Главная страница
Навигация по странице:

  • Как отклик на Ленинский расстрел, произошли массовые революционные выступления рабочих Казахстана весной 1912 года.

  • Основными требованиями бастующих были экономические.

  • «Современная история Казахстана» на 2021 /20 22 учебный год

  • 31 мая 1979 года было принято Постановление Политбюро ЦК КПСС «Об образовании Немецкой автономной области (НАО)»

  • В июне 1979 года о документах о создании немецкой автономии

  • Омаров/Какенов, указ. соч., с. 53-64)

  • 79.Государственные символы Республики Казахстан и их отличительные признаки, значимость.

  • 80.Участие казахов в работе I - II Государственной Думе России. Деятельность мусульманской фракции (выступления казахских депутатов А. Беремжанова и Б. Қаратаева)

  • 58. Журнал Айкап и рассматриваемые в нем общественнополитические проблемы


    Скачать 175.79 Kb.
    Название58. Журнал Айкап и рассматриваемые в нем общественнополитические проблемы
    Дата22.12.2021
    Размер175.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла58-62.docx
    ТипДокументы
    #314066
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    В тесной связи с рабочим движением развивалось аграрное и национально – освободительное движения, особенно в Семипалатинской, Акмолинской, Уральской и Тургайской областях, в Семиречье. Отказ от уплаты налогов и выполнения повинностей, протест против изъятия земель в «переселенческий фонд» смыкались с протестом против узурпации земель баями и в злоупотреблении волостных правителей. Массовые аграрные волнения охватили и переселенческую деревню.

    Как отклик на Ленинский расстрел, произошли массовые революционные выступления рабочих Казахстана весной 1912 года. В 1913 году бастовали рабочие Айдарлинского прииска, Спасского медеплавильного завода, угольных шахт в Тургайском уезде. К 1914 году бастовали нефтянники Эмбы. Основными требованиями бастующих были экономические. Такова была политическая жизнь Казахстана в начале XX века.

    Вопросы Государственного экзамена по дисциплине

    «Современная история Казахстана» на 2021/2022 учебный год

    .

    78.Межнациональные отношения в обществе в 1970-1980 гг., результаты и историческая ценность событий в Целинограде.

    В 1941 году была ликвидирована АССР Немцев Поволжья и началось насильственное переселение её немецкого населения и немецкого населения других регионов СССР в Казахстан и Сибирь. Принятые в 40-е –60-е гг. XX века нормативно-правовые акты не предусматривали возможности возвращения немецкого населения в места прежнего проживания. Так Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза за период Отечественной войны» отмечал, что «переселение проведено навечно, без права возврата их чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. к прежним местам жительства». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года «О снятии ограничений в правовом положении немцев и членов их семей, находящихся на спецпереселении», хотя и снимал ограничения по спецпереселению, но отмечал, что переселенные немцы «не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены». В 1957 году разрешается возвращение на места прежнего жительства многим насильственно переселенным народам и восстанавливаются их ликвидированные ранее автономии, однако в отношении немецкого населения этого не происходит. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1964 года "О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» лишь отменяет его в части содержащей огульные обвинения немецкого населения, но не содержит положений по восстановлению АССРНП или другой какой-либо формы автономии, подчеркивая, что «немецкое население укоренилось по новому месту жительства на территории ряда республики, краев и областей страны, а районы его прежнего места жительства заселены». Подобные решения были связаны с политической позицией о невозможности восстановления автономии немцев как «исторически не принадлежащих к коренным народам» и нежеланием властей терять огромную армию дисциплинированного населения с развитой культурой аграрного труда в районах освоения целины. Частичная реабилитация вызвала глухое недовольство неравноправным положением, которое стало приобретать активную форму — уже в 1965 году в Москву посылается делегация с требованием восстановить АССРНП, однако к ожидаемым результатам это не приводит. Лишь в 1972 году с немецкого населения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1972 года «О снятии ограничения в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан» снимаются ограничения в выборе жительства. Таким образом в 70-е годы XX века на территории Казахской ССР находилась огромная общность немецкого народа в большинстве своем являющаяся жителями упраздненной АССРНП, эвакуированных из оккупированных во время Великой отечественной войны районов, и репатриированных после окончания войны советских граждан, принимавших германское подданство (лишь около 15 % немецкого населения Казахской ССР были потомками переселенцев, приехавших в Казахстан в годы столыпинских реформ).

