Главная страница
Навигация по странице:

  • Домашку сделал

  • «Человек, который ищет правду». А.И. Солженицын в Историческом музее

  • ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ОНЛАЙН-ПРОЕКТ «ОНИ ПРОШЛИ ПО ТОЙ ВОЙНЕ. ПИСАТЕЛИ-ФРОНТОВИКИ»: АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН

  • Александр Исаевич Солженицын (11 декабря 1918 – 3 августа 2008)

  • Уважаемые читатели! С произведениями Александра Солженицына вы можете познакомиться в читальном зале нашей библиотеки или взять их на дом в Центре книги и чтения.

  • Литература о жизни и творчестве писателя

  • солженицын. 50 фактов из жизни Солженицына. 50 фактов из жизни Солженицына


    Скачать 5.03 Mb.
    Название50 фактов из жизни Солженицына
    Анкорсолженицын
    Дата09.04.2023
    Размер5.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла50 фактов из жизни Солженицына.doc
    ТипДокументы
    #1047893

    50 фактов из жизни Солженицына

    Александр Исаевич Солженицын – это именно тот писатель, который мог вдохновлять знаменитых классиков. Человечность в жестких условиях – это главная тематика его прозаических произведениях. Личность писатель была сформирована не без сложностей, ведь рожден он был в непростое время.



    1.Никогда за всю жизнь Солженицын не видел собственного отца, потому что тот скончался до рождения писателя.

    2.Детские годы Александр Исаевич провел в бедности.

    3.В мечтах Солженицына было стать актером, но это не свершилось.

    4.Школу Александр Исаевич Солженицын окончил с отличием.

    5.Первый роман этот писатель хотел написать именно о революции.

    6.Поворотной для писателя стала Великая Отечественная война.

    7.Солженицын был приговорен к вечной ссылке и к 8 годам лагерей.

    8.За 3 недели до смерти Сталина Солженицына выпустили на свободу.

    9.Заболевание семинома было продиагностировано у Солженицына еще в период лагерей. Там же ему и делали операцию.

    10.В 1962 году к Александру Исаевичу Солженицыну пришла настоящая популярность. Это связано с тем, что его роман «Один день Ивана Денисовича» был опубликован.

    11.Успех Солженицына завершился после оттепели и отставки Хрущева.

    12.От ордена Святого апостола Андрея Первозданного Александр Исаевич Солженицын отказался.

    13.С детских лет Солженицын в себе воспитывал ревностного христианина.

    14.Солженицыну в армии пришлось пройти путь от рядового солдата до капитана.

    15.У Солженицына из наград был Орден Красной Звезды.

    16.Когда писатель был в лагерях, его первая супруга Наталья Решетовская заочно с ним развелась. Это произошло в 1948 году.

    17.Александр Исаевич Солженицын считался ярким приверженцем марксизма.

    18.На каторге Солженицыну пришлось поменять собственные взгляды, так же, как это сделал и Достоевский.

    19.У Солженицына была обнаружена злокачественная опухоль половых органов.

    20.Солженицын считается единственным писателем, который умер на девятом десятке лет.

    21.Литературу Александр Исаевич Солженицын не захотел сделать основной своей деятельностью, а поэтому он поступил на физико-математический факультет.

    22.За то, что Солженицын носил крестик и ходил в церковь, его высмеивали в детские годы.

    23.В университетские годы Александр Исаевич начал писать стихотворения.

    24.В Москве улица названа в честь Солженицына.

    25.В 1997 году Александр Исаевич Солженицын смог стать академиком РАН.

    Домашку сделал?

    Да

    49.32%

    Нет

    28.23%

    Нет и не собираюсь

    14.83%

    Ничего не задали

    7.62%

    Проголосовало: 63004

    26.Под ошибочным отчеством вошел в историю Солженицын. Его настоящим отчеством считается Исаакиевич.

    27.В лагерях литературу Александр Исаевич Солженицын не забросил.

    28.Умер писатель от сердечной недостаточности.

    29.Александр Исаевич Солженицын – единственный человек, который мог открыто выразить собственное недовольство о положении в государстве.

    30.По образованию Александр Исаевич Солженицын был математиком.

    31.Трижды за всю свою жизнь Солженицын был женат. Дважды – на одной и той же женщине.

    32.Солженицыну удалось создать Фонд в помощь преследуемым на гонорары.

    33.Солженицыну от Ельцина была подарена дача в Подмосковье.

    34.После революционных лет мать Солженицына была стенографисткой.

    35.С первой супругой Натальей Солженицын познакомился на первом курсе университета.

    36.Первая жена Александра Исаевича Солженицына называла Саней.

    37.Последние годы жизни Солженицын прожил на окраине Москвы в собственном доме.

    38.Крепкая дружба с супругой Натальей у Солженицына началась с того, что он написал ей акростих.

    39.Свадебное путешествие с женой Натальей Александр Исаевич провел в Тарусу.

    40.Солженицын после свадьбы не хотел иметь детей.

    41.Со второй супругой Натальей Солженицын познакомился при перепечатке рукописей.

