Главная страница

Философия. Колок 1. 3. Человек. Общество. Вопросы об архэ


Скачать 27.43 Kb.
Название3. Человек. Общество. Вопросы об архэ
Дата24.10.2022
Размер27.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия. Колок 1.docx
ТипЗакон
#752267

1.Понятие философии

Философия (Платон) – мета-мировозренческая рефлексивная теория.

Философия (Пятигорский) – это думание о думание о чём угодно.

Философия – это усилие, связанное с постановкой под вопрос любой очевидности.

Философия – это форма мышления, которая позволяет увидеть общее в единичных вещах.

Философия – это любовь к мудрости.

2.Предмет философии

Философия занимается поиском наиболее общих законов мироздания, мышления, принципов существования человека.

Предмет философии - философского знания составляют четыре основных раздела:

1. Онтология (учение о бытии).

2. Гносеология (учение о познании).

3. Человек.

4. Общество.

3.Вопросы об архэ

Фалес первый поставил основной во­прос греческой философии начального периода: «Что есть все?». Фалес полагал, что началом всех вещей (архэ) является вода. Дело в том, что вода может принимать любую форму и присутствует всюду. Благодаря свойствам воды, таким как кристаллизация и испа­рение, из нее могут образовываться твердые тела или воздух.

Анаксимандр называет первоначалом апейрон. «А» — отрицание, «пейрон» — граница. Таким образом, апейрон — это то, что не имеет пределов, безграничное. Анаксимандр считает, что первоначало не должно походить ни на какие земные конкретные формы. В архэ-воде Фалеса он усматривает уже нечто производное и полагает, что перво­начало должно быть бесконечным, безграничным и неопределенным. Апейрон — божественное начало, ибо оно бессмертно и неразрушимо. Оно не умирает, но и не рождается. В процессе вращательного движе­ния алейрона из него образуются уже и вода, и земля, и воздух, и огонь.

Анаксимен попытался соединить мысли Фалеса о материальной стихии в качестве первоосновы и Анаксимандра о бесконечности первоначала. Воздух, по его мнению, отвечает этим требованиям, так как это самая бескачественная, бесконечная, но в то же время матери­альная стихия. Воздух сгущается при охлаждении — в воду, а при дальнейшем охлаждении — в лед и землю. При нагревании воздух разжижается и становится огнем.

У Пифагора архэ - число (как нечто совершенно нематериальное, но задающее порядок в природе, постигаемый в математике и - как сказали бы современные учёные - в физике).

У Гераклита архэ - огонь (как самая «тонкая» и «живая» стихия). Впрочем, истинным первоначалом является подобный огню Логос, закон, поддерживающий мировой порядок.

У Парменида архэ - само бытие, оно едино и неделимо; «бытие есть, а небытия нет». Кроме того, бытие как таковое тождественно с мышлением.

У Анаксагора архэ - вечные элементы мира, «семена» («гомеомерии», как потом назовёт их Аристотель), в каждом из которых потенциально заключён весь мир, все остальные элементы, «всё смешано со всем».

У Демокрита архэ - бесконечно разнообразные атомы, разделённые пустотой.

4.Натурфилософия

Натурфилософией называется область философских исследований, задачей которых является стремление к рациональному постижению целостности природы и ее первоначала. Натурфилософия стремится осмыслить природу как общее понятие во всем ее многообразии форм. Натурфилософия является формой спекулятивного знания, которое построено с помощью дедукции.

5.Общая характеристика античной философии

Фундаментом Античной философии является космоцентризм ( концепция, согласно, которой вселенная представляет собой единую систему, в которую входят множество разных элементов, таким образом, мир представляет собой единый порядок, который когда-то возник из хауса, и который необходимо сохранить любой ценой).

6.Милетская школа. Вопрос 3

7.Парменид

Древнегреческий философ, главный представитель Элейской школы.

У Парменида архэ - само бытие, оно едино и неделимо; «бытие есть, а небытия нет».

Бытие можно разделит на части только в том случае, если между частями бытия есть нечто иное, чем бытие, т.е. небытие. Но небытие нет. Поэтому бытие одно, не имеет никаких частей. Множество вещей в действительности нет.

Движение частей бытия возможно только тогда, когда между частями бытия существует небытие. Поэтому движения в действительности нет.

