспитания подрастающего поколения. 2. Материалистическая точка зрения. Её сторонники считали, что трудовая деятельность человека составила объективную предпосылку к возникновению физического воспитания в обществе.Развитие мышления и сознания первобытного человека явилось субъективной предпосылкой физического воспитания в обществе. Возникновение физических упражнений неотделимо от возникновения физического воспитания в целом. Поэтому трудно понять предпосылки возникновения физических упражнений, не имея понятия о происхождении физического воспитания. 3)1. Физическая культура Спарты, упорно державшаяся за племенные традиции, достигла апогея в VI веке до н. э. В это время в Лаконии около девяти тысяч спартанцев правили примерно тридцатью тысячами полусвободных граждан и почти двумястами тысячами рабов. При таких пропорциях правящий класс на тогдашнем уровне военной техники, разделения труда и идеологии мог удерживать власть, лишь организовав все государство по образцу военного лагеря. Центральной задачей политики в области воспитания ставилось соответственно этому формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося старшим. Систему физического воспитания Спарты освещают педагогические заметки Платона (427—347 гг. до н. э.), по которым игры детей направлялись таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В соответствии с этим предписанные правила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребенок, который стремится к новому уже в играх, став взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и законами. Расцвет физической культуры Афин приходится на VI — начало IV вв до н. э. Для осуществления функций власти в городе-государстве, живущее ремеслом и торговлей в условиях рабовладельческой демократии, требовались гораздо более сложные средства, чем в Спарте. Иначе складывался и состав населения. По приблизительным данным, в Афинах V в. до н. э. из 400 тыс. жителей насчитывалось 150 тыс свободных граждан. Понятно, что при известных совпадениях, вытекающих из рабовладельческого базиса, физическое воспитание афинской молодежи существенно отличалось от обучения спартанской. Преподавание — за исключением содержания гимнасий — считалось частным делом. Кроме физической подготовки, принимались меры по развитию умственных способностей. Развитую систему эстетического и этического воспитания афиняне органически увязывали с физической культурой. В то же время физическая подготовка для женщин сводилась к орхестрике. Физическое воспитание детей начиналось в возрасте семи лет в особом учреждении -— палестре. Наряду с палестрами в период расцвета Афин на первый план вышли гимнасии.«Направляют их и к учителю физических упражнений, — можно прочичать в «Протагоре» Платона, — чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса». 2. Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте. Отличия: Направленность воспитания в Афинах - гармоническое и ум и тело, в Спарте – ставка на физическое воспитание. В Спарте – обучение происходило в агелах, в Афинах – обучение было двуступенчатым: сначала – палестры, потом - гимнасии. Содержание образование носило различную направленность: в Спарте обучение письме, чтению и речи носило утилитарный характер, в Афинах – эти дисциплины имели целью эстетическое воспитание. 4) Античное общество выросло на основе рабовладения. "Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры древнего мира - для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки; без рабства не было бы и римского государства. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы".Рабовладельческий способ производства достиг значительного развития не только в Греции и Риме, но и в других странах, в том числе в Закавказье и в Средней Азии, о чём речь здесь будет особо. Античная цивилизация в узком смысле этого слова, непосредственно связанная с Грецией и Римом, распространена была в нашей стране лишь по Черноморскому побережью, особенно по берегам Крыма. Для греков наш юг был отдалённым севером. Едва ли не главной причиной первого появления их на этом севере была работорговля. Необходимость воспроизводства рабочей силы требовала в условиях рабовладельческого хозяйства постоянного порабощения всё новых и новых людей. Ведь рабы вследствие тяжёлых условий жизни размножались недостаточно. Для растущих средиземноморских городов с VII в. до н. э. греческие мореплаватели, купцы и разбойники обшарили в поисках двуногой добычи всё побережье Средиземного моря и сообщающегося с ним Чёрного моря. 5) История физической культуры в Древнем Риме, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Это связано с рядом причин. 1. Физическая подготовка юношей до 16 – 17 лет до службы в армии являлась задачей семьи. И только в IV в. до н.э. было создано учебное заведение под названием “лудус”, где велась физическая подготовка. Это была попытка скопировать греческие учебные заведения. 2. Для народных масс Римской империи основным развлечением были бои гладиаторов и состязания колесниц. 3. Физические упражнения были средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения. 4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего. Древний Рим подарил миру классическую систему военно-физической подготовки, которую перенимали во многих армиях. В римской армии существовала суровая высокоорганизованная система тренировки легионеров. Физическая подготовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров включались бег по местности с преодолением препятствий, различные прыжки, в том числе и с подручными средствами, действия с холодным оружием и без него – рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубежей. Воины совершали марш-броски, продолжительные походы в полном боевом снаряжении, учились возводить укрепления, пользоваться осадными машинами и катапультами, что требовало большой физической силы и выносливости. Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры – штурмовые лестницы, чучела для фехтования, деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды. Физическая и духовная подготовка воинов были раздельными. Каждому периоду истории существования Древнего Рима были присущи свои особенности развития физической культуры. 6) В период средневековья государства вынуждены были осуществ-лять военно-физическую подготовку феодалов (например, рыцарская система воспитания). Но в конечном итоге и рыцарь вписывался во всеобщий идеал аскета, т.