Римское право. римс. 4. Res sacrae суть вещи, которые посвящены высшим Богам religiosae посвящены Богам подземным
Скачать 20.26 Kb.
|
2. Итак, главное деление вещей обнимает собою две части, именно: одни вещи суть божественного права, другие — человеческого. 3. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству, и вещи со священным значением. 4. Res sacrae суть вещи, которые посвящены высшим Богам; religiosae — посвящены Богам подземным. 48. Вещи божественного права и вещи человеческого права Все вещи, согласно римским юристам, можно разделить на божественные и человеческие. К категории вещей божественного права относятся вещи, посвященные божеству, и вещи со священным значением. Res sacrae – вещи, которые посвящены высшим богам; religiosae – посвящены богам подземным. Священной делается вещь только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа, например, на основании закона, на этот случай изданного, или сенатским постановлением. «Религиозной делаем мы вещь по нашему собственному желанию, хороня умершего в место, нам принадлежащее, если только погребение покойника зависит от нас». Землю в провинции нельзя сделать религиозной, так как право собственности в этой земле принадлежит или римскому народу, или императору; вещи в провинции, не посвященные властью римского народа, наделяются res sacrae, но все-таки считаются sacrae (священными). Вещи со священным значением, как, например, городские стены и ворота, тоже принадлежат в известной степени к категории вещей божественного права. Предметы божественного права не состоят ни в чьем владении; то же, что образует группу вещей божественного права, в большинстве случаев составляет чью-либо собственность; но может, впрочем, и никому не принадлежать: так например, наследственная масса, пока не явится какой-либо наследник, не принадлежит никому. Те же вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства, или частных лиц. То, что принадлежит государству или общинам, не составляет ничьей частной собственности, так как государственное имущество принадлежит всему обществу граждан. Частное же имущество – это то, которое принадлежит отдельным лицам. Вещи человеческого права разделяются на телесные и бестелесные, манципируемые и неманципируемые, находящиеся в обороте и изъятые из оборота, движимые и недвижимые, определенные родовыми признаками и индивидуально-определенные, потребляемые и непотребляемые, делимые и неделимые, простые и сложные, главные и побочные. Права на чужие вещиПонятие и виды прав на чужие вещи. В римском праве могли существовать права как на свои, так и на чужие вещи. Подразумевалось, что собственность принадлежит определенному лицу, но другое лицо при этом имеет ряд прав, связанных с его вещью. Такие ограниченные права возникали или по воле самих собственников (на основании договора), или на основании правовых актов, издаваемых с целью улучшения экономического использования отдельных категорий вещей. Права на чужие вещи были различными в связи с тем, что различны ми были и виды пользования чужими вещами. Выделялось несколько видов прав на чужие вещи: сервитуты (servitutes) – имущественные права на чужие вещи: личные (ususfructus, quasi ususfructus, usus, habitatio, operae servorum vel animalium); вещные (servitutes praediorum urbanorum, servitutes praediorum rusticorum); залоги – вещь находилась у кредитора в обеспечение исполнения требования; эмфитевзис (emphiteusis) – отчуждаемое наследуемое право долго срочного пользования чужой землей; суперфиций (superfisies) – это аналог эмфитевзиса: долгосрочное отчуждаемое и наследуемое право аренды строительных участков с целью возведения строения и пользования этим строением. Изъятые и не изъятые из оборота вещи. Изъятые из оборота вещи (res extra commercium) – это те вещи, которые удовлетворяли потребности всего народа, а потому не могли быть предметом частных правоотношений. К ним относились предметы религиозного содержания (храмы, публичные дороги, предметы религиозного культа, места погребения и др.), а также предметы общего пользования (воздух, непересыхающие реки, берега моря и др.). Манципация проходила в сложной форме и при участии пяти свидетелей. Ошибка хотя бы в одном слове в процессе манципации автоматически приводила к недействительности сделки. Неманципиуемые вещи (rex пес mancipi) – все остальные вещи. Различие между двумя группами вещей состояло в способе отчуждения. Неманципируемые вещи отчуждались путем простой передачи – traditio, в то время как для отчуждения манципируемых вещей требовалось выполнение особых формальностей (обряда манципации – mancipatio). И это не случайно, так как к группе манципируемых относились основные средства производства. Поскольку они принадлежали общине (коллективу), последняя была заинтересована в сохранении права на них. Отсюда понятно введение обряда манципации с целью не допустить потери права на основные средства производства. Деление вещей на манципируемые и неманципируемые сохранялось вплоть до начала империи. Задание 2 Титул I. О брачном сговоре23.1.1. Флорентин в 3-й книге «Институций». Брачный сговор есть предложение и обещание будущего брака. 23.1.2. Ульпиан в единственной книге о брачном сговоре. Брачный же сговор (sponsalio) назван так от (слова) spondendum (сговариванье). Ибо у древних было принято стипулировать и сговаривать себе будущих жен, |