8.Апореи Зенона

В апориях Зенон использует доказательство от противного, т.е. изначально становится на сторону своих соперников, допуская существование движения, времени и т. д., а после подвергает феномен анализу и выявляет имеющиеся в нем неразрешимые противоречия. Так апории «Дихотомия» и «Ахилл и черепаха» направлены против движения. В апории «Дихотомия» Зенон показывает, что даже если движение существует, то его невозможно было бы начать, ведь для того, чтобы достигнуть некой точки, бегуну нужно преодолеть половину пути, а чтобы сделать это необходимо было бы преодолеть половину полвины, т.е. одну четвертую, но прежде одолеть одну восьмую и т.д. до бесконечности. Т.е. бегун не смог бы начать движения (равно как и закончить его) поскольку перед ним всегда представал бы еще один бесконечно малый отрезок пути. «Ахилл и черепаха» демонстрирует несостоятельность понятия скорости, т.к. быстрый Ахилл неспособен догнать черепаху, поскольку та за каждый отрезок времени уползает от него на бесконечно малый отрезок пространства. Апория «Стрела» также направлена против времени и движения. Зенон обращает внимание на то, что пока стрела находиться в полете, она в каждый момент времени неподвижна, поскольку занимает пространство, соответствующее ее размеру.

9.Пифагор

Центральной частью пифагорейского учения выступает учение о числе. Несомненной заслугой Пифагора и его последователей является отделение числа от вещей, его осмысление как самостоятельной, сначала материальной, а затем и абстрактной сущности, что позволило развиваться математике как науке, а не прикладной области знания. Первоначально Пифагор рассматривал числа как такие же материальные объекты, как и сами вещи, но отличные от последних. Весь мир состоит из чисел и сводим к числам, а точнее к единице. Развертывание мира осуществляется по следующей схеме: единица – это точка, элементарный атом реальности, совершенство; двойка – это две точки, через которые можно провести линию, одномерное пространство; тройка – это уже три точки, т.е. плоскость, двухмерное пространство; четверка – это четыре точки, дающие объем, трехмерное пространство, каждая из четырех точек олицетворяет одну из стихий; пятерка – это пять точек которые образуют пифагорейскую звезду – пентаграмму. Пентаграмма часто встречается в живой природе, но никогда в неживой, а потому является символом жизненной силы и энергии.

10.Атомисты

Атомизм полностью материалистическое учение, как и все досократовские концепции. В его основе лежит представление о двух субстанциях из которых состоит весь мир, это: атомы, пустота. Атомы рассматриваются Демокритом как мельчайшие элементы материи. Существует бесконечное множество атомов, которые неразрушимы, неделимы, вечны, имеют различную форму и размер, а также способны к движению. Различные части мира состоят из атомов разной природы – так земные недра составлены наиболее большими и грубыми частицами, в то время как тонкие материи, такие как воздух или, например, душа наоборот самыми маленькими и тонкими. Разнообразие атомов обосновывает разнообразие окружающего мира, снимая необходимость в бесконечных метаморфозах вещества у элиатов, или преобразований стихий одной в другую у ионийцев.

В своей концепции Демокрит рассматривает не только сущность бытия, но и способы его познания. Он выделяет два основных пути: чувственное познание, рациональное познание. Чувственное познание Демокрит называет «темным путем», поскольку человеческие органы чувств, ничего не способны сказать о сущности окружающих людей предметов, т.е. об атомах. Напротив, они сигнализируют о различных свойствах и качествах этих предметов, при этом весьма субъективно, так как то что один человек посчитает сладким, другому кажется кислым и т.д. Более того, Демкорит указывает на то, что сама возможность познания мира, обусловлена существованием в нем человека, и если предположить, что в мире существовали бы некие другие разумные существа, то они видели бы мир совершенно не так как люди. А значит чувственному познанию доверять нельзя. Однако и «светлый путь» рационального познания, также не удовлетворяет Демокрита. Рациональное знание возникает благодаря размышлениям, в соответствии с законами мысли, однако без опоры на реальные факты, оно слишком абстрактно и метафорично и может значительно отклоняться от истины, ведь у человека нет никакого внутреннего инструмента для проверки его достоверности. Демокрит полагал, что истины, т.е. знания о свойствах и качествах самих атомов, а не предметов, которые их них состоят, можно получить лишь благодаря рациональному обобщению разрозненных чувственных знаний. Ставя различные опыты и сопоставляя их между собой можно выявить то, что неподвластно ни разуму, ни органам чувств. Это путь индуктивной логики.

