Третьяковская галерея. Доклад галерея. 3 слайд Бахус и Ариадна
Скачать 23.28 Kb.
|
3 слайд Бахус и Ариадна Любимое место отдыха Бахуса было на острове Наксос, на который он приезжал после каждого своего путешествия. Во время одного из приездов он увидел прекрасную девушку, лежавшую на песчаном берегу. Ариадна (так звали девушку) была брошена здесь своим любовником, Тесеем, который уплыл, пока она спала. Проснувшись, она стала звать неверного возлюбленного, но никто не ответил ей, кроме эха, которое, как ей показалось, издевалось над ее горем. В отчаянии она стала бить себя в грудь, а по лицу ее заструились слезы. Но вдруг летний ветерок донес до нее отдаленные звуки музыки, и она перестала стенать. Повернувшись в ту сторону, откуда доносилась музыка, Ариадна увидела веселую процессию, во главе которой шел бог вина. Бахус, первым заметивший прекрасную девушку, бросился к ней и пустил в ход всю силу своего убеждения, чтобы утешить ее. Его преданность, наконец, заставила Ариадну позабыть своего неверного возлюбленного, и после короткого ухаживания Бахус добился ее согласия стать его невестой. Их свадьба была самой веселой из всех и продолжалась несколько дней. Жених подарил невесте корону, украшенную семью сверкающими звездами, которые очень шли ей. Однако вскоре после свадьбы бедная Ариадна заболела и умерла, оставив супруга в безутешном горе. Он взял корону, которую она часто надевала, и бросил ее в небо. Корона поднималась все выше и выше, и боги прикрепили ее к небесам, где она образовала созвездие, известное как Корона Ариадны, или просто Корона. После смерти жены Бахус лишился своего легкомыслия и больше не находил никакого удовольствия в музыке, танцах или пирушках. Тогда Юпитер пожалел его и вернул ему Ариадну и, чтобы смерть не унесла ее снова, сделал ее бессмертной. 4 слайд В статуе «Яков Долгорукий» (мрамор, 1797, Русский музей и Третьяковская галлерея) разработан образ гражданской доблести, навеянный уже историей родной страны. С большой силой в величавых очертаниях показана фигура благородного сподвижника Петра, изображенного в качестве бесстрашного борца за справедливость. Козловский обращается для раскрытия своей идеи к традиционным атрибутам: горящему факелу, символизирующему истину, весам, говорящим о правосудии: повержены маска коварства и змея, обозначающая низость. Долгорукий показан готовым уничтожить возмутивший его своей несправедливостью указ, имеющий уже подпись Петра. 5 слайд Итальянский мастер на тот момент состоял в должности преподавателя Императорской Академии художеств. Он приехал в Петербург в 1762 году по приглашению И.И. Шувалова и оставался в России до конца жизни. В 1763 художник работал в Москве в связи с коронацией Екатерины II. Его работы снискали высочайшее одобрение венценосной государыни. Поэтому в 1768, оставив преподавательскую деятельность в Академии, Торелли становится придворным живописцем императрицы. Екатерина II предстает перед зрителем в образе богини Минервы, которая в римской мифологии была покровительницей мудрости и искусств. Она восседает на триумфальной колеснице, окруженная аллегорическими изображениями благодарных народов, населявших южные рубежи Российской империи. Парящие в небесах крылатые славы трубят ей победу и венчают лавровым венком. Возглавляет шествие Г.Г. Орлов – фаворит императрицы, который, согласно историческим свидетельствам, не принимал участия в боевых действиях против турок. Он изображен перед колесницей Екатерины с бриллиантовым портретом государыни на груди. Государыню сопровождают женщины в восточных костюмах, вельможи в античных доспехах (поверх древнеримского костюма у них надеты ленты кавалеров ордена Св. Георгия), воины и ближайшие сподвижники: А.Г. Орлов, П.И. Панин, В.М. Долгорукий, Н.В. Репнин, Ф.Г. Орлов и граф П.А. Румянцев, который заказал картину в качестве подарка для «матери отечества». Портрет полководца был написан с его 18-летнего младшего сына Сергея Петровича. Завершают шествие: фельдмаршал A.M. Голицын, генерал-аншеф П.Г. Племянников, адмирал С.К. Грейг и барон О.А. Вейсман – один из лучших генералов екатерининской эпохи. 6 слайд Щедрин создает романтический образ Италии как "рая земного", страны роскошной природы и цветущей жизни. Мир его картин не знает драм и конфликтов, он полон гармонии, солнца и света. Любимые мотивы художника – веранды, обвитые виноградом, уютные бухты, заливы и гроты, где человек находится в состоянии абсолютного внутреннего покоя и полного слияния с природой. Первый план в пейзажах Щедрина обычно выстроен как своего рода интерьер, распахнутый вдаль, к морю. Здесь все соразмерно человеку, согласно с ритмом его жизни 7 слайд Гензерих (правильнее – Гейзерих) – король германского племени вандалов (428–477) в 455 напал на Рим и подверг город четырнадцатидневному разграблению, вследствие чего укрепил свою власть в Западном Средиземноморье. Трактовка сюжета – Гензерих приказывает своим африканским подручным схватить вдовствующую императрицу Евдоксию и ее дочерей – говорит о знакомстве художника со статьей Н.В.Гоголя "О движении народов в конце V века", входившей в сборник писателя "Арабески" (1835). В глубине – группа вандалов тащит в качестве трофея семисвечник из иерусалимского храма, вывезенный в 70 году при разграблении города римлянами. Справа – человек в одеждах священника, возможно Папа Лев I Великий. Брюллов задумал картину еще в Италии, однако эскиз писал по заказу А.А.Перовского (писателя Антония Погорельского) уже в Москве, где его видел А.С.Пушкин. Поэт писал жене: "…Перовский показывал мне Взятие Рима Гензериком (которое стоит Последнего дня Помпеи) 8 слайд Картина «Дуб, раздробленный молнией» была написана уже зрелым мастером как отклик на смерть любимой супруги Клеопатры Лонгиновны Воробьевой, урожденной Шустовой (1797–1840). Картина М.Н. Воробьева наполнена философско-символическим смыслом. Природная стихия уподоблена бурным скорбным чувствам художника. Ствол склонившегося над потоком старого ветвистого дерева воспринимается как фигура человека, который всегда стоит над пропастью неизвестности. Молния ассоциируется с ударом судьбы, который разбивает жизнь автора на счастливое «до» и горестное «после». 9 слайд Этюд – часть чего-то большого Голова Христа – часть этюда для картины «явление Христа Марии Магдалине после Воскресенья» Мария Магдалина, придя ранним утром с другими женами-мироносицами ко гробу Христа, не нашла Его там. В смятении идя обратно, она увидела воскресшего Спасителя, но в первую минуту приняла его за садовника. Художник представил момент, когда Мария Магдалина узнает воскресшего Христа, но Он останавливает ее порыв словами: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». 10 слайд Картина "На жатве. Лето" – один из признанных шедевров Венецианова. С другим шедевром, "На пашне. Весна", ее объединяет тема времен года. Эпоха романтизма понимала ее как символ круговорота человеческой жизни. Вековечный труд на вечной земле – главная тема обеих картин. Крестьянка с младенцем, традиционный символ плодородия, изображена сидящей на высоком помосте. Фигура женщины чеканным силуэтом выделяется на фоне пейзажа, а ясность и обобщенность пластической характеристики придают ей торжественность классического рельефа. Первый план приближен к зрителю, дали будто увидены из окна – с помощью такого приема пейзажисты-романтики стремились запечатлеть природу в ее целостности, неразрывности частного и вселенского. Спокойные ритмы горизонталей в сочетании с вертикальным форматом холста, разделенного горизонтом почти пополам, рождают ощущение абсолютного равновесия природных стихий, неба и земли. 11 слайд Итак, Всевышний обрушивает на Египет последнюю казнь… Мидраш, рассматривая проблему казни первенцев, говорит: время спасения наступило, но у еврейского народа ещё не хватало заслуг пред Богом. Ведь они надолго погрязли в идолопоклонстве, забыли о Боге своих отцов, прекратили делать обрезание детям. Десятое наказание: гибель первенцев 29 В полночь Вечный погубил в Египте всех первенцев — от первенца фараона, наследника престола, до первенца узника, сидевшего в темнице, и весь первородный приплод скота. 30 Фараон, его приближённые и все египтяне поднялись среди ночи; и стоял в Египте громкий плач, ведь не было дома, где бы хоть кто-нибудь не умер. 12 слайд Внимание художника привлекла легендарная история авантюристки, известной в русской истории под именем Елизаветы Таракановой (около 1745–1775). Она выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с А.Г.Разумовским и выдвигала претензии на российский престол. По приказу Екатерины II граф А.Г.Орлов хитростью вывез Тараканову из Италии в Санкт-Петербург, где она была заключена в Петропавловскую крепость и умерла от чахотки. Излагается официальная версия истории княжны Таракановой, опубликованная в Энциклопедическом словаре. Существует также предание о гибели Таракановой во время наводнения 1777 года.Часть публики восприняла работу Флавицкого как обличение государственного деспотизма. Александр II повелел отметить, что ее сюжет "заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины" 13 слайд Полная драматизма картина «Радуга» – одна из самых известных в творчестве Айвазовского. Выполненная в духе романтизма, она посвящена теме противостояния героя всемогущей природе, бросающей ему вызов. Пейзаж наполнен глубокими философскими смыслами – в нем подняты извечные вопросы о судьбе человека, пределах мужества и силы воли. У неприступных гористых берегов терпит бедствие корабль, застигнутый страшной бурей. В борьбе за жизнь моряки спустили шлюпки на воду – одна уже приближается к скалам, другая, вдали, только снаряжается. Волнующееся море, срывающаяся с гребней волн пена и брызги, туман и мелкая морось – все смешалось в нечто единое целое, олицетворяющее буйство рассвирепевшей стихии. Виртуозно переданы сложные колористические соотношения, тональные переходы в цвете волн – от прозрачно-бирюзовых до пепельно-розовых и белых в их гребнях. Море в «Радуге» Айвазовского словно закипает и пенится. 14 слайд Статую отличает новизна и оригинальность изображения Христа, реалистическая, без тени мистики, трактовка образа, лаконичная форма, четкая линия силуэта. Красивое печальное лицо имеет выражение непреклонности и решимости. Связанный, он беззащитен перед яростью толпы, он знает свою участь и готов встретить смерть. В нем нет протеста, но нет и смирения. Христос в трактовке скульптора не канонический богочеловек, а высочайший нравственно-этический символ. 15 слайд Н.А. Прахов в своем очерке «Михаил Александрович Врубель» так со слов художника излагает историю создания произведения: «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине» <…>. Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того как сделал несколько рисунков углем или карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками». Работа над этим листом и над эскизом «Тени лагун», первым вариантом картины «Жемчужина» (1905, Третьяковская галерея), привела художника к выводу, что «блеск перламутровой раковины настоящей, а не написанной, не в красках, а в рисунке и что углем он берется сделать такое волшебное произведение» (Е.И. Ге. «Последние годы жизни Врубеля»). Тема «Жемчужины» стала началом создания целого цикла рисунков раковин (в Третьяковской галерее хранится один из них: «Раковина», 1904–1905). 16 слайд В картине нашел отражение проникнутый религиозным настроением образ русской земли. Художник соединяет основные элементы родной природы, наполняя их символическим смыслом. Тихая печаль предзакатного часа, когда природа и созерцающая ее душа погружаются в сосредоточенную тишину, гладь реки с розовыми и золотыми полосами заката, холмистый берег с церквушкой на вершине, – во всем проступает одухотворенный лик России. Природа застыла как завороженная перед последними отблесками дневного света. Лодки, стоящие на середине реки замерли, удящие рыбу монахи словно погружены в молитву. Их согбенные фигуры в разлитом пространстве тишины – будто знаки вопроса перед лицом вечности. Горизонтальное течение реки уравновешено восходящим движением по вертикали к церкви на холме. Взгляд совершает крестообразное движение в пространстве. Пейзаж пронизан чувством высшей гармонии, в которой слились души человека и природы 17 слайд – незаконченный портрет Удивительно легким, живым мазком пишет Серов портрет своей кузины Надежды Симонович, вышедшей замуж за ближайшего друга художника – Владимира фон Дервиза. Как вспоминали домочадцы, Надежда Яковлевна была замкнутым для посторонних людей, даже в чем-то суровым человеком. Серов, хорошо знавший ее, в портрете эту строгость особо подчеркивает взглядом и горделиво посаженной головой, но притягателен сам образ материнства, с таким любованием переданный мастером. Любопытно, что художник использует для создания портрета не холст, а лист железа, оставшегося после перекрытия крыши дома. Металлическая основа, проступая в участках, не записанных масляной краской, вносит дополнительный фактурный эффект, создавая будто бархатистую поверхность. 18 слайд В основу композиции «О Тебе радуется» положен текст песнопения в честь Богоматери. Основные элементы композиции соответствуют стихам песнопения: изображение сидящей на троне Богоматери с Младенцем заключено в круглую радужную славу, которую окружает «Ангельский собор», ниже располагается «Человеческий род», представленный как собор святых. У подножия трона – Иоанн Предтеча и Иоанн Дамаскин со свитком, на котором начертаны слова гимна « О Тебе радуется». За троном посреди райского сада возвышается многоглавая церковь – «Освященный храм и раю словесный». Наконец, слова «чрево Твое пространнее небес содела» (т.е. вместила в себя Того, Кого не вмещают небеса) иллюстрирует небесный полукруг, заключающий в себе тронную Богоматерь. 19 слайд вывод Вечерние облака (закат) олицетворяют завершение выступления |