Главная страница
Навигация по странице:

  • Характеристика периодов Эпоха геометрики

  • Поздняя геометрика

  • Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)

  • Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.)

  • 8. особенности культуры средневековья и роль христианства в формировании средевеквого мировозрения

  • культорология. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. 4. культура древней индии культура древнего китая


    Скачать 1.55 Mb.
    Название4. культура древней индии культура древнего китая
    Анкоркульторология. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.doc
    Дата01.04.2017
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакульторология. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.doc
    ТипДокументы
    #4412
    страница8 из 23
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23

    7. характеристика периодов культуры древней Греции.

    Периодизация древнегреческого искусства

    • предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство)ХХХXII HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XII_век_до_н._э."вHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XII_век_до_н._э.". до н.э.

    • Ахейско-минойское искусство

    • Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1%20HYPERLINK%20%22http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=1050-е_до_н._э.&action=edit&redlink=1"г. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=1050-е_до_н._э.&action=edit&redlink=1"н.э."1050 HYPERLINK "%221050%20HYPERLINK%20%22http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=1050-е_до_н._э.&action=edit&redlink=1"г. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=1050-е_до_н._э.&action=edit&redlink=1"н.э."г. HYPERLINK "%221050%20HYPERLINK%20%22http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=1050-е_до_н._э.&action=edit&redlink=1"г. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=1050-е_до_н._э.&action=edit&redlink=1"н.э."н.э.VIIIHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/VIII_век_до_н._э."HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/VIII_век_до_н._э."вHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/VIII_век_до_н._э.". HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/VIII_век_до_н._э."доHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/VIII_век_до_н._э."HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/VIII_век_до_н._э."нHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/VIII_век_до_н._э.".HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/VIII_век_до_н._э."эHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/VIII_век_до_н._э.".

    • Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1%20г.%20до%20н.э."1050 HYPERLINK "%221050%20г.%20до%20н.э."г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.

    • Геометрика (расцвет) — ок.900 HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/900_год_до_н._э."г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.

    • Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.

    • Архаический период — VII в. до н.э.— нач. V в. до н.э.

    • Ранняя архаика — нач. VII в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.

    • Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.

    • Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.

    • Классический период — V в. до н.э.— сер. IV в. до н.э.

    • Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.

    • Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.

    • Поздняя классика — IV в. до н.э.

    • Эллинистический период — сер. IV в. до н.э. — I в. до н.э.

    Характеристика периодов

    Эпоха геометрики

    Эпоха получила название по виду вазописи.

    Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.

    В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставленно на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями 1вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

    • Храм Аполлона Карнейского на о.Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.

    • Храм Артемиды Орфии в Спарте.

    • Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

    Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.

    Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

    Поздняя геометрика

    Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется ковровое решение.

    Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.

    Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:

    • стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле

    • стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.

    Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)

    7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

    Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

    Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.)

    Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений;  Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

    Эллинизм

    Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы:

    1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов;

    2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования.

    3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н.э. — период упадка эллинизма и его гибели.

    Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.

    ______________

    В исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:

    Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

    Минойская цивилизация (Крит):

    Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

    Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.

    Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

    Элладская цивилизация (Балканская Греция):

    Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

    Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

    Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности.

    Полисный (XI—IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

    Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

    Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

    Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

    Эллинистический (IV—I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

    Первый эллинистический период (334—281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

    Второй эллинистический период (281—150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

    Третий эллинистический период (150—30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

    8. особенности культуры средневековья и роль христианства в формировании средевеквого мировозрения

    Распространение христианства

    На протяжении четырех веков в условиях углубляющегося кризиса, а затем и распада Римской империи идут параллельно три процесса: оформление организационной основы христианства - церкви, формирование в ожесточенной идейной борьбе единой церковной догмы - официально признанного символа веры, и постепенное принятие христианства государством в качестве своей идейной опоры. Правда, в восточной части бывшей империи - Византии церковь со временем подминается государством, стремящимся сделать ее послушным орудием власти. В западной части, на территории Рима и Западной Европы процесс идет иначе. Там в хаосе, возникшем после захвата Рима германцами, именно власть римских пап, объявленных наместниками Христа на Земле, становится единственной стабильной основой, стержнем формирования государственности и европейского христианского мира.

    ^ 4.3.23. Разделение христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую)

    Окончательное разделение западной, католической, и восточной, православной, церквей происходит в 1054г. И тот, и другой вариант имели свои плюсы и минусы.

    ^ Православная церковь опиралась на традицию и стремилась остаться именно церковью, духовной организацией, не вовлеченной прямо в мирские дела. Это позволило ей сохранить в какой-то степени внутри себя дух первичного христианства, но слишком часто она бывала служанкой государства. Как в Византии, так и позднее на Руси, особенно с эпохи Петра Первого. Хотя в период образования Московского государства русская церковь тоже играла во многом государствообразующую роль, скрепляя единство раздробленной страны.

    ^ Католическая церковь, взяла на себя во многом функции государства. Даже сверхгосударства, ведь весь период Средних веков римский папа был не только высшим духовным, но и светским владыкой, объединявшим своей властью всю Западную Европу. Поэтому западная церковь сыграла большую роль в мирских делах, но и взяла на себя все обычные грехи государственной власти: подавление восстаний, войны, политические интриги, крестовые походы, жесточайшие преследования инакомыслящих. К тому же к концу средневековья, она стала богатейшим собственником Европы и сочетание огромной власти и огромных богатств, не могло не подорвать основ ее духовного авторитета.

    ^ 4.3.24. Отношение к христианству в европейской культуре

    В связи с Реформацией и появлением конкурирующей с католичеством новой протестантской религии сначала начинается эпоха кровавых религиозных войн, окончившихся в XVII в. позорным Аугсбургским миром, утвердившим принцип: чья власть, - того и вера. Это связано, с одной стороны с тем, что значительная часть действительно верующих была истреблена в этих войнах, с другой же стороны это символизировало возрастающее равнодушие к религиозным вопросам в Западной Европе. Последнее было логически связано с формированием рыночного общества, которое не борется с религией, а просто безразлично к ней. Образ жизни и жизненные ценности человека в условиях рынка не нуждаются в идее Бога. Да и протестантская религия во многом вернувшаяся от христианства назад к иудаизму и способствовавшая этим утверждению рыночных ценностей, освобождению от христианских запретов. Ценности протестантизма, ориентированные на погоню за земными благами, позднее обнаружили свою связь с безверием. Поскольку протестантизм сводит религию к чтению Библии и соблюдению некоторых, весьма специфических, "рыночных" норм нравственности /трудолюбие, деловая честность и т.д./.

    Сущность христианства и в чем его роль как явления культуры

    Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные истоки. Социальные истоки христианства связаны с потребностью мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся новой реальности – феодальных отношений, требующих во многом нового понимания и реализации личной свободы. Если в языческой античности свобода и гражданство взаимно обусловливали друг друга, то феодализм предполагал свободу человека как отказ от гражданства, поглощающего личность, а также от рабства, сковывающего развитие производства.

    Христианство в значительной мере было подготовлено греко-римской духовной культурой, в которой появляются имеющие принципиальное значение для христианства идеи Бога как бесконечного духа, связи человеческой души с Божеством, внутренней его противоположность миру духа, потребность в искуплении, наконец, идея Логоса как посредника между Богом и людьми.

    В становлении христианства большую роль сыграли религиозные тенденции позднего эллинизма – синкретизм (взаимное проникновение) различных верований, в частности восточных мифов о страдающем, умирающем и воскресающем Боге; сближение всех религий, усиление дела человека; личностное понимание абсолюта.

    Как мировая религия христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и социальной организации. Основные идеи христианства – греховность человеческого рода, спасение, необходимое каждому человеку; искупление грехов перед Богом, сострадание.

    В христианстве религией становится всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям в их сановности Божьей, равенство людей перед Богом. Христианство явилось удачным ответом на потребности масс в положительном идеале. Оно становилось перед людьми новую цель, соединяя надежду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом царстве Божием, обосновывало идею братства людей, равных в грехе и искуплении, санкционировало разрыв верующих с враждебным им земным миром.

    Христианство во многом отличается, часто до противоположности, от античного язычества. Для христиан характерны:

    · ориентация на внутренний мир человека (для античного язычества – на внешний);

    · вера в чудо, авторитет (разум);

    · греховность земной жизни (радость земного бытия);

    · смирение человека (активность);

    · аскетизм (полнота жизни);

    · установка на улучшение человека (помощь).

    Последнее является важной особенностью христианства как выраженной нравственной религии, имеющей установку на духовное совершенство человека с целью пробудить стремление к единению с Богом и тем самым обрести лучшую жизнь.

    Вместе с тем христианский Бог есть глубочайшая тайна (Бог сокровенный), он таинственно объемлет людей, будучи абсолютно независимым, от них. Бог-творец является и высшей этической ценностью как воплощение любви ко всем людям, почитающим его. Среди ценностных ориентаций христианства ведущее место занимает учение о том, как должен жить человек, в чем смысл его бытия. Впервые моральные заповеди были сформулированы не только как запреты, но и как рекомендации, направленные на улучшение человека: целью его жизни становится спасение через духовное совершенствование.

    Христианство знаменовало собой становление новой культуры, в которой человек признавался личностью, воспринимался как земное воплощение Бога, а сам Бог – как воплощение любви к людям, как небесное воплощение Христа. Основные положения христианства изложены в Библии, его сущность выделена в 12 принципах «Символа Веры», принятого Никейским собором (325) и конкретизировано последующими Вселенскими соборами.

    Быстрый рост популярности нового учения обусловлен актуальностью идеи сверхъестественного спасения в условиях краха надежд на реальность освобождения человека от угнетения и нищеты. В христианстве социальный протест переводится в моральный. Несовершенство человеческих отношений объясняется изначальной греховностью человека, что делает естественными пассивность, проповедь терпения, мечты о лучшем мире на «том».

    Христианство объединило народы Европы, придало смысл их существованию в ожидании царства Божия, внесло историзм в понимание развития культуры (от Адама и Евы и Рождества Христова до Страшного суда). Христианство стало первой религией, способной влиять на огромные массы самых разных людей-единоверцев. Оно высветило роль духовной жизни человека, внесло в мировоззренческий хаос народов наступающего средневековья начало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23


    написать администратору сайта