3 ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т е. она носила бесклассовый характер
Скачать 62.9 Kb.
|
Из научных исследований, оказавших большое влияние на развитие физической культуры, важны были работы по анатомии и биомеханике Леонардо да Винчи (1452 – 1519),по анатомии – Андреа Везалия (1514 – 1564) и физиологии– Уильяма Гарвея (1578 – 1657). Их труды стали фундамен- том для развития естественнонаучных основ физического воспитания. Из научных исследований, оказавших большое влияние на развитие физической культуры, важны были работы по анатомии и биомеханике Леонардо да Винчи (1452 – 1519),по анатомии – Андреа Везалия (1514 – 1564) и физиологии– Уильяма Гарвея (1578 – 1657). Их труды стали фундамен- том для развития естественнонаучных основ физического воспитания. 10) Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности. Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания. Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи. Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы: детство - от рождения до 6 лет включительно отрочество - от 6 до 12 лет юность - от 12 до 18 лет возмужалость - от 18 до 24 лет В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию. Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли. Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения выделяется Томазо Кампанелла. В утопии "Город солнца" рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, в возврате к природе, в отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. В Городе Солнца заботятся об улучшении "породы людей", так как убеждены, что это – основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и народных обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, к прекрасному, к естественной красоте человека. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью. Глава государства - наиболее образованный гражданин. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание. С детьми занимаются также гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. Обучение предлагалось оживлять с помощью наглядности: городские стены разрисованы "превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки... Дети без труда и как бы играя знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста". Широко применяется принцип соревновательности. Солярии воспитаны в духе религии "как закона природы". Их Бог – Солнце, природа. Каждый вправе выбирать любую конфессию. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми. политика Томаса Мора, написавшего, в частности, роман «Утопия», в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием. Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети-утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины. 11) Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции связывают с именами общегреческого героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита. В одной из од древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253г. до н. э. царь Элиды Авгий, владевший огромными стадами, дал поручение Гераклу очистить его громадный скотный двор. Геракл согласился сделать это за один день – при условии, что Авгий отдаст ему десятую часть своих стад. Авгий пообещал, так как был уверен, что выполнить такую работу за один день невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стены, окружавшие скотный двор, и отвел в него воду двух рек – Алфея и Пинея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Пришел Геракл к Авгию требовать награды, но царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться Гераклу в Тиринф. Олимпия – место проведения Олимпийских игр Древней Греции. Олимпия – древнегреческое поселение, расположенное в северо-западной части Пеллопоннеса, на юге области Элиды. С юга её омывала река Алфей, с запада – река Кладей, а с севера находилась гора Крионос. И только на востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Следует отметить, что в популярной литературе место проведения Олимпийских игр Древней Греции нередко ошибочно связывают с горным массивом Олимп, расположенным на севере Греции, который, согласно древнегреческой мифологии, являлся местоприбыванием богов. Уже в начальном периоде проведения Олимпийских игр Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством памятников, строительство которых восходит к первой половине П тысячелетия до н.э. Там находились такие спортивные сооружения, как Палестра, Гимнасий и Олимпийский стадион. На первых тринадцати Играх греки соревновались только в беге на один стадий, длина которого составляла 192.27м. Этот вид бега более полувека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов. Стартовали бегуны со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев ног. Кратко охарактеризуем основные виды состязаний, которые включались в программу Олимпийских игр: бег, метание диска, прыжки в длину, борьба, метание копья, пентатлон(пятиборье), панкратион, кулачный бой, конные состязания, стрельба из лука, фехтование, состязание факельщиков, гимнастика, 12) Аннотация. В статье рассматривается возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем физического в XIX столетии в крупнейших странах мира. Создание каждой системы обусловлено ходом развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры общества. Ключевые слова: физическое воспитание, гимнастика, турнплац, упражнения, урок, спорт, игры. Постановка проблемы. Возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем визвоспитания в XIX столетии. Анализ последних достижений и публиукаций. По данным современной науки возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем в XIX столетии обусловлены ходом развития капиталистических, общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии Германии, Швеции, Франции и Англии и др. (1-5). Цель исследований. Изучить возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем физвоспитания в крупнейших странах мира в XIX столетии. Результаты исследований. Процесс формирования гимнастических и спортивно-игровых систем проходил в начале XIX в. на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии. Широкое развитие немецкой гимнастики началось с XIX сто¬летия. В то время Германия не представляла собой централизованного, единого государства. В силу раздробленности она не могла оказать сопротивления нашествию Наполеона и в начале XIX сто¬летия оказалась оккупированной французскими войсками. Методика проведения занятий, классификация упражнений немецкой гимнастики не имели научного обоснования. В основу классификации упражнений была, положена внешняя форма движений. С анатомо-физиологической и педагогической точек зрения немецкая гимнастика не имела достаточного обоснования. В методике не было разработок, связанных с вопросами физической нагрузки и дозировки, педагогического: и врачебного контроля. Спортивно-игровые системы создавались наряду с гимнастическими во многих странах мира. Однако они формировались на других организационных и методических принципах. Их основу составляли упражнения, содержавшие элементы соревнования и направленные на достижение лучших результатов. Фактической основой для становления спортивно-игровых систем послужили многочисленные физические упражнения и игры, бытовавшие среди народов разных стран. Таким образом, в первый период новой истории в крупней¬ших странах мира происходило становление и развитие многих видов гимнастики, спорта и игр. Это был процесс объективный