философия. 3 Ранняя греческая философия
Скачать 385.62 Kb.
|
3) Ранняя греческая философия Общей характерной чертой античной философии, особенно ее раннего этапа, является космоцентризм. Это означает, что центром философского мышления античного мира выступает космос. Введение понятия космос в философский лексикон приписывают милетским мыслителям и Пифагору. Этим понятием древние греки обозначали бытие упорядоченное, организованное, оформленное в противовес хаосу как состоянию неупорядоченному и дезорганизованному. В силу материальной организованности космос считался конечным, а значит — эстетически прекрасным. Бесконечное, которое в определенном смысле соотносилось с хаосом, греки не любили и ставили ниже космоса. Окончательный разрыв с мифологическим мировоззрением впервые происходит у философов милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Не удовлетворившись мифологическими объяснениями возникновения мироздания, они впервые четко формулируют фундаментальный вопрос: в чем начало всех вещей? Сначала этот вопрос решался преимущественно с натуралистических позиций. Фалес считал основой всех вещей воду, Анаксимен — воздух, Ксенофан — землю, Гераклит — огонь. Эти природные стихии воспринимались — как некие первоэлементы. Но по-настоящему абстрактное представление первоначала мироздания формируется все же у других греческих философов. У Анаксимандра это апейрон – безграничное пространство — нечто вечное и беспредельное. У Пифагора — числа (числовые соотношения). У Парменида — бытие как таковое. В период расцвета греческой философии будут выдвинуты и другие версии. Платон Афинский провозгласит первоначалом бытия нематериальные идеи (эйдосы), а Левкипп и Демокрит — невидимые материальные частицы (атомы) и пустоту. Важное достижение ранней античной мысли заключается в том, что философы поняли: в мире существует множество вещей, они однажды зарождаются и в определенный момент разрушаются, т.е. являются непостоянными и преходящими. Однако в природе существует единая, неуничтожаемая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и к которой возвращаются. Величайшим эллинским мудрецом, по мнению античного историка Геродота, был Пифагор Самосский (570—490 гг. до н.э.). Но отношение к нему и его этико-философскому обществу (пифагорейскому союзу) у греков и современных исследователей было и остается неоднозначным. Дело в том, что пифагорейский союз был во многом закрытой, тайной организацией, в силу чего достоверные письменные пифагорейские источники до нашего времени практически не дошли. Вся информация о пифагорейской школе в основном черпается из косвенных свидетельств античных авторов. Известно, что в основу своей философии Пифагор положил числовые соотношения, понимаемые как универсальные абстрактные закономерности, принцип всеобщей гармонии. «Самое мудрое — число». Закономерно, что такой подход способствовал развитию математики из простой эмпирической практики в настоящую теоретическую науку. Пифагором и его учениками были заложены основы многих научных дисциплин: от астрономии и математической физики до медицины и теории музыки. Философская школа элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) продолжает развитие понятийного аппарата греческой философии и проблемы первоначала (субстанции). Главная заслуга Парменида — введение в философию понятия бытие. Бытие у него и есть всеобщее первоначало, которое едино, неделимо и неподвижно. В отличие от Гераклита, считавшего, что в мире «все течет, все изменяется», Парменид отвергал изменяемость бытия. Парменид ставит две основные проблемы. Первая: отношение бытия и небытия. Вторая: отношение бытия и мышления. Решал он их следующим образом: бытие — существует, небытие — не существует. Таким образом, Парменид вплотную приблизился к важнейшему закону формальной логики — закону запрещения противоречия. Однако он не понял фундаментального значения логики диалектической, которая предполагала не противопоставление, а объединение противоречий. Уже в ранний период греческой философии возникают первые диалектические представления. Сначала у представителя милетской школы Анаксимандра, затем их развивает Гераклит Эфесский. У Гераклита уже явно выражены две глубокие диалектические идеи: вечность и всеобщность изменений в мире; единство и противостояние противоположных начал, выявляющихся из Единого. Основные идеи философии Гераклита. Основные идеи Гераклита:1. всеобщей изменчивости "все течет, все изменяется". Мир динамичен - "нельзя дважды войти в одну и ту же реку", 2. "постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем", 3. источником движения, изменения является борьба противоположностей, 4. идея меры - обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово), 5. идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). "Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком". В целом для античной философии характерно рассмотрение человека прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного – разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности. Широкое разнообразие и богатство античной философской мысли обусловили ее неизменно высокую значимость и огромное влияние не только на средневековую (христианскую, мусульманскую), но и на всю последующую европейскую философию и науку. 