Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Возникновение государства в Афинах.

  • 6. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла.

  • 8. Спартанская олигархия как политическая система.

  • 9. Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период.

  • Реформы Сервия Туллия ( VI в. до н. э., закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме)

  • шпоры-игпзс. 4. Основные черты права древней Индии по законам Ману


    Скачать 493 Kb.
    Название4. Основные черты права древней Индии по законам Ману
    Анкоршпоры-игпзс.doc
    Дата25.04.2017
    Размер493 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпоры-игпзс.doc
    ТипДокументы
    #5464
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    4. Основные черты права древней Индии по законам Ману.

    Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повсед­невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустишийВ соответствии с Законами Ману существуют следующие способы воз­никновения права собственности:• наследование;• получение в виде дара или находка;• покупка;• завоевание; • ростовщичество;• исполнение работы;• получение милостыни;• давность владения (10 лет).Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. уделяли значительное внимание ох­ране частной собственности, в первую очередь собственности на зем­лю. В законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие виды договоров: • договор займа;• договор найма рабочей силы;• договор аренды земли;• договор купли-продажи;• договор дарения.Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливал нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. В соответствии. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все иму­щество семьи считалось общим. Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:*формы вины;*рецидив;*соучастие;*тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует со­хранение следующих понятий:*принцип талиона ("мера за меру");*ордалии (суд богов);*принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Виды преступлений, называемых Законами Ману:*осударственные преступления;*преступления против собственности;*преступления против личности;*преступления, посягающие на семейные отношения. Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемо­го в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.Существовало множество видов наказаний, в том числе:• смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);• для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;• членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);• штрафы;• изгнание; • тюремное заключение.Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер.При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.


    5. Возникновение государства в Афинах.

    Законодательство Дракона: Оно представляло собой сборник законов. До нас дошли лишь их наименования. Законы были чрезвычайно жестоки, возможно поэтому в современном лексиконе появилось устойчивое выражение «Драконово законодательство». Дракон своим законодательством: 1)­дал гражданские и политические права всем способным носить оружие; 2)ввел 9 архонтов (архонт Эпоним); 3)ввел совет 401 (он избирался жребием из числа граждан Афин); 4)сохранил патриархат; 5)узаконил рабство (долговое); 6)узаконил право кровной мести; 7)ввел коллегию эфетов; 6)узаконил высокий имущественный ценз. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА В АФИНАХ. РЕФОРМЫ ТЕЗЕЯ: Упадок родовой организации и возникновение рабовладельчнского гос-ва в Афинах имеет свои особенности. На рубеже 8-7 вв. До н.э. в жизни греков произошли крупные перемены. Больше сталло железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, резко выросла торговля, широкое распространение получила письменность. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия стала разрушаться под действием тов-ден отношений, классообразования. Равенство подорвано долговой кабалой, в котороую попадает много людей. Имущественное неравенство углубляется. Образование государства началось с реформы Тесея. При нем произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы - эвпатриды (знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Эвпатриды быстро стали брать власть в свои руки. Они создали ареопаг, коллегии архонтов - как высшие органы власти, упразднив при этом базилей и совет старейшин. Афины стали аристократической республикой


    6. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла.

