Главная страница

вступительный. Вопросы 21-30.. 41. Социальная структура общества её элементы


Скачать 36.48 Kb.
Название41. Социальная структура общества её элементы
Анкорвступительный
Дата21.04.2023
Размер36.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы 21-30..docx
ТипДокументы
#1080189

41. Социальная структура общества её элементы.

Общество является сложной социальной системой, структурно организованной целостностью, которую образуют разные элементы, компоненты. В свою очередь они также имеют определенный уровень организованности и упорядоченности собственной структуры. Это дает основания утверждать, что социальная структура общества является комплексным, многомерным образованием. Социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности, так как изменения социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества. Понятие «социальная структура» имеет несколько трактовок. Чаще всего этот термин используют для того, чтобы разделить общество на разные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также, чтобы определить внутреннюю структуру определенных социальных общностей. Выделяют два основных уровня структурной организации: 1) микроструктуру, 2) макроструктуру. Микроструктура означает устойчивые связи в малых группах (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.). Элементами структурного анализа при этом выступают индивиды, социальные роли, статусы, групповые нормы и ценности. Микроструктура существенно влияет на процессы социальной жизни, такие как социализация, формирование общественной мысли. Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенность их структурной организации. Основными аспектами макроструктуры общества являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная и социально-этническая подструктуры.

Социальная структура – упорядоченная совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, институтов, объединеных связями и отношениями, отличающихся между собой положением в экономической, политической, духовной сферах их жизнедеятельности. Другими словами, это внутреннее устройство общества, которое состоит из упорядоченных элементов, взаимосвязанных между собой: индивидов, социальных групп, социальных слоев, классов, сословий, социальных общностей (социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-территориальных).

Человек практически никогда не включается в строение общества непосредственно. Он всегда принадлежит к определенной группе, интересы и нормы поведения которой влияют не него. А уже эти группы образуют общество.

Социальная структура имеет определенные особенности:

1) устойчивость связи между какими-либо элементами общества, т.е. устойчивые взаимозависимости, корреляции;

2) регулярность, стабильность и повторяемость этих взаимодействий;

3) наличие уровней либо «этажей» соответственно значимости элементов, которые входят в структуру;

4) регулирующий, инициированный и динамический контроль над поведением элементов, включающий различные нормы и санкции, принятые в данном обществе.

Социальная структура имеет «горизонтальную проекцию» и «вертикальную проекцию» - иерархично организованная совокупность статусов, групп, классов, прослоек и т.д. Понятие «социальная структура» охватывает системно-организационный и стратификационный аспекты. Согласно с системно-организационным аспектом главное содержание социальной структуры образуют социальные институты, в первую очередь такие как: экономика, политика (государство), наука, образование, семья, сберегая и поддерживая существующие в обществе отношения и связи. Эти институты нормативно регулируют, контролируют и направляют поведение людей в жизненно важных сферах, а также определяют устойчивые, регулярно воспроизводимые ролевые позиции (статусы) в разных типах социальных организаций. Социальный статус является первичным элементом социальной структуры общества, который определяет место человека в социальной структуре общества. Он обуславливается профессией, возрастом, образованием материальным положением. Социальные позиции (статусы) и связи между ними определяют характер социальных отношений. Социальный статус – это социальное положение (позиция) личности в социальной структуре общества, связанная с принадлежностью к какой-либо социальной группе или общности, совокупность ее социальных ролей. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности и демографические признаки человека. Например, «строитель» - профессия; «наемный рабочий» – экономическая черта; «член партии» - политическая характеристика; «мужчина 30-ти лет» - демографическая особенность. Все эти характеристики описывают социальный статус одного человека, но с разных сторон. Необходимо различать личностный и социальный виды статуса. Социальный статус имеет два значения – широкое и узкое. Статус в широком смысле – это социальное положение человека в обществе, которое дает ему обобщающую характеристику. В узком значении – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Личностный статус – это положение, которое человек занимает в малой социальной группе (семье, среди знакомых, в коллективе, спортивная команда, студенческая группа и т.д.), в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. В них каждый может занимать высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым или аутсайдером. Статус может быть предписанный (фамилия, родословная), достигнутый или смешанный. Предписанный нельзя отождествлять с прирожденным. Прирожденными считаются только три биологически унаследованных статуса: пол, национальность, раса, которые человек наследует независимо от своей воли и сознания. Достигаемый статус человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно динамичнее и демократичнее. Смешанный статус одновременно имеет черты как предписанного, так и достигаемого. Например, звание профессора сначала является статусом, который достигается, но со временем становится предписанным, т.к. является извечным, хотя и не наследуемым. Социальная роль –типовое поведение человека связанное с его социальным статусом, которое не вызывает негативных реакций у окружающих. Индивид может выполнять несколько социальных ролей. Например: друг, спортсмен, общественный деятель, гражданин, студент. В каждом человеке насчитывается несколько социальных ролей и статусов. Любое общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций, причем, чем их больше, тем сложнее общество. Однако статусно-ролевые позиции не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Организованность и упорядоченность обеспечиваются благодаря более сложным структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям, - которые связывают статусно-ролевые позиции между собой, обеспечивают их воспроизводство, создают гарантии их устойчивости. На основе близких социальных статусов, устанавливающих потенциальную возможность участия индивида в соответствующих видах деятельности, формируются более сложные структурные элементы общества – социальные группы. Социальная группа – относительно устойчивая, исторически сложившаяся совокупность людей, объединенных на основе общих признаков, интересов, ценностей, групповом сознании. Понятие «социальная группа» является родовым относительно понятий «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», «общности», так как фиксирует социальные отличия между отдельными совокупностями людей в процессе распределения труда и их результатов. Эти отличия имеют в своей основе отношения к средствам производства, власти, специфики труда, специальности, образования, уровня доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места проживания и т.д. Класс– любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, престижем, отношением к власти. Социальный слой – группа индивидов занятая равноценными видами труда и получающая приблизительно равное вознаграждение. Социальная общность –совокупность людей, объединенная относительно устойчивыми социальными связями, отношениями, имеющая общие признаки, которые придают ей не повторное своеобразие.

