58. Журнал Айкап и рассматриваемые в нем общественнополитические проблемы
Скачать 175.79 Kb.
|
Из казахов во II Государственную Думу избрали Аллабергенова В. (Туркестанский край Сырдарьинская область), Беремжанова А.К. (Степной край, Тургайская область), Ко-шегулова Ш. (Степной край, Акмолинская область), Кулманова Б. А. (Астраханская губерния, Внутренняя Киргизская Орда), Наракунев Т.Т. (Степной край, Семипалатинская область), Ты-нышпаев М.Т. (Туркестанский край, Семире-ченская область) и Каратаев. С.Б. (Степной край, Уральская область). Из них у троих низшее образование (медресе) и у остальных высшее образование. Например, Кулманов Б.А. окончил восточное отделение Санкт - Петербургского университета. Правительство опубликовало указ и Манифест о роспуске Думы 2- го созыва, обвиняя Думу в затягивании рассмотрения законопроектов и государственной росписи доходов и расходов, а также в том, что некоторые депутаты участвовали в заговоре против государства. 3 июня 1907 г. был опубликован новый избирательный закон, который ограничил доступ в Думу некоторых категорий населения, в том числе и по территориально - этническому принципу, в числе которых и Туркестанский край. В первой Думе депутаты - мусульмане подписывали кадетские проекты, поскольку не были еще организационно оформлены. Из 12 разработанных кадетами законопроектах имеются 5 подписи депутат - мусульман. Мусульманская группа самостоятельно внесла 3 из 44 законопроектов II Государственной Думы. 31 марта 1906 г. С. - Б. Каратаевым был подготовлен третий проект «о переселенческой политики властей». Следующий проект «Проект основных положений об отмене ограничений в политических и гражданских правах связанных с вероисповеданием и национальностью» был поддержан и подписан 18 мусульманами. Среди них имеются подписи С.- Б. Каратаева, Ш. Кощегулова и А. Беремжанова. Этот проект был внесен 18 мая 1907 г/5/. Власти стремились контролировать процесс выборов и регулировать избрание удобных для себя кандидатов. Надо отметить, что нередко им сопутствовал успех. В поле зрения властей было не только регулирование количества, а также качества депутатов. Таким образом, неугодных кандидатов они отсекали на разных этапах под различными предлогами и обвинениями. При помощи «Выборгского воззвания» власти смогли убрать видных депутатов.) 81.Декабрьские события 1986 г. в Алматы. Причины декабрьских событий в Алма-Ате Апрельский 1985 г. Пленум ЦК КПСС взял курс на ускорение темной социально-экономического развития. XXVII съезд КПСС, который состоялся в феврале 1986 г., определил направления новой политики. Были рассмотрены вопросы ликвидации в короткий срок тормозящих факторов в экономике, ускорении научно-технического прогресса, повышении жизненного уровня населения, введение демократических принципов в политической сфере, реформировании избирательной системы, повышении политической активности масс. Курс на ускорение был взят без глубоко осмысленной научной концепции, без четкой и ясной программы Источник торможения процесса обновления крылся в существовании прежней командно-административной системы, в самой политической и экономической системе, когда человеку было невыгодно хорошо трудиться. До декабря 1986 г. в республике не произошло заметных перемен, отдельные попытки реформ носили эпизодический характер. Старыми методами ЦК КПСС в один день решило сменить руководство Казахстана. В десятилетие правления Д. Кунаева в Казахстане были достигнуты определенные успехи в социально-экономической сфере. Д. Кунаев считался одним из верных соратников Л. Брежнева и его судьба решилась в Кремле. По указанию ЦК КПСС 16 декабря 1986 г. состоялся Пленум ЦК КП Казахстана. На повестке стоял один вопрос организационный. Пленум длился всего 18 минут. По предложению представителя Центра на пост первого секретаря вместо Д. Кунаева был избран Г. В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, в республике человек неизвестный. Непосредственной причиной протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением населения и партийных масс республики со стороны центра, направившего первым секретарем ЦК Компартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа». Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы. Особое возмущение вызвало явное противоречие между традиционно-командными действиями центра и провозглашаемыми демократическими принципами перестройки. Накопившиеся десятки лет серьезные недостатки в общественно-социальной и культурной сферах, обострение национального вопроса породили гнев и возмущение молодёжи республики. Характер и движущие силы движения • 17 декабря 1986 г. на площади Республики начался митинг. Выступление казахской молодежи 18 декабря не было националистическим, демонстрация была мирной и носила политический характер, не призывала к свержению государственного строя. 