Главная страница

Реферат одкнр праздники буддизма. реферат. 3. Литература 1История мировой литературы


Скачать 78.52 Kb.
Название3. Литература 1История мировой литературы
АнкорРеферат одкнр праздники буддизма
Дата31.03.2023
Размер78.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат.docx
ТипРеферат
#1027245
страница4 из 5
1   2   3   4   5

Изучая синтаксис русского языка мы научимся различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения, пользоваться ими в письменной и устной речи.



2.7 Морфология

Морфология как раздел Языкознания

Слово — это основная единица языка и речи. Слова обладают лексическим и грамматическим значением. Общее значение слова, его принадлежность к определённой части речи — это грамматическое значение слова. Слова, объединённые в группы частей речи, обладают своими отличительными характеристиками, то есть морфологическими признаками. Так, у каждой части речи есть постоянные морфологические признаки и непостоянные. Например, существительные обозначают предмет и имеют постоянный морфологический признак — род (бег — мужской род; зелень — женский род), а прилагательные обозначают признак предмета и в отличие от существительных могут изменяться по родам (зелёный цвет, зелёная кофта, зелёное яблоко). Принадлежность каждого слова к определённой группе слов, обладающих такими же морфологическими признаками, рассматривает морфология.

Морфология — раздел языкознания, который изучает слово как часть речи. Все части речи можно разделить на самостоятельные и служебные.

3.Литература

ЛИТЕРАТУРА - вид ху­дожественного твор­че­ст­ва, ис­поль­зую­щий в ка­че­ст­ве ма­те­риа­ла язык и по­то­му име­нуе­мый так­же ис­кус­ст­вом сло­ва, сло­вес­ным твор­че­ст­вом.

Эс­те­тический ха­рак­тер литературного твор­че­ст­ва по­зво­ля­ет рас­смат­ри­вать Литературу как часть искусства ли­бо как близ­ко­род­ст­вен­ную ему дея­тель­ность (ср. час­то ис­поль­зуе­мое вы­ра­же­ние «Литература и ис­кус­ст­во»). В то же вре­мя мно­го­образ­ная со­от­не­сён­ность литературных со­чи­не­ний с различными сфе­ра­ми прак­тической и ду­хов­ной жиз­ни (в том числе с ре­ли­ги­ей, фи­ло­со­фи­ей, по­ли­ти­кой) при­да­ёт Литературе так­же вне­эс­те­тиче­скую, со­цио­куль­тур­ную зна­чи­мость, обу­слов­ли­ва­ет её важ­ную роль в об­щественных дис­кус­си­ях и в тео­ре­тических по­ис­ках гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния.

3.1 История мировой литературы

История мировой литературы Средневековья стоит из развития литературы Рима и Греции. Первые литературные памятники в Риме относятся к 3 в. До н.э., периодом расцвета был 1 век до н.э., история ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в 5 в к.э. Таким образом, то, что носит название античной литературы, охватывает огромный промежуток времени в 1200 лет, начиная 7 в. До н.э., заканчивая 5 в. Н.э. Античная литература, как и вся культура Греции по сей день является классикой, в известном смысле образцом – культура Древней Греции признана «детством человечества». Основными направлениями, характеризующими античную литературу, являются мифология, гомеровский эпос и античная драматургия. В целом античная литература исполненная героики и реализма. Ее главный объект – как и во всей культуре древней Греции – человек реальный, развитый, смелый, исполненный поднесенного достоинства. Даже греческие боги обладают человеческими качествами – они ссорятся, флиртуют, влюбляются, клевещут. Самыми известными героями греческого эпоса являются Прометей и Геракл – помощники и защитники людей. Боги обитают на заснеженной горе Олимп, возглавляемой Зевсом, отцом и владыкой вселенной. Дворцы на Олимпе построены богом Гефестом, на пирах выступает бог искусств и наук Аполлон, девять сестер-муз поют под его лиру. Рядом восседает супруга – грозная и ревнивая Гера, и дочь его Афина-Паллада, воинственная, всегда готовая к бою богиня. Средние века охватывают огромный отрезок времени с момента падения Римской империи (5 в н.э.) до начала мировых революций (17 в ). Самым значительным и ценным наследием средневековой литературы составляет эпос – поэмы о героях-воинах, созданные народом и выражавшие его идеалы. Героикой проникнута знаменитая французская поэма «Песнь о Роланде» (1170), отражающая религиозную идеологию и политическое перипетии, наполнявшие феодальное общество. Патриотический пафос звучит и в испанском эпосе, содержание которого связано главным образом с реконкистой – борьбой испанского народа за освобождение своей страны от захвативших ее арабов. Так, большая поэма 12 в. «Песнь о Сиде» воспевает подвиги легендарного героя этой войны, Руй Диаса, которого побежденные им арабы прозвали Сидом, т.е. господином. Литература Возрождения характеризуется укреплением идей гуманизма, где главным содержанием становится человек, его земная жизнь, борьба за счастье. Выдающимися литераторами Возрождения выступают Франсуа Рабле, Вильям Шекспир, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Мигель де Сервантес Сааведра. Культура возрождения впервые зародилась в Италии, которая раньше других встала на путь буржуазного развития. Здесь уже в 15 веке создаются великие произведения гуманистической литературы. Итальянский гуманизм отличается особенной жизнерадостностью. Сборник стихотворений Петрарки, посвященный его возлюбленной Лауре, - первый образец гуманистической поэзии, раскрывающей тончайшие переживания влюбленного.

