Биоэтика. хьдлиг. 6. Профессиональный долг врача в чем вы видите его смысл Отличается ли он от долга в общечеловеческом смысле
Скачать 44.3 Kb.
|
1 2 3 4 5 6. Профессиональный долг врача – в чем вы видите его смысл? Отличается ли он от долга в общечеловеческом смысле? Ответ: Роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Профессиональный врачебный долг — это пример теснейшего переплетения обязанностей по отношению к больному, коллегам и обществу в целом. Основным принципом профессионального долга является принцип гуманизма. Наиболее отчетливо он проявляется в обязанностях врача по отношению к больному. Будучи всегда готовым оказать медицинскую помощь, врач обязан быть внимательным и заботливым, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Пробудить такую веру — профессиональный долг любого врача. Долг каждого живого существа — действовать на благо другим своей жизнью, имуществом, разумом и речью. Общечеловеческий долг заключается в таком образе действий, который послужил бы благом для всех. То есть, каждый человек обязан проявлять по отношению к другим качества добродетели: сострадания, милосердия, честности, взаимовыручки, готовности помочь. И, поэтому профессиональный долг врача ничем не отличается от долга в общечеловеческом смысле. 7. Дайте определение «врачебной ошибке», какие существуют классификации врачебных ошибок? Ответ: Врачебная ошибка - незлоумышленное заблуждение врача в ходе его профессиональной деятельности. Классификация врачебных ошибок Профессор Ю.Я. Грицман (1981) предложил делить ошибки на: - диагностические -лечебные - лечебно-тактические - лечебно-технические - организационные - ошибки, связанные с неправильным ведением документации и с поведением медицинского персонала. классификация причин ошибок по академику-онкологу Н.Н. Петрову: 1) зависящие от несовершенства наших знаний на современном этапе – 19%; 2) зависящие от несоблюдения правил клинического обследования – 50%; 3) зависящие от состояния больного – 30% (1956). 8. Какую роль выполняют этические комитеты? Ответ: Этическим комитетом называют независимым органом , состоящий из лиц, имеющих медицинское образование и не имеющих его, в чьи обязанности входит обеспечение защиты прав, безопасности и благополучия субъектов исследования . Целью является решение конфликтных этико-правовых ситуаций, проведение этической экспертизы научных исследований, консультирование правительств и парламентов своих стран по вопросам медицинской этики и тд. 9. Как вы считаете «человеческие отношения» врача со своим пациентом идут на пользу или во вред дела? Вы сторонник «дистанции» или взаимных доверительных отношений, эмоционального контакта с больным? Считаете ли вы необходимым или возможным проявлять интерес к личности, характеру жизни больного? Ответ: человеческие отношения» врача со своим пациентом идут на пользу - укрепляют доверие. Я сторонник взаимных доверительных отношений. Необходимым - нет. Возможным да. И врач, и больной - тоже люди. Я думаю врач, прежде всего, должен видеть больного не только со стороны истории болезни, но и стороны человека, который также нуждается в поддержке и заботе. 10. Перечислите причины врачебных ошибок. Какие действия медиков не относятся к категории врачебных ошибок? Ответ: Причины ошибок могут быть объективными и субъективными. Объективные чаще всего связаны с изменением взглядов на лечение определённого заболевания. Комплекс лечебных мероприятий, который ещё совсем недавно считался наиболее рациональным, с позиций новейших достижений науки может быть квалифицирован как ошибочный. К субъективным причинам относятся переоценка лабораторных и инструментальных данных, нелогичное их осмысление, предвзятое отношение к больному, особенности психики врача. Любой врач не свободен от профессиональных ошибок. Однако из-за особенностей профессии именно врачебные ошибки приобретают общественное значение. 28. Определите круг этических проблем, возникающих при использовании органов у живых доноров (основные правила, в каких случаях можно использовать живых доноров). Сравните их с донорством органов умерших. Пересадка органа от живого донора сопряжена с серьезным риском для последнего. Во-первых, это риск, связанный с проведением самой хирургической операции, которая для любого пациента всегда является значительной психофизиологической травмой. В литературе описаны случаи серьезных осложнений в процессе и после изъятия почки у донора (и даже летальных исходов)- Во-вторых, лишившись одного из парных органов или части непарного органа, донор становится в большей степени уязвим к неблагоприятным внешним воздействиям, что чревато развитием различных форм патологии. Забор органа или его части у донора, очевидно, является отступлением в отношении донора от одного из основополагающих этических принципов медицины - "не навреди". Хирург, забирающий орган или ткань у донора, вполне осознанно наносит ему травму и подвергает его жизнь и телесное благополучие значительному риску. Для минимизации ущерба здоровью донора законодательно гарантируется его бесплатное, в том числе и медикаментозное, лечение в учреждении здравоохранения в связи с проведенной операцией. С этической точки зрения оправдывающим нарушение принципа "не навреди" обстоятельством является признаваемое право потенциального донора из чувств сострадания, любви к ближнему и альтруизма пожертвовать для спасения жизни больного одним из органов или частью органа. Вместе с тем не всякая жертва может быть принесена. Законом запрещается пересадка органа, если априорно известно, что она нанесет необратимое расстройство здоровью донора. Любящие своего больного ребенка мать или отец не имеют права пожертвовать собственной жизнью, отдав ему непарный жизненно важный орган. В литературе имеются сообщения, что администрация ряда хирургических центров, проводящих пересадку сердца, получала подобного рода предложения от родителей больных детей. Живой донор должен быть совершеннолетним, в полном сознании, способным принимать решение добровольно, без постороннего давления. Донор должен быть физически и психически совершенно здоровым, способным перенести операцию по изъятию органа без значительного риска для здоровья. Только недостаток трупных органов может оправдать использование органов от живых доноров. В нашей стране взятие органа от живого донора, не являющегося близким родственником, из этических и юридических соображений запрещено Определение момента смерти Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга). Взятие органов у умершего разрешено если что до своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на изъятие органа, либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил подобного заявления. 31. Презумпция согласия. Статья 8. Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту «Презумпция согласия» означает, что по действующим законам РФ посмертное донорство возможно, если сам человек при жизни или его родственники после его смерти не выразили несогласие на посмертное изъятие его органов и тканей для пересадки реципиенту. 29. Для чего был введен критерий «смерти мозга»? «Смерть мозга» - это … Почему отождествляют «смерть мозга» со смертью индивида? Смерть мо́зга — состояние, при котором происходит гибель головного мозга, при этом с помощью реанимационных мероприятий искусственно поддерживается функция сердца, кровообращение и дыхательная деятельность, создающие видимость жизни. В настоящее время под «смертью мозга» понимают патологическое состояние, связанное с тотальным некрозом головного мозга, а также первых шейных сегментов спинного мозга, при сохранении сердечной деятельности и газообмена, обеспеченных с помощью непрерывной искусственной вентиляции лёгких. Причины, позволяющие отождествлять смерть мозга со смертью индивида: после необратимого прекращения функционирования мозга все остальные системы органов неизбежно прекратят работать; утраченные функции мозга в отличие от других систем органов невозместимы; необратимое прекращение функционирования мозга равнозначно потере сознания навсегда; с прекращением функционирования мозга организм утрачивает чувствительность; с прекращением функционирования мозг утрачивает свою интегрирующую функцию; определение смерти на основе прекращения функционирования мозга есть всего лишь открытое признание истинной причины, лежащей в основе традиционной диагностики смерти по прекращению циркуляции крови. 30. Системы согласия на донорство Согласие на донорство органов умершего Презумпция согласия – это признание изначального несогласия человека на какие-либо действия. Если человек согласен на совершение предполагаемых действий, то он должен в установленной форме выразить свое согласие. Для изъятия органов с целью трансплантации необходимо явно выраженное согласие от самого донора, пока он еще жив (либо карточка донора органов, либо отметка в водительских правах, либо согласие получают от родственников человека после его смерти). Согласие подразумевается, поскольку люди в течение своей жизни не выражают в явной форме своего несогласия. Принцип презумпции согласия – это признание изначального согласия человека на какие-либо действия. Если человек не согласен на совершение предполагаемых действий, то он должен в установленной форме выразить свое несогласие. 35. Информированное согласие, отказ от медицинского вмешательства, оказание помощи без согласия. Информированное добровольное согласие в настоящее время относят к основным правам пациента Такое согласие представляет собой необходимое предварительное условие для проведения предложенного врачом медицинского вмешательства для целей обследования или лечения. Согласие должно быть получено у пациента или его законного представителя. Оно должно быть добровольным, добровольность в данном случае определяется как отсутствие принуждения в таких формах, как угрозы, авторитарное навязывание стороннего мнения, подтасовка информации. Согласие должно основываться на предоставленной в доступной форме обстоятельной информации о предстоящем вмешательстве, вероятных осложнениях, вариантах процедур и условий их оказания. Информированное добровольное согласие выступает механизмом защиты прав как пациента, так и врача. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства. 4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. 5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается: 1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи); 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; 4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления); 5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы; 6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель. ВОПРОС №20 ЗАДАНИЕ: Докажите относительность принципа уважения автономии личности в области психиатрии. ОТВЕТ: ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ АВТОНОМИИ ЛИЧНОСТИ. Понятие автономии. В дискуссиях по этике, автономию обычно определяют как самоуправление или самоопределение (свободное волеизъявление). Люди поступают автономно, когда они, а не другие, принимают решения, влияющие на их жизнь, и действуют на основе этих решений. Мы действуем автономно, когда наши действия - результат нашего обдумывания и выбора. Быть автономным, значит быть самоопределяемым. Следовательно, автономия нарушается, когда нас принуждают действовать физической силой или явными и неявными угрозами или когда мы действуем, находясь в заблуждении, или под влиянием факторов, которые вредят нашему суждению. Принцип уважения автономии личности. Этот принцип в его негативной форме можно сформулировать следующим образом:автономные действия не должны подвергаться контролирующим ограничениям со стороны других людей. Принцип уважения автономии следует трактовать как широкий, абстрактный принцип независимо от ограничивающих или исключающих его условий; таких как "Мы должны уважать взгляды и права индивидуальных лиц, пока их намерения и действия не причиняют серьёзный вред другим людям". Он заявляетправо на невмешательство и, соответственно, обязательство не ограничивать автономные действия. Патернализм. Конфликт между уважением автономии и желанием помочь пациенту приводит нас к проблеме патернализма. Патернализм происходит тогда, когда одна личность препятствует действию или принятию решения другой личности для блага этой личности. Психиатрическое удержание часто является патерналистским. Понятие патернализма. Слово "патернализм" происходит от латинского слова “pater” имеющего значение "отец". В его словарном значении, оно указывает на управление, или осуществление контроля над другими, способом, который напоминает отношение отца к своим детям. В контексте биоэтики, патернализм подразумевает действие без согласия, или даже вопреки желаниям, пациента, с тем, чтобы принести пользу или, по меньшей мере, предотвратить причинение ему вреда. Здесь присутствует два элемента: во-первых, отсутствие согласия или даже не принятие во внимание согласия и, во-вторых, милосердный мотив (благополучие пациента). ВОПРОС №21 ЗАДАНИЕ: Евгеника. Как изменяются биоэтические проблемы негативной евгеники по сравнению с таковой позитивной? ОТВЕТ: Евгеника (от греч. ευγενες - «породистый») - учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде. Виды евгеники Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна). Цель позитивной евгеники - содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект). Цель негативной евгеники - прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными. Если смотреть с точки зрения биомедицинской этики, негативная евгеника нарушает два основных ее устоя, такие как: принцип «не навреди» и правило информативного согласия. Первое говорит само за себя, в то время как второе запрещает любое вмешательство должно получать добровольное согласие пациента. Евгеника в свое время часто нарушала эти принципы, например: С 1934 по 1976 годы программа принудительной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции. Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии. В нацистской Германии (1933--1945), принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, душевно больные, уродливые, коммунисты и т. д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения. Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы «предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы», а впоследствии -- и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»: Программа эвтаназии Т-4 - уничтожение психических больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных. Преследование гомо-сексуальных мужчин. Лебенсборн - зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков. Если позитивная евгеника направлена на рост показателей человека, то негативная на уничтожение этих пороков порой даже самыми жестокими способами. В современном гуманистическом мире, учитывая этический вопрос проблемы, когда люди с пороками благодаря современной медицине доживают до старости. Негативная евгеника будет всегда осуждаться с точки зрения этики. ВОПРОС №22 ЗАДАНИЕ: |