4 История медицины как наука. Классификация современной медицины, источники изучения медицины
Скачать 0.69 Mb.
|
5.1.Санитарное дело. Особенности борьбы с эпидемиями. Первые государственные карантинные мероприятия. В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X–XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовыми, относящимися к Х-XI вв., в отличие от Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Германии. Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями. Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск. Развитие торговли с соседними странами значительно расширило познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. Однако заморская торговля имела и свою оборотную сторону. В средние века торговые ворота страны открывали пyтъ "повальной эпидемии». К концу XIV в. их связь с прибытием торговых судов была очевидна. На Руси такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород. Заразные болезни называли «прилипчивыми болезнями», «мором», «моровым поветрием», «повальными болезнями». В Новгородских летописях начала XV в. даются подробные описания симптомов черной смерти. Народными средствами борьбы с ними оставались вымораживание, окуривание дымом. В XV-XVI вв. во время эпидемий начали изолировать больных. Умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет», а с XVI столетия стали хоронить за чертой города, вдали от жилых мест и питьевых источников. Для захоронения умерших царским повелением выделяли специальных людей. Кормили зачумленных с улицы через ворота. Священникам также не разрешалось посещать больных. За несоблюдение последнего правила они сжигались вместе с человеком, который был болен. Если эпидемия охватывала весь город, на ведущих к нему дорогах, согласно царским указам, устраивали заставы. Зараженные предметы на таких заставах сжигали на кострах, а деньги промывали в уксусе. Что же касается писем, то их многократно переписывали по пути их следования, а оригиналы сжигали. Следовательно, уже в то время у народа имелось представление о передаче заразных болезней и возможности уничтожения заразы. Из сочинений, описывающих восточные царства, в древнерусскую медицину проникло представление о ртути как лечебном и профилактическом средстве борьбы с эпидемиями. Было известно, что ртуть для лечения надо употреблять осторожно, поскольку пары ее вредны не только для для человека, но и для «всех животов» Надо отметить, что за период с 1654–1665 гг. было подписано свыше 10 специальных царских указов «о предосторожности от морового поветрия», а во время чумных эпидемий 1654–1655 гг. повелевалось устанавливать на дорогах заставы и никого не пропускать под страхом смертной казни, это касалось всех, несмотря на звания и чины. Во время эпидемий приостанавливались вывоз и ввоз различных товаров, прекращались работы на полях. Вследствие этого возникали неурожаи и голод, которые всегда тянулись вслед за эпидемиями. Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности. Медицина того времени была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имела система государственных карантинных мероприятий, разработанная в то время в Московском государстве. Важное значение в борьбе с эпидемиями имело создание Аптекарского приказа. 5.2. Появление государственной медицины. «Судебник» Ивана Грозного, решения «Стоглавого Собора». Древнерусское государство, просуществовав три столетия, распалось на несколько мелких княжеств. Татаро-монгольское нашествие, а затем и длительное иго (1240—1480), разорение русской земли, значительно задержали развитие медицины, хозяйственной жизни и культуры Руси в целом. "С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя". В конце XV веке, после свержения татаро-монгольского ига (1480) и объединения русских земель, создается феодальное Московское государство. Экономическое развитие пошло более быстрыми темпами. Москва стояла на перекрестке путей. В силу выгодного географического положения, через неё проходили все товарные потоки того времени. Оживился внутренний рынок, расширились торговые связи с Востоком и Западом. Централизация государственного управления и превращение его в многонациональное государство привели к значительному развитию культуры. Рост и укрепление Московского государства позволили в XVI — XVII вв. провести ряд преобразований и нововведений, оказавших прогрессивное