    31 мая 1979 года было принято Постановление Политбюро ЦК КПСС «Об образовании Немецкой автономной области (НАО)», подготовлены проекты Указов Президиума ВС СССР, Закона Казахской ССР «Об образовании НАО», в ЦК Компартии Казахстана стала вестись подготовительная работа, подбираться кадры. Все протекало, как обычно в те доперестроечные времена, кулуарно и без излишней огласки. В начале июня 1979 г. в Целинограде высадился возглавляемый вторым Секретарем ЦК Компартии Казахстана А.Г. Коркиным большой «десант» руководителей республиканских ведомств, который спешно приступил к работе по реализации полученных установок.

    В июне 1979 года о документах о создании немецкой автономии знали лишь единицы, хотя подготовка к переменам на политико-административной карте Казахстана шла полным ходом. Районный городок Ерментау привели в порядок. На улицах вывесили флаги СССР и Казахстана, портреты немца Андрея Брауна, который был намечен на должность первого секретаря обкома новой области, и других членов руководства предполагавшейся к созданию автономии. На предприятиях прошли собрания трудовых коллективов, на них шла речь о необходимости восстановления государственности для советских немцев.

    Но тут произошла «спонтанная» реакция казахской молодежи: 16 июня, около 10 утра по центральной улице Целинограда в направлении площади Ленина выступила четко построенная колонна с лозунгами, выражающими протест против создания автономии. По одним оценкам, их было около 400 человек, по другим вдвое больше или меньше. Были замечены студенты с красными повязками на руках, поддерживающие порядок. Манифестанты несли транспаранты «Казахстан неделим», «Да здравствует дружба народов» и др., над ними реяли государственные флаги Казахской ССР и СССР. По другим свидетельствам, было всего три колонны, заполнившие центральную площадь, где количество демонстрантов колебалось по оценкам от 500-800 до 5.000 человек. Участники демонстрации шли стройными рядами, за порядком следили дежурные в нарукавных повязках. У предусмотренных микрофонов начались выступления против создания Немецкой области. Насилия не было. Студентов-немцев сельскохозяйственного института, собравшихся было устроить на площади контрмитинг, отговорили от этой затеи преподаватели института и пришедшие в вуз учителя целиноградских школ. К утру 19 июня все подступы на площадь Ленина были перекрыты автомашинами и оцеплены милиционерами и дружинниками, здесь поставили даже пожарные машины. Но на улицах собирались колонны, на автобусах из районов доставлялись люди, все двигались в центр. Один из участников шествия сел в машину, перегородившую дорогу, аккуратно ее передвинул и освободил проход. В этот день людей было значительно больше, до 10.000 человек, по воспоминаниям сотрудников правоохранительных органов. Наряду с молодежью было немало ветеранов войны и многодетных матерей, которые выделялись из толпы множеством медалей. Они требовали выхода и выступления первого секретаря обкома Н.Е. Морозова. Морозов открыл митинг словами, что он посвящен подписанию в Вене договора между Брежневым и Картером об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2. Но тут к Морозову пробрался молодой парень и решительно завладел микрофоном, заявив: «Мы отвергаем автономию». Морозов, сославшись на телефонный разговор с Кунаевым огласил участникам, что вопрос о создании немецкой автономии отпал. При этом прозвучали бурные аплодисменты и овации. (Омаров/Какенов, указ. соч., с. 53-64)

    19 февраля 1980 г. вопрос об образовании НАО был снят с контроля Организационного отдела ЦК КПСС. Единственным пострадавшим в этой истории можно считать А. Коркина, потерявшего пост второго секретаря ЦК Компартии Казахстана. Целиноградские события стали препятствием на пути формирования не только автономного образования немцев. Другими словами, в отношении ряда депортированных народов, вопрос о которых оставалось нерешенным после смерти Сталина, в Москве шла подготовка к корректировке прежней национальной политики с тем, чтобы создать для них «новую Родину» в местах, где они «укоренились» после депортации. Таким образом, идея формирования Немецкой автономной области представляла собой не только средство против массового выезда немцев в ФРГ, но и первый опыт решения Центром дела депортированных народов. Однако целиноградские события стали препятствием в развитии нового направления национальной политики СССР.