    42.Документальность считается основной особенностью всех произведений Александра Исаевича Солженицына.

    43.Наталья Решетовская, которая была первой супругой Солженицына, узнав о романе мужа с другой, пыталась покончить жизнь самоубийством.

    44.Три года Александр Исаевич Солженицын добивался развода от первой жены.

    45.Мать Солженицына мечтала быть балериной.

    46.Историю знакомства матери с отцом Солженицын знал. Ему об этом рассказывала мать.

    47.Солженицым считается лауреатом Нобелевской премии по литературе.

    48.У Александра Исаевича Солженицына было трое сыновей, и все они были талантливыми личностями.

    49.В пионеры Солженицын отказывался вступать.

    50.В итоге Александр Исаевич Солженицын стал комсомольцем.

    7 фактов о Солженицыне, которые вы могли не знать


    • 26 Июня 2019Знаменитый писатель Александр Солженицын – автор произведений, которые знает весь мир. Их изучают школьники на уроках литературы. Тем интереснее узнавать малоизвестные факты об этом писателе.

     

     

    Не то отчество


    В мировую и отечественную литературу Александр Солженицын вошел с неправильными анкетными данными – во всех документах, советских, российских, заграничных, отчество писателя указано неправильно – «Исаевич». На самом деле отчество – Исаакиевич, поскольку отцом писателя был рожденный простым сельским тружеником (по происхождению) Исаакий Солженицын. Почему у него было такое имя? Отца писателя, появившегося на свет еще в царской России, крестили в честь святого преподобного Исаакия Далматского. Это имя было распространено, причем не только в Санкт-Петербурге (где в честь этого святого был возведен знаменитый собор в центре города) и Москве, но в провинции.

    Как же случилась ошибка в документах? Отца, погибшего на охоте еще до рождения сына, Александр Солженицын ни разу не видел. Когда юноша пришел в городе Ростове-на-Дону в отделение милиции получать паспорт, там в канцелярии была допущена ошибка в имени отца. Потом в милиции не стали утруждать себя исправлением отчества в документах и неправильное отчество стало фигурировать во всех документах.



     

    Первые рассказы - школьные


    Сочинять произведения Александр Солженицын начал еще в школьные годы. Так весной 1934-го года пятнадцатилетний будущий нобелевский лауреат по литературе на страницах своих обычных школьных тетрадок начал делать записи под громким названием «Полное собрание сочинений Александра Солженицына» (на этих листочках были первые юношеские рассказы, эссе и стихи), вызывая смех одноклассников. В это время юный Солженицын собирался сочинить роман о революции и революционерах. Тогда замысел так и не был исполнен, но некоторые свои того времени писатель все же воплотил через несколько лет в своих романах.



     

    Мечтал стать актером


    В молодости Александр Солженицын увлекался театром, и даже хотел стать актером, но попытка поступления в театральное училище (престижную столичную театральную студию Юрия Завадского) не удалась – Солженицына на вступительных экзаменах срезали. Так что актера из него не получилось.



       

    Мнемотехника Солженицына


    Проведя в заключении (тюрьмах и лагерях) восемь лет своей жизни, Александр Солженицын, которому не давали возможности записывать тексты, создал свой собственный способ запоминания текстов при помощи обычных четок. Самодельные четки трех цветов (черного, белого и красного) делали в ГУЛАГе литовцы, исповедовавшие католическую веру. А Солженицын с помощью этих четок придумал мнемоническую методику запоминания своих стихов, отрывков прозы и важных диалогов. Как позже вспоминал сам писатель, благодаря этой методике он сумел запомнить двенадцать тысяч строк собственных текстов. Большинство этих текстов потом вошло в книгу «Архипелаг ГУЛАГ».



     

    «Обратно не пустят!»


    В 1970 году на Западе официально объявили, что Александру Исаевичу Солженицыну присуждена Нобелевской премии в области литературы. По традиции нобелевский лауреат должен был приехать в Стокгольм и получив награду, сказать приветственную речь. Александр Солженицын от поездки на церемонию награждения в шведскую столицу отказался, аргументируя это том, советское руководство, как только он покинет пределы СССР, сделает так, что его обратно на родину не разрешат въехать. Такое объяснение удовлетворило Шведскую академию.



       

    Нобелевский сервиз не пригодился


    С самой церемонией награждения Александра Солженицына Нобелевской премией связана забавная история. Поскольку писатель не мог приехать на церемонию, то решили церемонию вручения премии провести прямо у него дома, в квартире в самом центре Москвы (на Тверской улице).

    Для того, чтобы сама церемония выглядела не затрапезно, а достойно, был приобретен красивый сервиз, который Александр Солженицын планировал поставить на стол во время церемонии. Но, увы, церемония не состоялась – бдительные советские органы, боявшиеся присутствия на церемонии зарубежных корреспондентов (и последующих «неудобных» публикаций) не оформили въездную визу секретарю Шведской академии, который и должен был вручить писателю премию. Поэтому купленный парадный сервиз так и остался лежать нераспакованным в той же самой коробке. А спустя годы сервиз стал одним из музейных экспонатов мемориальной квартиры Александра Солженицына в Москве.