влияние на развитие медицины в России. В рассматриваемый период развивались два основных направления медицины: 1) народная; 2) монастырская. А также, кроме этого, появились первые лекари в войсках. С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечается быстрое развитие врачебного дела. Стоглавый собор 1551 года, созванный Иваном IV для обсуждения внутреннего обустройства страны, рассмотрел также и вопросы "здравости, быта, семьи, общественного призрения". Стоглав — в Русском государстве сборник решений Стоглавого собора 1551 г., кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. Кроме того, С. содержал ряд норм семейного права. Состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение. Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом. Стоглав пытался решить следующие насущные вопросы: укрепления церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей, унификация церковных обрядов и служб полномочия церковного суда, против пережитков язычества среди населения, жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д. Уложение Собора 1551 г. затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Постановления «Стоглава» касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих и других вопросов. Так, «Стоглавый» собор утвердил Судебник. Принятый в 1497 г. Судебник сыграл большую роль в ликвидации феодальной раздробленности и создании общерусского права. Он установил единую систему судебных органов, определил их компетенцию, расширил круг уголовно наказуемых деяний (крамола, святотатство, ябедничество). Судебник защищал право собственности феодалов на земли. В нем был установлен единый срок перехода крестьян от землевладельца – Юрьев день (26 ноября) и введено требование уплаты пожилого (денежного сбора) при уходе крестьянина. Так было положено начало юридического оформления крепостного права в России. Под влиянием войн, экономического и общеполитического развития появилась необходимость создания государственной организации медицинского дела, что и было осуществлено в конце XVI века в правление Ивана IV, затем в середине XVII века - в правление Алексея Михайловича. С XIV века монастыри, становясь крепостями, стали открывать больницы с уставными положениями, заимствованными из Византии. Первый временный военный госпиталь был организован на территории Троице-Сергиевой лавры в период польско-литовской интервенции и осады этого монастыря (1611—1612). В госпитале оказывалась медицинская помощь не только раненым, но и заболевшим цингой, дизентерией гражданским лицам, укрывшимся от врагов за стенами монастыря. Второй временный госпиталь был открыт в Смоленске в 1656 году во время войны России с Польшей, третий - в 1678 году на Рязанском подворье в Москве в период войны с Турцией и Крымским ханом. Характерной особенностью отечественной медицины XVII века является то, что временные военные госпитали были государственными. Содержание раненых, врачебное обслуживание в госпиталях осуществлялось за счет государственных средств. В 1653 году при Троице-Сергиевом монастыре построены двухэтажные больничные палаты, а в 1656 году в Москве на средства боярина Ртищева сооружена небольшая гражданская больница из двух палат. 5.3. Аптекарский приказ и его функции. Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве положило открытие Аптекарской палаты (1520), переименованной в Аптекарский приказ (1620), который просуществовал в течение всего XVII века. "Аптекарский приказ, как высшее государственное медицинское учреждение, осуществлял руководство всем медицинским и аптечным делом в России и имел широкие функции: ведал мероприятиями по охране страны от эпидемических болезней, приглашением из-за границ врачей и аптекарей, подготовка отечественных медицинских кадров, закупкой медикаментов и оборудования, сбором лекарственных трав, выдачей жалованья. Аптекарский приказ также обеспечивал войско лекарствами, назначал в части медиков, организовывал лечение больных и раненых''. Аптекарский приказ был сложным по составу учреждением. В него входили: медицинский персонал — доктора, лекари, цирюльники, лекарские ученики, аптекари, алхимисты, а также ряд других лиц, не связанных с медициной (дьяки, подьячие, переводчики, сторожа и др.). Во второй половине XVI века на русской службе находилось уже "немало врачей из Западной Европы". В XVII веке въезд