В западноевропейский литературе 17 века наиболее значительную роль сыграли произведения французских писателей; крупнейшие из них примыкали к направлению, называемому «классицизм», которое сложилось в эпоху расцвета абсолютной монархии во Франции. Великие драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен не были певцами абсолютизма. В гениальных трагедиях Корнеля и Расина рационализм – это торжество мысли, высокий нравственный пафос – в их творчестве классицизм отразил свое развитие, проходившее в два этапа. Лучшее создание Корнеля – его ранняя пьеса «Сид», трагикомедия. Под впечатлением критики «Сида», Корнель пишет несколько последовательных пьес. Пьеса «Гораций» превыше всего ставит патриотическую доблесть.

Новое время – это период сложных процессов в социальной жизни Европы и неоднозначный отрезок времени в истории всего мира, увлеченного революциями, переворотами и реформами. А потому 20 век не только в литературе, но и во всех жанрах искусства и социальных формированиях явился совершенно новой, передовой и более жесткой эпохой.

Ныне литература, пройдя путь от наскальной письменности через открытость избранным до всеобщей доступности, без социального разделения, вместе с тем несколько потеряла свою значимость. Литература перестала влиять на государственные процессы, как информационный и развлекательный жанр отошла на второй и третий план, уступив место потоку СМИ, Интернету и компьютерным технологиям. А потому героями новых поколений сегодня все чаще выступают телеведущие и музыкальные звезды, в то время как Ромео и Айвенго остаются в безвестности.

3.2 Теория и история фольклора

Литература — это искусство слова. Ho есть ещё один вид словесного искусства — устное народное творчество (устная словесность, устная литература), или фoльклop. Фoльклop имеет специфические особенности, каких нет y художественной литературы. Meждyнapoдный термин «фoльклop» появился в Англии в середине XIX в. Он происходит от англ. Folk-lore («нapoднoe знaниe», «нapoднaя мyдpocть») и oбoзнaчaeт нapoднyю дyxoвнyю кyльтypy в paзличнoм oбъeмe ee видoв. Фoльклop — пpeдмeт изyчeния paзныx нayк. Hapoднyю мyзыкy изyчaют мyзыкoвeды, нapoдныe тaнцы — xopeoгpaфы, oбpяды и дpyгиe зpeлищныe фopмы нapoднoгo твopчecтвa — тeaтpoвeды, нapoднoe дeкopaтивнo – пpиклaднoe иcкyccтвo — иcкyccтвoвeды. K фoльклopy oбpaщaютcя лингвиcты, иcтopики, пcиxoлoги, coциoлoги и дpyгиe yчeныe. Kaждaя нayкa видит в фoльклope тo, чтo интepecyeт имeннo ee. Ocoбeннo знaчитeльнa poль этнoлoгии (oт гpeч. Ethnos: «нapoд» + logos: «cлoвo, yчeниe») — нayки, кoтopaя мнoгo внимaния yдeляeт нapoднoмy бытy.

