Школа:
| КГУ «Общеобразовательная школа №30» акимата города Усть-Каменогорска
| Дата:
| ФИО учителя: Алямкина В.А.
| Класс:
| Количество присутствующих:
| отсутствующих:
| Тема урока
| 6.3 Нравственный выбор человека
3.5 Творческая работа по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
| Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
| 6.2.9.1 – писать творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка;
6.3.2.1 – сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнительной характеристики).
| Цели урока
| Учащиеся могут:
сопоставить изображение героев в литературном и кинематографическом произведениях; написать творческую работу по рассказу И.С. Тургенева «Муму»; использовать изобразительные средства и стилистические фигуры речи; выразить свое мнение о прочитанном произведении.
| Критерии оценивания
| – сопоставляет и сравнивает героев литературного и кинематографического произведений;
– пишет творческую работу в одном из заданных форматов;
– приводит цитаты из текста в качестве аргументов;
– использует изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и пр.) и стилистические фигуры речи;
– соблюдает речевые нормы языка.
| Привитие ценностей
| Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: доброта, милосердие, сочувствие, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания текста мифа); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).
| Межпредметные связи
| Связь с искусством кино: учащиеся могут познакомиться с фрагментом экранизации рассказа И.С. Тургенева «Муму»; сопоставить литературные и кинематографические образы.
| Предварительные знания
| На предыдущих уроках учащиеся работали над заданиями, нацеленными на формирование навыка оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на развитие навыков творческого письма.
| Ход урока
| Запланированные этапы урока
| Запланированная деятельность на уроке
| Ресурсы
| Начало урока
0-3
| I. «Цветик-многоцветик».
С целью создания эмоционального контакта, учитель предлагает учащимся выбрать для себя «лепесток», цвет которого наиболее подходит к цвету настроения; затем все «лепестки» собирают в один общий «цветок».
II. Целеполагание.
Учитель объявляет тему урока и цели обучения. Совместно с учащимися определяются цели урока.
|
Презентация (слайды 1-3)
| Середина урока
3-7
7-10
10-12
12-32
33-38
| III. «Заметки зрителя».
Учащиеся знакомятся с фрагментом экранизации рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Перед просмотром учитель предлагает задание.
Задание.
1. Посмотрите отрывок из художественного фильма режиссеров А. Бобровского и Е. Тетерина (1959 год); свои впечатления опишите в «Заметках зрителя», опираясь на следующие вопросы:
Какой эпизод рассказа воспроизведен в данном фрагменте экранизации? Как бы вы его озаглавили? Какое впечатление произвел эпизод? Какие чувства главного героя передал актер? Как видеоряд помогает понять основную мысль произведения? Что изменилось в вашем восприятии рассказа и образа главного героя после просмотра фрагмента экранизации?
2. Расскажите классу, что вы почувствовали, когда смотрели отрывок из фильма. (См.: Дидактический материал, Приложение 1).
После просмотра учащиеся в течение 3-х минут могут поделиться своими впечатлениями с одним или несколькими одноклассниками; подготовить развернутое устное высказывание на основе собственных записей; по желанию учащиеся представят свои «Заметки зрителя» классу.
ФО Взаимооценивание по критериям
Критерий оценивания:
– сравнивает литературное произведение с произведением другого вида искусства.
Дескрипторы:
– сопоставляет и сравнивает героев литературного и кинематографического произведений;
– называет черты сходства и отличительные признаки;
– приводит цитаты из текста в качестве аргументов. IV. Творческое письмо. Учитель знакомит учащихся с вариантами творческой работы.
1. Отзыв.
Напишите отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Муму». Используйте данный план/ рекомендации. (См.: Дидактический материал, Приложение 2).
План отзыва
1. Автор и название книги.
2. Чем интересно название произведения? Помогает ли название понять, что вас ждёт в книге?
3. О чём это произведение? В чём состоит главная мысль рассказанной истории?
4. Чем вас заинтересовала история? Что показалось самым важным? Почему?
5. Кого вы считаете главным действующим лицом; кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т.д.?
6. Согласны ли вы с действиями героев или поступили бы по-другому? Возможно, у вас есть совет, подходящий для кого-то из действующих лиц книги?
7. Чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? 2. Письмо-сопереживание.
Учитель актуализирует знания учащихся о структуре письма как эпистолярного жанра; приведет примеры писем-сопереживаний (см.: Методические рекомендации); предложит ученикам выполнить следующее задание: 1. Постарайтесь встать на место главного героя рассказа, понять его мысли, чувства и переживания в один из ключевых для героя моментов жизни:
когда Герасим узнает, что Татьяну выдают замуж за Капитона;
когда Герасим понял, что барыня приказала избавиться от Муму; когда Герасим принимает решение покинуть город и вернуться в деревню.
2. Напишите письмо-сопереживание выбранному вами герою. (См.: Дидактический материал, Приложение 3). V. «Авторский стул». По желанию учащиеся, которые быстрее других справились с заданием, могут занять место на «авторском стуле» и представить свои работы одноклассникам.
Критерий оценивания:
– пишет творческую работу в соответствии с жанром.
Дескрипторы (отзыв):
– пишет отзыв о рассказе;
– определяет основную мысль произведения;
– выражает свое мнение о событиях и героях;
– выражает свое согласие/несогласие с их поведением/поступками;
– соблюдает структуру отзыва;
– соблюдает языковые нормы. Дескрипторы (письмо-сопереживание):
– пишет письмо-сопереживание;
– называет адресата и цели письма;
– описывает эмоциональное состояние героя/героини;
– выбирает стилевое оформление речи;
– соблюдает структуру письма;
– соблюдает языковые нормы.
| https://www.youtube.com/watch?v=dgbRmFenAOY Презентация (слайд 4) Приложение 1 Презентация (слайд 5)
Презентация (слайд 6)
Приложение 2
Презентация (слайд 7) Приложение 3
Презентация (слайды 8-9)
| Конец урока
38-40
| VI. Рефлексия настроения и эмоционального состояния: учащиеся скажут (покажут), какое изображение на слайде нравится/соответствует эмоциональному состоянию; покажут «свое лицо»; выберут цвет «букета/радуги настроения»
В качестве домашнего задания учитель предлагает прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Желающие могут подготовить информацию о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; истории создания рассказа «Кавказский пленник».
| Презентация (слайд 10)
| Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
| Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
| Здоровье и соблюдение техники безопасности
| Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (рекомендации по оформлению отзыва/письма-сопереживания, примеры писем-сопереживаний).
| Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.
| Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время выполнения упражнения «Заметки зрителя».
| Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном.
Урок начинается с целеполагания самим учителем. Сам урок начинается с просмотра фрагмента экранизации «Муму». Перед просмотром учитель предлагает задания учащимся. Дети должны были сопоставить и сравнить героев литературного и кинематографического произведений; написать творческую работу в одном из заданных форматов; приводят цитаты из текста в качестве аргументов.
Задача заключительного этапа - создать ситуацию, в которой требовалось бы только повторить изученное, но осмыслить его заново. То есть нельзя повторять на заключительном уроке этап анализа, дублировать вопросы и задания. Данный урок включает в себе новые приемы разбора произведения и отличается новым углом зрения. Так как, заключительное занятие должно создать у школьников ощущение глубины и неисчерпаемости произведения.
Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обобщению и повторению пройденного, на заключительных уроках часто предполагается чтение небольших произведений учащимися, составление монтажа из более ярких отрывков романа или повести, рассматривание иллюстраций, отрывков в связи с пересказом событий и характеристик. Для того чтобы состоялось новое узнавание произведения, использовались творческие задания написание письма сопереживания, творческое письмо рецензия, что вызвало у учащихся потребность повторного обращения к произведению, заставило их задуматься над более сложной задачей, была создана проблемная ситуация в конце анализа и сопоставления произведения с фрагменостом.
Данный заключительный урок требовал у учащихся:
во-первых, потребности повторного обращения к произведению и осмыслению его в целом;
во-вторых, пробуждения самостоятельных оценок и их защиты;
в-третьих, введение нового материала, отстаивания сложившихся точек зрения в новой ситуации; |