иностранных врачей в Россию увеличился и в Аптекарском приказе они играли заметную роль. Наряду с врачами-иностранцами работали и русские лекари, труд, которых оплачивался, по сравнению с иностранцами, значительно ниже. Врачи, поступавшие на службу в Аптекарский приказ, приносили своего рода присягу. От них требовалось строгое выполнение врачебной клятвы, добросовестное отношение к своим обязанностям. Медицинскую помощь они оказывали, в основном, царской семье, но в отдельных случаях пользовали и служилых, и их семьи. Для этого надо было написать челобитную царю с просьбой о лечении. Аптекарский приказ был создан в 1620 г. Он включал в себя постоянный штат, который обеспечивался полностью за счет царской казны. С самого начала Аптекарский приказ включал в себя всего 12 человек: Однако в дальнейшем (спустя 60 лет) в Аптекарском приказе служило уже 80 человек: 1) 6 докторов; 2) 4 аптекаря; 3) 3 алхимика; 4) 10 лекарей-иноземцев; 5) 21 русский лекарь; 6) 38 учеников лекарского и костоправного дела; 7) 12 подьячих, переводчиков, огородников, хозяйственников. Можно сделать вывод о том, что Аптекарский приказ – первое государственной учреждение здравоохранения. Теперь необходимо обозначить основные функции Аптекарского приказа: 1) организация медицинской помощи членам царской семьи; 2) организация медицинской помощи стрельцам, боярам и другим людям, обращавшимся за ней; 3) организация обеспечения отечественными и импортными зельями; 4) строгий контроль земель; 5) принятие определенных мер профилактики и защиты при эпидемиях; 6) приглашение зарубежных лекарей и докторов; 7) подготовка лекарей в лекарской школе при Аптекарском приказе; 8) надзор за ученичеством в аптекарском приказе; 9) обеспечение стажировки будущих отечественных лекарей у известных докторов; 10) организация заготовки лекарств; 11)проведение судебно-медицинской экспертизы. Из медицинских документов того периода наибольший интерес представляютдокторские "сказки", которые отражали уровень медицинских знаний в России XVII века. В"сказках' есть сведения об освидетельствовании больных и раненых, способах лечения болезней, описывался характер ранений, методы лечения ран, давался перечень применявшихся для лечения трав, минеральных средств. По данным "сказок" можно судить об известных в XVII веке болезнях: ангина, рожа, опухоли, "падучая", "сухотка" (туберкулез), водянка, "каменная", "лихорадочная", "чечуйная" (геморрой), весница". Затрудняясь с постановкой диагноза, врачи указывали лишь симптомы болезней ("распух", "ноги опухли", "лом в ногах", "в голове лом" и др.). Об уровне постановки диагноза свидетельствуют многие примеры из врачебной практики, имеются записи с постановкой зубоврачебных диагнозов: "Гришка Афанасьев ранен саблею, отрублен нос и верхние губы и зубы передние... рана тяжела. Ивашка Андронов ранен в голову: пушечным ядром переломило висок левой в трех местах. Раны тяжелы. Алешка Федотов ранен: опалило лицо из пушки и нос сшибло". В некоторых "сказках" даются прогнозы заболевания, не всегда оптимистичные. В этих документах дается заключение о трудоспособности больного или раненого и его способности к несению службы. В основу терапии было положено использование лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Важнейшим источником для получения лечебных трав в Москве были аптекарские сады и огороды (у Каменного моста, в Немецкой слободе, за Мясницкими воротами и др.). Известны сведения и о хирургии XVII века. Хирургические операции получили довольно широкое распространение, особенно в связи с необходимостью оказывать помощь раненым в районах военных действий. В документах Аптекарского приказа сохранилась опись медицинских инструментов за 1692 год, по которой можно судить о характере хирургических операций: "ланцеты кровопущаные", клещи, "снасти, что в ранах осматривают", "шильца треугольные", буравы, "снасть костоправная с веревками", "клещи родильные", "ножницы двойные, что раны разрезывают", "пилы, что зубы трут". Основными проблемами медицины того времени являлись: распознавание болезни (диагностика), ее лечение, определение исхода (прогностика). В армии бывали случаи массового заболевания цингой, что вызывало необходимость принимать меры по борьбе с ней. Поэтому в специальной царской грамоте, направленной в 1672 году князю А.