4. Влияние окружающей среды и произведений искусства на эстетическое развитие детей. На основе анализа педагогической и методиче. 4. Влияние окружающей среды и произведений искусства на эстетическое развитие детей
Скачать 20.83 Kb.
|
4. Влияние окружающей среды и произведений искусства на эстетическое развитие детей. На основе анализа педагогической и методической литературы подготовьте доклад, который может выступать в качестве консультации для родителей. Оформите материал для «Уголка родителей». Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у дошкольников эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству. Задачи эстетического воспитания дошкольников включают: развитие гармоничной личности; формирование способности замечать и ценить красоту вокруг; помощь в формировании личных вкусов и идеалов; создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников. Достижение цели базируется на определенных средствах и методических приемах. Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать у детей основы экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, помогающие ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную, можно утверждать, что применение художественно-эстетических средств в формировании у детей гуманного отношения к природе особенно эффективно. Это связано с тем, что чувства сострадания, сопереживания, успешно стимулирующиеся, проявляющиеся и развивающиеся в процессе различных видов художественно-эстетической деятельности, определяют действенное отношение детей к природе. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами. Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника, либо очарованием или мощью и величием разнообразных погодных явлений, то вырастут люди с обедненной душой. Именно этому способствуют произведения различных видов искусства о природе и собственная художественно-эстетическая деятельность детей по изображению и отражению природных объектов. Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». Художественное творчество, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия по художественному творчеству являются важной составляющей формирования экологической культуры дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. В целом формирование экологической культуры наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий экологизацию различных видов деятельности. Занимательные дела по изоэкологии способствуют расширению представлений детей о природе, свойствах материалов. Занятия по изоэкологии включают в себя – флористику, конструирование из природного материала, аппликацию из природного материала, тестопластику. На занятиях дети не только работают с природным материалом, но и получают достоверную информацию о природных объектах. Общение с природным материалом развивает ребёнка: деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им; воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность; исподволь знакомит с важнейшим принципом «не навреди!» (так как учит брать для работы листья лежащие на земле, кору на поваленном дереве); помогает осмыслить роль человека в сохранении природы, проникнуться идеей связи всего живого и не живого; развивает глазомер, аккуратность и, что очень, важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторика). Изоэкология – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, и сюжеты работы черпаются в природном окружении. Изоэкология строится на основе двух производных слов, где главным является «экология» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и изобразительная деятельность (как динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле этого слова). Изоэкология – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником – Природой. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, листа, ракушки, камня) и при этом сохраняются её исходные признаки и свойства (конфигурация, цвет, фактура). Понятие «изоэкология» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны натуральность и естественность (т.е. безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению). Дети очень любят создавать поделки из природного материала. Малыш, прицепив с помощью пластилина пёрышки к шишке – получает забавную птичку, перевернув шишку и добавив носик из пластилина – забавного ёжика. Так дети учатся видеть в простой форме необычные образы. Когда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразу понимают, что их замыслы ограничены готовой природной формой. Дети не сразу могут увидеть и создать в своём воображении художественный образ, соотнести его с природным материалом, найти приёмы позволяющие реализовать замыслы. Большое значение для активизации художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом. Для полноценного процесса формирования экологической культуры групповое помещение необходимо оформить растительными композициями (флористика), плакатами, фотовыставками, папкам с детскими работами на природные темы, коллекции разнообразных природных материалов и др. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В.А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для художественно – эстетического творчества детей дошкольного возраста. Таким образом, главная роль в процессе формирования экологической культуры через художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста отводится педагогам. Педагог должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны пробудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и многое другое, которые несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему. 5. Объясните, что такое творчество. Носит ли процесс создания продукта творческий, поисковый характер, если ребёнок ищет разные способы решения одной и той же задачи? Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Творчество — это: деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей. Творчество - деятельность, направленная на создание духовных и материальных ценностей; создание новых объектов на основе новых, оригинальных идей или замыслов. К семи годам ребёнок способен к созданию нового рисунка,конструкции, образа, фантазии, движения и т. д. которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Семилетнего ребёнка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к формулировке вопросов и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер, ребёнок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Дети этого возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной, инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Они с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности красок, бумаги, карандаша, пастели, восковых мелков, ткани, листьев и других природных материалов. На данной возрастной ступени дошкольного детства интегрирующей основой детской изобразительной деятельности выступает ведущая художественная способностьк восприятию композиции и освоению композиции как средства художественной выразительности. Общение с искусством даёт ребёнку положительно окрашенное эмоционально-ценностное содержание. К 6-7-летнему возрасту, дошкольник при благоприятных условиях уже имеет элементарные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувствовать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения развития продуктивного воображения. |