    : Реформам Солона предшествовала напряженная ситуация в обществе. Все это приводит к открытому выступлению против родовой аристократии в VIIв. до н.э. Также против старой родовой аристократии выступил новый круг лиц (разбогатевшие торговые и промышленные круги общества). Они стремились оттеснить родовую аристократию и взять власть в свои руки. Эта борьба выдвинула на политическую арену Солона, который в 594г. до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Произведенные им реформы все таки носили компромиссный характер, они оставляли ряд привилегий для родовой аристократии. Солон произвел т.н. сисахвию - реформу долгового рабства. Все долги крестьян были аннулированы и были запрещены впредь долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы сама личность должника. Все лица находившиеся в кабале получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены и возвращены на родину.Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание.Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот. Он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных -гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.Фактически, Солон сохранил, идущее от родового строя, деление афинского общества на 4 племени - филы. В течение 30 лет, установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем число архонтов было увеличено до 10 (было 9) 5 из них выбирались от эвпатридов (благородных), 3 от геоморов (земледельцев), 2 от демиургов (ремесленников). Клисфен своими раформами продолжил дело Солона. Разделил Аттику на 3 зоны и вместо 4 племенных фил ввел 10 территориальных. Совет 400 стал советом 500 (по 50 ч. От каждой филы). Создана коллегия стратегов (1 ч. От филы), ввел остракизм и суд “черпаков”. Реформы Клисфена завершили формирование афинского полиса. Эфиальт- афинский государственный деятель.Выражая интересы демократических кругов населения, Эфиальт ратовал за разрыв со Спартой, за самостоятельную внешнюю политику Афин; во внутренней политике был сторонником дальнейшей демократизации государственного строя и ликвидации политического значения оплота аристократии - ареопага. В 462 г. провел реформу, ограничившую функции ареопага (в ведении которого остались лишь уголовные дела), что вызвало недовольство аристократии. Вскоре был предательски убит (461 г. до н. э.). Соратником и восприемником политики Эфиальта был Перикл. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и пр.). Греция при Перикле достигла высшей степени интеллектуального развития (Периклов век). Умер Перикл в 429 г. до н. э., предположительно от чумы. При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра (так называемый теорикон); велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам; осуществлялся вывод бедноты в так называемые клерухии (поселения). Все эти мероприятия, однако, проводились в интересах лишь полноправных граждан. Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. В качестве стратега Перикл лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций, подавлял попытки отдельных городов выйти из Делосского союза.




    8. Спартанская олигархия как политическая система.

    Возникновение спартанского гос-ва – VIII – VII вв. до н. э. Организация политической власти - два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное собрание.

    Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу. Ретра относится к VIII-VII вв. до н.э., а окончательно "ликургов строй" сложился к концу VII - началу VI в. до н.э. Ретра пыталась решить две основные задачи - обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.

    В Спарте сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки первобытнообщинных отношений. Господствующий класс – спартиаты - полноправные граждане. При сохранении совместной собственности граждан на землю принадлежность к господствующему классу поддерживалась предоставлением каждому спартиату в пользование земельного надела (клера) вместе с прикрепленными к нему рабами - илотами, труд которых обеспечивал средствами существования спартиата и его семью. Земля разделена на 9000 примерно равных неделимых и неотчуждаемых клеров. Их нельзя было продать, подарить или завещать.

    Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 селений и напоминавшего своеобразный военный лагерь. Их быт был строго регламентирован. Главной обязанностью считалась военная. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Взрослые мужчины объединялись в возрастные и иные союзы, определявшие социальный статус их членов. Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников. Женщины, почти полностью освобожденные от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности. Запрещалось спартиатам и торговать, для них вводились тяжелые, неудобные в обращении железные монеты. Существовала имущественная дифференциация. Периэки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов. Основное занятие периеков - торговля и ремесло.

    Илоты - порабощенные жители Мессении - были собственностью государства. военнопленных). Илотия была специфической формой рабства. Илоты самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая

    Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию. Во главе государства стояли два архагета. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. по Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Совет старейшин (герусия), как и архагеты, - орган власти, сост. из 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились: участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

    В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Созывали вожди 1 раз в месяц, они же председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. 5 эфоров. избирались из "достойных" на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла: право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения.

    Деятельность самих эфоров практически не контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.

    Раздираемая внутренней борьбой Спарта, как и все греческие государства, в середине II в. до н.э. подпадает под власть Рима.


    9. Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период.

    Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

    Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь – Рекс: (военные, жреческие и судебные ф-ии). Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.

    Клиенты – иностранцы в Риме, пришлые иноплеменники.

    В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

    Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс (ремесло и торговля), и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями.

    Реформы Сервия Туллия (VI в. до н. э., закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме) положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

    Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. Из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

    Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу - усилила процесс ослабления кровнородственных связей.

    В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги.

    Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта