Главная страница

Основные философские проблемы. 3М 2020 основы философии основные философские проблемы


Скачать 63.32 Kb.
Название3М 2020 основы философии основные философские проблемы
АнкорОсновные философские проблемы.docx
Дата23.11.2020
Размер63.32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОсновные философские проблемы.docx
ТипДокументы
#153116

3М 2020 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Основные философские проблемы


Студент: Юшкевич Максим Михайлович

Код: 0201


  1. Проблема сущности бытия.

Задания (в конце текста): На основе текста дать определение понятиям и заполнить таблицу
Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Бытие – это самое широкое и абстрактное понятие, означающее наличествование, существование. В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Но наиболее распространенной точкой зрения является та, что бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией.

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира вводится категория «действительность» («реальность»), под которой понимается совокупность всех состояний и объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

В философии существуют две философские категории (парадигмы):

  1. философия бытия

  2. философия небытия

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, а небытия – ничто. Под небытием понимается также и отсутствие некоторых классов, объектов, их свойств и связей в определенной области действительности.

Обе парадигмы по-разному решают проблему отношения бытия и небытия. Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу « из ничего не может возникнуть ничего». Вторая признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него и даже иллюзорным.

В современный понятийный аппарат онтологии вводится категория «виртуальное бытие» как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия, способы его обоснования, например, иллюзорное бытие в интернет-сети, своеобразное бытие-небытие.

  1. Формы бытия.

Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на различные формы.

Первая классификация форм бытия:

1) материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира

2) идеальное бытие – явления духовной жизни человека и общества (чувства, настроения, мысли, идеи, теории)

3) человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире

4) социальное бытие – бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Вторая классификация:

1) ноуменальное бытие («ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны.

2) феноменальное бытие («феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, такое, каким его видит познающий субъект.

Таким образом, практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

  1. Бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека.

  2. Онтология – это один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия.

3.

Категории бытия и характеристика

Формы бытия и характеристика

1. философия бытия исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал;

2. философия небытия относительна, производна от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него и даже иллюзорным.


1) материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

2) идеальное бытие – явления духовной жизни человека и общества (чувства, настроения, мысли, идеи, теории);

3) человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

4) социальное бытие – бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества;

5) ноуменальное бытие («ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

6) феноменальное бытие («феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, такое, каким его видит познающий субъект.



  1. Проблема сознания

1 часть задания в конце документа и делаем ТОЛЬКО по тексту!

С философским учением о материи непосредственно связано учение о сознании. Споры о сущности сознания длятся много веков. В идеализме сознание истолковывается как первичная субстанция, стоящая над материальным миром и его порождающая (солипсизм – данный философский подход). Для материалистов сознание – способность идеального воспроизведения действительности (физикализм). Материалистическая философия исходит из 3 принципов:

  1. Признание сознания функцией мозга;

  2. Признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики;

  3. Понимание сознания как продукта общественного развития.

Сознание – это продукт общественно-исторического развития, высшая, свойственная только человеку, форма отражения объективной действительности, регулятор деятельности человека. Сознание связано с понятием «отражение».

Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависит от уровня организации материи. Выделяют 3 основных уровня:

  1. Отражение в неживой природе

  2. На биологическом уровне

  3. Социальное

В неживой природе отражение проявляется в виде физикохимических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).

В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы – ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия – безусловные и условные. Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую сигнальную систему – слова-понятия (это уже возникновение сознания).

Сознание – это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Формирование сознания связано с возникновением труда. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания. Сознание – это функция сложнейшей материальной, физиологической системы – человеческого мозга.

Социальное (сознание) - высшая форма отражения. Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

Активность сознания проявляется в том, что оно:

  1. Отражает мир целенаправленно и избирательно;

  2. Конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

  3. Разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

  4. Служит основой преобразовательной деятельности человека.

  5. Вещественным носителем сознания является язык человека. Наша речь есть способ выражения, сохранения, передачи мыслей. Это система знаков. Мысли мы выражаем с помощью слов, понятий, суждений, умозаключений.

Сознательное и бессознательное.

С точки зрения современной науки и философии, «психика» (психическая деятельность) и «сознание» не тождественны.

Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. Психика включает в себя 3 уровня:

  1. Сознание связано с деятельностью коры головного мозга

  2. Подсознание – это психические процессы, возникающие под влиянием сложных поведенческих программ, доведенных до автоматизма и ставших навыками.

  3. Бессознательное – элемент неосознанной сферы психической деятельности, процессами в подкорке. Под бессознательным понимаются сновидения, оговорки, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п. Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

К проблеме бессознательного в истории философии обращались Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Но наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в 20 веке австрийским психологом и психиатромЗигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Согласно Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. Вся жизнь человека по Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо.

Такой подход вызвал бурную реакцию в научном мире. Последователь и ученик Фрейда Кар Густав Юнг подверг критике пансексуализм своего учителя, доказывая, во-первых, недоступность анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытеснения сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение культуры и творчества только с позиций либидо.

1 часть задания (отвечаем КРАТКО):

  1. Как рассматривается сознание в Идеализме и Материализме

В идеализме сознание истолковывается как первичная субстанция, стоящая над материальным миром и его порождающая.

В материализме сознание – способность идеального воспроизведения действительности (физикализм).

  1. Что такое сознание

Сознание – это продукт общественно-исторического развития, высшая, свойственная только человеку, форма отражения объективной действительности, регулятор деятельности человека.

  1. Что такое отражение

Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса.

  1. Выпишите и охарактеризуйте 3 уровня организации материи

Отражение в неживой природе – проявляется в виде физико-химических взаимодействий.

На биологическом уровне – выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений.

Социальное – высшая форма отражения, важнейшими свойствами сознания которой являются активность и способность к целеполагающей деятельности.

  1. Выпишите и охарактеризуйте 3 уровня психики

1. Сознание связано с деятельностью коры головного мозга

2. Подсознание – это психические процессы, возникающие под влиянием сложных поведенческих программ, доведенных до автоматизма и ставших навыками.

3. Бессознательное – элемент неосознанной сферы психической деятельности, процессами в подкорке

  1. Что такое сознание как феномен человека?

Сознание – это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку.

2 часть задания: Пройдите по ссылке https://vk.com/doc-166720365_545490927

и выполните ряд заданий из раздела «Основные отличия человека от животного»:

  1. Заполните таблицу

Основные отличия человека от животного

Примеры основных отличий человека от животного

1 Человек обладает членораздельной речью и сознательным мышлением.

Животные в отличие от человека используют:

- язык поз и телодвижений (танец пчел);

- язык запахов (волк пометил свою территорию для предупреждения);

- язык звуков (сова использует щелканье клювом в качестве сигнала угрозы).

2 Человек отличается от животных своей разумностью, способностью контролировать свои животные инстинкты и стремления.

Поведение животных подчинено инстинктам, характерным для каждого вида (пищевая, защитная, репродуктивная сферы и т.д.).

3 Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

Деятельность животных вызвана естественными потребностями

4 Человек может в различных формах высказать свое ценностное отношение к отдельным проявлениям окружающей нас действительности.

Животные ничего не меняют ни в себе, ни во внешних условиях.

5 Деятельность человека имеет преобразующий характер.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, например

6 Человек на протяжении своего жизненного пути стремиться к удовлетворению не только биологических потребностей, но и духовных, реализуя свою социальную сущность.

Животные стремятся к удовлетворению только биологических потребностей



  1. Проблемы познания и истины.

Вопросы в конце документа и работаем ТОЛЬКО по тексту!

Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя.

В отличие от сознания, которое является единством ощущений, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей; познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности.

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.

Точки зрения на процесс познания в философии.

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: 1.Гностицизм (как правило, материалисты) оптимистично смотрит на настоящее и будущее познание; мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

2. Агностицизм (часто – идеалисты) не верит либо в возможности человека познать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем и это условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники.

Современная гносеология в своем большинстве строится на позициях гностицизма.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения:

  1. Сенсуализм (от латинского sensus — чувство, ощущение) считает, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Так, французский философ Гельвеций полагал, что “все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума”. Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма (Беркли, Юм и др.).

  2. Рационализм (от латинского ratio - разум, мышление), опираясь, прежде всего, на успехи математики, стремился доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они несомненно существуют) не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных сторон — чувственного и рационального. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.

1. Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть “продукты всемирной истории", а не только биологической эволюции. Органы чувств - это единственные “ворота”, через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятияипредставления, каждое из которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущение представляет собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия.

Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.

Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

2.Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятия, суждения и умозаключения). На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., которые будут рассмотрены ниже.

Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях).Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира.Наиболее общие понятия — это философские категории (качество, количество, материя, противоречие и др.).Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов или в виде словосочетаний.

Суждение - форма мышления, отражающая не только существенные и общие признаки предмета, но и свойства, связи и отношения между ними. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным (“Париж стоит на Сене”), либо ложным (“Ростов — столица России”).

Понятие и суждение являются “кирпичиками” для построения умозаключений.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:

  1. Все люди смертны (посылка).

  2. Сократ - человек (обосновывающее знание).

  3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием.)

Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими – внерациональными (воображение, фантазия, эмоции и др.). Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждении и без доказательств.

Познание и практика.

В процессе практики человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде (“вторая природа”). Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе.

Важнейшие формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы и естественного бытия людей; социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными “массовыми силами” (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.); научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания:

  1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науки (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно “по заказу” практики.

  2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обуславливается - в конечном счете - задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным.

  3. Практика является опосредованной целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве “руководства для действия” по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

  4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Открытие практической, социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Оказалось, что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного, знания к более полному, более точному и глубокому.

Проблема истины в философии.

Непосредственная цель познания в любой его форме - истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный, необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания и углубления - заблуждение. Вопрос о том, что есть истина? И каковы способы избавления от заблуждений (“идолов разума”, по Бэкону) всегда интересовало людей - и не только в сфере науки. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, которую мы и рассмотрим.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение, будучи неадекватной формой знания, главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является “теоретическая астрология”, хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Точно также и в научной астрономии содержатся заблуждения, но в целом эта система истинного знания, подтвержденная наблюдениями.

Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого “грандиозного заблуждения” как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Так, среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.

Заблуждения следует отличать ото лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или диалектической) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т.п.

Развитие практики и самого познания показывают, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о “вечном двигателе”), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию). Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление знания. А это требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода “проб и ошибок” (Поппер).

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.). Каковы основные свойства, признаки истины? Первый и исходный из них - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца). Истина не есть свойство материальных объектов (например, “дом есть истина”), а характеристика знания о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своему внутреннему, идеальному проявлению и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, приходящее). Абсолютная и относительная истины - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: “птицы имеют клюв”, “люди смертны” и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубления, уточнения по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, “истина” о существовании эфира, понятие о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных (“там, где начинается чувственность, кончается всякий спор”). Но оказалось, что ясность и отчетливость мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают: видимое движение Солнца вокруг Земли, излом чайной ложки в стакане с водой на ее границе с воздухом и т. п.

Проверка знания “на истину” практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение, а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас или полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Диалектичность практики, как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она, может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.

Задание (отвечаем КРАТКО):

  1. Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

  2. Гносеология –это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем..

  3. Гностики и Агностики –это две основные точки зрения на процесс познания.

  4. Назовите 2 ступени познания, через какие формы каждая ступень осуществляется и дать характеристику этим формам.

4.1. Сенсуализм(от латинского sensus — чувство, ощущение) считает, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины.

4.2. Рационализм (от латинского ratio - разум, мышление), опираясь, прежде всего, на успехи математики, стремился доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они несомненно существуют) не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления.

  1. В какие два философских направления трансформируются ступени познания, дать направлениям определения

5.1. Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств.

Органы чувств - это единственные “ворота”, через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире.

5.2. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятия, суждения и умозаключения).

  1. Как взаимосвязаны познание и практика

  2. Перечислите формы практики в процессе познания


Формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы и естественного бытия людей; социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными “массовыми силами” (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.); научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира

  1. Перечислите функции практики в процессе познания

8.1 Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями.

8.2. Практика выступает как основа целью познания познания, его движущая сила.

8.3. Практика является опосредованной целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей.

8.4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

  1. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним

  2. Заблуждение – это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

  3. Как взаимосвязаны истина и заблуждение в философии

Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику. Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса.

  1. Свойства и признаки истины

12.1. Объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

12.2. Субъективность – по своему внутреннему, идеальному проявлению и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.).

  1. Что является основным критерием истины

Основным критерием истины является практика.


написать администратору сайта