    79.Государственные символы Республики Казахстан и их отличительные признаки, значимость.

    Государственный флаг Республики Казахстан

    Закон «О государственных символах РК» от 4 июня 2007 года в первой статье определяет, что Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн — главные символы страны.

    Флаг и герб Казахстана нового образца были утверждены в первый год независимого статуса — 4 июня 1992 года. Слова гимна тогда только немного изменили, чтобы в нем был отражен новый (суверенный) статус страны.

    Дизайн флага разработан художником Шакеном Ниязбековым. Новый флаг РК — это полотнище прямоугольной формы, длина которого превышает ширину в два раза. Оно наполнено выразительными и значимыми по смыслу элементами:

    солнце в окружении коротких лучей;

    внизу парит степной орел;

    ближе к древку размещен народный орнамент.

    Цвет флага

    Флаг Республики Казахстан небесно-синего цвета. Такой оттенок преобладает в природе. Фон флага имеет вековые корни в культуре тюрков: небесно-голубое знамя было для них символом преданности, вечности, постоянства.

    В геральдике голубой тон символизирует надежду. Это цвет неба, который для всех жителей планеты означает мирную, спокойную жизнь и благополучие.

    Автор эскиза флага отказался от пестроты, отстаивал однотонность, которая воплотила бы идею единения множества наций и народностей, живущих в Казахстане.

    Солнце и лучи

    Солнце для казахов — олицетворение жизни, энергии. Его движение ассоциировалось с движением времени, сменой дня и ночи, времен года.

    Светило на флаге окружают 32 золотых луча, по форме напоминающих зерна. Этот элемент в геральдике означает покой и изобилие. В целом знак солнца провозглашает приверженность общечеловеческим ценностям, открытость к сотрудничеству со странами мира.

    Парящий орел

    Изображение орла на символах такая же давняя традиция евразийских кочевников. Он был для них знаком власти, великодушия и прозорливости властителей. Сам образ орла наполнен таким значением:

    символизирует свободу, независимость;

    полет орла свидетельствует о стремлении достичь высот мирового развития.

    В геральдике орел — символ мужества, зоркости, чистых помыслов.

    Золотой национальный орнамент

    Параллельно древку, рядом с ним, размещен золотой орнамент как знак давней культуры и выражение эстетических идеалов народа. Изящные линии традиционного национального узора отражают гармоничный духовный мир казахов.

    Государственный герб Республики Казахстан

    Самую обширную геральдическую нагрузку несет герб Казахстана. Он отражает многовековую культуру, народные традиции, историю с древности до современного статуса страны. Создателями этого высокохудожественного символа Казахстана были дизайнеры Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов.

    Герб РК создан в форме круга (колеса). В мировоззрении кочевого народа такая фигура и символ ассоциировались с солнцем, жизнью и вечным движением. Таким образом, создатели выразили идею бесконечного развития страны.

    Этот символ страны включает многозначительные национальные предметы и фигуры.

    Шанырак и опоры

    Шанырак — один из основных элементов юрты кочевников, который символизирует и семейный очаг, и целостность мира. Как основа жилища, он стал центром, сердцем герба новой страны.

    От центрального круга расходятся опоры юрты (уыки), как золотистые лучи на голубом фоне неба. Они выражают идею прочности государства. Как надежность жилища зависит от этих опор, так прочность всего государства покоится на благополучии каждого его гражданина.

    В целом этот образ отражает стремление всех народностей Казахстана жить под общей крышей в мире и согласии.

    Золотокрылые тулпары

    Крылатые кони тулпары пришли из древних мифических сказаний как символ бессмертия, бесстрашия, полета и мечты.

    Эти образы фантастических скакунов при создании герба вызывали больше всего споров, но стали узнаваемым элементом современной символики, безошибочно указывающим на ее принадлежность Казахстану. Золотые крылья тулпаров на гербе напоминают по форме снопы колосьев, которые в геральдике означают изобильную жизнь и благополучие.