В каждом обществе существует определенное количество социальных групп, создание которых обусловлено:

- общей деятельностью (например, профессиональные группы, коллективы);

- общим пространственно-временным существованием (средой, территорией, коммуникацией);

- групповыми установками и ориентациями.

Следует отличать социальные группы от случайных неустойчивых объединений таких как: пассажиров автобуса, читателей в библиотеке, зрителей в кинотеатре. Социальные группы возникли на базе объективных условий существования, определенного уровня развития общества. Так на заре человечества возникли род и племя. С разделением труда появились профессиональные группы (ремесленники, земледельцы, охотники, собиратели и т.д.). С появлением частной собственности - классы. Становление социальной группы – это длительный и сложный процесс ее социального созревания, который связан с осознанием своего положения, общности и интересов, ценностей, формированием группового сознания и норм поведения. Социальная группа становится социально зрелой, когда она осознает свои интересы, ценности, формирует нормы, цели и задачи деятельности, которые направлены на сохранение или изменение ее положения в обществе. Р.Дарендорф в связи с этим выделяет скрытые и открытые групповые интересы. Именно осознание интересов превращает группу людей в самостоятельный субъект социального действия.

В социальной структуре взаимодействуют разные по численности социальные группы. Традиционно их делят на малые и большие.

Малая социальная группа – немногочисленная по составу группа людей, участники которой объединены общей деятельностью и вступают в непосредственное общение, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особенных групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком малой социальной группы является наличие непосредственно длительных личностных контактов (общения, взаимодействие), свойственных например, семье, бригаде рабочих, группе друзей, спортивной команде и т.д.

Большая социальная группа - многочисленная по составу группа людей, объединенных для общей деятельности, но взаимоотношения между ними преимущественно формальные. К ним можно отнести профессиональные, демографические, национальные общности, социальные классы. Социальная структура современного украинского общества зависит от направления сущности социальных трансформаций, суть которых – в изменении функциональных связей в обществе. Ее основу составляют:

1. Изменение общественной формы всех основных социальных институтов – экономических, политических, культурных, образовательных; глубокий общественный переворот и реформирование тех социальных регуляторов, которые формируют социальную структуру общества (она стала менее жесткой, более подвижной).

2. Трансформация социальной природы основных компонентов социальной структуры – классов, групп и общностей; возобновление их как субъектов собственности и власти; появление экономических классов, слоев и страт с соответствующей системой социальных конфликтов и противоречий.

3.Ослабление существующих в обществе стратификационных ограничений. Появление новых каналов повышения статусов, усиление горизонтальной и вертикальной мобильности украинцев.

4. Активизация процессов маргинализации.

Маргинализация – (лат. margo – край, граница) – процесс утраты личностью объективной принадлежности к определенной социальной группе, без последующего субъективного вхождения в иную общность, страту. Это процесс изменения субъектом одного социально-экономического статуса на другой. В украинском обществе на рубеже ХХ-ХХI веков она характеризуется переходом преимущественно в нижние слои населения (феномен «новых бедных», социальные группы военнослужащих, интеллигенции).

5. Изменение сравнительной роли компонентов социального статуса. Если в стратификации советского общества доминировал административно-должностной критерий, связанный с местом в системе власти и управления, то в современном обществе решающим является критерий собственности и доходов. Ранее политический статус определял материальное положение, теперь величина капитала определяет политический вес.

6. Повышение социального престижа образования и квалификации, усиление роли культурного фактора в формировании высокостатусных групп. Обусловлено это формированием рынка труда. Однако это касается специальностей, которые пользуются спросом на рынке, в первую очередь – экономической, юридической и управленческой.

7. Изменение качественных и количественных параметров социальной структуры. Известно, чем прогрессивнее половозрастная структура, тем большими возможностями развития она наделена, тем устойчивее социальный (трудовой, интеллектуальный, культурный) потенциал населения. Вследствие негативных демографических тенденций население Украины каждый год уменьшается на 400 тыс. человек, на фоне общей депопуляции населения (каждая пятая украинская семья не имеет детей) снижается уровень рождаемости, сокращается средняя продолжительность жизни (если в начале 90-х годов ХХ в. по показателям здоровья Украина занимала 40-е место в мире, то через десять лет она переместилась во вторую сотню).

8. Углубление социальной поляризации общества. Имущественный показатель является стержнем трансформаций. Экономический статус и образ жизни элит, высшего слоя резко возросли, а у большинства населения – резко снизились. Расширились границы нищеты и бедности, выделилось социальное «дно» - бездомные, деклассированные элементы.

42. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.

Общество как целостная система представляет собой структурированное образование. Одним из важнейших срезов структуры общества является социально-стратификационная структура, которая представляет собой совокупность различных по социальному положению относительно устойчивых социальных групп, общностей, слоев (страт). Социальная стратификация – это дифференциация людей или групп на социальные слои (страты) и классы, которая характеризуется неравенством по уровню доходов, образования, престижа профессии, властных полномочий и т. д. Другими словами, стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительно, в сложных обществах неравенство очень сильно выражено: возникли касты, затем сословия, потом классы. Понятие «стратификация» (от лат. stratum – слой, fasio – делаю) пришло в социальную философию и социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли: социальные слои (страты) также расположены по вертикали. Главным основанием является уровень дохода: бедные занимают низшую ступень, зажиточные – среднюю, богатые – верхнюю. Таким образом, страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Четыре главных измерения (шкалы) стратификации: уровень дохода, уровень образования, уровень престижа и уровень властных полномочий. Соответственно, если социальная структура характеризует общественное разделение труда, то социальная стратификация – общественное распределение результатов труда, т. е. социальных благ.

Социальная стратификация обладает несколькими отличительными признаками:

1) в процессе стратификации происходит дифференциация людей, т. е. высшие и низшие слои, страты;

2) социальная стратификация разделяет людей также на привилегированное меньшинство (знать и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные и др.);

3) социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев желания переместиться в более обеспеченные слои, что порождает социальные противоречия и конфликты.

Существует несколько концепций стратификации, важнейшими из которых являются концепция стратификации П. Сорокина, концепция статусного подхода Л. Уорнера и др. Так, например, концепция П. Сорокина отличается от концепции классов К. Маркса тем, что не настаивает на социальном равенстве, а рассматривает неравенство как естественное состояние общества. Это, в свою очередь, приводит не только к различию страт по вышеперечисленным критериям, но и к размещению страт в жесткой системе подчинения одних слоев другим. Если в концепции К. Маркса революция рассматривалась как единственная возможность стирания границы между классами, то в концепции стратификации П. Сорокина в результате революции может быть только «перетасовка» индивидов в обществе, а сама стратификационная лестница останется. В социологии представлено несколько концепций стратификации. Так, основоположник статусного подхода Л. Уорнер предложил первую типологию классов на основе высказываний членов поселенческой общины друг о друге. Уорнер определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими членами общности, т. е. их репутации, и выделил шесть различных классов:

1. Верхний слой высшего класса: богатые люди знатного происхождения.

2. Нижний слой высшего класса: люди высокого достатка, не являющиеся выходцами из аристократических семей (нувориши).

3. Верхний слой среднего класса: бизнесмены и высокообразованные лю­ди, занятые интеллектуальным трудом, имеющие высокие доходы (крупные ученые, владельцы частных больниц, владельцы капитала).

4. Средний слой среднего класса: профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов крупных предприятий, старшие офицеры и т. д.

5. Нижний слой среднего класса: «белые воротнички» – канцелярские служащие, работники торговли и сферы обслуживания, мелкие предприниматели, учителя, младшие офицеры и т. д.

6. Верхний слой низшего класса: «синие воротнички» – заводские и другие рабочие, а также крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и т. д.

7. Нижний слой низшего класса: самые бедные и отверженные члены об­щества.

8. Паразитические слои: мафиозные группы, грабители и т. д.

Исторические типы стратификации. Стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества. С появлением раннего государства (восточной деспотии) стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации и демократизации стратификация смягчается. В социологии выделяют четыре главных исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, последний тип – открытые. Рабство– исторически первая система социальной стратификации, представляет собой экономическую, социальную и юридическую форму закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Различают две исторические формы рабства: патриархальное рабство, при котором раб обладал всеми права младшего члена семьи; классическое рабство, при котором раб считался собственностью хозяина. Каста– социальная группа, страта, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Индия – классический пример кастового общества, где кастовое положение индивида закреплено индуизмом: рождение в определенной касте зависит от поведения в предшествующей жизни. В индии четыре основные касты: брахманы(священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие, крестьяне). Кроме перечисленных в Индии насчитывается еще около 5 тысяч не основных каст. Особо стоят неприкасаемые, они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию (в 1991 г. численность касты неприкасаемых в Индии равнялась 55,3 миллиона человек).

Сословие– социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной иерархии являлась Европа: высшие сословия (дворянство, духовенство), непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство; сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности сословий определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной, а членство в сословии определялось наследством. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались. Промышленная революция XVIII – XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Ускоренное развитие промышленности привело к выдвижению на активную позицию мелкой буржуазии, т. е. предпринимателей, коммерсантов, купцов и т. д. Крестьянство разорялось и превращалось в наемных индустриальных рабочих – новую социальную страту, которой не было в традиционном обществе. Формировалось индустриальное общество и новая система стратификации – классовая, характеризующая общество открытого типа. Понятие «класс» выражало экономическое положение людей, выходцев из низов, способных свободно продвигаться наверх в зависимости от таланта и трудолюбия. В широком значение, класс – это большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения доходов. Выделяют четыре основных класса: высший, средний, рабочий и низший. Современный средний класс является историческим преемником третьего и четвертого сословия и появляется лишь в ХХ в. В обществе средний класс выполняет стабилизирующую функцию: чем его численность больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать конфликты, социальные катаклизмы, революции. Средний класс разводит два противоположных полюса (богатых и бедных) и не дает им столкнуться. В средний класс входят две основные категории: собственники материального капитала (мелкая буржуазия, мелкий и средний бизнесмен), и собственники интеллектуального капитала (ученые, инженеры, менеджеры и т. п.). Социальные слои и классы находятся в процессе постоянных изменений, совокупность которых П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т. е. подвижностью слоев и классов. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое. Социальная мобильность реализуется в обществе в различных типах и видах. По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную (перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую на том же стратификационном уровне) и вертикальную (перемещение индивида или группы из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого). Вертикальная мобильность бывает двух видов: восходящая (социальный подъем из одного слоя в другой, более высокий) и нисходящая (социальное нисхождение в более низкий социальный слой). По скорости протекания стратификационные перемещения бывают медленные и быстрые; по плотности изменений они делятся на индивидуальные и групповые. Само понятие «социальной мобильности» становится важной социальной характеристикой общества. По его критериям можно вводить понятия «открытого» или «закрытого общества», «демократического» или «тоталитарного режима». В рыночных обществах все основные критерии стратификации: доход, престиж, власть, профессия и образование – тесно взаимодействуют друг с дру­гом. Не так обстоит дело в постсоциалистических социальных системах. В ус­ловиях трансформации общества четкость социальных расслоений исчезает, а единственной основой стратификации в наших условиях может, например, выступить профессионально-должностное положение индивидов. Доступ к знаниям и социально значимой информации становится основным ресурсом социальной динамики постиндустриального общества и, следовательно, критерием социальной дифференциации, а также показателем социального положения людей.

