Пр.зан_Казьмин_М.С. (4). Практическая работа 1 Группа тгрсз201 Казьмин М. С преподаватель Иванов В. В
Скачать 54.75 Kb.
|
Личность в пространстве российской цивилизации Практическая работа №1 Группа: ТГР-с-з-20-1 Выполнил: Казьмин М.С Преподаватель: Иванов В.В 1. Определите соотношение понятий «индивид» и «личность». В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она – продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой. Понятие личности начало складываться в древности. Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Впоследствии термин "личность" стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность. Термин "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение «потянет» на несколько страниц и все равно не будет корректным и исчерпывающим. Врачи, психологи, педагоги используют этот термин, имея в виду неповторимое сочетание свойств каждого и то впечатление, которое человек производит при общении. При этом подразумевается, что облик человека и его индивидуальные черты как заданы природой, так и являются результатом влияния среды, социальных отношений, воспитания. Кто-то считает, что личностями можно назвать только людей, достигших выдающихся результатов в определенной области – искусстве, литературе, науке, политике. Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, Колумб, Наполеон, Петр Первый, Эйнштейн... Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако неповторимой личностью с определенным набором душевных качеств, со свойственными только этому субъекту талантами, направленностью интересов является любой человек, независимо от его социального статуса. Личность – это конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия. Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства. Индивид-человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака: 1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Каждый индивид обладает индивидуальностью. 2. Охарактеризуйте социальные типы личности. Социальный тип личности -результат сложного взаимодействия историко- культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Типы личности: 1. Традиционалисты - ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая. 2. Идеалисты -сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало. 3. Фрустированный тип- низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни. 4. Реалист - стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем. 5. Гедонист -ориентация на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний. В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее – это комплекс принятых, нормированных и санкционированных представлений о том, какие черты должен воплощать в себе представитель определенной группы, общности, социума, чтобы снискать себе их положительную оценку, пользоваться их поддержкой и чувствовать себя комфортно в тех или иных социокультурных условиях и ситуациях. 1) нормальная личность – та, которая обладает комплексом черт, позволяющим минимизировать конфликты; нормален тот, кто максимально вписан в социум. 2) отклоняющаяся личность (девиантная) - пример отклонения от моральных, юридических и других норм. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение. 3. Охарактеризуйте «свободу» как философскую категорию. Свобода- равносильно отсутствию свободы. в абсолютном смысле, течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли и других. Свобода- в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость». В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственностью. В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности -степени вменяемости или невменяемости поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния — меры наказания. В праве- закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Категория «свобода» близка к понятию «право» в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например, предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий. Свобода-средство для достижения цели и смысла жизни человека. У язычников идеалы свободы послужили основой создания демократического общества, классическим примером которого стали Афины в Древней Греции. В последние столетия к этим идеалам вернулось и современное общество. Список литературы: Т . Васильева . Дионис - Либер , бог свободных // Васильева Т. В. Комментарии к к урсу истории античной философии. М., 2002, с. 311—315 Р . Сафрански . Вольные вариации на тему свободы // Позиции современной фи лософии. Вып. 3. Современная философия в Германии. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004, с. 57-66 Завьялова Г. И. Философский анилиз трансформаций свободы (логико — истор ический аспект) — Дисс. Оренбург: Оренбургский госуниверситет, 2005. |