     

    Чужой в своем доме


    Долгое время опальный писатель (уже исключенный из Союза писателей) Александр Солженицын не мог быть прописанным в советской столице, и поэтому не мог находиться вместе со своей семьей в той самой квартире на Тверской улице не более трех суток. После этого времени в дверь квартиры звонил обычный советский участковый (которому заранее напоминали бдительные, не любившие писателя, органы, и один из их руководителей – не ценивший Солженицына, боровшийся с диссидентами генерал Филипп Денисович Бобоков) и напоминал Александру Исаевичу, что пора покинуть данную территорию, на которой он не прописан, и чтобы своим присутствием Солженицын не нарушал закон.

    «Человек, который ищет правду». А.И. Солженицын в Историческом музее

    Отличительной чертой всего литературного творчества Александра Исаевича Солженицына является его безусловная автобиографичность и документальность — все произведения писателя основаны на опыте его собственной жизни или жизни тех, кого он знал лично. Не стал исключением и его знаменитый роман-эпопея «Красное колесо», где масштабность и трагизм происходящих в России событий коррелируются с  судьбами конкретных людей, прообразами которых послужили в том числе члены семьи самого писателя. Многие исследователи отмечали, что персонаж «Саня Лаженицын» написан на основе воспоминаний матери писателя о его отце, которого он никогда не видел; образ самой матери воплощён в фигуре «Ксении Томчак». Прообразом же для «Георгия Воротынцева» стал сам писатель. Таким образом, создаётся неразрывная связь самого А.И. Солженицына с Россией, а масштаб трагедии, значительное количество различных персонажей, представляющих собой срез общества дореволюционной России, позволяет читателю почувствовать взаимосвязь истории всей страны со своей личной историей и историей своей семьи. Трагедия страны показана через трагедию людей. Важными целями, которые ставил перед собой писатель при написании своего романа-эпопеи, было подчеркнуть неразрывность истории России, преодолеть её однобокое начинание от событий Революции 1917 года, снять табу на восприятие Первой мировой войны, как войны сугубо «империалистической», основная задача которой перерасти в войну «гражданскую», как, вслед за В.И. Лениным, воспринималась она с точки зрения марксистской научной школы. Т.Н. Фоминых в своей статье мотивирует это даже желанием «опровергнуть господствующую в общественном сознании ложь[1]». А.И. Солженицын хотел показать неразрывную связь между Россией дореволюционной, Россией советской и Россией зарубежной.

    Одновременно, необходимо понимать, что роман «Красное колесо» — это единственное произведение, описываемым событиям которого, в силу естественных причин, Александр Исаевич не мог быть свидетелем. Таким образом, писатель был вынужден провести грандиозную работу по «воссозданию» образов своих героев, чтобы они отличались подобным же правдоподобием, характерным для персонажей всего его творчества.

    На протяжении значительной части своей жизни в СССР писатель находился под негласным присмотром сотрудников КГБ. Его «неблагонадёжность» самым неблагоприятным образом сказывалась на возможности посещать государственные учреждения, в первую очередь, архивы. Сам он отмечал в своих воспоминаниях это таким образом: «с годами архивы один за другим отказывали мне в доступе и справках. (В Военно-Историческом в 1972, после появления «Августа», даже следствие было: кто смел мне вы­дать в 1964 материалы Первой мировой войны!) А нужные мне материалы, справки, ответы на вопросы всё равно притекали бесперебойно»[2]. Отчаянно нуждаясь не только в доступе к историческим источникам, но и в воспоминаниях людей, которые бы помнили годы Первой мировой войны и Революции, имели к ней непосредственное отношение, А.И. Солженицын познакомился с выдающимся отечественным историком, профессором П.А. Зайончковским. Отец Петра Андреевича был военным врачом, участником Первой мировой войны, да и сам он, рождённый в 1904 году, неплохо помнил то время и даже успел проучиться несколько лет в 1-м Московском кадетском корпусе. Неизвестно, сколько раз встречались лично А.И. Солженицын с П.А. Зайончковским, но, если судить по воспоминаниям писателя, консультировать его добровольных помощников (в первую очередь, Елену Цезаревну Чуковскую[3]) Пётр Андреевич продолжал и во время написания романа «Октябрь Шестнадцатого» — то есть вплоть до 1973 года[4]. Ученики Петра Андреевича, которые ныне составляют большое сообщество, имеющее значительный научный вес, вспоминают, что сам он несколько раз рассказывал им о посещении его Солженицыным; об этом также упоминала его вдова в конце 80-х гг. Распространяться об этом Пётр Андреевич не любил, охарактеризовав писателя как человека, «который ищет правду». Объяснить подобную немногословность можно тем, что несмотря на свой научный авторитет П.А. Зайончковский, после высылки Александра Исаевича из СССР, вполне мог опасаться проблем, которые могли быть усугублены и его прежними противоречиями с Советской властью. В тоже время, для самого Петра Андреевича вопрос репрезентации темы Первой мировой войны в советской науке был также глубоко личной историей, связанной и с его профессиональными интересами: являясь крупнейшим специалистом по истории России второй половины XIX века, П.А. Зайончковский также прилагал грандиозные усилия для возрождения интереса к истории Императорской России вообще. И в этом смысле, они с Александром Исаевичем были единомышленниками, уж не говоря о том, что сама идея искусственных ограничений, которые ставились властью перед писателем, негласный надзор за ним и препоны в публикации, вызывали у Петра Андреевича стойкое неприятие. Скорее всего, именно П.А. Зайончковский посоветовал отправиться за материалом к роману в Исторический музей, членом учёного совета которого он был многие годы, что помогло преодолеть негласный запрет на посещение Александром Исаевичем архивных учреждений.







