Функционально-смысловые типы речи. функционально-смысловые типы речи. 4 5 6 слайды
Скачать 17.01 Kb.
|
2 слайд В нашей внешней речевой оболочке, в ее уникальном строении многое зависит именно от задачи, которую мы ставим перед собой при изложении мыслей. Одно дело рассказать о чем-либо, совсем другое — описать какой-то предмет или местность, а третье — растолковать, объяснить что-нибудь. Конечно же, в каждом из вышеперечисленных случаев строй будет постоянно меняться. Уже далеко не первый век ученые пытаются развивать великий и могущественный язык матушки Руси. За все эти столетия были выработаны самые экспрессивные способы, схемы для определенных литературных задач, а также разнообразные словесные структуры. Собственно, из-за этого «из толпы» выделяются такие функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их в области лингвистики называют функционально-смысловыми типами русской речи. 3 слайд Описанием в лингвистике называется функционально-смысловой тип речи, описывающий какое-либо изображение, действие, предмет или внешний вид героя (лицо, глаза и т. д.). Возьмем, к примеру, случай, когда мы описываем портрет. Наше внимание сосредотачивается на следующих признаках: осанка и походка, рост, цвет глаз и волос, возраст, одежда, улыбка и прочее. Описывая помещение, мы указываем его размеры, внешний вид, оформление стен, мебельные особенности, количество дверей и окон, а также много другое. Если мы будем описывать пейзаж, основными признаками будут деревья, трава, реки, небо, озера и так далее. Общим и главным для всех типов описания, о которых подробнее речь зайдет немного позже, является одновременность всех признаков. Важно знать, роль описания, как функционально-смыслового типа речи, заключается в том, чтобы человек, читающий то или иное произведение, смог представить описывающийся в тексте предмет. 4 5 6 слайды 7 слайд В качестве примера текста-описания взят отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с описанием внешности Емельяна Пугачева: Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. Описывая внешность неизвестного пока ему человека, Пётр Гринёв прежде всего передает свое впечатление от этой внешности, выделяя те детали, которые показались ему наиболее примечательными. Так, общее представление о незнакомце даётся в начале описания: Наружность его показалась мне замечательна. Далее следует характеристика героя: возраст, телосложение, лицо, волосы и элементы одежды. Автор стремится не только дать представление о внешности Пугачёва, но и показать, как по этим деталям можно составить мнение о его образе жизни, характере, поведении. Например, крепкое телосложение явно свидетельствует об активном образе жизни. Причёска и одежда – о социальном статусе незнакомца: это бедный яицкий казак. Но основное внимание автор уделяет выражению глаз. Именно по этой детали читатель может понять, что Пугачёв обладает живым умом. Это не злодей, напротив, его внешность располагает к себе, но в то же время вожатый Гринёва явно что-то скрывает (ср.: бегающие глаза и плутовское выражение лица). Если обратиться к грамматическим средствам оформления текста, то можно констатировать следующее. При описании преобладают простые предложения или цепочки сложных бессоюзных предложений с прямым порядком слов. Кроме того, обращают на себя внимание составные именные сказуемые: показалась замечательна; был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч; были острижены. Глаголы (преимущественно несовершенного вида) указывают на одновременность действия. Использование форм прошедшего, а не настоящего времени во вневременном значении обусловлено тем, что рассказчик повествует о встрече, произошедшей в прошлом (был лет сорока; глаза так и бегали; лицо имело выражение; волоса были острижены; на нём был армяк). Наконец, практически в каждом предложении можно обнаружить члены с различного рода определительными характеристиками: примечательна; худощав, широкоплеч, чёрная борода; большие живые глаза и т.д. 8 слайд Композиция такого вида функционально-смысловой речи, как рассуждение, очень проста. В первой части текста идет какой-нибудь тезис — определенная мысль, к концу текста которую нужно доказать либо опровергнуть. Во второй части такого текста автор должен обосновать высказанную в первой части мысль, привести аргументы и доказательства, подтверждающиеся некоторыми примерами. В последней (третьей) части текста автор делает вывод и полностью завершает свою мысль. 9 10 11 слайды 12 слайд Специфику текста-рассуждения можно продемонстрировать на примере дорожных размышлений Гринёва после проигрыша Зурину ста рублей и ссоры с Савельичем: Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило. Рассуждение начинается с утверждения тезиса: Дорожные размышления мои были не очень приятны. И хотя далее мы не находим придаточных причины, но само расположение последующих умозаключений воспринимается как объяснение причин недовольства Гринёва собой. В качестве аргументов выступает сумма проигрыша, «глупое» поведение и чувство вины перед старым слугой. В заключении делается вывод о внутреннем состоянии рассказчика, что воспринимается как следствие «горестных умозаключений»: Всё это меня мучило. 13 слайд Повествование имеет свою особенность, которая заключается в том, что каждое следующие событие следует из предыдущего. Все повествовательные тексты (рассказы) объединены общей схемой: начало определенного события (проще говоря, завязка рассказа), развитие сюжета, концовка (развязка). Уникальность повествования в том, что оно может вестись как от первого, так и от третьего лица. 14 15 16 слайды 17 слайд Если говорить кратко, то повествование считается конкретным рассказом о чем-то — это своего рода новость, представляемая в журнале или книге. Немаловажно отметить то, что повествование считается основной (главной) частью всего текста. Многие философы утверждают, что повествование в литературе играет самую главную роль, повествование — душа всей русской литература. Писателем считается только тот человек, который способен захватывающе и интересно подать материал читателю, а при помощи повествовательного наклонения сделать это можно намного лучше. В повествовательных текстах всегда точно указывается дата происходящего, а иногда еще и время, благодаря чему читать такие тексты намного интереснее, ведь кажется, что все именно так и происходило, как рассказывается в книге. 18 слайд Взяв совершенно любое произведение, а затем пролистав несколько десятков страниц, вы встретите всего три на данный момент известных типа русской речи. Особенно это касается романов. Никто не сможет написать такое произведение без таких функционально-смысловых типов речи, как повествование, рассуждение и, конечно же, описание. Так или иначе, в одной из своих форм каждый тип встречается в любом тексте. Однако некоторые авторы пытаются написать какое-либо произведение, используя только один функционально-смысловой тип речи, что у них, конечно, все-таки иногда получается, но текст читать в таком духе просто невозможно. Даже если подумать, кто захочет читать 200 страниц рассказа, в котором нет никакого смысла, а речь идет о каком-нибудь здании. Автор описывает одно здание на 200 страницах — это ужасно нудно. Такое захотят прочитать единицы, потому что большинство читателей любят динамичные рассказы с элементами описания героев, с определенными подозрениями, догадками, которые раскрываются только в конце произведения. Произведения, основываясь лишь на описании, с легкостью можно назвать «буклетами», которые выдают на каждом углу вашего городка. Построить интересный и интригующий текст на описании чего-нибудь просто невозможно, а если что-то и получится, то это вряд ли кому-то понравится. Поэтому функционально-смысловые типы речи выделяются в русском литературном языке. Какие именно, мы рассмотрели в статье. Функционально-смысловые типы речи - описание, повествование, рассуждение - используют авторы при написании произведений. Некоторые творцы считают описание самым «неудобным», ведь создать шедевр, используя только его, невозможно. А вот, например, написать интересный текст о чем-либо в стиле повествования или рассуждения можно, да и вполне вероятно, что многим это понравится. Функционально-смысловые типы речи выделяют по определенным критериям, речь о которых шла в статье. |