А. Голицину в Казань, для лечения цинги предлагалось: «…изготовить двести ведер сосновых вершин намоча вине, да в Нижнем Новгороде изготовить сто ведер, и послать то вино в Астрахань и давать то вино в Астрахани служилым людям от цинги». В военных гарнизонах стала обычным делом раздача всем чинам противоцинготных средств: солода, пива, винного уксуса, сбитня, которые способствовали оздоровлению и лечению воинов. Медицинскую помощь, кроме врачей, приглашаемых из-за границы и выпускников Лекарской школы, оказывали и различные народные врачеватели (мастера): зелейники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки, мастера очных, кильных дел и др. «Зубоволоки» умели накладывать на «червоточину» в зубах пломбы, укрепляли зубы прволочными «шинами». Для этого у них имелись «пеликаны», «ключи» (козья ножка), «дандагма» (разновидность средневековой одонтагры). Несмотря на рост рядов отечественных медиков, квалифицированных специалистов явно не хватало. Забота о врачебных кадрах дала возможность в XVII в. иметь значительное число лекарей, подготовленных в Москве, а также докторов медицины, получивших образование и ученую степень в заграничных университетах. В числе первых докторов медицины были Георгий Дрогобыч (ок.1450-1494), Георгий Скорина (1490-1535) – выдающийся белорусский первопечатник и просветитель, Петр Посников, который, получив в Падуанском университете степень доктора медицины, вернулся на родину, Иван Алманзенов и др. Все это подготовило почву для развития медицины в России XVIII в. С увеличением численности русских войск встала проблема военной медицины, до того существовавшей в примитивном виде. Полковые лекари шли на войну по собственной воле, на личные средства и лечили своими лекарствами. За пользование раненых они изредка награждались невеликой суммой. С образованием Аптекарского приказа хаотичная система сложилась в строго контролируемый порядок. В полки регулярно отправлялись подводы с лекарствами, а врачи начали получать государственное жалованье. При необходимости аптечные склады переносились ближе к театру военных действий. Из складов сформировались мелкие провинциальные аптеки в Вильно, Новгороде, Астрахани, Киеве, Курске. Согласно царскому указу 1671 года начали работать фармацевтические учреждения в Казани и Вологде. В 1634 г. недалеко от Москвы, около деревни Духолино, был создан особый «стекляночный» завод. Это была своего рода небольшая мануфактура, где работали 15 человек. Этот завод производил так называемые алхимические сосуды. В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта школа, которая готовила русских лекарей. С самого начала в ней обучались около 30 человек. Обучение длилось от 4 до 6 лет. После того как лекарь заканчивал обучение в такой школе, он, как правило, направлялся в войска, причем не только в военной время. Дело в том, что чуть позже каждый полк будет иметь личного военного лекаря. Таким образом, наряду с гражданским и монастырским направлениями в медицине существовало еще одно – военная медицина, которое не входило в ведение Аптекарского приказа. Обратим внимание на учебные пособия школ при Аптекарском приказе. В качестве учебников использовали различные лечебники, зельники, травники, прохладные вертограды, а также произведения, переведенные с латинского и греческого языков, таких авторов, как Везалий, Гален, Аристотель «О строении человеческого тела», «Тайна тайных», «Аристотелевы врата» и различные другие, которые были дополнены комментариями отечественных переводчиков). Хотя в Аптекарском приказе и существовала школа, но жители все-таки предпочитали народных целителей. Во-первых, население им больше доверяло, во-вторых, это было гораздо дешевле, чем лечиться у докторов. Сложилась даже в некотором роде иерархия: «дохтур, обтекарь и лекарь, потому что дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому не искусен, а лекарь прикладывает и лекарством лечит, а обтекарь у этих обоих повар». Аптекарский приказ имел монополию на заготовку и продажу всех хмельных напитков и меда, таким образом обеспечивая самофинансирование. С 1654 года в его обязанности входил контроль за городскими и придворными лекарями, в том числе проверка историй болезней («врачебных сказок»), поставка медикаментов в войска, организация карантинов, судебно-медицинское освидетельствование, создание медицинских библиотек и обучение лекарей из числа россиян. |