    Впервые пришёл А.И.Солженицын в Государственный Исторический музей, судя по сохранившимся документам, в мае 1969 года. Во всяком случае, именно эта дата зафиксирована в бланке учёта посетителей.

    Главным связующим звеном между Историческим музеем и А.И. Солженицыным стала, судя по всему, Тамара Павловна Мазур (1933–1989), научный сотрудник отдела письменных источников (ОПИ), которая заведовала Читальным залом ОПИ в конце 60-х гг. До конца не известно, что являлось причиной такого покровительственного отношения к писателю со стороны Тамары Павловны. Это могло произойти в результате просьбы П.А. Зайончковского, адресованной, скорее всего, заведующему отделом ОПИ Э.И. Баксту[5], или было следствием общей «тёплой атмосферы уютного дома» ОПИ тех лет, которую отмечали многие исследователи, в том числе и Г.Г. Суперфин[6]. Скорее всего, свою роль сыграл и круг общения Тамары Павловны, которая была знакома с семьёй Чуковских, а также с другими людьми, сочувствующими диссидентскому движению. Так или иначе, все отмечали ту готовность оказать всестороннюю помощь в работе писателя, которую проявила заведующая читальным залом. Вплоть до того, что среди сотрудников ОПИ старшего поколения даже существует легенда, что Т.П. Мазур, вопреки всем мыслимым и немыслимым правилам, даже выносила интересующие его документы в Александровский сад, где Александр Исаевич спокойно, сидя на лавочке, их изучал. Несколько лет назад на одном из крупных московских аукционов было продано первое издание повести «Один день Ивана Денисовича» с автографом автора и посвящением Тамаре Павловне Мазур, датированным 14 мая 1969 годом.[7]

    Т.П. Мазур

    Если посмотреть на учётную карточку писателя, то можно увидеть, какими фондами он интересовался, а в картотеке использования фондов также обозначены дела, которые он просматривал. Так, в фонде №441 (Чернопятов Виктор Ильич) писатель изучал единицу №16, в которой содержатся поимённые списки убитых и раненых солдат русской армии за 1914-1915 гг., которые знаменитый археограф составлял на основе регулярных публикаций в журнале «Огонёк». А в фонде №426 (Историко-бытовые экспедиции по Москве) — материалы семьи Смоляк. Трое братьев Смоляк (Евгений, Всеволод и Александр Александровичи) принимали участие в Первой мировой войне, но наибольший интерес писателя, очевидно, вызвали документа Евгения Александровича — подпоручика 102-го пехотного Вятского полка, в составе которого он участвовал в Восточно-Прусской операции. Материалы включают в себя письма, дневник «о походах и боях Вятского пехотного полка», а также собственноручно начерченные Смоляком схемы передвижений и сражений, в которых участвовал полк.

    Вполне вероятно, что Тамара Павловна Мазур показывала писателю также материалы из неописанного тогда ф.137 (Военно-исторический музей), основой которого являются материалы из полковых музеев частей бывшей Императорской армии.

    Как вспоминала Е.Ц. Чуковская, когда Александр Исаевич писал «Красное колесо», у него на столе стояли фотографии тех, кого он сделал своими персонажами[8]. Благодаря сотрудникам из отдела изобразительных материалов ГИМ, в отделе письменных источников хранится бланк учёта посетителей с автографом писателя, который А.И. Солженицын заполнил при посещении отдела, который по совместительству является единственным полноценным автографом писателя в ОПИ. По нему видно, что Александр Исаевич интересовался фотографическими изображениями будущих героев своего романа, изучив которые, он и описывал их внешний вид и характеры.





