Главная страница
Навигация по странице:

  • Политика характеризуется как надстройка над экономическим базисом, как концен­трированное выражение экономики, ее потребностей и интересов.

  • Они трактуют политику как соперничество определенных общественных групп с целью прихода к власти и ее распреде­ления.

  • как деятельность, направленную на достижение общего блага

  • При таком подходе политика трактуется как деятельность субъектов, направленная на обретение, удержание и использование власти.

  • . Политика при данном подходе рассматривается как участие в делах государства, направле­ние государства, определение форм, задач, содержания деятельности государ­ства.

  • Полити­ка рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.

  • Они характеризуют политику как процесс подго­товки, принятия и практической реализации обязательных для всего обще­ства решений.

  • 5.Виды и уровни политики. Формальное, содержательное и процессу­альное измерения политики. Функции политики.

  • глобальная, международ­ная, региональная, местная.

  • тактической и стратегической политике.

  • Содержание политики

  • СРОП

  • 1.2 Происхождение и сущность политической элиты Казахстана

  • Политическую элиту характеризует

  • СРО по Социологии. Социология. 6 по дисциплине социология жолдаспек и. А тмо 212 эссе на тему семья и современность


    Скачать 115.23 Kb.
    Название6 по дисциплине социология жолдаспек и. А тмо 212 эссе на тему семья и современность
    АнкорСРО по Социологии
    Дата28.02.2023
    Размер115.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология.docx
    ТипДокументы
    #961190

    СРО №6
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ
    ЖОЛДАСПЕК И.А
    ТМО 21
    -2
    ЭССЕ НА ТЕМУ
    ; СЕМЬЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

    Современная семья, основывается на любви, взаимопонимании и поддержке. Не то чтобы такого не было раньше, однако сейчас уж точно придется постараться, чтобы выдать девушку замуж не по ее воле.

    Современным парам требуется большая свобода, поэтому все чаще можно встретить не большую семью из трех и более поколений, живущих вместе, а всего лишь пару со своими детьми. Это, кстати, касается и старшего поколения. Вырастив детей, они стремятся к обособленности и хотят пожить для себя.

    Современная система брака очень проста, по сравнению с браками в прошлом. Легко можно жениться или выйти замуж и также легко развестись. Причем, этические, религиозные и прочие аспекты жизни тут не будут помехой.

    Детей в семьях раньше рожали себе в качестве помощников и наследников, то сейчас все чаще молодые пары заводят детей более осознанно, с уважением относясь к нему как к личности и принося в этот мир нового человека, которого будут готовить к самостоятельной независимой жизни. В воспитании детей в современной семье участвует не только мать, но и отец.

    Несмотря на это, семьи не стремятся заводить много детей. Один, максимум два ребенка в семью. Ребенку стараются дать хорошее воспитание и материальную базу. При рождении в семье лишь одного ребенка он теряет часть социальной сферы, связанную с общением с братьями и сестрами.

    В семье теперь работают оба родителя. Женщины занимаются не только рождением детей и поддержанием быта, но и строят карьеру.

    Возможно именно с этим связано увеличение возраста вступления в брак, он сдвигается к 30 годам. Женщин больше не принуждают к браку, они вполне могут прожить самостоятельно и поэтому они могут заняться своей жизнью и карьерой.

    Все чаще в семье встречаются случаи, когда жена старше мужа, причем иногда и на 15-20 лет. Сейчас на это даже не обращают внимания. 

    Но в таком свободном современном мире в семьях возникают определенный проблемы.

    Свобода выбора и отсутствие порицания со стороны общества, правовая и социальная независимость способствуют большому количеству разводов. Примерно треть браков оканчивается разводом.

    Многие люди потом снова создают семьи с более подходящим партнером. Отсюда вытекает проблема неродных детей. Пары не всегда решаются завести собственных детей, что уж тогда говорить о приеме чужого.

    В некоторые моменты может показаться, что мужчине и женщине теперь совсем не надо создавать семью и вступать в брак. Все могут прекрасно прожить в одиночку, а женщины обеспечить и себя, и ребенка. Сожительство без брака больше не считается грехом, и никто не осудит такую пару.

    Но никакое сожительство, а уж тем более одиночества не заменит семейного тепла. Семья – это безграничная поддержка, уверенность в завтрашнем дне, эмоциональная опора для любого человека.

    СРО №2
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ
    ЖОЛДАСПЕК И.А
    ТМО 21
    -2
    ЭССЕ НА ТЕМУ
    ; Исторические периоды развития политологии, начиная с древнего мира до наших дней

    Само слово «политология» происходит от двух греческих слов: «полис» и «логос». Полисами в Древней Греции называли города-государства, выполнявшие функцию политической основы этой страны в Античную эпоху. Логос это очень ёмкое понятие, которое можно перевести как слово. Таким образом, политология – это наука о политике, занимающаяся вопросами политической организации общества, как  внутренними аспектами политической жизни, так и проблемами международных отношений. Рождение политологии и возникновение политических учений

     Отцом политологии можно по праву считать древнегреческого философа Аристотеля, жившего в IV в. до н.э. Он написал целый ряд трудов (часть из них дошла до наших дней лишь в пересказе других авторов). Он весьма глубоко и подробно поставил основные задачи политологии, не утратившие актуальности и по сей день. Основной целью политики Аристотель считал искусство управления. И как и всякому искусству политике можно и нужно учиться, оно требует профессионального подхода. 

    Аристотель был учителем и наставником юного Александра Македонского. Одним из значительных открытий Аристотеля в области политологии было выделение трёх основных форм государственного правления: монархии, аристократии и демократии. Аристотель не считал какую-либо из этих форм лучше другой. Он исходил из той мысли, что любая из этих трёх форм может деградировать. И в деградировавшем состоянии он называл их иначе: тиранией, олигархией и охлократией (властью толпы). 

    В Древней Греции, чьи мыслители основали почти все современные науки, зародились и первые политические учения. В наше время их именуют также идеологиями и доктринами. Их появление в Древней Греции происходило на этапе перехода от мифологического понимания мироустройства к догматическому.  

    Догматический подход оставался господствующим в гуманитарном знании вплоть до расцвета европейской университетской науки в эпоху Возрождения, когда его сменил критический подход, требовавший опоры на логические доказательства, а не на авторитет классиков, якобы сумевших дать верную трактовку божественной волю и объяснить устройство мира. Появление критического подхода дало мощный импульс к развитию всех наук, в том числе и политологии.  

    Становление и развитие политологии в эпоху Возрождения

    В Западной Европе политические науки начали уверенно развиваться уже со второй половины XIII в., благодаря деятельности университетов. В числе авторов, серьёзно повлиявших на развитие западноевропейской политологии следует назвать Жана Бодена (1520-1596 гг.), Иоаганна Альтузия (1557-1638 гг.), Самюэля Пуфендора (1632-1694 гг.). В эпоху Возрождения во многих университетах немецких и скандинавских стран стали открываться специализированные кафедры по изучению политических наук. 

    Важнейший вклад в развитие политологической мысли внёс итальянский философ и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.).  автор трактата «Государь». Несколько лет он занимал высокий государственный пост во Флорентийской республике. Он серьёзно повлиял на многие поколения итальянских политиков, поставив во всей её остроте задачу политического объединения Италии в национальное государство. 

    Эпоха Просвещения и теория общественного договора

     Новый мощный импульс для развития политологии сделали французские, английские и немецкие мыслители эпохи Просвещения, чьи имена и сейчас хорошо известны любому образованному человеку. Одной из наиболее значительных политологических концепций, родившихся в тот период, является концепция общественного договора. Идеи мыслителей эпохи Просвещения создали идеологические предпосылки для революции в США и Великой Французской революции.

    Политология в XIX - XX веке

     В XIX в. произошёл определённый синтез всех общественных наук, что нашло отражение в появлении так называемой философии позитивизма и в марксизме. Но со второй половины XIX в. политология вновь, и уже окончательно, выделилась в обособленную научную дисциплину и приобрела свои современные черты. 

     На рубеже XIX-XX вв. в политологических исследованиях особое внимание уделялось эмпирической и историко-сравнительной методологиям. В числе наиболее ярких политологов этой эпохи следует упомянуть Теодора Вулси (1801-1889 гг.), Вильгельма Рошера (1817-1894 гг.) американского президента Вудро Вильсона (1856-1924 гг., большевистских руководителей российской революции Льва Троцкого (1879-1940 гг.) и Владимира Ленина (1870-1924 гг.)

    СРО №2
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ
    ЖОЛДАСПЕК И.А
    ТМО 21
    -2
    ЭССЕ НА ТЕМУ
    ; Сравнительный анализ основных трактовок политики

    В политологии выделяются следующие трактовки политики: 1.Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма. Политика характеризуется как надстройка над экономическим базисом, как концен­трированное выражение экономики, ее потребностей и интересов.

    2.Среди социологических определений политики необходимо выделить стра­тификационные дефиниции. Они трактуют политику как соперничество определенных общественных групп с целью прихода к власти и ее распреде­ления.

    3. В истории политической мысли, в том числе и среди современных теоре­тиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики. Суть этих теорий состоит в трактовке политики как специализированной дея­тельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундамен­тальных прав: на жизнь, свободу передвижения, безопасность, собственность и т.д.

    4. Этические определения политики рассматривают ее как деятельность, направленную на достижение общего блага, которое предполагает утверждение таких ценностей, как справедливость, мир, свобода и др.

    5. Субстанциональные определения политики ориентируются на раскрытие сущностного содержания политики. При таком подходе политика трактуется как деятельность субъектов, направленная на обретение, удержание и использование власти. Некоторые из сторонников «властного» подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использование.

    6. Институциональные дефиниции характеризуют политику через организа­ции, институты, в которых воплощается и материализуется власть. Политика при данном подходе рассматривается как участие в делах государства, направле­ние государства, определение форм, задач, содержания деятельности государ­ства.

    7. Конфликтно-консенсусные определения политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в ее основе, определяют ее динамику. Полити­ка рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.

    8. Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее дея-тельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подго­товки, принятия и практической реализации обязательных для всего обще­ства решений. Такое определение политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления.

    9. С точки зрения системного анализа политика рассматривается как относи­тельно самостоятельная система, сложный целостный социальный организм, обеспечивающий интеграцию общества.

    Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как осо­бый способ регулирования отношений между субъектами со стороны поли­тической власти, основанный на объективных общественных законах и правовых нормах.

    5.Виды и уровни политики. Формальное, содержательное и процессу­альное измерения политики. Функции политики.

    Политика – это многообразное явление, которое может иметь многочислен­ные разновидности.

    С точки зрения охвата политической властью тех или иных регионов можно предложить следующую классификацию политики: глобальная, международ­ная, региональная, местная.

    Политика реализуется в различных сферах жизни общества и поэтому выде­ляют: экономическую, национальную, социальную, государственно-административную, культурную.

    По сферам распространения выделяют две разновидности политики: внут­реннюю и внешнюю. Полезной является классификация политики с точки зрения характера ее целей.

    В связи с этим можно говорить о тактической и стратегической политике. Политика имеет сложную структуру.

    Форма политики – это ее организационная структура, институты, система правовых и организационных норм. Это придает ей устойчивость, стабильность и позволяет регулировать поведение субъектов. Форма политики реально воплоща­ется в государстве, партиях и группах интересов, а также в законах и правовых нормах.

    Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, ко­торые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

    В политическом процессе отражается сложный и много субъектный и кон­фликтный характер политической деятельности. Ее отношение к различным социальным группам, организациям, другим субъектам.

    Функции политики. Универсальность, много вариантность, всеохва­тывающий характер политики позволяет ей выполнять следующие функции.

    Целеполагание. Суть ее заключается в определении целей, соответствующих потребностям и интересам общества, выработке путей, методов и средств их реализации.

    Функция интеграции. Сохранение целостности и устойчивости социальной системы.

    Аксиологическая. Заключается в выработке, поддержании и развитии полити­ческих ценностей и идеалов, способных обеспечить единство действий всех субъектов политики.

    Инструментальная. Связана с выработкой рекомендаций по управлению по­литическими и социальными процессами.

    Функция социализации личности отражает процесс включенности в сложный мир политических отношений.

    Мотивационная функция. Воплощается в обосновании определенных поли­тических ориентаций и действий: либеральных. Демократических, коммунистиче­ских, националистических.

    Мобилизационная функция. Реализуется в побуждении различных социаль­ных групп на реализацию тех или иных идеалов, соответствующих политическо­му режиму.

    Нормативная функция связана с формированием и распространением в об­ществе определенных политических норм, образцов, эталонов поведения.

    Информационная функция заключается в предоставлении индивидам, груп­пам, общественным движениям сведений (информации) о целях, задачах, успехах и сложностях реализации политики.

    СРОП №1
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ
    ЖОЛДАСПЕК И.А
    ТМО 21
    -2
    ЭССЕ НА ТЕМУ
    ; Новые тенденции в развитии политического лидерства

    В своей эволюции политическое лидерство претерпело ряд изменений. В XX в. наметились некоторые новые тенденции, обусловленные ходом общественно-политического развития человеческой цивилизации, глобализацией мировых процессов.
    Первая тенденция — рост профессионализма политических лидеров в условиях современного информационного общества. Профессионализация лидерства обусловлена следующими факторами:

    • • усложнением управленческих задач и политических функций;

    • • возрастанием требований к уровню компетентности, профессиональной подготовленности и широте эрудиции политиков;

    • необходимостью специальной квалификации, знаний и навыков при решении сложных государственных проблем управления обществом;

    • • обязательностью владения арсеналом различных методов и средств разрешения политических противоречий и конфликтных ситуаций;

    • • необходимостью разбираться в сфере общественных коммуникаций, контактах с гражданами, партиями, СМИ, общественными организациями, парламентскими и правительственными структурами;

    • • обязательностью принципа научного подхода к выработке стратегии развития всех сфер общественной жизни.

    В ряде стран Западной Европы, США и Японии профессионализация политической деятельности начинается с программ подготовки юных лидеров еще в подростковом возрасте в колледжах. Здесь сложились центры подготовки политиков-профессионалов: Гарвард, Оксфорд, Кембридж.

    Вторая тенденция — учет политическими лидерами демократических государств глобальных проблем современности, бросающих вызов человеческой цивилизации (терроризм, экологические и другие проблемы). Резко возросла ответственность политических лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и государств, которыми они управляют. Современные политические лидеры уже не могут выдвигать программы развития своих государств без учета глобальных проблем человечества. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса. Понимание этой новой тенденции и ее учет в проводимом курсе отличают политиков высокого уровня.

    Третья тенденция — усиление демократического характера политического лидерства проявляется в выходе на политическую сцену просвещенных политиков либерально-демократических взглядов, в деятельности которых отчетливо прослеживается приверженность общечеловеческим и гуманистическим ценностям (Жак Ширак, Герхард Шрёдер, Вацлав Клаус и др.). Особенно рельефно эта тенденция проявилась в странах Центральной Европы, где весьма бурно и интенсивно протекают процессы демократизации, связанные с расширением прав и свобод граждан.

    Демократический характер политического лидерства проявляется и в том, что в практической деятельности передовых политических лидеров в современных условиях все большее значение приобретает и выходит на первый план проблема гуманистических ценностей, а принцип гуманизма все в большей мере выступает центральным и доминирующим ориентиром во внутренней и внешней политике.

    Четвертая тенденция — стремление политических лидеров к обеспечению легитимности своей власти. В условиях расширения демократического участия граждан в управлении и усиления контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных структур в цивилизованных демократических странах политические лидеры в значительно большей мере вынуждены думать об общественной поддержке и заботиться о росте своей популярности в народе, предпринимать немалые усилия для обеспечения собственной легитимности, следить за своим рейтингом.

    Одним из наиболее распространенных источников легитимности политических руководителей служит их непосредственная деятельность и степень ее эффективности. В научной литературе этот термин получил название «технократическая легитимность», когда легитимность находится в прямой зависимости от успехов практической деятельности.

    Легитимные политические лидеры, получая широкое общественное признание результатов своей практической деятельности, неоднократно переизбираются народом на эти высокие посты. Например, президент Рональд Рейган в США, женщина-легенда в политике Маргарет Тэтчер. «Железная леди» пришла на пост премьер-министра Великобритании в период глубокого экономического и социального кризиса и сумела добиться поддержки со стороны общественности благодаря продуманной политике экономических реформ, сделав ставку на «народный капитализм» и всемерное развитие среднего класса — мелких акционеров и предпринимателей, имеющих свое дело. Она трижды побеждала на выборах, несмотря на критику со стороны оппозиции. И даже после ее ухода у власти осталась консервативная партия, что свидетельствует о высокой степени легитимности этого лидера. Независимо от конкретных условий всех выдающихся политических лидеров, которые вошли в историю, объединяет благодарная память потомков за их огромный вклад в развитие общественного прогресса в своей стране и в мире.



    СРО №5

    РЕФЕРАТ
    Тема: Особенности формирования политической элиты Республики Казахстан.


    Выполнил студент: Жолдаспек Ислам
    Группа:
    ТМО 22-2

    Алматы 2023

    Сегодня часто декламируется об «особом пути» постсоветского Казахстана, но мало кто считает, что определяющее значение советских, и уж тем более досоветских, традиций Казахстана, характер их переплетенности и сплавления очень важен для становления политической элиты.

    В целом литературу, посвященную тем или иным аспектам внутриполитического развития постсоветского Казахстана, мы считаем, что целесообразно разделить на казахстанскую, российскую, и зарубежную.

    В 1990 - е годы российские политологи не уделяли должного внимания изучению политических процессов в Казахстане. С начала 1990-х годов, как в Казахстане, так и в России достаточно интенсивно идет процесс становления политической науки. Объяснимо, что казахстанские политологи уделяют большое внимание изучению становления политической элиты Казахстана и регулярно публикуют исследования по данной проблематике.

    Среди работ казахстанских ученых для нашего исследования наибольший интерес представляют труды таких авторов как А.Н. Насынбаев, Е.М. Арынов, Б.Ж. Есекеев, Е.К. Ертысбаев, М.Б. Касымбеков, М.С. Машан, Ж. Мурзалин, А. Тулегулов, А. X. Бижанов, М. Ашимбаев. Указанные ученые на основе транзитологических концепций анализируют постоталитарные трансформации политической системы Казахстана и становления политической элиты и проводят комплексный политологический анализ модернизации постсоветского Казахстана. Недостатком данных работ является некритическое восприятие концепции демократического транзита и других западных теорий, которые слишком прямолинейно используются применительно к Казахстану. В тоже время следует отметить, что указанные исследователи сохраняют научно - объективный подход при оценке и анализе непростых политических коллизий постсоветского Казахстана.

    Другие исследования ученых Казахстана, как правило, не затрагивают сущностных характеристик политического режима в Казахстане и становление политической элиты, ограничиваясь анализом формально-правового аспекта функционирования органов власти и местного самоуправления. Многие работы имеют ярко выраженную провластную направленность, что выражается в попытках оправдать некоторые тенденции режима Н. Назарбаева и подчеркнуть положительные стороны Казахстана в сравнении с советским периодом или современными соседними государствами Центральной Азии [8]. Иная крайность - работы, написанные представителями оппозиции, в которых деятельность Н. Назарбаева и постсоветские политические реалии Казахстана представлены исключительно в негативном свете[11].

    В целом проблеме становления политической элиты Казахстана посвящены работы таких казахстанских ученых как Е.М. Арынов, Е.М. Абенов, И.И. Тасмагамбетов, Л.А. Байдельдинов, К.Н. Бурханов, Ж. X. Джунусова, А.Ш. Ишмухамедов, Р.К. Кадыржанов, Е.А. Кузнецов, М.Т. Лаумулин, М.С. Машан, К.Ж. Нугманова, Н.В. Романова.

    Отдельно можно выделить работы Н. Масанова и Н. Амрекулова, которые изучают политические элиты современного Казахстана и анализируют роль в ее формировании традиционных родовых связей. Ротацию политической элиты в текущем режиме отслеживают и анализируют такие политологи как Д. Ашимбаев, В. Хлюпин, А. Чеботарев, Д.А. Сатпаев, А.Ж. Шоманов.

    Специфика политической элиты в Казахстане проявилась не сразу, поэтому первое время российские исследователи изучали опыт Казахстана в рамках всей Центральной Азии, не выделяя его как отдельный случай[12]. Пионерской работой по исследованию политического развития Казахстана можно признать сборник «Средняя Азия: история, политика, экономика: справочные материалы», подготовленный Институтом гуманитарно-политических исследований (ИГПИ) под руководством В. Игрунова. В сборнике собран фактический материал, посвященный основным политическим событиям в странах Центральной Азии в 1989-1991 годах.

    В 1998 году вышел еще один сборник под названием «Постсоветская Центральная Азия: потери и обретения», в котором политический процесс в Казахстане рассмотрен в более широких хронологических рамках, в нем же уделяется внимание вопросу становления казахстанской элиты. При этом, недостатком данной работы можно признать повествовательный характер и отсутствие аналитических выводов относительно политико-режимных характеристик новых независимых государств. Авторы уделяют внимание экономическому развитию и внешней политике стран Центральной Азии в большей степени, чем политическому становлению новых независимых государств.

    Среди значимых российских работ по проблемам политического становления в Казахстане можно назвать так же коллективную.

    Монографию «Казахстан: реалии и перспективы независимого развития», вышедшую в 1998 году под редакцией Е.М. Кожокина. В разделе, посвященном политическим процессам независимого Казахстана, авторы подробно рассматривают становление политических партий и политической элиты, общественных организаций, особенности политического развития в Казахстане вплоть до 1995 года.

    В конце 1990-х годов появился ряд работ как российских, так и казахстанских исследователей, предпринявших сравнительный политологический анализ развития Казахстана и России. В их ряду можно выделить труды В.В. Огневой, Т.А. Мансурова, Б.А. Майлыбаева.

    Особо следует сказать о сборнике «Казахстан и Россия: общество и государство», вышедшем в 2004 году. Редактор данного сборника Д.Е. Фурман является автором статьи, посвященной постсоветскому политическому режиму в Казахстане в сопоставлении его с российским политическим режимом. Многие наблюдения и выводы Д.Е. Фурмана явились для нашего исследования очень ценными и полезными.

    Из других российских исследователей, изучающих политические процессы в Казахстане, в том числе и становление политической элиты мы выделяем работы Е.А. Борисовой, Т.В. Ипполитовой, Л.С. Жакаевой, К.М. Жаулина, О.И. Шутько.

    Отдельно можно выделить работы биографического характера, посвященные личности Президента Казахстана Н. Назарбаеву и становлению политической элиты. Среди них особо следует отметить работы О.И. Видовой и Р.А. Медведева, которые ценны тем, что описание жизнедеятельности Н. Назарбаева приводится на фоне политических событий с привлечением многих интересных фактов и документальных свидетельств.

    Существенный интерес к политическому развитию постсоветского Казахстана проявляют зарубежные исследователи. Благодаря появлению после распада СССР множества научных центров непосредственно на территории стран Центральной Азии, западные ученые имеют возможность проводить масштабные полевые исследования и собирать добротные эмпирические данные[13]. Наиболее известным и плодовитым зарубежным ученым, специализирующимся на политическом развитии Казахстана, является американская исследовательница М. Олкотт, уже давно известная своими трудами по истории Казахстана. В последние годы она выпустила ряд книг, переведенных на русский язык, в которых представлен комплексный анализ постсоветской трансформации этой страны. На основе широкого круга источников автор убедительно показывает авторитарный характер современного политического режима в Казахстане, усматривая основную причину этого в консервативности политических элит, а также внешнеполитической ошибке западного истеблишмента, который после И сентября 2001 года в связи с угрозой терроризма по существу прекратил поддерживать демократические силы Казахстана, сделав ставку на сохранение статус-кво в лице Н. Назарбаева.

    Клановые основы современной политики в Казахстане раскрывает в своих исследованиях американский ученый Э. Шац. Его работы интересны тем, что автор не только указывает на сохранение клановой солидарности среди современных политических элит Казахстана, но и дает объяснение устойчивости этих традиционных связей, корни которой лежат, по его мнению, в природе советской государственности [14].

    Логика клановой политики в странах Центральной Азии, в том числе и Казахстана, исследуется также такими зарубежными авторами как Б. Румер, К. Коллинз. Этнополитические проблемы Казахстана рассматриваются в работах французских ученых М. Ларюэль и М. Пейруз, а также в трудах таких авторов как С. Есенова, Ч. Суручу, А. Рорлих.

    Обобщая анализ зарубежных работ по рассматриваемой проблеме, следует сказать, что большинство западных исследователей анализируют внутриполитический процесс в Казахстане с точки зрения внешнеполитических интересов своих государств, что не может не отразиться на характере научных выводов. Кроме того, в качестве недостатка можно отметить тот факт, что за редким исключением, большинство работ ориентированно на изучение сразу всех пяти государств Центральной Азии [15]. Расширение числа случаев неизбежно приводит к некоторой поверхности анализа каждого из государств в отдельности.

    Таким образом, анализ имеющейся литературы приводит нас к выводу, что до сих пор проблематика политического режима в современном Казахстане остается недостаточно раскрытой.

    Наряду с массой работ, рассматривающих институциональные основы политической системы Казахстана и формально-правовые аспекты ее развития, сущностные характеристики политического режима до сих пор не нашли должного освещения в научных исследованиях. Нет целостных самостоятельных работ по эволюции постсоветского политического режима в Казахстане, этапов и особенностей политико-трансформационных процессов в этой стране.

    1.2 Происхождение и сущность политической элиты Казахстана

    Становление суверенного Казахстана привело к формированию новой политической элиты, которая постепенно пришла на смену старой партийно-хозяйственной номенклатуре.

    Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.

    В советском обществоведении теория элит на протяжении многих лет рассматривалась как псевдонаучная, антидемократическая и буржуазно-тенденциозная. Сам термин «элита» заменялось произвольными и аморфными синонимами: власть имущие, влиятельные слои общества, сливки нации и др.

    «Элита» в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное.

    Философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления.

    Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель написав: …Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, тем самым дал наиобщую характеристику правящей элиты.

    Политическая элита - внутренне сплоченная социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом.

    Политическую элиту характеризует:

    - близость установок, стереотипов и норм поведения;

    - (относительное) единство разделяемых ценностей; а также

    - причастность к власти.

    Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

    То есть, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

    Характерными чертами политической элиты являются следующие:

    · это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;

    · высокий социальный статус;

    · значительный объем государственной и информационной власти;

    · непосредственное участие в осуществлении власти;

    · организаторские способности и талант.

    Этот противоречивый и сложный процесс формирования новой политической элиты протекал параллельно процессу национально-государственного строительства, формирования экономической «бизнес-элиты» и становления политической структуры общества.

    Важнейшими вехами на пути создания новой формы государственности, которую можно считать свершившимся фактом в своих основных конструктивных параметрах, стали принятие двух конституций Казахстана (1993 и 1995 гг.), почти 60-процентный спад производства, передача Верховным Советом дополнительных сверхконституционных полномочий президенту в декабре 1993 г., тысячекратное обесценение рубля и двадцатикратная инфляция тенге, роспуск двух парламентов, продление до 2000 г. срока президентских полномочий в апреле 1995 г., бесчисленные экономические и антикризисные программы, полное подчинение законодательной, исполнительной и судебной власти президентскому аппарату, «макроэкономическая стабилизация», компрадорская приватизация, законодательные неоплазмы и, наконец, переезд столицы Казахстана в Астану.

    За годы суверенитета казахстанская политическая элита в своем эволюционном развитии прошла путь от советской партийно-хозяйственной номенклатуры, заведшей страну в экономический тупик, до деструктивно-нерезультативной, насквозь коррумпированной, этнократическо-деспотической элиты в 1992-1996 гг., разорившей страну кредитами, неплатежами, коррупцией и разрушившей полностью всю экономическую систему. При этом процесс трансформации казахстанской политической элиты непосредственно селектировался самим президентом Н. Назарбаевым и его ближайшим окружением. Свою главную задачу творцы этого процесса видели в двух взаимосвязанных акциях [16].

    Во-первых, в монополизации власти и всех ресурсов лично президентом и, во-вторых, в дезавуировании и девальвации авторитета и влияния старой партийно-хозяйственной номенклатуры, которая никак не хотела соглашаться с утратой своих позиций. С этой целью осуществлялись различного рода слияния и объединения бюрократических ведомств. Перекроив как по вертикали, так и по горизонтали все структуры власти, президент подорвал влияние бюрократического класса и, самое главное, лишил его внутренней консолидированности, противопоставив друг другу его различные подразделения и структуры, заставив их жестко конкурировать между собой за ресурсы, должности и влияние. Но итогом этого стал переезд столицы в Астану, в результате которого вся старая номенклатура со своими связями, авторитетом и влиянием, оказалась в Алматы и осталась не у дел.

    Главной чертой современного Казахстанского суверенитета является полная концентрация всей власти в руках президента - власти как возможности распределения ресурсов и постов. В результате этого произошла фронтальная консолидация казахстанской политической элиты вокруг президента страны как символа суверенного Казахстана [17].

    Таким образом, нынешняя политическая элита Казахстана была сформирована Президентом Н. Назарбаевым. Хотя она и неоднородна, но объединяет ее то, что в ее основе лежит назначаемость президентом всех государственных должностных лиц вплоть до региональных и местных акимов, правоохранительных органов, суда и прокуратуры, Кабинета министров а также некоторых членов Сената и реальный контроль за избираемостью всех парламентариев


    написать администратору сайта