18 декабря 1986 г. на площадь были введены войска, против участников митинга применена сила. По приказу правительства был создан оперативный план «Метель-86», события комментировались как проявление казахского национализма. В июле 1987 г. такую же оценку событиям дал ЦК КПСС. На самом деле, события носили политический мирный характер и не были направлены против других народов, в том числе русского, на свержение существующего государственного строя. Действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения, неумение властей овладеть ситуацией привело к трагическим последствиям гибели людей. Многочисленные нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства. События в Алма-Ате привлекли внимание всего мира и стали началом демократических преобразований в Советском Союзе, стали первым столкновением двух противоборствующих сил командно-административной системы и неокрепшей демократии. Но мере укрепления гласности и демократии в республике был объявлен своеобразный мораторий на декабрьские события. После разгона мирной демонстрации к участникам были применены карательные меры. Были жертвы. Как символ борьбы за свободу выделялся молодой демократ Кайрат Рыскулбеков - студент Алматинского архитектурно-строительного института. Смертный приговор, вынесенный К. Рыскулбекову, вызвал недовольство мирового сообщества. Против этого решения выступили общественные деятели Чехословакии, Польши, Венгрии, США. В 1988 г. Решением Верховного Совета Каз.ССР смертный приговор был заменен на 20 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии. В 1988 г. Кайрат погиб в тюремной камере при загадочных обстоятельствах. 9 декабря 1996 г. ему посмертно присвоено звание «Халык кахарманы». В результате проведенных исследований Комиссией установлено: на мирную демонстрацию 17 декабря 1986 г. в г. Алма-Ате вышла рабочая и учащиеся казахская молодежь с протестом на существующий государственный режим дискриминации казахского народа. Демонстрация была мирная и носила политический характер. Подавление демонстраций продолжалось с 17 по 25 декабря 1986 г. с применением 30 пожарных машин, 17 БТР. 18 декабря 1986 г. в поддержку восстающих в г. Алма-Ате выступила молодежь во всех областных центрах и во многих крупных населенных пунктах Казахстана. Численность участников восстания не установлена. Общая численность сил охраны порядка, участвовавших в подавлении восстания молодежи в Алма-Ате, составила 24 тысячи, в том числе 10,5 тыс. дружинников, вооруженных обрезками кабеля и арматурной стали. Количество восставших не установлено. В результате подавления восстания силовыми структурами были задержаны 8500 человек, получили тяжелые телесные повреждения (в основном черепно-мозговая травма) более 1700 человек, подвергнуты допросам в прокуратуре 5324, в КГБ - 850 человек, осуждены приговором судов 99 человек, из них 2 - к высшей мере наказания, 900 человек подвергнуты к административным мерам наказания (аресты, штрафы), предупреждены 1400 человек, уволены с работы 319 участников восстания, отчислены из учебных заведений 309 студентов ,12 ректоров вузов освобождены от занимаемой должности. Жертвами геноцида пали 174 человека, из них 168 убитых скрыто похоронены в 58 захоронениях на кладбище "Западное" и других местах. Восстание в декабре 1986 года объявлено "массовыми беспорядками, организованными националистически настроенными алкоголиками и наркоманами". Однако после настойчивых просьб общественности содержавшиеся в постановлении ЦК КПСС обвинения в казахском национализме признаны ошибочными. На 1-м съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989 г.) народный депутат, известный поэт Мухтар Шаханов, первым потребовал справедливой оценки декабрьских событий и оправдания несправедливо осужденных участников событий. По результатам работы Комиссии, в сентябре 1990 года было принято Постановление Президиума Верховного Совета КазССР «О выводах и предложения Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года». В нем отмечалось, что «выступление казахской молодежи в декабре 1986 г. в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Историческое значение Декабрьских событий Декабрьские события были первым выступлением против существующей политической системы на территории бывшего СССР, открыли путь в стремлении казахского народа к независимости и стали толчком к экономическим реформам и социальным преобразованиям, День 17 декабря - объявлен Днем демократического обновления. Предмет и задачи дисциплины «Современная история Казахстана». История Казахстана – составная часть мировой истории и уходит корнями в глубокую древность. Человек начал заселять и осваивать территорию Казахстана еще в каменном веке. Совершенствовался его физический тип, из собирателя он постепенно превращался в земледельца и скотовода, овладевал гончарным и горным ремеслами. Эти процессы происходили в рамках первобытнообщинного строя. Одновременно шел процесс усложнения общественных отношений: от первобытного стада к матриархату, от последнего к патриархату. Появились первые формы религии. Дисциплина «Современная история Казахстана» является частью всемирной истории, истории Евразии и стран Центральной Азии. Предмет «Современная история Казахстана» в целостном виде изучает исторические события, явления, факты, процессы, выявляющие исторические закономерности, имевшие место на территории Великой степи в ХХ веке и до наших дней. Период ХХ - XXI веков является одним из важнейших в исторической судьбе казахского народа. К этому периоду относится развитие общественно политической мысли казахского народа. Зарождаются идеи модернизации казахской государственности. История ХХ века наполнена социально политическими и культурными противоречиями, политическими и экономическими преобразованиями вследствие двух Мировых войн. Данный исторический отрезок содержит в себе ключ к пониманию трансформации общества под влиянием советской системы, кризису и распаду советской системы социализма, становлению и возрождению основ государственности, политического, социально-экономического, духовно-культурного развития Казахстана с начала 90-х годов XX века до наших дней. Целью преподавания дисциплины «Современная история Казахстана» является познание основных этапов исторического прошлого отечественной истории с начала XX века до наших дней. Достижение цели реализуется решением следующих задач: - возрождение исторической памяти народа, знание исторического и культурного наследия страны; - формирование национального самосознания и гражданского единства; - воспитание патриотизма и толерантности у молодежи. Изучение «Современной истории Казахстана» в высших учебных заведениях должно стать фактором, способствующим формированию у студентов патриотизма и гражданской позиции, закреплению глубоких научных знаний по всей многовековой истории Казахстана. И особенно - по истории становления и развития Казахстана как суверенного государства, включая процессы реформирования в политической, экономической и социальной сферах общества, освещение реальных достижений суверенного Казахстана во внутренней и внешней политике. Национальная идея А.Бокейханова Идеи защиты бесправного народа от притеснения колониальных властей заставляет Алихана заняться правозащитной деятельностью. Начинает заниматься активной политической деятельностью. Переломным моментом для Букейханова стал 1905 год. Революционные события в России не прошли мимо него стороной. «Известный пропагандист, бывший душой всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций, главный инициатор и руководитель религиозно-политического движения казахов главный руководитель, оказывающий огромное влияние на всю казахскую степь, безусловно, есть и будет чиновник переселенческого Управления Букейханов», - так рапортовали омские жандармы своему столичному начальству. Алихан Букейханов вступил в партию кадетов «Народная свобода» и стоял за созданием ее филиалов в Омске, Семее, Каракаралы. В программе партии его привлекли следующие пункты – обеспечение законодательными нормами неприкосновенности личности, равенства всех граждан – без различия национальности, вероисповеданий, сословий и пола, и свобод, введение всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права, без различия пола, как в народном представительстве, так и в местном самоуправлении, законодательное разрешение земельной реформы и удовлетворение справедливых национальных требований . Но его пути с кадетами в июле 1917 года разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе - предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношения государства и церкви). Самоопределившись, А.Н. Букейханов создал национальную политическую партию «Алаш». В 1917 году по его инициативе на Всеказахском съезде была провозглашена «Алаш-орда», т. е. автономия казахов. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам. В гражданской войне А.Н. Букейханов и алаш-ординцы были на одной стороне с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алаш-ординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение - войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Лично Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. Алашская автономия просуществовала недолго. Установление советской власти, разгром белогвардейцев, до этого – расхождение алаш-ордынцев с Колчаком, выступавшим за единую и неделимую Россию привели к ликвидации автономии. 4 апреля 1919 года вышло постановление советской власти о том, что алаш-ордынцы не подвергаются никакому преследованию. Москва в 1920 предоставила Казахстану статус автономной республики. Вопросы ее устроения были обсуждены в Кремле Лениным с алаш-ордынцем Алимханом Ермековым. Алихан Букейханов, изначально не признававший Октябрьской революции, говоривший об узурпации власти большевиками путем незаконного переворота. Алихан Букейханов под псевдонимом «Кыр баласы» – «Сын степей», «Степняк» печатал такие статьи, как «Дума и казахи», «Думские партии». В 1916 году Букейханов озвучил идею земства как органа местного самоуправления, существующего во взаимодействии с центральной властью – один из главных элементов его политической программы. Февральскую революцию казахская элита встретила с одобрением и пониманием, так как народ освободился от гнета и насилия царизма. Свержение царского режима и демократизации общественно-политической жизни в стране, казахская интеллигенция решили создать свою политическую партии. В июле 1917 года на Всеказахском съезде в Оренбурге была образована партия «Алаш». Эта была первая политическая партия в истории казахского народа. Вскоре был разработан проект программы партии, состоящий из 10 разделов. Основной целью программы было создание казахской автономии в составе Российской федеративной демократической республики [2]. Но после съезда, пути А. Букейханова и партии кадетов разошлись по основным вопросам это – предоставление автономии казахскому народу, о взаимоотношении государства и церкви, также несогласие кадетов сохранить частную собственность на землю и по ряду других принципиальных вопросов. Свое кредо Алихан Нурмухамедович изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», выразив свою точку зрения одной лишь фразой, что он против «сохранения империи при существующих границах». В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на Всеказахском учредительном курултае была провозглашена «Алаш-Орда» из 25 кандидатур, 10 из которых отводились представителям других народов т.е. автономия казахов, имеющая единую территорию, историю, культуру и язык, гарантирующая права национальных меньшинств и пропорциональное представительство во всех учреждениях автономии. Съезд решил, что в состав автономии должны войти: Букеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская. Сырдарьинские области и районы Закаспийской области и Алтайской губернии, населенные казахами и поручил Алаш-Орде «немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением». Деятельность молодой автономии проходила в сложных условиях, но все же работа велась активно. За 1918 год правительство Алаш издает ряд распоряжений, регулирующих основы землепользования, ведет переписку с другими автономиями. Находясь в эпицентре гражданской войны, отряды Алаш-Орды принимают участие в боевых операциях против большевиков, но большевики все же приходят к власти. Начинается переговоры между руководством советов и партией «Алаш». Итогом этих переговоров стало обещание материальной помощи на культурные нужды будущей автономии, установление мира. Позднее активисты «Алаша» начали подвергаться репрессиям, при этом обе стороны не доверяли друг другу, так как Советы хотели с помощью лидеров и активистов партии «Алаш», усилить свое влияние среди казахского населения. В марте 1920 года Алаш-Орда была окончательно ликвидирована, но ее члены подвергались гонениям и репрессиям еще многие годы. Несмотря на недолгое существование, движение Алаш оказало огромное влияние на историю Казахстана. Именно лидерами этой партии, еще в начале века, была выдвинута идеи о создании независимого суверенного Казахстана. Многие члены движения были не только правозащитниками и политическими деятелями, но и крупными просветителями. Алихан Букейханов оставил очень богатое, бесценное наследие. Одна лишь его публицистика насчитывает более тысячи статей, очерков и заметок, опубликованных в более чем 50 газетах и журналах, ряд фундаментальных научных трудов, очерков по истории Казахстана, антропологии, земледелию, животноводству, литературе и другим отраслям знаний до и после Октябрьского переворота. В последние годы увидели свет многие научные исследования и публицистические статьи Алихана Букейхана, долгие годы бывшие под запретом. |