    Так, можно увидеть, что писатель заказал фотографии генерал-майора П.И. Постовского, начальника штаба 2-й армии —  «На вид крупный…это был блеклый, нерешительный, но старательный генерал-майор, не бывавший сроду ни на одной войне»[9], генерал-майора Н.Г. Филимонова, генерал-квартирмейстера штаба 2-й армии — «он страдал от своего маленького роста, мешавшего возможной карьере…Он всегда старался держаться позначительней, но много проигрывал, что стрижен был под машинку, как простой солдат»[10]; генерала от инфантерии Л.К. Артамонова — «Его стихия была — уезжать, находиться в пути, приезжать, переезжать, -но не воевать, потому что война включала не только движение, но и возможный ущерб чинаповышению при неудачных обстоятельствах».[11]; генерала от инфантерии Н.А. Клюева — «..имел принадлежности лица военного человека, особенно усы, без которых офицер неприличен, но чуть вглядеться: не военное это было лицо, и вообще не лицо, не было собственных настоящих признаков»[12]; генерала от инфантерии Н.Н. Мартоса — Ему невыносимо было российское растяпство, «обождём», «утро вечера мудреней», переспим, а там что Бог даст…У него был истинный дар полководца…[13]; генерала от инфантерии А.А. Благовещенского — «От подпрыгивания или от ветерка растрепалась его седина на бабьей голове, какой и с горшками в печи не управиться[14]»; генерал-майора А.Д. Нечволодова, командира бригады — « в Нечволодове не было генеральского величия — раздавшейся груди, разъеденного лица, самодостоинства. Худощавый, длинноногий…всегда молчаливо серьёзный, а сейчас и сильно хмурый, он походил скорей на офицера-переростка, застоявшегося в низких должностях[15]»; полковника М.Г. Первушина, командира 1-го Невского полка — «всегда своей лёrкой походкой, отмахивая левой рукой, осматривался, лихим припухло-лукавым видом здорового, смелого, решительного человека…[16]»; и только фотографии полковника В.В. Кабанова [Кобанов], командира 143-го пехотного Дорогобужского полка, писатель так и не нашёл  — «Как он выглядел, полковник Кабанов? По неизвестности подвига или трудности достачи нигде не была напечатана его фотография…»[17]. Таким образом, типичные для эпохи выцветшие черно-белые фотографии писатель превратил в живых персонажей своего романа-эпопеи, едко присваивая им специфические черты характера и внешнего вида.

    Е.И. Самгин

    Другим ключевым помощником для Александра Исаевича оказалась Елена Ивановна Самгина (1924-1993) — историк, научный сотрудник ОПИ ГИМ. Дочка и внучка известных историков Голубцовых, ученица академика М.Н. Тихомирова, Елена Ивановна в течении десяти лет работала в отделе рукописей Государственной библиотеки Ленина, который в то время возглавлял П.А. Зайончковский. Возможно, именно её последний и попросил оказать помощь А.И. Солженицыну. Тем более, что в 1968 году Еленой Ивановной были переданы в ОПИ документы её семейного архива (ныне ф. №504 — Голубцов Иван Александрович), которые включали в себя не только архив Голубцовых, но и родственников Е.И. Самгиной по материнской линии — Смысловских. Следи этих материалов оказались документы её деда — полковника Алексея Константиновича Смысловского — именно его под собственным именем и вывел А.И. Солженицын в своём романе «Август Четырнадцатого»[18].

    Ответ здесь кроется не только в возможности подробно ознакомиться с биографией человека, чтобы наиболее достоверно представить его на страницах романа. Отец писателя — Исаакий Семёнович Солженицын, воевал именно в 1-й гренадерской артиллерийской бригаде, в которой командовал батареей Алексей Константинович Смысловский,  закончив войну подпоручиком. Нельзя доподлинно утверждать, что Солженицын старший был лично знаком с А.К. Смысловским, особенно с учётом того, что на начало войны был простым фейерверкером (унтер-офицерский чин), а сам полковник попал в немецкий плен после разгрома русской армии в Восточно-Прусской операции. Тем не менее, связь с различными представителями этой семьи сопутствовала Солженицыну на протяжении всей жизни: уже будучи в эмиграции, во время поездки в Лихтенштейн, А.И. Солженицын познакомился с генералом Б.А. Хольстоном-Смысловским, сыном Алексея Константиновича Смысловского, о чём сам упоминает в своих воспоминаниях[19].

    Более того, речь идёт не о проходном герое — Алексей Константинович выведен в книге как один из немногих действительно талантливых офицеров русской армии. В романе представлены также его многочисленные братья — по сюжету полковник Воротынцев с женой Алиной посещает квартиру Смысловских близ Сивцева Вражка в Москве, случайно встретившись с раненым Всеволодом Смысловским на Остоженке в 1916 году (в романе «Август Четырнадцатого» А.К. Смысловский не встречается с Воротынцевым, действуя в связке с Нечволодовым)[20]. Несмотря на невозможность реальной встречи с Алексеем Константиновичем в Москве в 1916 году, все остальные подробности жизни семьи описаны весьма правдоподобно: семейство Смысловских, действительно, проживало в Большом Афанасьевском переулке; упоминается жена Алексея Константиновича — Елена Николаевна, дочь Н.Н. Малахова, бывшего командующего Московским военным округом. Нас же интересует другой «узловой» эпизод из «Августа Четырнадцатого» — разговор А.К. Смысловского и генерала Нечволодова после боя у станции Ротфлис, который литературовед А.С. Немзер считает находящимся на перекрёстке классической русской литературы — романтизма М.Ю. Лермонтова, скептицизма Л.Н. Толстого и полемики с ним Ф.М. Достоевского, является прологом к размышлениям вышедшего из окружения Воротынцева, который, в свою очередь, является прямой параллелью с лежащим на поле Аустерлица князем Андреем[21]. Эпизод, озаглавленный автором как «Под звёздами» и включающий в себя «космогонические размышления Смысловского[22]», имеет корни…в записях самого А.К. Смысловского. Впервые на это обратила внимание научный сотрудник ОПИ Т.А. Цапина, которая изучала журналы русских военнопленных времён Первой мировой войны, выпускавшиеся при непосредственном участии Алексея Константиновича в период его заключения в лагере в Оснабрюке, и отложившиеся в фонде Голубцова[23]. Помимо всего прочего, журналы содержат несколько статей, написанные самим А.К. Смысловским и озаглавленные как «Жизнь Земли», «Как создавалась Вселенная», где автор обещает «познакомить читателя с жизнью современной Земли и Вселенной и эпохой из будущего, а в особой главе указать на связь между гипотезами науки и сохранившимися преданиями, легшими в основание всех религиозных представлений и философии всех народов». Таким образом, с большой долей вероятности можно утверждать, что персонаж романа-эпопеи «Смысловский» не только позаимствовал у своего реального прототипа детали биографии, но и элементы его жизненной философии.