к. в нем ценились не только физические кондиции, боевой дух, но и то, что эти качества были подчинены богу и церкви. Однако церковный церемониал не проникал, например, в рыцарские турниры, они были чисто светскими играми, церковь отверга-ла их. Греческое слово “аскет” (упражняющийся в чем-нибудь) в период средневековья означает человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух. Физическая культура в самый ранний период феодализма еще в большей степени отдаляется и обособляется от трудовой деятельнос-ти, по сравнению с рабовладельческим строем. К началу этапа развитого феодализма в Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания. Она носила исключительно прикладной характер, в основном военный. Одной из основных форм военно-физической подготовки феода-лов были рыцарские турниры - парные и групповые. В своей классической форме они сложились в XII в. В парных турнирах рыцари стремились с помощью копья выбить друг друга из седла. Если эта часть турнира или поединок на рапирах заканчивалась безрезультатно, то состязание завершалось борьбой. Использование боевых копий часто приводило к трагическому исходу, поэтому к XIV в. соперников стали разделять барьером, применялись специально изготовленные виды турнирного оружия.В XIV в. рыцарские войска потерпели серию поражений от швейцарской, английской, турецкой пехоты, а также от более мобильных легково-оруженных войск восточноевропейских государств. Под влиянием этих поражений и в связи с изобретением огнестрельного оружия рыцарская система военно-физической подготовки потеряла свою значимость. Возрождение - период в истории европейской культуры с XV по XVII вв., характерный ускоренным развитием естествознания, филосо-фии, литературы, искусства, педагогической мысли, в том числе и физической культуры. Усиливается антифеодальное мировоззрение, на-чинает зарождаться новый класс - буржуазия, идеалом которой стано-вится всесторонне развитый человек. 7) Феодальное общество являлось более прогрессивным, чем рабовладельческое. Крепостной крестьянин или ремесленник, имея свое хозяйство и свои орудия производства, проявлял некоторую заинтересованность в труде, чего не было у рабов. Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играм народных масс. Они опасались того, что крестьяне могут использовать умения и навыки, приобретенные в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою, в борьбе за свои классовые интересы против феодальных порядков. Физическое воспитание народных масс протекало стихийно. Однако в ряде случаев оно принимало некоторые организованные формы. Так, в кантонах Швейцарии (XIV в.) для юношей 16-18 лет проводились систематические занятия по бегу, прыжкам, борьбе, метанию копья, фехтованию на палках. Их физическая подготовленность проверялась в специально организованных состязаниях. В период восстаний и народных войн крестьяне и ремесленники широко применяли физические упражнения в качестве одного из средств боевой подготовки своих войск. Показательной в этом отношении является борьба чешских крестьян и горожан против римско-католической церкви. В период гуситских войн под руководством Яна Жижки (1360-1424) табориты (революционное крыло гуситов) организовывали постоянные занятия физическими упражнениями. Они тренировались в стрельбе из лука, метании камней, занимались борьбой, прыжками, учились плавать, фехтовать на мечах и копьях в пешем и конном строю. копьях в пешем и конном строю. С ростом средневековых городов (XI-XIV вв.) открылась новая возможность для дальнейшего развития народных форм физического воспитания. Горожане, в основном ремесленники, в целях самообороны городов от феодалов организовывали фехтовальные и стрелковые "братства". Наиболее широкое распространение они получили во Франции, Италии, Германии, Бельгии, Швейцарии. Кроме того, в городах практиковались игры и развлечения. На площадях и улицах Англии играли в суль, напоминавший современный футбол. На городских гуляниях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы. В период позднего феодализма (XV-XVII вв.) крепнущая городекая буржуазия превращала стрелковые и фехтовальные "братства" в замкнутые аристократические клубы. Физическое воспитание городской знати все больше обособлялось. Зажиточные слои города стали строить специальные помещения для своих занятий физическими упражнениями и играми. У трудящихся масс, задавленных нуждой и бесправием, все более сокращались возможности для подобных занятий. 8) Источниками наших знаний о физической культуре стран Древнего Востока являются, прежде всего, памятники материальной культуры, различные изображения на стенах храмов, дворцов и могильников, некоторые памятники древневосточной письменности и отчасти свидетельства античных авторов. Однако целостной картины о существовавших в то время системах физического воспитания у нас пока нет. Наиболее полные данные мы получаем из истории Древнего Египта, отчасти Ассирии и Персидского государства. Некоторые сведения имеются о развитии физической культуры в Индии и Китае. Характерной чертой физической культуры стран Древнего Востока была ее военная направленность. Широко применялись различные военные упражнения, также верховая езда, борьба, плавание, охота и некоторые другие виды физических упражнений, близких к военному делу. Так, например, в Египте, в местечке Бени-Гассан, могильнике вельможи обнаружены изображения многочисленных приемов вольной борьбы и фехтования на палках. Сохранилось очень много памятников с изображениями царской охоты на диких зверей. Эта охота не имела практической ценности, но она должна была прославлять силу и смелость монарха, не боявшегося опасности. Вместе с тем в странах Древнего Востока среди народа широко были распространены различные акробатические упражнения и другие зрелищные виды физических упражнений. Сила и ловкость ценились очень высоко, интерес к проявлению физических сил у населения всегда был большим. Пользуясь этим, но духовенство связывало физическую культуру с религией, зачастую превращая соревнования в часть религиозных обрядов. 9) Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда. Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378–1446). Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера». Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. Французский гуманизм эпохи Возрождения представлен именем Франсуа Рабле (1494–1553). Писатель, гуманист, яркая и неординарная личность, он родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Его герой «метал копье, дротик, брус, камень, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень. |