Биоэтика. хьдлиг. 6. Профессиональный долг врача в чем вы видите его смысл Отличается ли он от долга в общечеловеческом смысле
Скачать 44.3 Kb.
|
Чем обоснован запрет на клонирование? ОТВЕТ: Существуют слухи о попытках клонирования человека, но официальной медициной это не подтверждено. Большинство ученых полагают, что начало клонирования людей будет настоящей катастрофой для всего человечества. Но существуют и эмбриологи, утверждающие, что способны без последствий совершить данную процедуру. Чисто теоретически процесс клонирования не должен стать проблемой для современных ученых-генетиков. Но человечество оказалось не готовым пойти на такой риск, ведь имеется ряд опасений, что плод может получиться неполноценным или вообще не доживет до рождения. Ведь эксперименты над животными показали, что успешным, является лишь 2% из всех опытов по созданию генетических копий, остальные зародыши либо не доживали до рождения, либо в процессе развития появлялись различные дефекты, которые приводили к нарушению жизнедеятельности организма и как следствие к летальному исходу. В 1996 году был составлен протокол, который предусматривает запрет на клонирование человека, он стал дополнением к Конвенции о правах человека. Закон вступил в силу в 2001 году. Его подписали 24 страны. В законодательстве этих стран были введены статьи, которые предусматривают уголовную ответственность за попытки создания генетических копий человека. Некоторые же страны, например, Китай и Корея не одобрили законопроект о запрете клонирования. По некоторым источникам в этих странах произведено несколько удачных попыток. Так, есть информация, что в Китае путем клонирования родилась девочка по имени Ева. Что же заставило людей отказаться от такой уникальной возможности, ведь создание генетической копии, возможно, решило бы много проблем человечества, это стало бы научным прорывом. Решение о запрете клонирования принималось исходя из многих факторов, были, как и сторонники этого процесса, так и противники. Решающими в этом вопросе стали следующие аргументы: 1. Этическая сторона. Первое что вызывает негодование противников клонирования, это то, что процент удачных попыток оставляет желать лучшего. Только 2% опытов по клонированию являются успешными. Это значит, что в процессе экспериментов на свет будет появляться большое количество неполноценных младенцев, либо они даже не доживут до рождения. 2. Социальный статус клона. Кем будет являться генетическая копия? Полноценным человеком со всеми, присущими ему правами или кем-то другим? Кто будет его матерью и отцом? 3. Религиозный аспект. Человеческое вмешательство в процессы зарождения жизни недопустимо с точки зрения большинства вероисповеданий. Рождение нового человека должно происходить исключительно естественным путем. Кроме того, значимым моментом является, то что при клонировании происходит создание человека для его убийства, ведь создается на всякий случай несколько копий эмбрионов, лишние впоследствии умерщвляются. ВОПРОС №23 ЗАДАНИЕ: Докажите необходимость искусственного оплодотворения. Определите условия, при которых искусственное оплодотворение не оправдано с точки зрения медицинской этики. ОТВЕТ: К несчастью, проблема бесплодия в наши дни становится все более актуальной. Возросшее количество инфекционных заболеваний, аномалии строения половых органов, нарушения процесса овуляции у женщин и снижение подвижности и жизнеспособности сперматозоидов у мужчин – далеко не полный список всех нарушений, которые напрямую влияют на бесплодие. В настоящее время не все виды бесплодия поддаются лечению. И тогда паре предлагают прибегнуть к искусственному оплодотворению. К плюсам искусственного оплодотворения относятся 1. Очевидная и единственная возможность для бесплодной пары родить своего ребенка, ведь усыновить чужого ребенка согласны далеко не все. 2. Ребенок, рожденный в результате такого метода, является более долгожданным, и получает зачастую даже больше родительской заботы и внимания. 3. В связи с тем, что генетический материал тщательно исследуется и проходит жесткий отбор, дети рожденные таким способом, часто имеют более крепкое здоровье и развиваются быстрее. 4. У женщин, прошедших такую процедуру, роды проходят естественным путем, так же как и у обычных рожениц. К минусам можно отнести: 1. Невысокий процент положительных результатов (только 30 из 100 яйцеклеток приживаются в матке), только четверть из таких беременностей заканчивается родами здорового малыша. 2. Около 6% вынашиваемых беременностей заканчиваются выкидышем. 3. Вероятность многоплодной беременности не менее 60%. Выносить ее намного сложнее, и удается это не всегда, тем более, если у будущей матери наблюдались различного рода нарушения половой сферы. 4. Высокую стоимость этой процедуры. Лишь немногие пары могут себе это позволить. 5. Недостаточная изученность всех рисков и последствий по причине того, что все эти методы существуют не так давно. 6. Неоднозначное отношение общества к детям «из пробирки». Точка зрения медицинской этики. 1. Дети превращаются в товар, а материнство -- в договорную работу, оплачиваемую обеспеченными бездетными супругами. Безопасность здоровья будущего ребёнка и суррогатной матери отходят на второй план перед материальной выгодой. 2. Суррогатная мать психически травмируется необходимостью "отдать", рождённого ею ребёнка. 3. Ребёнок может наследовать генетические дефекты от суррогатной матери, некоторые из них не могут быть выявлены современными методами. 4. Опасения внушает психическая адаптация ребёнка, когда он узнаёт о своём рождении, при общении с суррогатной матерью и т.д. ВОПРОС №33 ЗАДАНИЕ: Права пациентов. ОТВЕТ: Права пациента. Права граждан в сфере медицинской деятельности – это предусмотренные международными и внутригосударственными нормативно-правовыми актами положения, гарантирующие гражданам охрану здоровья и предоставление медицинской помощи, в случае возникновения заболевания. В соответствии со статьей 45 и 46 Конституции РФ: 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. 3. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 4. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 5. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Общие права пациентов Правами в области охраны здоровья обладают как здоровые, не нуждающиеся в медицинской помощи граждане, так и граждане, страдающие теми или иными заболеваниями, по поводу которых они обращаются в лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения. Иными словами, этими правами наделены все граждане, вне зависимости от наличия или отсутствия заболевания и обращения в лечебно-профилактические учреждение. Правами пациента наделяются только граждане, вступившие в правоотношения с медицинским работником (учреждением), в связи с необходимостью получения медицинской помощи или по иными причинами. Таким образом, пациент – это лицо, обратившееся в медицинское учреждение за диагностической, лечебной, профилактической, реабилитационной или иной медицинской помощью либо участвующий в качестве испытуемого в клинических исследованиях. Для приобретения статуса пациента у гражданина должны возникнуть реальные правоотношения с медицинским учреждением вне зависимости от организационно-правовой формы (государственное, муниципальное, частное) этого учреждения, и причины, побудившей гражданина обратиться в это учреждение. Основу нормативно-правовой базы общих прав пациента составляет ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Данный юридический документ имеет универсальное значение для медицинской деятельности, в отношении прав, свобод и обязанностей пациентов. Статья 19 (Право на медицинскую помощь) содержит перечень этих прав. Пациент имеет право на: 1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 3) получение консультаций врачей-специалистов; 4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; 6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях; 7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; 10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; 11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации. Уважение и гуманность в отношениях медицинских работников и пациентов подразумевают уважение пациента как личности, которая в условиях болезненного состояния требует помощи, заботы, сострадания и человеколюбия 16.какие испытания регламентируют gcp? Стандарт GCP («Good Clinical Practice», Надлежащая кли- ническая практика, ГОСТ Р 52379-2005) — международный стандарт этических норм и качества научных исследований, описывающий правила разработки, проведения, ведения доку- ментации и отчётности об исследованиях, которые подразуме- вают участие человека в качестве испытуемого (клинические исследования). Соответствие исследования этому стандарту говорит о пуб- личном соблюдении прав участников исследования, правил по обеспечению их безопасности, стремления к ненанесению вреда, требований к достоверности исследований. Клиническое испытание — это любое исследование, прово- димое с участием человека в качестве субъекта для выявления или подтверждения клинических, фармакологических и/или фар- макодинамических эффектов исследуемого продукта(-ов), и/иливыявления нежелательных реакций на исследуемый(-ые) продукт(-ы), и/ или изучения его(их) всасывания, распределения, метаболизма. Клинические испытания предназначены для оценки терапев- тической или профилактической эффективности и безопасности ЛС. Результаты клинических испытаний позволяют определить наиболее рациональные дозировки и схемы применения ЛС, его взаимодействие с другими средствами, выявить преимущество одного препарата перед другим. 17. Каков основной круг проблем СПИДа с точки зрения этики, выделите основные, а также раскройте сущность этих проблем. Этические проблемы связаны с уникальностью СПИДа как инфекционного заболевания и включают в себя: 1. ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ НА ОБСЛЕДОВАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ. У больного, который имеет СПИД-индикаторные болезни кровь на обследование необходимо брать при условии имеющегося добровольного информированного согласия. Лечение также должно осуществлять при наличии этого согласия. Таков этический принцип, высказанный в конвенции Совета Европе о правах человека и биомедицине. Однако этот принцип нарушается, в частности в РФ, «Федеральным законом о предупреждении и распространении в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», где указывается об обязательном обследовании работников отдельных профессий в соответствии с утвержденным Правительством перечнем. 2. ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ.Нужна просветительская работа по профилактике ВИЧ-инфекции на уровне всего государства. Необходима многосторонняя пропаганда – систематическое всеохватное освещение разных сторон проблемы ВИЧ-инфекции, особенно предотвращения заражения в СМИ, учебных заведениях, на производстве, через рекламу и т.д. 3. ПОЛИТИЗАЦИЯ БОЛЕЗНИ.Проблема ВИЧ/СПИДа тесно связана с проблемами социального порядка, например, социальным неравенством. В развивающихся странах, в частности в Восточной Африке (Кения, Уганда) болезнь проникла во все слои общества, во все семьи. Причины тому нищета, бесправное положение женщины. 4. СТИГМАЦИЯ: больной СПИДом в глазах окружающих становится «прокаженным» и «отверженным». Стигмация часто является следствием нарушения работниками здравоохранения правила конфиденциальности. 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВРАЧОМ И ПАЦИЕНТОМ.Многие доктора могут еще находиться под влиянием необоснованных стереотипов, распространенных в обществе. Врачи и работники здравоохранения. Сталкивающиеся с новыми случаями СПИДа, должны развить в себе чувство приверженности по отношению к своим пациентам и бороться за доверие тех групп, из которых приходят большинство новых случаев. Они не могут этого сделать если находятся под влиянием пагубных стереотипов. Доктор должен осознавать, что его пациент это его потенциальный союзник в борьбе против опаснейшей болезни. И хотя все большее влияние приобретают вопросы передачи права решения пациенту (в соответствии с принципом уважения автономии личности пациента), доктор может и должен выполнять в этой ситуации роль наставника и доверенного лица и помогать пациенту находить внутренние ресурсы для борьбы с кризисами, включая угрозу потери близких отношений. (Коллегиальная модель + патерналистская) 6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ: Больной СПИДом также как и любой другой пациент имеет право на конфиденциальность. Однако есть серьезные проблемы, когда речь идет о третьей стороне – сексуальном партнере, например. В случае если существует реальная угроза заражения, а пациент отказывается от сообщения партнеру, врачу предписывается, нарушить конфиденциальность, предварительно уведомив об этом пациента (А.Кэмпбэлл). Действует принцип двойного эффекта: вред от разглашения будет меньше, чем от неразглашения. Ситуация может быть проинтерпретирована и таким образом, что врач заботится о своем пациенте до такой степени, что пытается защитить его от причинения вреда его партнеру. И все-таки раскрытие информации врачом это крайняя мера. «Терапевтическое сотрудничество» врача и пациента предполагает, чтобы пациент сам сказал партнеру. Еще одним основанием для моральности раскрытия информации может служить «недобросовестность» пациента в отношении близких, его «моральная разболтанность». Доктора не могут быть этически обязанными соучаствовать в аморальных и опасных поступках (А.Кэмпбэлл) 7. РЕАКЦИЯ МЕДИКОВ НА ЗАБОЛЕВАНИЕ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ.Положение ВМА о профессиональных обязанностях врачей при работе с пациентами, больными СПИДом, гласит: «Пациенты, больные СПИДом, имеют право на квалифицированную медицинскую помощь с сочувствием и уважением человеческого достоинства. Согласно этическим нормам, врач не может отказать пациенту в лечении в рамках своей компетенции только из-за сероположительности пациента. Медицинская этика не допускает дискриминации пациентов исключительно исходя из их сероположительности. Человек, зараженный СПИДом, нуждается в профессиональном лечении. Врач, не способный обеспечить лечение и уход, требуемые этими больными, должен указать пациенту на врачей и учреждения, обладающие такой возможностью. До тех пор, пока ссылка не сделана, врач должен обслуживать пациента. 18. В психиатрии больные сильно отличаются по глубине и степени выраженности психопатических нарушений. На одном полюсе находятся хронические больные, полностью недееспособные, целиком зависимые от других, не самостоятельные в выборе решений и действий. На другом – вполне автономные личности с не резко выраженными ситуационно обусловленными пограничными психическими нарушениями. Определите модели поведения врача в отношении столь разных больных. Может ли психиатрия отказаться полностью от патернализма? Применительно к первой категории больных с психозами и слабоумием адекватной является патерналистская (родительская) модель, которая оставляет за врачом, при отсутствии юридической ответственности опекуна, последнее слово в выборе методов оказания психиатрической помощи и ограничивает участие пациента в принятии решения. Предполагается, что такой больной неспособен к разумным решениям, поэтому при расхождении его мнения с объективными медицинскими показаниями предпочтение отдается последним. Врач же выступает в роли не только специалиста, но и своего рода «опекуна», действующего в интересах больного, т.