    На протяжении всего времени работы в Историческом музее Александр Исаевич по прежнему оставался под присмотром органов госбезопасности. Вот как вспоминает об этом А.Н. Розанов со слов своей матери М.А. Розановой[24]:

    «Мама рассказывала мне, что в том же читальном зале часто работал за соседними столами А.И. Солженицын. Тамара Павловна говорила маме, что А.И. Солженицын приезжал первой электричкой из Рязани и возвращался последней электричкой. На вокзале его встречали агенты КГБ («топтуны») и провожали до читального зала Исторического музея. Они сидели в служебном помещении у Тамары Павловны и требовали от неё список материалов, которые изучал А.И. Солженицын. По рассказам Тамары Павловны, агенты очень удивлялись, почему А.И. Солженицын так подробно изучает материалы начала войны 1914 года, армии Самсонова, поражения около Мазурских озёр. Мы тоже в начале не могли понять его интереса, но потом поняли, что это была подготовка к написанию романа «Август 1914»…[25]».

    О повышенном интересе к своей персоне сотрудников госбезопасности вспоминает и сам автор в своём автобиографическом произведении «Бодался телёнок с дубом», где, вспоминая о сложностях в работе в конце 60-х годов, упоминал, между прочим, что: «и даже в Историческом музее, в двух шагах от Кремля, работал, — дали официальное разрешение, и только приходили чекисты своими глазами меня обсмотреть, как я тут…[26]». Этим же вниманием в воспоминаниях сотрудников музея объясняется и тот факт, что в отделе Письменных источников ГИМ практически не осталось учётных документов, свидетельствующих о работе писателя: даже проверочные листы с его автографами, стандартная форма отчётности, вкладываемая в каждое дело хранения, скорее всего, были извлечены сотрудниками КГБ после высылки А.И. Солженицына из СССР и исключения его из Союза писателей. Единственными артефактами, свидетельствующими о работе писателя в ОПИ — учётная карточка в картотеке исследователей, которая традиционно заводится на каждого читателя и его фамилия в картотеке использования фондов.

    Со временем, когда масштабы работы над «Красным колесом» расширились, когда, как вспоминает писатель, «оказалось, что нужно исследовать не только Первую мировую войну, но — общественные течения России с начала века, и обширную персоналию от монархистов до меньшевиков, и государственную систему, и рабочее движение, и даже полный перечень петербургских заводов с нанесением их на карту города…[27]», Александр Исаевич своей «теплотой и энергичностью» (со слов Г.Г. Суперфина) сконцентрировал вокруг себя огромное количество людей, которые абсолютно бескорыстно готовы были оказать ему помощь. Многие сотрудники спецхранов со всего СССР с сочувствием относились к его работе и высылали ему списанную из фондов белоэмигрантская литературу (в особенности из Прибалтийских республик, где хранился запас со времён межвоенной независимости). И тут вновь не обошлось без Исторического музея. Правда, здесь уже сам писатель не имел возможность лично посещать фонды музея и воспользовался помощью Габриэля Гавриловича Суперфина, «сверхталантливого на архивные поиски», как он сам говорил, который и помогал ему изучать документы, связанные с Гучковым (главы 39 и 66 «Марта»), и «кое-что общее по предреволюционной России»[28].

    Как вспоминает сам Габриэль Гаврилович, он ещё до знакомства с Александром Исаевичем просматривал в ОПИ фонды по разным темам — от славянофилов и Гоголя (ф.№178 — Хомяковых) до либерализма 1900-1910-х гг. До этого, с 1967 г. он также интересовался материалами Лопатина (ф. №51), Трубецких (ф.№ 98) и Самариных. Параллельно читал и фонд Гучковых (№122). И вот именно этими материалами он стал делиться с А.И. Солженицыным в 1972 году. Связь проходила через общих друзей, через которых Габриэль Гаврилович получил два-три раза записки от А.И. Солженицына с вопросами и, однажды, в июне 1973, встретился с ним. Основной «общей» темой обсуждений были семейный быт и личная жизнь Гучковых. Попутно он с удовольствием делился сведениями общего характера по обстановке в стране накануне 1917 года. Однако уже в июле 1973 года Г.Г. Суперфин был арестован за участие в издании правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий», а в феврале 1974 года из СССР был выслан и А.И. Солженицын.

     

    [1] Фоминых Т.М. «Август Четырнадцатого» А. Солженицына и русская советская проза о Первой мировой войне.//[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://netrover.narod.ru/lit3wave/2_2.htm (дата обращения 27.11.2020).

    [2] Солженицын А.И. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. М. Согласие,1996. С.519.

    [3] Елена Цезаревна Чуковская, внучка писателя К.И. Чуковского, много помогала А.И. Солженицыну, перепечатывала его работы, доставала ему книги — прим. автора.

    [4] Солженицын А.И. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. М. Согласие,1996. С.480.

    [5] Бакст Эммануил Израилевич (1916–1989), историк, архивист. Заведующий отделом письменных источников в 1962-1977 гг. — прим. автора.

    [6] Суперфин Габриэль Гаврилович (р.1943) историк, правозащитник. Один из ведущих сотрудников «Хроники текущих событий (выпуски № 15–22). Помогал А.И. Солженицыну в архивных поисках для книги «Красное Колесо»//[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=author&i=2367 (дата обращения 27.11.2020).

    [7] [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://ru.bidspirit.com/ui/lotPage/source/search/auction/3490/lot/117327/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B2-%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0-%D1%81?lang=ru (дата обращения 27.11.2020).

    [8] [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.solzhenitsyn.ru/zhizn_soljzenizina/vospominaniya/293/ (дата обращения 27.11.2020).

    [9] Солженицын А. И.Собрание сочинений в 30 томах. Т. 7. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках в четырех узлах.Узел 1: Август Четырнадцатого. Книга 1. М. Время, 2007. С.90.

    [10] Там же.С.88.

    [11] Там же.С.223.

    [12] Там же.С.263.

    [13] Там же.С.266.

    [14] Там же.С.19.

    [15] Там же.С.161-162.

    [16] Там же.С.261.

    [17] Там же.С.354.

    [18] Цапина Т.А. Журналы русских военнопленных Первой мировой войны в собрании отдела письменных источников Государственного Исторического музея//Война и оружие. Новые исследования и материалы. Труды Восьмой Международной научно-практической конференции 17-19 мая 2017 года.Спб. ВИМАИВиВС, 2017. С.427- 428.

    [19] Солженицын А.И.Угодило зёрнышко промеж двух жерновов//Новый мир. №11. М.Новый мир, 1998. С.137.

    [20] Солженицын А. И. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 10. Красное Колесо: Повествованье в отмеренных сроках в четырех Узлах. Узел 11.Октябрь Шестнадцатого. Книга 2. М.Время, 2007. С.258-265.

    [21]Немзер А.С. Диалог с русской классикой в «Августе четырнадцатого».//Путь Солженицына в контексте Большого Времени: Сборник памяти: 1918–2008 / Сост., подгот. текста и общ. ред. Л.И. Сараскиной. М. Русский путь, 2009. С.137-142.

    [22] «Блудный сын царственного светила. Только и живёт подаянием отцовского света и тепла. Но с каждым годом его всё меньше, атмосфера беднеет кислородом. Придёт час — наше тёплое одеяло износится, и всякая жизнь на 3емле погибнет … Если б это непрерывно все помнили — что б нам тогда Восточная Пруссия? .. Сербия? ..»//Солженицын А. И.Собрание сочинений в 30 томах. Т. 7. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках в четырех узлах.Узел 1: Август Четырнадцатого. Книга 1. М. Время, 2007. С.185.

    [23] ОПИ ГИМ. Ф.504.Ед.хр 273-274.

    [24] М.А. Розанова, урождённая Юнге, правнучка вице-президента Академии Художеств графа Ф.П. Толстого. Часть архива этой семьи также хранится в отделе письменных источников ГИМ, и на его основе в 2017 году была издана книга воспоминаний Е.Ф. Юнге — «Е.Ф. Юнге. Воспоминания. Переписка. Сочинения. 1843–1911.М. Кучково поле, 2017». — прим. автора.

    [25] ОПИ ГИМ. Ф.344.ГИМ 114846/1472.Арх. 6988.Л.1-2.

    [26] Солженицын А.И. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. М. Согласие,1996. С.242.

    [27] Солженицын А.И. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. М. Согласие,1996. С.242.

    [28] Солженицын А.И. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. М. Согласие,1996. С.519-520.

    ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ОНЛАЙН-ПРОЕКТ «ОНИ ПРОШЛИ ПО ТОЙ ВОЙНЕ. ПИСАТЕЛИ-ФРОНТОВИКИ»: АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН



    Александр Исаевич Солженицын

    (11 декабря 1918 – 3 августа 2008)

    Сегодня исполняется 102 года со дня рождения Александра Исаевича Солженицына – известного советского писателя, историка, общественного и политического деятеля, члена Российской академии наук, нобелевского лауреата. 

    Родился он в Кисловодске. Его отец за несколько месяцев до рождения сына погиб на охоте.  В 1924 г. Солженицын с матерью переехали в Ростов-на-Дону. Там Александр окончил школу с золотой медалью и был принят без экзаменов на математический факультет Ростовского университета, который окончил с отличием. Параллельно с учебой в университете Солженицын был студентом заочного отделения Московского института философии, литературы и истории, но из-за начала Великой Отечественной войны не смог завершить обучение.

    В октябре 1941 года Александра Солженицына мобилизовали и зачислили рядовым в гужевой транспортный батальон. В марте 42-го направили на артиллерийские курсы усовершенствования командного состава, а затем в офицерскую школу в Костроме, после окончания которой, он был назначен командиром двух батарей звуковой разведки в Саранске. За военные заслуги был награжден орденом Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды.

    В феврале 1945 г. на фронте в Восточной Пруссии писатель был арестован за антисталинские высказывания в письмах к другу детства. Его приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке после освобождения.

    Пять лет Александр Солженицын провел в лагерях под Москвой. Благодаря математическому образованию был направлен радиотехником в Рыбинск на авиационное предприятие. Время от времени его переводили на другие предприятия, но дольше всего писатель проработал библиотекарем на спецобъекте в Марфино. Затем его сослали в Казахстан, где Солженицын работал каменщиком в лагере для политзаключенных. Здесь он заболел раком и перенес операцию. В заключении писатель создал ряд произведений, которые запоминал в буквальном смысле наизусть, так как писать было не на чем. С 1953 г., после окончание срока заключения, Солженицын находился на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан).

    В 1956 г. он был реабилитирован. Как мечтал, уехал в российскую глубинку: преподавал в сельской школе во Владимирской области, в 1957–1962 гг. – в Рязани. В нашем городе написал рассказ «Один день Ивана Денисовича», который был опубликован в 1962 г. в «Новом мире». В 1963 г. там же были напечатаны рассказы «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка». Во второй половине 60-х годов были написаны романы «Архипелаг ГУЛАГ» и «Раковый корпус».

    После хрущевской «оттепели» на Солженицына обрушилась критика со стороны власти. В 1969 г. он был исключен из Союза писателей. В 1968–1969 гг. его романы «В круге первом» и «Раковый корпус» вышли за рубежом. А в 1970 г. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе «за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы». В 1974 г. во Франции был опубликован «Архипелаг ГУЛАГ», все гонорары от которого автор передал созданному им «Русскому общественному Фонду помощи преследуемым и их семьям» (для помощи политическим заключенным в СССР).

    В этом же году писатель был вновь арестован, обвинен в государственной измене и лишен советского гражданства. Некоторое время он с семьей жил в Швейцарии, а в 1976 г. переехал в штат Вермонт в США. Его основной работой за рубежом стала десятитомная эпопея «Красное колесо» (1971–1978).

    После начала перестройки, в августе 1990 г. Солженицыну было возвращено советское гражданство и присуждена Государственная премия РСФСР в области литературы. В 1994 г. он вернулся в Россию, в «Новом мире» были опубликованы его рассказы и лирические миниатюры («Крохотки»), вышла книга «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». По многим его произведениям были осуществлены театральные постановки и сняты фильмы.

    Александр Солженицын был удостоен многих высоких наград, среди которых Большая золотая медаль РАН имени М.В. Ломоносова и Государственная премия РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.

    3 августа 2008 года Александр Исаевич Солженицын скончался в Москве и был похоронен на кладбище Донского монастыря.

    Посмертно писателю была присуждена литературная премия «Большая книга» в номинации «За честь и достоинство».
    Имя Солженицына носит Дом русского зарубежья. В Кисловодске, в доме, где прошло детство писателя, расположен музей А.И. Солженицына. В нашем родном городе в 2019 г. был открыт  самый большой в стране музейный центр Александра Солженицына.

    Уважаемые читатели! С произведениями Александра Солженицына вы можете познакомиться в читальном зале нашей библиотеки или взять их на дом в Центре книги и чтения.

    Татьяна Краснова,
    главный библиотекарь универсального читального зала

     

    Литература о жизни и творчестве писателя:

    Сараскина Л. И. Александр Солженицын. – Москва : Молодая гвардия, 2009. – 959 с. – (Жизнь замечательных людей). 

    Сарнов Б. М. Феномен Солженицына. – Москва : Эксмо, 2012. – 846 с. – (Диалоги о культуре).

    Крылов В. И. Рязань помнит Солженицына. – Рязань : Поверенный, 2004. – 115 с. 

    Войнович В. Н. Портрет на фоне мифа. – Москва : ЭКСМО-пресс, 2002. – 190 с.

    Чалмаев В. А. Александр Солженицын : судьба и творчество. – Москва : Просвещение, 2010. – 256 с.

    Гаврилов И. Н. Александр Солженицын в Рязани : литературная

    хроника. – Рязань : Изд-во РГПУ, 1998. – 101 с.

    ПРАВЕДНИЧЕСТВО ЖИЗНЕННОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)


    написать администратору сайта