Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыка как способ самореализации

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Музыка как способ самореализации (Автосохраненный). Музыка как способ самореализации


    Скачать 27.88 Kb.
    НазваниеМузыка как способ самореализации
    Дата03.04.2021
    Размер27.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМузыка как способ самореализации (Автосохраненный).docx
    ТипДокументы
    #190920

    ВВЕДЕНИЕ
    Преобразования, происходящие в нашей стране (экономические, социальные, нравственные, культурные) требуют коренного пересмотра целей и задач образования. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план проблему целенаправленного формирования самостоятельной творческой личности, способной реализовать свои глубинные возможности, быстро принимать нестандартные решения, ориентироваться в изменяющихся ситуациях, обладающей твѐрдой личностной позицией и развитым воображением для решения сложнейших задач, возникающих ежедневно. Одной из наиболее важнейших потребностей личности является стремление реализовать заложенный в ней творческий потенциал.

    Потребность в самореализации как предъявления своей уникальности определяет смысл жизни человека, значимость его личностного «Я» для окружающего мира. Из этого следует, что одной из основных социально-педагогических проблем, предъявляемых сегодня системе воспитания и образования, является развитие способности личности к творческой самореализации и формирование потребности в ней.

    Музыка как способ самореализации
    Творческая самореализация — основополагающая категория педагогики саморазвития, эффективность которой проявляется в личностных достижениях. Вместе с тем, это процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала, своих задатков и способностей в различных видах деятельности, осуществляемых в условиях свободного выбора.

    Мы определяем творческую самореализацию как умение предъявить окружающим свою индивидуальность, способность выразить свои чувства и мысли, используя разнообразные выразительные средства различных видов искусств и прежде всего музыки.

    Музыкальное искусство в силу своей природы благоприятствует активизации творческих способностей, формированию художественно-образного мышления и воображения. Это связано с большой вариативностью музыкальной образности, высокой абстрактностью языка звуков, особенностями выразительных средств.

    Еще Л. С. Выготский указывал: «Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки» [3, 92].

    Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы познания детьми музыкального искусства (а через него окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

    Ребѐнок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая своѐ отношение путѐм создания новых образцов и действий. Овладение этим навыком позволяет активно развивать фантазию, воображение и проявлять себя в начальных формах музыкального творчества: песенного, игрового, танцевального и т. д.

    Для современной музыкальной педагогики является очень важным правильное понимание сущности двух понятий: музыкальное творчество детей и их педагогически целенаправленное музыкальное образование. Сегодня не подвергается сомнению, что первое находится в прямой зависимости от уровня второго.

    Идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и музыкального творчества детей в своѐ время обосновала Н.А. Ветлугина, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, насколько эти процессы тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

    Э.П. Костина в своих исследованиях подтвердила огромное значение музыкально-творческого развития современных дошкольников: творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), систематически включающиеся в музыкальную деятельность, способствуют раскрытию творческого потенциала детей, развивают воображение, образное мышление, эмоции.

    Ребѐнок-дошкольник охотно включается в такие задания, важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждающие детей к вариативным самостоятельным действиям, развивающие способность применения уже усвоенного в новых условиях. Это становится возможным благодаря особенностям психического развития старших дошкольников, которые свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их эстетического, музыкального и творческого опыта.

    Согласно современным исследованиям, к шести-семи годам у ребѐнка

    - складывается полный комплекс музыкальных способностей;

    - эстетическое восприятие-мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия, осознания произведений искусства и их индивидуальной интерпретации;

    - формируется оценочное отношение к произведениям искусства;

    - на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал;

    - более явно, чем раньше, проявляется интерес к музыке, произведениям живописи, художественному слову, пластическому движению.

    Мы считаем необходимым отметить, что развитие творческих способностей ребѐнка было и остаѐтся одной из актуальнейших задач музыкального воспитания.

    Подчѐркивая воспитательную ценность детского творчества, Б.В. Асафьев утверждал: «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу» [1, 75].

    Многие психологи и педагоги отмечают близость детского творчества духовной сущности ребѐнка. В этой связи Б.М. Теплов подчеркивал: «Раннее вовлечение детей (и не только особо одарѐнных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития. Вполне естественно для ребѐнка. И вполне отвечает его потребностям и возможностям» [5, 16]. Чем больше и лучше овладевает ребенок музыкальными представлениями, умениями и опытом, чем свободнее он ими оперирует, применяя в различных видах деятельности, тем богаче становятся и его творческие проявления.

    Существует предположение, что истоки таких проявлений закладываются уже в раннем детстве.

