Главная страница

Медицина в древней Греции. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. 5 эллинистический


Скачать 19.65 Kb.
Название5 эллинистический
АнкорМедицина в древней Греции
Дата24.09.2022
Размер19.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.docx
ТипДокументы
#694018

История древней Греции делится на пять периодов: 1) крито-микенский, или эгейский 2) предполисный 3) полисный 4) классический

5) эллинистический.

Медицина в крито-микенский период (III—II тысячелетия до н. э.)

Центром древнейшей греческой цивилизации был о. Крит. Он имел прекрасно развитые ремесла, искусство.

Высокий уровень санитарного благоустройства на о. Крит обусловлен водоотводными каналами, сточные ямами, банными помещениями, вентиляцией.

К сожалению, письменных медицинских источников крито-микенского периода пока не имеется.

Медицина предполисного периода (XI—IX вв. до н. э.)

Предполисный период долгое время назывался «гомеровским», основные сведения о нем давали эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея».

В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Лечение ран состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязки; говорится об употреблении серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний и использовании серы как лекарственного средства, а также о заимствовании некоторых знаний о лечебных средствах у древних египтян.

Несмотря на то что вскрытия умерших в древней Греции не производились медицинская номенклатура «Илиады» и «Одиссеи» составила основу терминологии греческих врачевателей и входит в состав современного анатомического языка.

Медицина полисного периода (VIII—VI вв. до н. э.)

В это время на территории Греции повсеместно формировались города-государства — полисы.

Полисный период истории древней Греции отмечен таким важным для истории медицины явлением- как становление храмового врачевания.

Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща (воздух которой также является целебным) были обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств, и потому он считался священным.

Святилища в древней Греции не были больницами в нашем понимании; они носили «лечебно-санаторный» характер.

Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения. Наряду с ними существовал ритуал Епkoimesis «искусственного сна» (состояние экстаза или гипноза), которое достигалось применением наркотиков или методов психологического воздействия. В древней Греции не было резкой границы между светской медициной и врачеванием в храмах.

Медицина классического периода (V—IV вв. до н. э.)

В классический период наступил «высочайший внутренний расцвет Греции», тесно связанный с возвышением могущества Афин.

В древней Греции Медицина долгое время развивалось в русле единого философского знания — натурфилософии. Все великие врачеватели были философами и, наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в медицине.

Можно выделить несколько врачебных школ.

Кротонская врачебная школа. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т. п., господство же (монархия) одной из них есть причина болезни, 3) противоположное излечивается противоположным Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врачеватель Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой).

Книдская врачебная школа. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь): здоровье представлялось как результат их благоприятного смешения и, наоборот, неблагоприятное смешение соков расценивалось как причина большинства болезней. Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н. э.) — современник Гиппократа.

Сицилийская врачебная школа была основана в V в. до н. э. Эмпедоклом из Акраганта (греч. Ет-pedokles, ок. 495—435 гг. до н. э.). Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).

Косская врачебная школа — главная медицинская школа древней Греции классического периода.

Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы. Болезнь в их понимании— не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине), развивали основы врачебной этики.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа Великого (ок. 460—ок. 370 гг. до н. э.), который вошел в историю как Гиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates). Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в древней Греции.

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей назывался «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая — ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем некоторые из них:

1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» — законченная мысль). В них собраны наставления по лечению болезней.

2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» — предвидение, предсказание). В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

3. «Эпидемии» (от греч. «epidemia» — повальная болезнь). Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не инфекционные, заразные заболевания, а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.

4. «О воздухах, водах и местностях». Это первое дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы.

Медицина эллинистического периода (IV в. до н.э.— I в. н. э.)

Эллинистический период является заключительным, внешним этапом развития древней Греции — ее «высочайшим внешним расцветом». Большое значение для развития естественно-научного знания того времени имело учение крупнейшего древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля из Стагира

Медицина эпохи эллинизма характеризуется прежде всего бурным развитием анатомии и хирургии; многие выдающиеся достижения в этих областях теснейшим образом связаны с деятельностью александрийской врачебной школы.

Анатомия (от греч. anatome— рассечение) стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины.

Основателем описательной анатомии в александрийской школе (и в древней Греции в целом) считается Герофил из Халкидона. Он признается первым греком, начавшим вскрывать человеческие трупы.

В труде «Анатомия» он подробно описал твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга, проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны некоторые внутренние органы: печень, двенадцатиперстная кишка, которой он впервые дал это название, и др. По его мнению, четырем важнейшим органам — печени, кишечнику, сердцу и легким — соответствуют четыре силы: питающая, согревающая, мыслящая и чувствующая.

В сочинении «О глазах» он описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в трактате «О пульсе» изложил анатомию сосудов (описал легочную артерию, дал названия легочным венам) и учение об артериальном пульсе, который считал следствием деятельности сердца.

Преемником Герофила был Эразистрат .

Эразистрат хорошо изучил строение мозга, описал его желудочки и мозговые оболочки, впервые разделил нервы на чувствительные и двигательные и показал, что все они исходят из мозга. Эразистрат считал, что все части организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий. Заключив, что артерии и вены соединены между собой мелкими сосудами «синанастомозами», он весьма близко подошел к идее циркуляции крови.

Эразистрат производил вскрытия умерших больных. Он установил, что в результате смерти от водянки печень становится твердой, как камень, а отравление, вызванное укусом ядовитой змеи, приводит к порче печени и толстого кишечника. Таким образом, Эразистрат сделал первые шаги по пути к будущей патологической анатомии.

Хирургия эпохи эллинизма объединила в себе два мощных источника: греческую хирургию, связанную в основном с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран, и индийскую хирургию, которой были знакомы сложные операции. Среди важнейших достижений хирургии александрийского периода — введение перевязки сосудов, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера (приписывается Эразистрату), проведение сложных операций на почке, печени и селезенке, ампутация конечностей, лапаротомия при завороте кишок и асците.

Античная медицина была тем фундаментом, на котором европейская медицина базировалась и развивалась во все последующие века. Именно поэтому проблема медицинских знаний Древней Эллады всегда волновала историков медицины и ученых-медиков.

Конечно, несовершенство техники того времени и незнание людьми фундаментальных законов естества не позволили им полностью избавиться от заблуждений в сфере человеческого тела, однако то, что было сделано, действительно заслужило того, чтобы имена ученых и простых медиков древнего мира были внесены в летопись истории.


написать администратору сайта