и закономерный, обусловленный всем ходом развития общества. В условиях буржуазного общества гимнастические и спортивно-игровые системы носили классовый характер. Буржуазия развивала их лишь постольку, поскольку это обеспечивало ее потребности и интересы. Спортивно-игровое направление в физическом воспитании Теоретические основы реформы воспитания, осуществленной в английских школах (университетах, колледжах), в середине XIX века разработал каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли (1819-1875). Образцом личности для него был идеализированный образ "юного христианина-атлета", который наряду с широкой "светской и духовной" учебой должен углубленно заниматься развитием своих физических способностей. Добиться последнего, по мнению Ч. Кингсли, возможно через занятия спортом и соревнования. "Ведь спорт, соревнования, - заявлял он, - молодечество человека, показывающего свою ловкость, есть для молодежи область, где можно упражняться в созидании общества. Подрастающее поколение …на малом закалится для большой арены жизни". Посредством спортивной площадки можно воспитать целеустремленное и последовательное поколение, которое в любом уголке мира "сможет постоять за интересы свои и своего отечества". Таков вывод значения занятий спортом для английской молодежи. Ч. Кингсли дал теоретическое обоснование элитарному школьному физическому воспитанию. Установки каноника базировались на практической деятельности ректора колледжа в Регби Томаса Арнольда (1795-1842). К середине XIX века в Англии начинает формироваться школьное физическое воспитание, основанное на современной спортивной и игровой деятельности. На практике в историю физической культуры это направление вошло под названием "арнольдизм", т.к. корнями уходит в педагогическую практику ректора колледжа в г. Регби Томаса Арнольда (1795-1842). Приняв руководство колледжем Т. Арнольд столкнулся с аморальностью в воспитании молодого поколения: преступления и пьянство, систематическая ложь, тирания старшими младших, недисциплинированность, пренебрежение школьных правил, леность, изнеженность и телесный упадок. Добиться коренной перестройки возможно было, по мнению Т. Арнольда, за счет организованных по "честным правилам" соревнований. Поэтому теоретическое обоснование арнольдизма – это посредством физических движений и эмоций, связанных с игрой, строить нравственное и физическое формирование учащейся молодежи. Т. Арнольд открыл спортивные площадки в колледже, разработал систему самоуправления, упорядочил регулярные спортивные соревнования, ввел в быт учебного заведения спортивные команды, организации. Средством физического воспитания были выбраны популярные в то время виды спорта. Английское школьное физическое воспитание, благодаря Т. Арнольду, на долгое время стало образцовым. Последователем "арнольдизма" явился каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли (1819-1875), который теоретически реформировал опыт своего предшественника и создал идеализированный образ "юного христианина-атлета". С середины XIX века в Англии среди молодежи стало модным наряду с "светской и духовной" учебой углубленно заниматься развитием своих физических способностей. "Арнольдизм" сыграл огромное значение в становлении и развитии спорта среди молодежи, особенно в таких как крикет, футбол, хоккей, плавание, легкая атлетика, борьба, альпинизм, гребля. При всей образцовости и эффективности спортивно-игровой системы физического воспитания она имела ряд недостатков: во-первых, оно оттеснило развитие классных занятий в нижних ступенях школы; во-вторых, спорт охватывал в средней и высшей школе по большей части только детей состоятельных родителей; в-третьих, игнорировалось физическое воспитание девочек, т.к. считалось презрительным для них занятия, "вызывающие пот". 13) Наибольшее влияние на развитие буржуазной теории и практики физического воспитания оказали педагогические взгляды Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Дж. Локк (1632 – 1704) – выдающийся английский философ-материалист и педагог. Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой буржуазией и старым дворянством завершилась в Англии классовым компромиссом – установлением конституционной монархии, сторонником которой был Локк. Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Дж. Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики. Отрицая врожденность идей, философ очень высоко оценивал роль воспитания, которое должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность педагогической теории Локка – утилитаризм: руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел ввиду воспитание “джентльмена”, он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твердой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучить человека управлять собой. Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге “Мысли о воспитании” (1639). Физическое воспитание он рассматривал как цель в достижении здорового духа в здоровом теле, что помогает человеку достичь личного благополучия. Локк был сторонником жесткого режима, закаливания организма и здорового воспитания. Он рекомендовал легкую и удобную одежду, простую пищу, много воздуха и солнца, многочисленные физические упражнения: плавание, фехтование, верховую езду, гребное и парусное дело. Задачи воспитания видел в развитии воли, нравственной дисциплине, выработке характера. Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778) – наиболее выдающийся мыслитель-педагог XVIII столетия. Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей. Систематические педагогические идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль, или О воспитании”, где сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка. Педагогические идеи Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Он выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой – способствовать формированию положительных нравственных качеств. Руссо рекомендовал обращать внимание на физическое воспитание детей до 12 лет. Закаливать тело, приобретать умения и навыки – все это должно, по мнению Руссо, достигаться свободой движений, играми, купанием в холодной воде; для повышения интереса к занятиям нужно использовать соревновательный метод. Его идеи способствовали созданию новых методов и форм физического воспитания, отвечающих интересам нарождающегося буржуазного общества. Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении воспитания девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Главная функция женщины, на его взгляд, быть женой и матерью, ей не нужно давать широкого научного образования, но надо заботиться, о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства. И. Песталоцци (1746 – 1827) – крупнейший швейцарский педагог, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира. Главные надежды возлагал на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду. Свою педагогическую теорию он выводил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста. Разрабатывая проблемы дидактики, Песталоцци выдвинул плодотворную идею элементарного образования, согласно которой дети в процессе обучения и воспитания должны усваивать основные элементы знания, морали, приемов труда. Можно сказать, что Песталоцци тем самым сделал попытку поставить и решить одну из важнейших дидактических проблем – проблему отбора содержания образования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного развития детей. |