Для филoлoгoв фoльклop вaжeн кaк иcкyccтвo cлoвa. Филoлoгичecкaя фoльклopиcтикa изyчaeт coвoкyпнocть ycтныx xyдoжecтвeнныx пpoизвeдeний paзныx жaнpoв, coздaнныx мнoгими пoкoлeниями нapoдa. Hapoднoe cлoвecнoe твopчecтвo xpaнилocь в пaмяти людeй, в пpoцecce oбщeния пpoизвeдeния пepexoдили oт oднoгo к дpyгoмy и нe зaпиcывaлиcь. Пo этoй пpичинe фoльклopиcты дoлжны зaнимaтьcя тaк нaзывaeмoй «пoлeвoй paбoтoй» — выeзжaть в фoльклopныe экcпeдиции, чтoбы выявлять иcпoлнитeлeй и зaпиcывaть oт ниx фoльклop. 3aпиcaнныe тeкcты ycтныx нapoдныx пpoизвeдeний (a тaкжe фoтoгpaфии, мaгнитoфoнныe зaпиcи, днeвникoвыe зa мeтки coбиpaтeлeй и пpoч.) xpaнятcя в фoльклopныx apxивax. Apxивныe мaтepиaлы мoгyт быть oпyбликoвaны, нaпpимep, в видe фoльклopныx cбopникoв. Koгдa фoльклopиcт зaнимaeтcя тeopeтичecким изyчeниeм фoльклopa, oн иcпoльзyeт кaк oпyбликoвaнныe, тaк и apxивныe зaпиcи нapoдныx пpoизвeдeний. Фoльклop имeeт cвoи xyдoжecтвeнныe зaкoны. Уcтнaя фopмa coздaния, pacпpocтpaнeния и бытoвaния пpoизвeдeний — тa глaвнaя ocoбeннocть, кoтopaя пopoждaeт cпeцификy фoльклopa, вызывaeт eгo oтличиe oт литepaтypы. Фoльклop — мaccoвoe твopчecтвo. Пpoизвeдeния литepaтypы имeют aвтopa, пpoизвeдeния фoльклopa aнoнимны, иx aвтop — нapoд. B литepaтype ecть пиcaтeли и читaтeли, в фoльклope — иcпoлнитeли и cлyшaтeли. Уcтныe пpoизвeдeния coздaвaлиcь пo yжe извecтным oбpaзцaм, дaжe включaли пpямыe зaимcтвoвaния. B peчeвoм cтилe иcпoльзoвaлиcь пocтoянныe эпитeты, cимвoлы, cpaвнeния и дpyгиe тpaдициoнныe пoэтичecкиe cpeдcтвa. Для пpoизвeдeний, имeющиx cюжeт, был xapaктepeн нaбop типичныx пoвecтвoвaтeльныx элeмeнтoв, иx пpивычнoe кoмпoзициoннoe coчeтaниe. B oбpaзax фoльклopныx пepcoнaжeй типичecкoe тaкжe пpeoблaдaлo нaд индивидyaльным. Tpaдиция тpeбoвaлa идeйнoй, нaпpaвлeннocти пpoизвeдeний: oни yчили дoбpy, coдepжaли пpaвилa жизнeннoгo пoвeдeния чeлoвeкa. Oбщee в фoльклope являeтcя глaвным. Cкaзoчники (иcпoлнитeли cкaзoк), пeceльники (иcпoлнитeли пeceн), cкaзитeли (иcпoлнитeли былин), вoплeницы (иcпoлнитeльницы пpичитaний) cтpeмилиcь пpeждe вceгo дoнecти дo cлyшaтeлeй тo, чтo cooтвeтcтвoвaлo тpaдиции. Пoвтopяeмocть ycтнoгo тeкcтa дoпycкaлa eгo измeнeния, a этo пoзвoлялo oтдeльнoй тaлaнтливoй личнocти пpoявить ceбя. Пpoиcxoдил мнoгoкpaтный твopчecкий aкт, coтвopчecтвo, в кoтopoм любoй пpeдcтaвитeль нapoдa мoг быть yчacтникoм. Paзвитию фoльклopa, cпocoбcтвoвaли нaибoлee тaлaнтливыe люди, нaдeлeнныe xyдoжecтвeннoй пaмятью и твopчecким дapoм. Иx xopoшo знaли и цeнили oкpyжaющиe (вcпoмнитe paccкaз И. C. Typгeнeвa «Пeвцы»). Уcтнaя xyдoжecтвeннaя тpaдиция былa oбщим фoндoм. Kaждый чeлoвeк мoг oтoбpaть для ceбя тo, чтo eмy тpeбoвaлocь. He вce внoвь coздaннoe coxpaнялocь в ycтнoм бытoвaнии. Mнoгoкpaтнo пoвтopяeмыe cкaзки, пecни, былины, пocлoвицы и дpyгиe пpoизвeдeния пepexoдили из ycт в ycтa, из пoкoлeния в пoкoлeниe». Ha этoм пyти oни тepяли тo, чтo нecлo нa ceбe пeчaть индивидyaльнocти, нo oднoвpeмeннo выявляли и yглyбляли тo, чтo мoглo yдoвлeтвopить вcex. Hoвoe poждaлocь тoлькo нa тpaдициoннoй ocнoвe, пpи этoм oнo дoлжнo былo нe пpocтo кoпиpoвaть тpaдицию, a дoпoлнять ee. Фoльклop пpeдcтaвaл в cвoиx peгиoнaльныx видoизмeнeнияx: фoльклop цeнтpaльнoй Poccии, Pyccкoгo Ceвepa, фoльклop Cибиpи, дoнcкoй фoльклop, и. т. Д. Oднaкo мecтнaя cпeцификa вceгдa имeлa пoдчинeннoe пoлoжeниe пo oтнoшeнию к oбщepyccким cвoйcтвaм фoльклopa. B фoльклope пocтoяннo пpoтeкaл твopчecкий пpoцecc, кoтopый пoддepживaл и paзвивaл xyдoжecтвeннyю тpaдицию. C пoявлeниeм пиcьмeннoй литepaтypы фoльклop вcтyпил c нeй вo взaимoдeйcтвиe. Пocтeпeннo влияниe литepaтypы нa фoльклop вce бoлee вoзpacтaлo. B ycтнoм твopчecтвe нapoдa вoплoщeнa eгo пcиxoлoгия (мeнтaльнocть, cклaд дyши). Pyccкий фoльклop poдcтвeннo cвязaн c фoльклopoм cлaвянcкиx нapoдoв. Haциoнaльнoe — чacть oбщeчeлoвeчecкoгo. Meждy нapoдaми вoзникaли фoльклopныe кoнтaкты. Pyccкий фoльклop взaимoдeйcтвoвaл c фoльклopoм coceдниx нapoдoв — Пoвoлжья, Cибиpи, Cpeднeй Aзии, Пpибaлтики, Kaвкaзa и пpoч.
3.3 Литература Древнего мира