    Золотокрылые тулпары — воплощение смыслов, которые были близки предкам казахстанцев:

    образ коня был для кочевников символом верности, храбрости и силы;

    крылья — воплощение мечты о жизни в сильном государстве;

    в символике рога отражено пожелание земного изобилия и воинской удачи.

    Пятиконечная звезда

    Маленькая звездочка на фоне лучей напоминает о существовании путеводной звезды для страны. Пять ее лучей означают открытость казахстанцев к сотрудничеству с жителями стран пяти континентов планеты.

    Под символом размещено название страны, которое первоначально писалось кириллицей. В 2018 году написание изменили — теперь оно выполняется латиницей. В целом герб, как и другие символы Казахстана, передает миролюбие казахов, а золотисто-голубая гамма — намерение сотрудничать со всеми народами.

    Государственный гимн Республики Казахстан

    Государственные символы Казахстана включают непременный музыкальный атрибут — гимн.

    В первые годы независимости Казахстана еще продолжал звучать советский гимн, в котором сделали несколько изменений. В начале 2006-го в роли главной песни прозвучала другая — известная и популярная композиция «Менің Қазақстаным». Позже, в 2007 году, на законодательном уровне был закреплен ее новый статус. Композитор Шамши Калдаяков, известный теперь как автор гимна, написал произведение еще в 1950-е годы. Текст, созданный тогда Жумекеном Нажимеденовым, в новое время дополнил Нурсултан Абишевич Назарбаев. С этими правками песня стала соответствовать статусу гимна независимого государства.

    Гимн сопровождает все значительные официальные церемонии в стране и за рубежом, если в них участвуют казахстанцы. Каждый гражданин чувствует себя частью великого народа, повторяя поэтические слова припева:

    Я песня, звенящая на твоих устах, Родина моя — мой Казахстан!

    80.Участие казахов в работе I-II Государственной Думе России. Деятельность мусульманской фракции (выступления казахских депутатов А. Беремжанова и Б. Қаратаева)

    Участие казахов в деятельности 1-2 государственных дум России. Мусульманская фракция Государственной думы. выступления казахских депутатов.
    О заметном подъеме политического сознания казахов свидетельствует участие лидеров казахской интеллигенции в работе Государственной Думы. После упразднения Петром I земских соборов Россия почти 200 лет не имела общегосударственного представительного учреждения. В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как законосовещательного и представительного органа империи. Но некоторые народы Российской империи, в том числе Средней Азии и Казахстана, лишились избирательного права. Местным властям в самом начале избирательной кампании была дана особая инструкция о категорическом недопущении казахов к выборам как «кочевых и бродячих инородцев». Это вызвало взрыв недовольства и негодования среди казахов. Коренное население края требовало допуска их представителей в Государственную Думу России. Мощная волна протеста, прокатившаяся по всем регионам края, заставила царское правительство пойти на некоторые уступки. Казахи были все же допущены на выборы.

    В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области - Ахмет Беремжанов, Уфимской губернии - Салимгерей Жанторе, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области- Алихан Бокейханов и другие.

    Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов.В 1907 году в состав II Государственной Думы России вошли: от Акмолинской области Шаймерден Косшегулулы, Тургайской - АхметБеремжанов, Семипалатинской — Темиргали Нурекенов, Семиреченской — Мухамеджан Тынышпаев, Уральской — Бахытжан Каратаев и др. Эта Дума заседала тоже недолго: всего лишь 104 дня.Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан.

    Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В своем пламенном выступлении он подчеркивал: «Вы должны понять, сегодня для высвобождения участков для крестьян-переселен-цев киргизов изгоняют не только с исконных земель, но и из собственных жилищ».Были и случаи коллективного обращения казахских депутатов в защиту прав своего народа. Так, в своем заявлении депутаты Государственной Думы второго созыва Каратаев, Беремжанов, Нурекенов и Косшегулулы в марте 1907 года были вынуждены констатировать: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния, и кочевание не есть приятная и праздная прогулка киргиз по безбрежным степям Азии, а есть тяжелый труд, вызываемый своеобразным капризом природы, в единственных целях поддержки существования».
    С обретением Республикой Казахстан своей независимости в обществе возрос интерес к изучению религий в Казахстане, в частности, их истории. Для исследуемого нами периода характерно становление ислама важным фактором, как и в общественной, так и политической жизни Казахстана.
    Первая Государственная дума стала институтом, где проявились национальнорегиональные интересы народов Российской империи. Она была учреждена манифестом императора Николая II 6 августа 1905 г. как законосовещательный представительный орган. Подписанный царем 17 октября 1905 г. манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозглашал создание объединенного правительства - Совета министров и представление населению гражданских прав и свобод. Этот манифест изменил статус Государственной Думы: вместо законосовещательного органа декларировалось создание органа народного представительства с законодательными функциями.
    Согласно по изданному 11 декабря 1905 г. новому избирательному закону - Положение о выборах, сохранялась куриальная система, установленная при выборах в Булыгинскую думу, при этом закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии. Нельзя считать, что выборы были всеобщие, поскольку своих избирательных прав были лишены женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действительной службы и ряд национальных меньшинств.
    Выборы в Государственную Думу I созыва проходила в феврале - марте 1906 г. В Думу, согласно избирательному закону, намечалось избрать 524 депутатов, ко дню его роспуска (8 июля 1906 г.) было избрано 499/1/.Для населения Степных областей (Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тур-гайской) и областей Туркестанского края (Закаспийской, Самаркандской, Семиреченской, Сырдарьинской и Ферганской) кроме общего избирательного закона были изданы особые правила «О применении положения о выборах».Возникшее в конце XIX века как движение за преобразование мусульманских учебных заведений, джадидизм, к этому времени охватила все сферы жизни.

    Лидеры вышеупомянутого движения выступили инициаторами объединения мусульманских депутатов в Думе в единую фракцию. Мусульманская фракция единственная из всех думских фракций образованная не
    по партийному, а по религиозно - национальному признаку, в нее вошли в основном представители тюркских родов, исповедующих ислам.

    Парламентская фракция в протяжении своей деятельности с 1906 по 1917 гг. была оплотом прогрессивных идей мусульманского общества. В депутатской деятельности его представителей все чаяния и нужды смогли найти свое отражение. Всего было избрано 79 депутатов - мусульман - 25 депутатов в I Думу, 37 мусульман - II. 10 - в III и 7 - в IV.

    Поскольку некоторые депутаты избирались дважды и более, то всего 67 депутатов представляли интересы мусульманского населения в Государственной Думе.На протяжении всего ХХ века тема взаимоотношений между Казахстаном и Россией оставалась одной из самых приоритетных в исследованиях казахстанских историков. Она сохранила свою актуальность и сегодня, когда Казахстан и Россия стали, суверенными государствами. Однако история внесла свои коррективы в разработку указанной проблемы, по-новому расставила акценты в различных ее аспектах. В связи с установлением взаимоотношений двух стран на новой основе, внимание историков России и Казахстана привлекли такие сюжеты, которые ранее находились на обочине магистрального развития исторической науки. К ним, в частности, можно отнести историю избирательных кампаний и деятельность депутатов Степного края в Государственной думе России.Степное генерал-губернаторство было образовано в 1882 г. для проведения в жизнь национально-административных реформ, устройства транзитных путей, развития городов, промышленности и торговых связей. В его состав включили такие области как Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская. Первые две области ранее входили в Западно-Сибирское генерал-губернаторство, которое было упразднено. А Семиреческая область до 1882 года входила в Туркестанское генерал-губернаторство, в ее же состав она вернулась в 1899 г. Для административного управления Акмолинская и Семипалатинская области в конце XIX - начале ХХ вв. делились на 5 уездов, всего в Степном крае насчитывалось 10 уездов. Акмолинская область состояла из следующих уездов: Омский, Петропавловский, Кокчетавский, Атбасарский, Акмолинский. В состав Семипалатинской области входили Каркаралинский, Павлодарский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский, Зайсанский уезды

    (Депутаты - мусульмане поделились на две группы: «мусульманская фракция» и «мусуль­манская трудовая группа». В последней были отделившиеся шесть депутатов- мусульман. Мусульманская фракция приняла программу «Мусульманского союза». Ее члены председа­телем избрали М. А. Биглова, а также двух секретарей.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта