Главная страница
Навигация по странице:

  • Право в государствах античного мира.

  • 2. Этапы развития государства и права Древней Греции.

  • 1. Крито-микенский период

  • 2. Предполисный (гомеровский) период

  • Классический период

  • 3. Эволюция социальной структуры и органов власти Афинского государства.

  • 4. Основные черты афинского права. Источники права.

  • Право собственности и обязательства.

  • Преступлениями наказания.

  • 5. Особенности социальной структуры и органов власти Спарты.

  • ИГПЗС_материал по Франции. Материал к семинару_11.10.2021. 6. Особенности государства и права Древней Греции


    Скачать 42.82 Kb.
    Название6. Особенности государства и права Древней Греции
    АнкорИГПЗС_материал по Франции
    Дата12.11.2021
    Размер42.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМатериал к семинару_11.10.2021.docx
    ТипСеминар
    #270402

    Семинар по теме 6. Особенности государства и права Древней Греции.

    1. Специфика античного государства и права.

    Государство в античном мире. Как вы уже знаете из курса истории государства и права зарубежных стран, история цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока. Ее новая, более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. – в начале I тысячелетия н.э.

    Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III – II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира. В последующем, особенно в период «великой колонизации» (YIII – YII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Все возрастающие политические контакты греков, а позднее и римлян с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.

    Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад.

    Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки.

    Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

    Природные условия повлияли на организацию государственной власти Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление.

    Таким образом, естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов (например, в Древней Греции их было несколько сотен). Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

    Географическая замкнутость полиса при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, то есть от общегреческой и международной торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего – греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру и цивилизацию.

    С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные формы республиканского правления – аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

    Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

    Ликвидации монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к утверждению полисной системы организации государства.

    Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности, Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

    Право в государствах античного мира.Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение в праве.

    Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписанным обычаям приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества, сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаическую эпоху правовых обычаев. Вам известен пример такой кодификации – Законы Драконта, принятие в Афинах в конце YII в. до н.э.

    Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам.

    В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах у граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого, однако, не могли пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, «связанных между собой согласием в вопросах права». Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском праве.

    Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право – это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представляет собой одно их величайших достижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить.

    Римское право лишь со значительными оговорками можно рассматривать как рабовладельческое. Римское право в том виде, в котором оно приобрело мировое значение (это, прежде всего, частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.

    Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а, в конечном счете, создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.

    Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота ломала устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте создавалось новое и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство.

    Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась юридическая профессия, с нее берет начало и специальное правовое образовании.

    2. Этапы развития государства и права Древней Греции.

    Термины "Греция" и "греки" появились сравнительно поздно и не в Древней Греции, а в Древнем Риме. Сами греки себя называли эллинами (название одного из греческих племен в Фессалии). Первые государственные образования в Древней Греции появляются на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в последней трети III тыс. до н.э. Они возникли в результате разложения родового строя и образования раннеклассового общества. Ранние государства существовали как небольшие царства. Государственно-правовая история островной и материковой частей Древней Греции характеризуется неравномерностью, сохранением пережитков родового строя в силу изолированности государственных образований, возвратом к более примитивным формам общественной организации в результате массовых миграций.

    Можно выделить пять периодов в развитии государства и права Древней Греции, которые характеризуются учреждением различных форм политической и правовой организации раннеклассовых обществ.

    1. Крито-микенский период (III–II тыс. до н.э.). На острове Крит в силу благоприятных условий (значительные площади плодородной земли, пересечение морских путей, защита территории морем) рано начался переход от родового строя к классовому обществу, который был ускорен появлением металлургических центров. В первой половине III тыс. до н.э. у минойцев начинается распад родовой общины, из которой выделяются самостоятельные семьи, обладающие частной собственностью. Происходит скопление богатств в руках родоплеменной знати. Племенные вожди стали царями – басилевсами. Первоначально их власть была ограничена пережитками племенной демократии. Среди городов-государств Крита рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVI в. до н.э. столицей Кносского государства. Минойская цивилизация (по имени основателя кносской династии царя Миноса) не создала сильного централизованного государства, в ней шла постоянная борьба между государствами-гегемониями. Около 1700 г. до н.э. могущество Минойской державы было подорвано землетрясением и вторжением на остров Крит с Балкан пришельцев – греков-ахейцев, которые затем ассимилировались с местным населением (пеласгами, минойцами) и усвоили их культуру. Крит превращается в провинцию ахейской Греции (XV-XIII вв. до н.э.).

    Наиболее сильным среди ахейских царств в XVI в. до н.э. было Микенское царство, расцвет которого приходится на правление царя Агамемнона. Наряду с ним существовали Пилосское царство (юго-запад Пелопоннеса), Арголида (северо-восток), Аттика со столицей в Афинах (Средняя Греция). Это были раннеклассовые государства, возникшие на развалинах родового строя, сохранившие его пережитки, испытавшие заметное влияние Древнего Востока. По форме правления это были монархии, в которых наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микепские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора. Хотя власть правителя-басилевса в них была основана не на доминировании и подчинении, а на авторитете и моральном первенстве лидера, что было неизвестно странам Древнего Востока.

    2. Предполисный (гомеровский) период (конец XIII –IX в. до н.э.) характеризуется возвратом к племенной государственности и протогосударствам (военной демократии), вызванным вторжением северных греческих племен – дорийцев, в конце XIII в. до н.э. сломивших сопротивление даже таких сильных царств, как Микенское и Пилосское.

    Дорийские племена находились на стадии первобытнообщинного строя. Однако в области металлургии дорийцы уже использовали железо, а не медь в отличие от ахейцев. Период в истории Эллады, наступивший после падения микенской цивилизации, получил название "темные века". Дорийское завоевание привело к запустению городов, разорению царских хозяйств и массовому переделу земли, уничтожению дворцовой экономики как системы. Дорийское завоевание уничтожило абсолютную власть ахейских царей и создало предпосылки для новой формы государственного устройства, позволяющего избежать монархического правления. Новой формой государства стали протополисы или предполисные образования, опиравшиеся на возрожденные институты племенной демократии и общинных установлений, а также формирующийся класс свободных собственников, который появился в результате раздачи царской земли общинникам в частную собственность. Затем протополисы трансформируются в полисы – города-государства. Сформировать предполисные образования дорийцам было нетрудно, поскольку они находились на стадии военной демократии – переходной формы от родового общества к классовому. Система институтов потестарной (дого- сударственной) власти военной демократии описана Гомером в поэмах "Илиада" и "Одиссея".

    Военная демократия была протогосударством, состоявшим из соседских общий, объединенных вокруг политического центра – городского поселения. Основную массу населения города составляли земледельцы и скотоводы, а также выделялись ремесленники и торговцы. Возникало социальное расслоение: родовая знать получала во владение участки земли, которые превосходили размером и качеством наделы общинников. Система потестарной (догосударственной) власти предполисных образований сочетала элементы формирующейся государственности и племенной демократии. Во главе общины-поселения стоял базилевс (царь, происходивший из родоплемеппых вождей). Его власть еще не была наследственной: народ избирал вождей-военачальников. Базилевс выступал одновременно как верховный военачальник, судья и жрец. Однако его власть была ограничена постоянно действующим советом родовой знати – советом старейшин (бую), а также народным собранием (экклесия), которому и принадлежала высшая власть. В его работе участвовало все боеспособное мужское население. Дорийцы, раздав после завоевания царские земли общинникам в частную собственность, ускорили процесс социально-имущественного расслоения и перехода от предполисных образований (общин-поселений) к городам-государствам (полисам).

    3. Архаический период (середина VIII – конец VI в. до н.э.). Наиболее существенной чертой этого периода является разложение родоплеменного строя и формирование раннерабовладельческого общества и государства в форме полиса – города-государства с прилегающей к нему сельскохозяйственной округой. Полис – это совокупность всех граждан данного города-государства, всех городских и сельских поселений, всех пахотных и садовых земель, всех рудников и каменоломен и рабов, составляющих собственность полиса. Одновременно полисом греки называли центр политической, экономической и религиозной жизни всего населения данной страны.

    Первоначально, граждане одного и того же полиса, по представлениям греков, происходили от одного и того же предка, т.е. считалось, что все они связаны кровным родством. Эти родственные связи выражались в том, что граждане принадлежали к одним и тем же филам (культовым сообществам со своими собственными жрецами), включавшим несколько фратрий (объединений родов), участвовали в одних и тех же религиозных празднествах и культах. Использование железных орудий, общественное разделение труда, повышение культуры земледелия и ремесла постепенно привели к замене древних форм – филы и фратрии уступают свое место новым делениям населения по имущественному и территориальному признакам, которые положены в основу организации полисов – городов-государств. Полноправными были только граждане, т.е. члены рода, имеющие право на земельный надел, а не члены родовых общин – чужеземцы (метеки, периэки) не имели доступа к гражданским правам.

    Среди нескольких сотен древнегреческих полисов в этот период доминировали два наиболее крупных государства: Спарта и Афины. Антагонизм этих двух государств, определивший последующее государственно-правовое развитие Древней Греции, представлял два способа организации жизни полиса. Если в Афинах была установлена демократическая республика, опирающаяся на сообщество частных собственников (гражданскую общину), свободную личность, непосредственно участвующую в управлении полисом, то в Спарте сложилась аристократическая республика военного типа, в которой право принятия политических решений принадлежало меньшинству – общине спартиатов. Спартиаты эксплуатировали огромную массу подневольного населения (илотов) и стремились искусственно сдерживать развитие частной собственности и неравенства.

    • 4. Классический период (V–IV вв. до н.э.) – эпоха расцвета полисного строя и борьбы Афин и Спарты за гегемонию в Греции.

    • 5. Эллинистический период (вторая половина IV – середина I в. до н.э.) – эпоха упадка полисного строя, вхождение городов- государств в состав империи Александра Македонского и образование эллинистических государств. Эллинистические государства представляют собой синтезную модель организации общества и власти, базирующуюся на попытке соединения античной и восточной культур. Общественный и государственный строй эллинистических царств – империи Селевкидов и Египетского царства Птолемеев (куда входили до 307 г. до н.э. Афины) – был основан на заимствованиях греческой культуры, философии, юриспруденции, судопроизводства, полисной экономики и управления, которые были перенесены Александром Македонским в страны

    Ближнего Востока. Очевидно обратное воздействие восточной культуры на Грецию, проявившееся в усилении единовластия и обожествлении правителя, принципах жесткой централизации и господстве многочисленной бюрократии. Однако природу полисного строя Афин, Спарты и других городов-государств это не изменило. Борьба за политическую гегемонию между ними заметно ослабила их, чем воспользовался Рим. В 146 г. до н.э. он подчинил себе Грецию, сделав ее своей провинцией.

    3. Эволюция социальной структуры и органов власти Афинского государства.

    После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств.

    На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.

    Полисный этап принято подразделять на три периода:

    • - гомеровский период - XI-IX вв. до н. э.;

    • - архаический период - VIII-VI вв. до н. э.;

    • - классический период - V-IV вв. до н. э.

    Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

    Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею.

    Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - Басилевс. Должность Басилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца, первоначально она была выборной, затем стала наследственной.

    Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания. К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

    Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афинского государства. Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

    • - эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;

    • - геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

    • - демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

    Наряду с рабами и свободными людьми существовал так промежуточный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.

    Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин.

    По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела.

    К классическому периоду (V-IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя.

    В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе.

    В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

    В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия. Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

    Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

    Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей.

    К наиболее важным правам гражданина относились:

    • - право на свободу и личную независимость от другого человека;

    • - право на земельный участок на полисной территории;

    • - право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

    • - право на ношение оружия и службу в ополчении;

    • - право на участие в делах государства;

    • - право на почитание и защиту отеческих богов;

    • - право на защиту и покровительство афинских законов.

    Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

    • - беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

    • - приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

    • - защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

    • - повиноваться законам и избранным властям;

    • - принимать активное участие в общественной жизни;

    • - почитать отеческих богов.

    Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

    Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метеки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

    • - права гражданства;

    • - права приобретать недвижимость;

    • - права заключать браки с афинскими гражданами.

    К метекам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метека должен был быть свой простат - посредник между метеком и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метекам. Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

    Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.

    Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

    4. Основные черты афинского права.

    Источники права. Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает "расщепляться". С появлением новых социальных отношений и расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы "взял — отдай" возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем — и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.
    Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. Не исключено, что и сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Характерно, что такой пережиток родового строя, как кровная месть, был запрещен. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

    Активная законодательная деятельность в Афинах в V—IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы — постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя.

    Право собственности и обязательства. В афинском праве различалось владение — как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и домов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на "видимое" (земля, дом, рабы и т.п.) и "невидимое", способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).

    Между государственной и частной земельной собственностью существовала органическая связь — частная собственность на землю считалась ведущей свое происхождение от государственной, а государственная существовала в форме частной. Поэтому, несмотря на окончательное утверждение со времен Солона частной собственности, она носила еще отпечатки прежних коллективистских представлений об общности имущества и считалась предоставленной государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Само название земельных участков происходило от слова "жребий" (клерос) — т.е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки. Существенным обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счет пышные празднества (литургии), для афинян. Размер расходов на литургию определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия — обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

    Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда ("вольные" и "невольные" обязательства).

    Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа).

    Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника). Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение в истории Афин имел залог земли — ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.

    Среди договоров важное место занимала купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседними странами; заем, в том числе у ростовщиков под большие проценты (до 20%); имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости (особенно домов метеками, не имевшими или имевшими ограниченное право приобретать дома); личный найм и некоторые другие. Был известен и договор товарищества, по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки товарищества распределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу.

    Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц — детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление.

    Брак и семья. Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи , невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось.

    После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.

    Преступлениями наказания. Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

    Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться как преступления против государственных интересов (кража в общественном месте) или против личных интересов.

    Характер наказания зависел прежде всего от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государства — о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широко были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

    5. Особенности социальной структуры и органов власти Спарты.
    Спартанская община  создавалась на протяжении всей борьбы с соседними землями среди порабощенного и союзного населения. Основным порабощенным  населением были илоты  - земледельцы, которые были расписанные по клерам спартиатов - группами по десять- пятнадцать человек. Термин "илот", по мнению одних ученых, означает "захваченный  в плен", по мнению других  - его происхождение получили от города Гелос.  Илоты выплачивали апофору – натуральный оброк. Так же они выполняли различные повинности своих хозяевов. В оброк были включены ячмень, полба, свинина, вино и масло. Так же илоты обязаны были проходить воинскую службу. С войска илотов начиналось сражение, их отправляли прямо в тыл противника. Фактическое положение илотов не отличалось от положения рабов. Отношение спартанцев к илотам всегда было очень жестоким. Они могли заставить илотов напиваться допьяна, и после этого показывать  молодежи, до чего  может довести пьянство. В Спарте не была развита индивидуальная собственность. Земля была общинной собственностью. Каждый спартиат, который являлся членом общины равных и членом боевой фаланги гоплитов, получал от общины определенный надел (клер) с проживавшими на нем илотами. Спартиат не мог ни продать, ни освободить илота, ни изменить его взносы.  Еще одну группу зависимого населения составляли периэки ( "живущие вокруг") -жители союзных со Спартой областей. Они были ремесленниками, торговыми людьми и земледельцами. И по сравнению с илотами были в лучшем положении, хотя и не имели политических прав. Периэки служили в ополчении и могли иметь земельную собственность. Антагонизм между зависимым населением и господами в Спарте был наиболее сильным, чем во всем греческом обществе. Для того, чтобы не допустить восстание, спартанцы устраивали криптии. Определение 5 Криптии – карательные экспедиции на илотов, во время которых уничтожались наиболее сильные из них.  Во время криптий эфоры объявляли "священную войну" илотам. Спартанские юноши вооружались оружием и ночью нападали на поселения илотов, создавали панику, убивали наиболее крепких из них и снова скрывались. Так же Фукидид описывал случаи, что  во время пелопоннесской войны спартиаты собрали илотов, которые хотели получить за свои заслуги освобождение, надели  им на головы венки, привели к храму, после чего илоты исчезли, и их больше никто не видел. В истории известно немало восстаний илотов, которые происходили в основном во время войны, когда спартанцы были отвлечены военными действиями.  Например, известно большое восстание илотов во время Второй месеенской войны. Несмотря на сильный строй, который создали спартанцы, их порядок разрушался,  как извне, так и изнутри. Спарта пыталась подчинить и другие области Пелопоннеса, например Аркадию, но получила отпор от горных аркадских племен. Тогда Спарта хотела  обеспечить свое могущество путем союзов. Например, был создан Пелопоннесский  союз ( VI в.). В данный союз входили почти все области Пелопоннеса и позднее - торговый город Коринф. Этот союз был одним из самых крупных и влиятельных греческих союзов. Спартанская гегемония длилась до Саламинской битвы. Определение 6 Саламинская битва – известная первая крупная морская битва, которая выдвинула на первый план Афины и передвинула  экономический центр Греции с материка на море. Так начался кризис Спарты, который привел к разложению всех учреждений древнеспартанского строя. Историки отмечают, что спартанские порядки  были распространены в городах о. Крита. Согласно сведениям, Ликург многое заимствовал у критян. Так у критян тоже существовали покупные рабы и несвободные землевладельцы (клароты), похожие на  илотов, однако они  имели больше прав. В Фессалии наблюдались похожие спартанские и критские порядки.  Там зависимые люди назывались пенесты, они платили оброк фессалийцам. Спарта, Крит и Фесеалия  представляют примеры греческих государств, в образовании которых огромную роль играло завоевание чужих земель.


    написать администратору сайта