4) Классический период греческой мысли Он связан с именами величайших древне греческих мыслителей-Сократа, Платона и Аристотеля Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от происхождения мира к вопросам проблемы человека (антропология) и познания (гносеология). Антропологическая проблематика впервые отчетливо проявилась в философии софистов (от греч. sophistes - мудрец, искусник, знаток). Софистами стали называть древнегреческих просветителей V-ÏV вв. до н. э. Софисты были первыми философами-профессионалами. Наиболее известными софистами были Протагор. Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. Антропоцентризм Протагора выявился в его высказывании: "Человек есть мера всех вещей". Это означало начало нового этапа в развитии философской мысли: назначение философии заключается не в изучении природы, а в познании человека. Сократ (469-399 гг. до н. э.) не оставил письменных сочинений, свое учение он излагал в беседах с учениками и дискуссиях. Впервые в истории философии Сократ поставил задачу исследования сущности и определения таких общих понятий, как "добро", "истина", "красота". Он утверждает, что истину необходимо искать в своей душе. Истина скрыта в самом человеке. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Сократ пользовался методом искусного наведения вопросов, этот метод в дальнейшем получил название сократического диалога. Проблемы познания и особенно самопознания занимали видное место в рассуждениях философа. Изречение "Познай самого себя", начертанное на колонне Дельфийского храма, стало его кредо. "Тот кто знает, что является правильным, правильно и будет делать". Правильное понимание ведет к правильным действиям. И только тот, кто делает правильно, станет "правильным человеком". Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла. Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил: Сдержанность – способность совладать со страстью. Мужество – способность преодолевать опасность. Справедливость – соблюдение закона людей и бога. Добродетели философ считал неизменными и вечными. Человек в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно. Сократ положил начало эвдемонистической традиции, утверждая, что смысл жизни человека, наивысшее благо — в достижении счастья. За Сократом, счастье зависит от нравственности (благотворительности) человека, потому соответствующим заданием становится: помочь человеку стать моральным. Учение Сократа тесно связанно с проблемами этики. "Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание". Поэтому, философия Сократа получила название - рационально- этический антропологизм. Платон первым сформулировал систему объективного идеализма. Онтологическая (бытие) проблема Платона построена на попытке найти ответ на вопрос о первооснове мира, происхождении и нахождении общих понятий. Он считал, что идеи (основные понятия) - это идеальные образы или модели реального мира, которые существуют самостоятельно в особом мире. Весь мир Платон делил на две части: мир эйдосов (от греч. -вид, мысль) идей, это истинное, подлинное бытие, и мир вещей. Платоновские идеи это образцы, по которым создана вся природа. Вещи возникают, изменяются, погибают, в них нет ничего прочного, истинного. Материальные предметы вторичны, они являются подобием, отражением своих идеальных образов. По Платону, идеи, "эйдосы" - прообразы всех вещей существуют независимо от человека и от самих этих вещей. Такая философская система, где идеи выступают как идеальное начало получила название объективного идеализма. Теме государственного устройства посвящены диалоги Платона под названием "Государство". В этой работе философ разграничивает типы государственного устройства от лучшего к худшему. Вот его иерархия: Аристократия и монархия. Справедливая власть образованной верхушки общества. Тимократия. Несправедливая власть верхов, люди пришли к управлению не по способностям, незаконно. Олигархия. Власть богатых людей над бедными. Демократия. Равноправие большинства, при котором личные качества не важны. Тирания. Управление одного человека остальным народом. Платон отдавал предпочтение аристократии как примеру идеального госустройства. Устройство государства: три сословия, их функции Философ подразделял население на три сословия, носителей трех начал или трех душ государственности: философы-правители – разумное начало; воины-стражники – чувствительное начало; ремесленников и земледельцев – вожделеющее начало. Платон делил общество на сословия по принципу справедливости, который заключался в том, чтобы каждый из этих социальных слоев исполнял свои функции и не мешал выполнять их другим. Высшими сословиями Платон почитал философов и воинов, так как они охраняли государство и управляли им. Принципы идеального государства Основой идеального государства была справедливость. способность защитить страну от внешних нападок; хорошую внутреннюю организацию; предоставление гражданам материальных благ; умение руководить и направлять духовное и творческое развитие социума. Преимущества идеального государства оно положило начало прочим теориям управления обществом; оно показало, как можно создать социальное равенство; оно представило, что с помощью собственных дел можно подняться по социальной лестнице. Недостатки идеального государства не существует оснований, которые доказывают, что идея государства существует, поэтому представления об его устройстве субъективны; нет ответа на вопрос, будут ли люди чувствовать себя хорошо с утвержденной социальной структуре; общество постоянно меняется, а учение Платона статично. Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля (384-322 г. до н. э.), ученик Платона, ученый, энциклопедист, воспитатель Александра Македонского, основатель логики, как средства рационального познания мира. Аристотель так же как и Платон считает, что бытие -это нечто устойчивое, неизменное, неподвижное. Аристотель утверждает, что мир един, в нем соединены и материальное и идеальное. Аристотель отрицает существование отдельных миров материальных вещей и идей. Для объяснения бытия Аристотель вводит понятие единичного и обозначает его как «сущность». Сущность – это то, что делает предметы именно такими, как они есть, в этом проявляется их специфика, отличие от других предметов. Он считает, что сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Сущность представляет собой то, что делает предметы именно такими, как они есть и не позволяет им слиться с другими предметами. Каждое бытие, по Аристотелю, содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился и движение достигло своего завершения, цели развития. Таким образом, Аристотель приходит к важным выводам в своем учении: 1. Мир только один. Это духовно-материальный, реально существующий мир. 2. Вещи и процессы реального мира могут быть познаны только из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей. 3. В центре познания должны быть сами вещи и процессы. Тогда и наука получает смысл как познание реального мира. Наука – это мышление в понятиях. Схемы и законы движения понятий являются орудием науки, орудием мышления. Таким образом, логика есть орудие науки и мышления. Освоить законы логики может любой человек. Значит человеку доступно постижение сущности вещей и процессов мира, в котором он живет. Для Аристотеля логика — не отдельная наука, а орудие всякой науки. Аристотель называет логику Аналитикой, он изложил ее основные учения: об умозаключении и о доказательстве. Задача логики, как ее понимает Аристотель, — исследование и указание методов, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Из этого видно, что основной метод логики Аристотеля — «сведение». Учение об этом искусстве Аристотель называет «наукой «Аналитики» — не единственный труд Аристотеля по логике. Важным вопросам логики посвящены также его «Топика», «Об истолковании», «Опровержение софистических умозаключений», «Категории», а кроме того отдельные места «Метафизики» и даже «Этики». Изучение всех сочинений Аристотеля, посвященных вопросам логики или, по крайней мере, рассматривающих эти вопросы, показывает, что в логических исследованиях Аристотеля наибольшее его внимание привлекали три проблемы: 1) вопрос о методе вероятностного знания; этот отдел логических исследований Аристотель называет «диалектикой», он рассматривает его в своей «Топике»; 2) вопрос о двухосновных методах выяснения уже не вероятного только знания, а знания достоверного; эти методы — определение и доказательство; 3) вопрос о методе нахождения посылок знания; это индукция. Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе. В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна. Государство Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. 1. Охарактеризуйте духовные предпосылки философии. К духовным предпосылкам следует отнести процесс «демифологизации», когда мифологическое объяснение мира перестает устаивать человека, и требуются другие основания доказательств. 2. Что собой представляет предфилософия? Предфилософия - переходная форма от мифа к философии, включающая развитую мифологию (сказания о возникновении и устройстве природы, человека, общества) и начало зарождающихся научных знаний. 3. В чем состояла сущность античной философии? В целом для античной философии характерно рассмотрение человека прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного – разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности. 4. Каковы хронологические рамки античной философии? С 6 в. До н.э по 6 в. Н.э 5. Назовите основные этапы развития античной философии. I. VII-V вв. до н.э. -- досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.), II. 2-я пол. V -- конец IV вв. до н.э. -- классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.); III. Конец IV-II вв. до н.э. -- эллинистический период (Эпикур и др.), IV. I в. до н.э. -- VI в. н.э. -- римская философия. 6. Как зародилась понятие «философия»? Формирование и закрепление термина в Древней Греции. «Любовь к мудрости» 7. Назовите школы ранней греческой философии и их представителей. Милетская(Фалес, Анаксимандр), Гераклита(Гераклит), Пифагорейская(Пифагор), Элейская(Парменид, Зенон), Атомистов(Левкипп, Демокрит). 8. Назовите основные философские положения Милетской школы. Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля. 9. Назовите основные философские положения Пифагорейской школы. Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём». 13. Основной темой, всех бесед Сократа является тема человека и его месте в мире. Это, так же центральная проблема его этики. Личность Сократа является предметом обсуждения не только философов, но и психологов, которые пытаются объяснить его характер. 16. Сократ различил четыре вида добродетели: благоразумие, праведность, стойкость, воздержание. 17. Майевтика — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом, заключающийся в раскрытии истины путём последовательных вопросов, через «испытание» 18. «Апология Сократа» «Диалоги» «Кратил» «Государство» «Пир». 20. Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению «за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе» 27. Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик» 28. Теоретические науки познание ведется ради самого познания Практические науки дают руководящие идеи для поведения человека познание осуществляется человека для чего-либо прекрасного.
Теология-богословие, учение о Боге. Теоцентризм-идея, по которой основой мироздания является Бог. Креационизм- учение о творении мира Богом из ничего. Деизм-учение, согласно которому Бог только создает материальные тела, но не вмешивается в их существование. Провиденциализм-понимание истории как проявления воли Бога. Откровение-открытие Богом себя самого и своей воли людям. Патристика-период становления западноевропейской средневековой христианской философии. Схоластика-школьная философия и наука, в период западно-христианского средневековья. Пантеизм-учение, отождествляющее бога и природу. Секуляризация-освобождение общества от власти церкви и религии. Рационализм-философское направление, признающее разум основой познания. Эмпиризм- учение, согласно которому чувственный опыт - единственный источник познания. Детерминизм-учение об универсальных причинных связях, господствующих в мире. Сенсуализм-учение, которое выводит содержание познания из деятельности органов чувств. Гуманизм-мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности. Антропоцентризм-мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию. Познание-процесс целенаправленного получения знаний. Ощущение- простейший чувственный образ, отражение отдельных свойств предмета. Восприятие- процесс целостного отражения предметов. Представление- наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности. Понятие-форма логического мышления, фиксирующая общие и существенные признаки. Суждение-мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений. Умозаключение- шаг логического вывода, непосредственное выведение высказывания. Проблема- возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов. Гипотеза- научное допущение или предположение. Теория- система обобщенного достоверного знания. Закон- внутренняя существенная связь между объектами и явлениями. Теорема- утверждение, устанавливаемое при помощи доказательства. Аксиома- положение, принимаемое без логического доказательства в силу убедительности. Формализация- отображение содержательного знания в формализованной теории. Математизация- применение математики для представления научного знания. Идеализация- представление о чём-либо в более совершенном виде. Описание- фиксации сведений об объектах, из наблюдений, экспериментов и измерений. Наблюдение- целенаправленное восприятие внешнего мира. Эксперимент- исследование явлений посредством активного воздействия на них. Истина- знание, которое соответствует объекту познания. Факт- предложение, фиксирующие опытное знание. |