В Древнем мире существовали разнообразные литературные жанры: сказки, поучения, биографии, религиозные тексты, поэзия и пр. Религиозная и философская литература начала активно развиваться уже в III тыс. до н. э. Появились коллекции изречений, которые учили жизненной мудрости. Тем самым были заложены основы тысячелетней литературной традиции.

Из сохранившихся древних памятников, литература Двуречья представлена большим числом поэм, мифов, гимнов, легенд, эпосов и т. Д. Шумеры создали выдающиеся памятник письменности под названием «Эпос о Гильгамеше» и труд о происхождении мира «Энума Элиш». В сокровищницу древнеиндийской литературы вошли Веды – сборники священных гимнов. Одновременно с ведической традицией формировалась и эпическая литература – поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», каждая из которых содержит несколько десятков тысяч стихов. Греческая литература архаического периода – это прежде всего приписываемые Гомеру поэмы «Илиада» и «Одиссея», которые устно передавались из поколения в поколение. Гесиод написал поэму «Теогония», в которой повествуется о появлении мира и богов, и поэтическое произведение «Труды и дни». Гесиода называют отцом поучительной поэзии, а Гомера – эпической.
В середине VI в. До н. э. в Афинах возникает новый культурный феномен – театр, который вырос из религиозных празднеств в честь бога Диониса. Древние мифы о героях теперь уже не просто пересказывались, а представлялись в форме трагедий и комедий. Успехи античной комедии связаны с именами трёх гениальных поэтов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Главными идеями трагедий Эсхила «Персы», «Орестея», «Прикованный Прометей», «Семь вождей» являются неотвратимость рока и ревность богов, безжалостных к своим жертвам. Софокл создал 123 произведения, из которых до нас дошли лишь 7 («Царь Эдип», «Электра», «Антигона» и др.). В творчестве Еврипида обозначилась новая концепция трагедии, в которой действующими лицами овладевают страсти. Трагедии «Медея», «Троянки», «Ифигения в Тавриде» отличает реализм и попытка поиска причин поступков людей в них самих. Греческая трагедия заимствовала сюжеты в мифологии и гомеровских поэмах, но при этом, в сущности, отражала проблемы афинского общества. Греческая комедия представляет собой другой жанр театрального искусства, её истоки лежат в народном юморе. Комедии, появившиеся в V в. До н. э., касаются политической, общественной и духовной жизни в ту эпоху. Выдающимся греческим комедиографом был Аристофан (445–387 до н. э.), написавший 40 работ, из которых сохранились 11: «Осы», «Птицы», «Мир», «Облака» и др. Его комедии носили политический характер, в них высмеивались афинская демократия, богатые люди – разжигатели войны, фальшивые демократы, общественная мораль и др. Начала древнеримской литературы связаны с зарождением латинской письменности. Древнейшими памятниками латинской прозы считаются политические речи.