е. так, как действовал бы сам больной, если бы он был способен понимать, что является для него благом и что необходимо делать во имя собственного здоровья. Патерналистский подход не означает полного игнорирования мнений или предпочтений больного, подавления его воли и безграничного принуждения. Подобно всякому разумному родителю, врач стремится прежде всего к взаимопониманию, допускает свободу, инициативу «подопечного» и лишь в решающие моменты использует всю полноту данной ему власти, но все же власть эта настолько велика, что не должна оставаться без этического контроля. Ее нравственными ограничителями служат добросовестность и ответственность врача-психиатра. Другая категория больных, с менее тяжелыми психическими расстройствами, «расположенная» на противоположном полюсе названного континуума, вполне способна к самоопределению, выражению собственных интересов, различению пользы и вреда. При таких условиях патерналистская модель неадекватна и неприемлема. Отношения врача и пациента строятся на основе партнерства с четким распределением полномочий. Врач выступает в роли компетентного профессионала, который оценивает состояние здоровья пациента, сообщает ему свое мнение и предлагает ту или иную медицинскую помощь, а пациент выбирает или отклоняет эти предложения по своему усмотрению. Ответственность за выбор и решение ложится на пациента, а за качество обследования и лечения – на врача. В партнерской модели нет месту принуждению – психиатрическая помощь оказывается исключительно на добровольных началах. Однако и в этой модели есть этически уязвимые места. Право пациента на самоопределение, его ответственность за принятие решения (особенно в случае отказа от медицинской помощи) могут оказаться ширмой, скрывающей безответственность врача, его не заинтересованность в здоровье и благополучие пациента. Если при патерналистских отношениях забота о больном сопряжена с ограничением свободы и врачебным вмешательством, то при партнерских отношениях соблюдение свободы и невмешательства порой чреваты безразличием к судьбе пациента. Более привлекательна поэтому совещательная модель: врач выступает не как бесстрастный функционер, выполняющий заказы потребителя, а как друг, учитель, советчик, помогающий пациенту выбрать правильное решение. Но как бы мы ни относились к той или иной модели взаимоотношений врача-психиатра и пациента, следует признать, что все они имеют право на существование в психиатрической практике. Задача состоит лишь в их адекватном применении. Партнерские или совещательные отношения при оказании экстренной помощи больному с кататоническим возбуждением либо при госпитализации слабоумного, беспомощного пациента так же морально и профессионально неприемлемы, как и патерналистский подход к лицу, страдающим невротическим расстройством. Являясь альтернативными относительно конкретного пациента, патернализм и партнерство не альтернативны для психиатрии в целом. Более того, даже по отношению к одному и тому же пациенту указанные модели могут сменять друг друга на разных этапах течения болезни, например в период обострения и во время ремиссии. В этом заключается специфика и сложность психиатрии. 19. Новорожденный ребенок страдает атрезией заднего прохода и болезнью Дауна. Немедленное хирургическое вмешательство позволило бы, вероятно, спасти жизнь новорожденного, но его интеллект не превысил бы со временем уровня 4 – летнего ребенка, а продолжительность его жизни составила бы около 20 лет. Родители отказываются от операции, предпочитая, чтобы ребенок умер естественное смертью. Кому, на ваш взгляд, принадлежит право решения и какое бы вы приняли решение? Международное право а) Квалификация «пассивной» эйтаназии зависит от толкования содержания права на жизнь («право жить» — «право на качество жизни»). Действующее международное право не уточняет значение наречия «произвольно», используемого в статье 6/1 Пакта о гражданских и политических правах «Никто не может быть произвольно лишен жизни» и статье 4/1 Американской конвенции прав человека «Никто не может быть произвольно лишен жизни». Однако Декларации ООН о правах инвалидов и умственно отсталых (резолюция 2856/XXVI и резолюция 3447/ХХХ) требуют, чтобы они пользовались одинаковыми с другими людьми правами, и в особенности правом на жизнь. Но если не производить хирургического вмешательства, родительские права в отношении несовершеннолетнего ребенка, признанные всеми международными институтами прав человека, вступили бы в противоречие с основным правом ребенка на жизнь и даже перечеркнули бы его (см. статью 8 Европейской конвенции о правах человека; 17 и 23/1 Пакта о гражданских правах; 17/1 Американской конвенции прав человека). Отказ родителей от защиты права ребенка на жизнь, хотя и ограниченного врожденным заболеванием, означал бы, следовательно, лишение ребенка жизни. б) Поскольку врач наделен правом (и долгом) исцелять или оказывать возможную медицинскую помощь, в том числе в экстренных случаях, то согласие семьи на оставление без помощи не может служить основанием для отказа в проведении лечения. 