11.Софисты и софистика

Софисты – «учителя мудрости» – учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все что угодно и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.

Платон в трактате «Горгии» утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть «мастер убеждения».

12.Сократ и диалектика Сократа

Древнегреческий философ Сократ (470-399 до н. э.) - один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Это метод с использованием последовательных и систематически задаваемых вопросов, которые должны привести собеседника к логическому противоречию с самим собой, выявлению невежества и последующему формированию непротиворечивого суждения.

13.Онтология Платона (теория идей)

Основываясь на представлениях Сократа об истине, как абстрактной сущности, стоящей за пределами конкретных вещей и чувственных впечатлений, Платон создал целостную онтологическую картину мира, предполагающую его идеалистическое понимание. Согласно учению Платона существуют два мира – мир идей и мир материй. Мир идей – это подлинный мир. Каждая идея — это совершенная субстанция, которая содержит в себе сущность, то самое всеобщее истинное знание, о материальных предметах и субстратах. Вместе с тем, каждая идея является частью общей мировой идеи или мировой души. Они вечны, неизменны и бессмертны, идеи – идеальны и недоступны для восприятия человека. По словам Платона, все что может человек узнать об идеях – это лишь слабые тени на стене, отбрасываемые факелами, не более того. Мир материй в свою очередь - это иллюзорный чувственный мир. Материи – это искаженные воплощения идей. По этой причине материальные предметы, описываемые одним понятием так сильно различаются между собой, поскольку они не совершенны и не способны полностью воплотить всю сущность идеи. Т.е. в то время как в материальном мире существует пегие, гнедые, белые и прочие лошади, в мире идей существует одна единственная идея лошади, включающая в себя все эти частные воплощения.

14.Гносиология Платона (припоминание)

Платон различает чувственное познание и мышление (умозрение).

Чувственное познание ориентированно на постижение материального мира (неистинного бытия), поэтому результаты чувственного познания не имеют теоретической ценности.

Истинное бытие (идеи) постигается лишь разумом, умозрительно. Для объяснения того, как это возможно, Платон выдвигает теорию воспоминания.

По этой теории, носителем познавательной активности в человеке выступает душа. Душа вечна, нематериальна, т.е. представляет собой бытие того же порядка, что и идеи. До вселения в тело (при физическом рождении человека) душа свободно пребывает в мире идей. Там она непосредственно «созерцает» идеи, и, тем самым, обладает знанием о них. Вселяясь в тело, душа подвергается амнезии (утрате памяти). Поэтому истинное познание (познание идей) – это припоминание. Душа должна вспомнить идеи, знанием которых обладала до вселения в тело. Эти воспоминания будут тем ярче и отчётливее, чем в большей степени душа отделяется от тела, т.е. освобождается от телесных, чувственных влияний.

15.Понятия метафизики и онтологии

Метафизика - это раздел философии, изучающий фундаментальную природу реальности, первые принципы бытия, тождество и изменение, пространство и время, причинность, необходимость и возможность. Она включает в себя вопросы о природе сознания и отношениях между разумом и материей, между субстанцией и атрибутом, между потенциальностью и действительностью.

Метафизика - это учение о первоначалах, которые находятся за пределами материального мира и из которых они состоят.

Онтология – это учение о бытие. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. В рамках онтологии рассматриваются такие вопросы: что такое существование, какое оно, является подлинным или не подлинным.

16.Справедливость по Симониду. Возражения Сократа.

По Симониду, справедливость заключается в том, чтобы на добро отвечать добром, а на зло — злом. Речь идет об ответном действии, в результате которого реципиент «возвращает» агенту действие, которое он претерпел. «Если претерпел то, что совершил, то это прямая справедливость».

Сократ считает, что справедливость не приносит вреда.

17.Справедливость по Фрасемаху. Возражения Сократа.

“Справедли­вость, утверждаю я, это то, что при­годно сильнейшему”. (Фрасимах разъяс­няет, что это значит. Всякая власть устанавли­вает законы в свою пользу. Власть объявляет эти законы справедливыми для подвластных, а это и есть как раз то, что ей полезно. “Во всех госу­дарствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. А ведь она – сила”.

Но при внимательном рассмот­рении обнаруживается, что определение Фраси­маха Сократ не опроверг. Его и невозможно оп­ровергнуть, оно из дру­гого “измерения”.

Сократ и Фрасимах занимают принципиально разные позиции. Сократ осуществляет мыслен­ное экспериментирование. Он работает с моде­лью, в ко­торой изначально отсутствует власть.

18.Гений (демон) Сократа

Известно, что Сократ считал, будто его сопровождает некий демон (гений), который, по сведениям Платона, дает ему советы, останавливает его, когда он хочет совершить "неправильный" поступок, а по мнению Ксенофона, активно побуждает его к действиям. Одни исследователи видят в демоне Сократа метафору, которой он иронически прикрывал свои собственные совесть, разум или здравый смысл; другие — просветленное чувство, просветленное внутреннее чутье или инстинкт; третьи — выражение внутреннего откровения или проявление религиозного энтузиазма; четвертые — «чудовищный» феномен, при котором инстинкт и сознание (их функция) заменяют друг друга; пятые — свидетельство того, что внутреннему миру каждого присуща трансцендентность.[3] Гегель, уделивший демону Сократа значительное внимание, связывает его с неспособностью греков принимать решение, руководствуясь внутренними побуждениями. Оракул – это способ передачи решения "внешнему факту". Демон Сократа, по мнению Гегеля, – это "оракул, который вместе с тем не представляет собой чего-то внешнего, а является чем-то субъективным, есть его оракул". Речь идет о процессе проекции вовне внутреннего решения и одновременно формирования умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.

Плутарх, например, объяснял феномен сократовского демона тем, что душа, проникая в плоть, становится иррациональной. Наиболее же чистая, рациональная, интеллектуальная часть души у некоторых как бы остается над телом, поднимаясь вверх над головой человека. Интеллект у таких людей как бы оказывается вне плоти и говорит с телом извне.

Сократ отождествил благо со знанием, но ведь и сам Сократ стал нравственным символом для поколений вовсе не потому, что в своей жизни он руководствовался доводами рассудка, но только благодаря своему "демону".

19.Обвинения против Сократа. Суд над Сократом

Суд над Сократом состоялся в Афинах в 399 году до н. э. философа Сократа обвинили в «нечестии» и «развращении молодёжи»; ему вменяли в вину отказ почитать богов родного полиса и выдумывание новых божеств. Реальными причинами для привлечения Сократа к суду стали, по-видимому, его связи с представителями олигархии (в частности, с Критием и Алкивиадом) и критика в адрес ряда демократических институтов.

С Сократом случилось то же, что потом случилось с Христом и с большинством пророков и учителей человечества. Сократ указывал людям открывшийся ему в его сознании разумный путь жизни и, указывая этот путь, не мог не отрицать тех ложных учений, на которых основывалась общественная жизнь того времени. И большинство афинян, будучи не в силах вступить на указываемый им путь, хотя и признавая его истинным, не могло терпеть осуждения всего того, что оно считало священным, и, чтобы избавиться от обличителя и разрушителя установленного порядка, предало Сократа суду, который должен был кончиться смертью приговоренного. Сократ знал это и потому не защищался, а только воспользовался судом, чтобы высказать афинянам, почему он поступает так, как поступал, и почему и впредь, если бы ему оставили жизнь, он будет продолжать поступать так же.

20. «Я знаю, что я ничего не знаю»

Он осознал, что ничего не знает, а другие люди не знали и не хотели знать, что им только кажется, будто они мудры. Сократ видел ограниченность своих знаний, проявляя познавательную скромность.

21.Логика Аристотеля

Закон тождества

В процессе рассуждения, размышления и дискуссии значение обсуждаемого предмета должно быть одно и то же. К примеру, если мы говорим о стреле как о метательном снаряде, выпускаемом из лука, то внезапно переходить на подъёмные краны — не лучшая идея. В логике один термин — одно значение.

Закон противоречия

Два противоречивых суждения не могут быть одновременно истинными.

Если верно А, значит, неверно не-А. Если верно не-А, значит, неверно А. ¬(A∧¬А) — неверно, что одновременно A и не A.

Закон исключённого третьего

Всегда верно суждение или его отрицание. Что-то одно должно быть обязательно верным. Оба ложными быть не могут.

22.Эвдемонизм

Этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, связанный с идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.


написать администратору сайта