    Б. М. Теплов подчѐркивал, что эстетическое воспитание ребѐнка не может быть полноценным, если ограничиваться лишь восприятием и исполнительством. По своей природе детское музыкальное творчество синтетично, часто носит импровизационный характер и даѐт возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять.

    Музыкально-творческая деятельность ребѐнка отличается от такой же деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации: двигательные, вокальные, инструментальные, изобразительные, словесные.

    Этот вид творческой деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребѐнка – самовыражение. Выполнение простейших творческих заданий приводит его к возможности проявить творческую инициативу: сначала в изменении, дополнении или окончании простейшей мелодии, игры, танца, упражнения, художественного текста; в дальнейшем – к первым творческим попыткам создания своего «произведения», осуществления собственного замысла.

    Всѐ это уже может рассматриваться как первоначальное детское продуктивное музыкальное творчество, интересное и нужное не только для самого ребѐнка, но и для окружающих.

    При систематизации природы творческого процесса, были выделены следующие этапы развития музыкально-творческих способностей: накопление впечатлений; спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных и речевых проявлениях; импровизации двигательные, речевые, музыкальные:

    преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального творчества;

    создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления:

    литературного, музыкального, изобразительного, пластического; собственное музыкальное творчество.

    Традиционно в детском саду было и остается пять основных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация. Их становление связано не только с развитием собственно музыкальных способностей, но и с приобретением необходимых навыков. Каждый вид музыкальной деятельности предоставляет педагогу широкий спектр возможностей для создания ситуаций, способствующих творческим проявлениям воспитанников.

    Всѐ многообразие видов музыкальной деятельности дошкольников направлено на решение следующих задач музыкального воспитания: формирование музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости, творческой активности ребенка.

    Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. А для этого необходимы следующие условия: достаточно развитое музыкальное восприятие; определѐнный объѐм знаний, умений и навыков в том или ином виде музыкальной деятельности (чем больше багаж, тем выше могут быть результаты творческих проявлений); заинтересованность педагога и его подготовленность: уверенность в необходимости развития у детей творческих способностей, готовность к реализации этой задачи, умение объяснить, нацелить детей на создание музыкальных образов; выбор интересных заданий, связанных с необходимостью творческих проявлений детей; создание творческой атмосферы на занятии; наличие необходимых технических средств обучения, атрибутики. Уделяя большое внимание детской музыкально-творческой деятельности, педагог попадает в поле «игровой творческой педагогики» [6, 3]. Игровое общение на музыкальных занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Его создание требует от педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности в происходящем.

    Мы отметили, что дети эмоционально и радостно откликаются на возможность такого общения в различных формах музыкального творчества. Охарактеризуем их. Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, часто возникающих непроизвольно. Интерес к этому виду музыкально-творческой деятельности появляется очень рано, что позволяет нам предложить ребѐнку различные задания: придумать свою мелодию на заданный текст; воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс, полька), передать грустное или весѐлое настроение.

    Формирование песенного творчества происходит поэтапно. На первом этапе – это попытки подражать звукам, которые дети слышали много раз. Другой этап творчества – музыкальные вопросы и ответы (диалог в игровой форме).

    Следующий этап – подведение детей к импровизации на заданный текст. Далее – сочинение мелодии не только на заданный текст, но и пение еѐ в определѐнном жанре. Танцевальное творчество развивается на основе элементов танцевальных движений, пантомимы, драматизации. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по-своему варьируют знакомые движения.

    На эту особенность указывают музыканты и психологи, в частности Л. Стоковский: «И взрослые, и дети, слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в еѐ ритме. Они начинают делать движения руками, притопывают ногами, покачивают головой. Это – бессознательный танец. Часто малыши, слушая музыку, импровизируют своеобразный ритмический танец» [2, 99]. Наши наблюдения подтверждают, что ребѐнок интуитивно испытывает потребность в движении под музыку, потому так важно поощрять начальные формы таких проявлений, создавать благоприятную атмосферу, способствующую активизации творческой двигательной активности дошкольников.

    Элементарное музицирование – одна из интереснейших для детей форм музыкально-творческой деятельности. Желание играть, петь, двигаться под музыку настолько сильное, что для детей остаѐтся незаметна большая учебная работа, проводимая педагогом. Построенная на объединении двух идей – систематическое развитие музыкальности детей и импровизационно творческая деятельность как принцип обучения – она предлагает совместное творчество педагога и ребѐнка. Играть на музыкальных инструментах; петь, танцевать и самим себе аккомпанировать; придумывать музыкальную сказку; озвучивать стихи – всѐ это вызывает у детей стойкий интерес, даѐт эмоциональный всплеск, без которого музыки вообще не существует. В то же время, дети не устают, так как находятся «внутри музыки, а не снаружи еѐ» [6, 2]. Элементарное музицирование – это коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

    Мы считаем игровое творчество наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. В музыкальной игре ребѐнка интересует не только сам процесс, но и результат, он ищет самые характерные действия персонажа, соответствующие развитию музыки.