2. Этика В1950 году в Нью-Йорке ВМА категорически осудила эвтаназию. Венецианская декларация ВМА (1983 г.) уже не столь категорична в отношении эвтаназии, но уточняет, что «врач никогда преднамеренно не лишит жизни пациента, ни по его просьбе, ни на основании обращения с подобной просьбой его семьи». Исключения не допускаются даже в случае неизлечимой болезни или врожденных уродств. 3. Религиозная мораль а. Католическая. Корректирующее хирургическое вмешательство относится к общепринятым терапевтическим средствам, является законным и оправданным, даже когда нет уверенности, что положение можно будет исправить полностью. Католическая мораль не приемлет отказ от терапии. Даже в рассматриваемом случае с новорожденным эвтаназия приравнивалась бы к убийству. б. Протестантская. Представляется трудным навязывать решение, которое в максимальной степени не учитывало бы мнение родителей, то есть тех, кому предстоит жить с ребенком и с которыми будет находиться ребенок. По этому поводу возможны, вероятно, различные позиции. Ни одна из них, впрочем, не должна никому препятствовать в проявлении участия или оказании материальной поддержки. в. Иудейская. Как и нормальный ребенок, ребенок с физическими недостатками имеет такое же право на жизнь, тем более что у него может появиться шанс стать нормальным. Наука не исчерпала еще все свои возможности и продолжает ежедневно делать открытия. Несчастный заслуживает изменения к лучшему своей судьбы. г. Мусульманская. Согласно исламу, никто не имеет права посягать на свою собственную или чью-либо жизнь. Даже в том случае, когда интеллект человека останется на уровне четырехлетнего ребенка, а сам он не роживет более двадцати лет, врач, чей подвижнический долг состоит в том, чтобы лечить и спасать людей, должен убедить родителей согласиться на хирургическое вмешательство. Следовательно, новорожденному, страдающему болезнью Дауна, должна быть сделана хирургическая операция, если только она не сопряжена с угрозой для его жизни. д. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зре¬ния. 32. Способы борьбы с дефицитом донорских органов. Ксенотрансплантация. Альтернативными методами решения проблем нехватки донорских органов сейчас может являться замена нерабочего органа искусственным, использование стволовых клеток, а также замещение человеческих органов органами животных. Ксенотрансплантация в настоящее время является одним из путей решения проблемы дефицита донорских органов. Идея использования животных в качестве доноров основана на мнении о том, что животное является менее ценным живым организмом, чем человек. Против этого возражают как сторонники защиты животных, так и представители трансгуманизма, считающие, что каждое живое существо имеет право на жизнь и негуманно ради продолжения жизни одного живого существа убивать другое. В то же время, человек на протяжении многих тысячелетий убивает животных для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и т.п. 36. Является ли Клятва Гиппократа исчерпывающим сводом нравственных правил профессионального поведения врача? Насколько современны и актуальны ее требования сегодня? Какие уточнения, коррективы внесли бы вы с позиций сегодняшнего состояния медицины? Если бы перед вами стояла задача создания морального кодекса врача 21 века, какие пункты вы предложили бы внести в него? 36.Является ли Клятва Гиппократа исчерпывающим сводом нравственных правил профессионального поведения врача? Насколько современны и актуальны ее требования сегодня? Какие уточнения, коррективы внесли бы вы с позиций сегодняшнего состояния медицины? Если бы перед вами стояла задача создания морального кодекса врача 21 века, какие пункты вы предложили бы внести в него? Да. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств: · обязательства перед учителями, коллегами и учениками; · принцип непричинения вреда; · обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия); · принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного; · принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии; · принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам; · обязательство об отказе от интимных связей с пациентами; · обязательство личного совершенствования; · врачебная тайна (принцип конфиденциальности). Они все являются актуальными на сегодняшний день, и не нужно вносить никаких изменений |