Экономический капитал и материальные ресурсы в таком обществе уже не в состоянии быть ключевыми факторами развития, уступая место информации, умноженной на знания и технологии. Следовательно, значимость прежнего классового деления – собственники – несобственники – также снижается, заменяясь социальным разделением на тех, кто владеет информацией, и тех, кто ею не владеет. П. Бурдье в связи с указанными тенденциями разработал концепцию «символического (или культурного) капитала» и «культурной индентичности», в которой классовая иерархия заменяется статусной иерархией, обусловленной ценностными ориентациями и образовательным потенциалом социальных групп. В переходный период, в условиях кризиса нарушается взаимосвязь компонентов стратификационного процесса, а основным критерием стратификации в обществе становится масштаб присвоения собственности. В тоже время в постсоветстком обществе существенно расширяется сеть критериев стратификационной динамики: наряду с действующими экономическими, политическими, социокультурными факторами появляются факторы «теневые» (нелегальный бизнес, преступность) и маргинализационные.

43. Социальные нормы и отклоняющееся поведение их взаимосвязь. Социальный контроль и самоконтроль.

Взаимодействуя друг с другом, отдельные индивиды и социальные группы вступают в отношения, которые принято называть общественными. Для урегулирования этих отношений общество вырабатывает определенные правила или нормы. Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения в обществе, являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически, с развитием общества, являясь в той или иной мере обязательными для исполнения. Они определяют взаимные обязательства членов общества. Существует ряд классификаций социальных норм. Социальные нормы подразделяются: по способу установления; по средствам охраны; по возникновению и реализации, по содержанию. Наиболее значимо разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному признаку выделяют пять разновидностей социальных норм: 1) нормы обычаев, 2) нормы морали, 3) корпоративные нормы, 4) религиозные нормы и 5) правовые нормы. Нормы обычаев входят в привычку в результате их многократного повторения. Разновидностью обычаев считаются традиции, выражающие стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, формы поведения. Другая разновидность обычаев – ритуалы, регламентирующие поведение людей в быту, в семье, в сфере религии. Нормы морали – это правила поведения, отражающие представления людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и дурном. Их реализация обеспечивается силой общественного мнения и убеждениями самих людей. Корпоративные нормы устанавливаются общественными организациями, социальными группами: болельщиками, рыболовами, фирмами, партиями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций. Под религиозными нормами понимают правила поведения, содержащиеся в священных книгах или установленные церковью, обеспечивающиеся внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви. Религиозные нормы распространяются только на верующих данной конфессии и необязательны для других людей. Правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, уставленные или санкционированные государством, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.

С развитием общества социальные нормы постепенно усложнялись. Ученые полагают, что первым видом социальных норм являлись запреты, табу, возникшие еще в первобытном обществе. Тогда же появились ритуалы с их строго заданной формой исполнения. Ритуалами сопровождалось большинство событий в жизни первобытных людей: проводы на охоту или войну, вступление в должность вождя, преподнесения даров богам. Позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды, имевшие символическое значение. В отличие от ритуалов они преследовали цели воздействия на психику человека. Проявлением более высокой ступени развития человечества стали обычаи, регулировавшие практически все стороны жизни первобытного общества. В эпоху первобытности возникли и религиозные нормы. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет-фетиш. Затем человек стал поклоняться животному или растению – тотему, видя в нем своего предка и защитника. Тотемизм сменился анимизмом, т.е. верой в духов, душу и всеобщую одухотворенность природы. Со временем среди сверхъестественных существ люди выделили наиболее важных – богов. Так появились первые политеистические, а затем и монотеистические религии. Время возникновения морали определить невозможно, поскольку она является целостной системой и выражает определенную степень зрелости человека и человеческого общества. Очевидно, формирование моральных норм шло параллельно развитию других социальных регуляторов. С возникновением государства появляются первые нормы права. Последними по времени стали корпоративные нормы. Все социальные нормы имеют общие черты: это правила поведения общего характера; они рассчитаны на многократное применение; они действуют непрерывно во времени; они распространяются на неопределенный круг лиц; они имеют определенный порядок реализации, т.е. обладают признаком процедурности; каждый вид социальных норм имеет определенный механизм реализации предписаний, т.е. обладает признаком санкционированности.

Общество в той или иной форме следит за соблюдением социальных норм, осуществляя социальный контроль. За соблюдением обычаев, традиций, норм морали следит само общество. Например, контролируя поведение сына, мать действует на основе существующих социальных норм и тем самым осуществляет первичный социальный контроль. Соблюдение правовых норм контролируется государством. Соблюдение либо нарушение социальных норм предполагает соответствующие санкции в виде поощрений или наказаний. Под социальной санкцией понимается реакция общества, социальной группы или государства на поведение индивида в общественно значимой ситуации. Санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими); формальными (официальными) и неформальными (неофициальными). Так, награждение грамотой является формальной позитивной санкцией, а презрение товарищей – неформальной негативной.

Социологи определяют отклоняющееся (девиантное) поведение как форму дезорганизации поведения индивида в группе или определенной категории лиц в обществе, проявляющееся в несоответствии общественным ожиданиям и требованиям; отступающее от общепринятых социальных норм. Различают положительное (позитивное) и отрицательное (негативное) девиантное поведение. Если последствия необычного поведения можно оценить положительно (обливание холодной водой), оно является позитивным и наоборот. Исходя из целей и направленности девиантного поведения, выделяют деструктивный (наносящий вред самой личности – алкоголизм, наркомания) и асоциальный (наносящий вред обществу – нарушение правил дорожного движения) типы. Поведение, противоположное отклоняющемуся, называют конформистским или нормативным, соответствующим социальным нормам. В узком смысле под девиантным поведением подразумеваются отклонения, не влекущие за собой уголовного наказания, т.е. не являющиеся противоправными. Основные формы девиантного (неодобряемого) поведения: уголовная преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройство, самоубийство. Выделяют несколько разновидностей отклонений: 1) культурные и психические; 2) индивидуальные и групповые; 3) первичные (совершенные разово шалости, ошибки, эксцентрические выходки) и вторичные; 4) культурно одобряемые и культурно осуждаемые. К типам девиантного поведения относят: конформность – соответствие культурным целям и средствам; инновацию – согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание традиционных средств их достижения; ритуализм – отрицание целей данной культуры с одновременным принятием и использованием традиционных средств их достижения; ретретизм – одновременное отрицание одобряемых обществом целей и средств их достижения; мятеж, бунт – стремление заменить старые цели и средства, отчуждение от господствующих целей и стандартов, замена их новыми. К причинам девиантного поведения относят физические и психические отклонения, недостатки воспитания, социальные конфликты, наследственность. Поведение, связанное с нарушением норм права, в социологии называется делинквентным, т.е. преступным поведением. Преступлением называют посягающее на правопорядок общественно опасное виновное деяние, предусмотренное уголовным законодательством. Для защиты своих интересов общество использует различные средства социального контроля. Социальный контроль – особый механизм поддержания общественного порядка, включающий два основных элемента (средства контроля) – нормы и санкции. Социальный контроль осуществляется государством, а также любой социальной группой путем группового общественного давления, принуждения, а также через социализацию. Социальный контроль через групповое давление осуществляется посредством осуждения отдельных членов группы, поведение, внешний вид или взгляды которых не соответствуют установленным в данной группе стандартам. Диапазон санкций при этом варьируется от замечаний до изгнания из группы. Групповое давление осуществляется еще и в зависимости от характеристик и статуса индивидуума, от характеристик группы. Социальный контроль через принуждение осуществляется формально (путем установления законов и наказаний), а также путем неформального группового контроля. Социальный контроль путем социализации осуществляется как бессознательное выполнение индивидом своей привычной роли. Выделяют следующие группы социальных санкций: 1) формальные позитивные (публичное одобрение со стороны официальных организаций); 2) неформальные позитивные (дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, слава, почёт, уважение); 3) формальные негативные (наказания, предусмотренные законами, правительственными указами, административными инструкциями); 4) неформальные негативные (замечание, насмешка, порицание). Важным средством контроля является самоконтроль, т.е. управление своим поведением в условиях влияния социального окружения или собственных биологических механизмов – влечений, эмоциональных порывов, зависимостей. С понятием самоконтроля связано понятие совести.

44. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальные процессы в современной России.

Статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких‑либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие‑то из социальных ролей противоречат друг другу). Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт. Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

45. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

46. Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

47. Семья как социальный институт. Основные типы семьи и формы брака. Тенденции развития семьи в современном обществе.

48. Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен.

49. Политика и её роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества.

50. Власть её происхождение и виды.


написать администратору сайта