    Создание музыкально-игрового образа – характерно для этого вида творчества и схематично может быть представлено следующим образом: восприятие музыки – переживания ребѐнка – создание игрового образа. Известный психолог А.В. Запорожец справедливо отмечает: «Для того чтобы правильнее понять художественное произведение, ребѐнок должен отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений» [4, 237].

    В своѐм исследовании мы исходим из предположения, что произведения различных видов искусств оказывают столь же сильное эмоциональное воздействие на детей. Чем шире и разнообразнее жанровая принадлежность этих произведений, тем богаче и ярче гамма чувств, испытываемых ребѐнком. Музыкальная игра, особенно сюжетная, способствует воспитанию у детей музыкально-творческих способностей, проявляющихся в посильной ребѐнку эмоциональной интерпретации игровых образов и игровых заданий. Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.

    Участие в музыкальной игре побуждает ребѐнка активизировать свой жизненный и творческий опыт, создаваемая игровая ситуация помогает ему, действуя от имени игрового персонажа, более свободно выражать свои чувства и эмоции. Игра требует от ребѐнка самостоятельного творчества в опоре на фантазию, интуицию, воображение, проявления способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации не только музыки, но и произведения любого другого искусства. Являясь наблюдателями творческого процесса, при определѐнных затруднениях, возникающих время от времени в игре, мы имеем возможность побуждать ребѐнка к активизации творческого мышления с помощью наводящих вопросов и создания проблемной ситуации, помогающих расширять сюжет и логику развития музыкально-игрового образа. Особым видом музыкального творчества детей является импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли».

    Музыкальная импровизация – одна из форм продуктивной музыкально-творческой деятельности. В еѐ основе лежит творческое воображение. В ходе практической деятельности мы отметили, что дети склонны воспринимать импровизацию как игру, что само по себе имеет большое значение. Характеризуя детское художественное творчество и подчеркивая его непосредственную связь с игрой, Л.С. Выготский отмечал: «Ребенок редко работает над своим произведением долго, чаще творит его в один прием» [3, 56].

    Всѐ разнообразие видов музыкально-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста позволяет оптимизировать образовательный процесс, заинтересовать ребѐнка и увлечь его в интереснейший мир творчества и игры. Детство замечательно неиссякаемыми творческими попытками, которые непроизвольны, жизненно необходимы и требуют от ребенка активизации воображения и изобретательности. Это уникальный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом существования. Современная гуманистическая психология и педагогика утверждает, что каждый ребенок от природы талантлив. Необходимо только создать условия, чтобы имеющиеся способности проявили себя и развились до максимально возможного уровня. Первое условие успешного развития музыкально-творческих способностей – раннее начало. Мы понимаем это как необходимость создания для ребенка такой среды и такой системы отношений, которые пробуждали бы его творческие способности и ненавязчиво развивали именно то, что способно наиболее эффективно развиваться в данный момент. Это – второе условие эффективного развития способностей. Третье вытекает из самого характера творческого процесса, требующего максимального напряжения сил. Все проводимые исследования доказывают, что способности развиваются значительно успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок, достигая пределов своих возможностей, постепенно поднимается все выше и выше, ориентируясь на зону ближайшего развития. Четвертое важное условие состоит в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов работы и т.д. При его соблюдении мы учитываем желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем, позволяющие не опасаться излишнего напряжения.

    Мы уверены, что предоставление ребенку большей свободы не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную помощь педагога – это пятое условие успешного развития музыкально-творческих способностей. И самое важное здесь – не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он может сделать сам, думать за него, когда он сам может додуматься, а подсказка часто очень вредит процессу развития творчества детей.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, можно утверждать, что музыкально-творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста протекает в обстановке эмоционального подъѐма, что способствует их внутреннему раскрепощению. Дети, овладевая разнообразными средствами творческого самовыражения, самоутверждения и попав в атмосферу творческого успеха, приобретают уверенность в своих силах, смелость и независимость. Это, в свою очередь, способствует раскрытию творческого потенциала детей и формированию у них потребности в творческом самовыражении и самореализации.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Просвещение, 1973. 380 с.

    2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 415 с.

    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1980. 148 с.

    4. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Труды

    Всерос. науч. конф. по дошкольному воспитанию. М.: Учпедгиз, 1954. 460 с.

    5. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания. М.; Л.: Учпедгиз, 1947. С. 16-17.

    6. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками // Музыкальный руководитель. 2004. № 2. С. 2-11.


    написать администратору сайта