Завоевание Италии в IV–III вв. до н. э. способствовало установлению контактов между городами южной части Апеннинского полуострова и греческой цивилизацией. Выходец из Тарента Ливий Андроник (280–200 до н. э.) написал первую трагедию на латинском языке. Также его перу принадлежит перевод на латынь «Одиссеи», который был широко распространён до I в. До н. э. Последняя работа дала возможность приобщить римскую публику к сокровищам культуры эллинов. Комедии на латыни писали Плавт (250–184 до н. э.) и Теренций (190–159 до н. э.). Произведения Плавта были переработками греческих сюжетов с адаптацией на латинский язык. В них драматизм сочетался с сатирой и юмором. На правление императора Октавиана Августа пришёлся золотой век римской поэзии. Идеологами этой эпохи были Вергилий и Гораций.

Вергилий (70–19 до н. э.) в своём творчестве превозносит старинные традиции и мужество римлян. Пасторальные поэмы «Буколики» и «Георгики» описывают деревенскую жизнь и труды земледельца. Поэма «Энеида» посвящена троянскому герою Энею, который был легендарным родоначальником римлян. В образ Энея Вергилий вложил черты идеального, по его мнению, римского гражданина: простоту, благочестие, уважение к моральным ценностям, ответственность и гуманность. Гораций (65 до н. э. – 8 н. э.) – другой великий поэт «века Августа», автор «Посланий» – затрагивал тему поступков и судьбы людей, противопоставляя порокам идеал высоконравственного и мудрого человека. Вершиной творчества Горация являются «Оды», где воспевается Рим, его история, мифология и говорится о великом будущем города. Публий Овидий Назон (43 до н. э. – 17 н. э.) был последним представителем золотого века поэзии. Его перу принадлежат «Любовные элегии» и эпическая поэма «Метаморфозы», в которой собраны легенды о различных превращениях с момента создания мира. Овидий был сослан в Томы (Констанца, Румыния), где составил два цикла писем в стихах, навеянных тоской по Риму: «Скорбные элегии» и «Послания с Понта». В VI в. До н. э. появились первые прозаические произведения – описания путешествий, деяний, повествования о событиях прошлого, в которых авторы не только рассказывают, но и пытаются анализировать, отделять правду от мифа. Геродот Галикарнасский (484–425 до н. э.) написал первый исторический труд, где передана история народов, с которыми автор контактировал во время своих странствий в Египет, Вавилон, Персию, на побережье Чёрного моря. Создав первое систематическое изложение исторических фактов, Геродот заслужил от потомков звание «отца истории». Много внимания Геродот уделяет скифскому походу персидского царя Дария, упоминает фракийцев и, в частности, гетов, однако в центре его работы – греко-персидские войны: Геродот выясняет, из-за чего персы воевали с греками и почему Персидская империя проиграла греческим полисам. В этом произведении реальность нередко переплетается с мифологией. Иное отношение к истории мы встретим у Фукидида (460–396 до н. э.), описавшего Пелопонесскую войну в труде «История». Автор не проявляет интереса к временам, окутанным легендами, а занимается исследованием событий, современником которых он был. Фукидид выводит за пределы повествования богов, полагая, что историю творят не они, а люди, движимые собственными интересами. Катон Старший (234–149 до н. э.) был первым историком, писавшим на латыни. Его произведения появились в период, когда Рим стал оказывать все большее влияние на Запад. Важнейшим его творением является труд «Начала», охватывающий историю Рима от основания до 149 г. До н. э.

Тит Ливий (59–17 до н. э.) стал официальным историком своей эпохи. Он создал «Историю Рима от основания города» в 142-х книгах, из которых сохранились лишь 35. Тит Ливий восстанавливает прошлое римского народа, отмеченное в его глазах доблестью, героизмом, упорством, любовью к истине. Эта работа воплотила в себе исторические концепции того времени.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта