Главная страница

Громова_экзамен. 7. Изображение русской провинции в повести М. Горького Городок Окуров


Скачать 34.11 Kb.
Название7. Изображение русской провинции в повести М. Горького Городок Окуров
Дата13.01.2019
Размер34.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГромова_экзамен.docx
ТипДокументы
#63518

7. Изображение русской провинции в повести М. Горького «Городок Окуров».

После обломовщины, растеряевщины было найдено новое, обобщающее явления общественной русской жизни слово — «окуровщина». Окуров, в котором, как в фокусе, собраны были самые существенные стороны жизни российских городов, превратился в типичный общероссийский город.

С одной стороны, Горький показывает, как социальные волнения в провинции могут перерасти в «Бессмысленный и беспощадный» бунт, как «обиды» в соц. кругах могут породить стихийное восстание масс. С другой стороны, в Симе Девушкина (поэт провинциальный) показывает русский тип «правдоискателя», он – опора нравственная для сошедшей с рельс России. Пробуждение творческих начал – несовершенство, но стихи от сердца идут – творческий порыв возможно будет охватывать массы. (Сима Девушкин – поэт, житель Заречья, практически юродивый. Он пишет серьезные стихи о Боге, об окружающих людях и их жизни. Сима стремится писать так, чтобы было похоже на молитву. Его стихи обобщают жизнь окуровцев, вскрывают ее сущность. Боже – мы твои люди, А в сердцах у нас – злоба! От рожденья до гроба Мы друг другу как звери!

Мещане городка Окурова четко делятся на две части: жители Шихана и жители Заречья. Жители Шихана – типичные мещане маленького уездного городка, юркие, но сытенькие. Жили они благодушно и не очень голодно, предуказаниям начальства повиновались мирно, старину помнили крепко, но, когда встречалась надобность, шибко уступали и новым требованиям времени – словом, комфортно и без особых забот. Вокруг себя они обустроили складное и уютное, хвастливое пространство: разноцветные домики, палисадники, мощеная главная улица, бульвар, беседка, купальни. Во главе города стоят большей частью люди нерусского происхождения, о чем говорят уже их фамилии: Покивайко, Вормс, Фогель, Штрехель. Занимаются они кроме всего прочего разными «милыми» увлечениями: пением, театральными постановками. Все это совершается также несколько напоказ, не от любви к искусству, а от стремления быть в центре внимания. К настоящей поэзии они относятся с непониманием, хотя, до той поры, пока поэт ведет себя смирно и не нарушает комфорта их замкнутого мирка, они готовы давать ему деньги и выражать благорасположение. Одно время поэзия Симы Девушкина была очень модна у шиханских мещан, все активно зазывали Симу в гости, слушали его стихи, хотя и не понимали их, давали ему деньги. Жители Заречья отличаются от шиханцев неспокойным, разбитным нравом. Они склонны к беспорядку, который, по сути, является альтернативной формой шиханского хвастливо-уютного мирка. Они находчивы, но ленивы, много пьют. Большинство занимается простой работой (собирают травы, ягоды, грибы, охотятся, делают веники), некоторые – более сложной (плетут неводы, валяют сапоги, «работают» шкатулки из березового корня), результаты их труда покупают жители Шихана. Слобожане любят пение, но, как и шиханцы, скорее потому, что любят покрасоваться, показать свою разбитную удаль.

В целом, многое объединяет мещан Шихана и заречья. И те, и другие прежде всего ценят собственную выгоду.Все они невежественны, не привыкли и не умеют мыслить, не доверяют друг другу, не имеют четко обозначенной жизненной позиции.

 Горький считал, что отсутствие мировоззрения, четкой жизненной позиции, а также всякая неустойчивость и неуверенность опасны. Эти убеждения писателя наглядно доказываются образом Вавилы Бурмистрова. (Самое главное для него – это оставаться в центре внимания. Он готов добиваться всенародной любви любыми средствами: различными капризами, драками, хулиганством, но также и пением, помощью в делах, защитой слабых).

Уездный «городок Окуров» отражал типические явления российской действительности периода политической реакции. В нем немало картин, символизирующих общее государственное состояние царской России.

Вся цепь эпизодов, изображающих, как реагировал Окуров на всеобщую забастовку, на манифест 17 октября, отражает общую картину событий, происходивших не только в большинстве уездных и губернских городов, но и в столице. Но перед нами замкнутый и глухой провинциальный быт.

8. Цикл М. Горького «По Руси»: идейно-художественное своеобразие. Анализ отдельных рассказов.

9. Творческий путь А.И. Куприна: общая характеристика.

  Куприн в своей яркой, самобытной прозе отразил бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX — начала XX столетия. Продолжая демократические и гуманистические традиции русской литературы, прежде всего Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. 
    Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. В 1889 году он печатает свой первый небольшой рассказ (“Последний дебют”) в журнале “Русский сатирический листок”, за что был посажен на гауптвахту.
    Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков “Киевские типы”. Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей “дна”. 
    В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Во время своей поездки в Донецкий бассейн, он знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 году Куприн пишет большую повесть “Молох”, в которой отразил глубочайшие противоречия между трудом и капиталом
    В 1897 году Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах “Лесная глушь”, “Конокрады”, “Серебряный волк”. Тут была написана, и замечательная повесть “Олеся”. 
    Изумительны и произведения Куприна о животных (“Изумруд”, “Белый пудель”, “Барбос и Кулька”, “Ю-ю” и другие). 
    В 1905 году журнал Максима Горького опубликовал повесть Куприна “Поединок”. Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что автор правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. 
    Герой повести “Поединок” — молодой поручик Ромашов — показан в процессе своего духовного роста. В начале произведения он наивно делит всех на “людей черной и белой кости”, думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобетинский, армейский служака и пьяница Слива — все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам. В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков “словесности”, подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко обращаются с солдатами. Ромашова же волнует их судьба. И в этом он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Назанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого “я” от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но, в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди “абсолютной свободы” человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества (“Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия?”). В отличие от Назанского, Ромашов не может отказаться от заботы о своем ближнем, ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и насилием со стороны офицеров. Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к “одной из лучших сцен в русской литературе”. Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах между ними. Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к свободе. 
    Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна “Гамбринус”. Тема всепобеждающего искусства переплетена здесь с темой демократизма, смелого протеста “маленького человека” против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов. В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным “мерзавцам в папахе”, отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах. Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них оглушительно-веселого “Чабана”. Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы. 
    Куприн участвовал в I мировой войне, затем вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, писатель покинул Россию. Его произведения эмигрантского периода отличает сентиментально-идиллическое приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман “Юнкера”. 
    Особого внимания заслуживает
роман “Планета”. Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без Родины. Он возвращается в Россию в 1937 году, а через год великого писателя не стало: он умер 25 августа 1938 года.

10. Повесть А.И. Куприна «Поединок»: проблематика, сюжет, характеры.

Повесть «Поединок», вышедшая в свет в 1905 году из-под пера А.И. Куприна – одно из множества его прозаических литературных произведений, которое было посвящено проблемам российской армии того времени. Куприн сам был офицером и довольно тесно был связан с событиями, которые он описал в своей повести.

Сюжет «Поединка» показывает читателю перипетия и превратности судьбы простого офицера Ромашова русской армии, который размышляет о неправильных взаимоотношениях людей. Он будто бы пал духом, причем это неприятное чувство преследует не только его одного, но также и Шурочку.

Куприн пытался сопоставить этих двух героев в своем произведении, героев с отличающимся друг от друга мироощущением и миропониманием. Их объединяет то, что и Шурочка, и Ромашов хотят выйти из эдакого психологического тупика. Офицер проявляет протест против мещан, Шурочка же, в свою очередь, пытается адаптироваться к его настроениям, хотя и внешне проявляет свое отрицательное отношение. Куприн относится к образу Шурочки довольно двояко, скорее, он поддерживает офицера. Это можно проследить в фразе автора о Ромашове: «благородное безволие и безрассудное благородство». Существует мнение, будто бы автор пытался показать самого себя, всю свою сущность через образ этого честного офицера.

Куприн постоянно держит читателя в напряжении и отчаянии на протяжении всей повести, показывая духовное опустошение и нравственное уродство людей, которые, на самом-то деле не видят смысла в своей военной службе, пытаясь спастись от скуки и отягощающих событий азартными играми, расточительством и пьянками.

Куприн достаточно ярко показывает множество характеров персонажей армейской среды. Все эти словестные портреты абсолютно уникальны, не похожи друг на друга. Их объединяет лишь духовный упадок и отчаяние, отсутствие понимания смысла воинской службы.

Своей повестью «Поединок» Куприн будто бы выносит негласный приговор армейской службе, считая, что ее призрачная доблесть создается «жестоким, позорным, всечеловеческим недоразумением».

Юрий Ромашов


Александра Николаева (Шурочка)


Владимир Николаев


Центральный персонаж произведения. Добрый, застенчивый и романтичный молодой человек, которому не по душе суровые армейские нравы. Он мечтал о литературной карьере, часто гулял, погружаясь в размышления, мечты о другой жизни.


Объект воздыхания Ромашова. На первый взгляд, это талантливая, обаятельная, энергичная и умная женщина, ей чужды сплетни и интриги, в которых участвуют местные дамы. Однако на поверку оказывается, что она гораздо коварней всех их. Шурочка мечтала о роскошной столичной жизни, все остальное для нее не имело значения.


Неудачливый муж Шурочки. Он не блещет интеллектом, проваливает вступительные экзамены в академию. Даже его жена, помогая ему готовиться к поступлению, усвоила почти всю программу, а Владимиру это никак не удавалось.


Шульгович


Назанский


Раиса Петерсон


Требовательный и суровый полковник, часто недовольный поведением Ромашова.


Офицер-философ, который любит рассуждать об устройстве армии, о добре и зле в целом, склонен к алкоголизму.


Любовница Ромашова, жена капитана Петерсона. Это сплетница и интриганка, не обремененная никакими принципами. Она занята игрой в светскость, говорит о роскоши, но внутри нее – духовная и моральная нищета.


Анализ повести (на всякий случай)

В “Поединке” А. Куприн демонстрирует читателю всю ущербность армии. Главный герой, поручик Ромашов, все больше и больше разочаровывается в службе, находя ее бессмысленной. Он видит жестокость, с которой офицеры относятся к своим подчиненным, становится свидетелем рукоприкладства, никак не пресекаемого руководством.

Большая часть офицеров смирилась с существующим порядком. Одни находят в нем возможность выместить на других собственные обиды посредством морального и физического насилия, проявить жестокость, свойственную характеру. Другие просто принимают реальность и, не желая бороться, ищут отдушину. Часто этой отдушиной становится пьянство. Даже Назанский, умный и талантливый человек, топит в бутылке мысли о безысходности и несправедливости системы.

Разговор с солдатом Хлебниковым, который постоянно терпит издевательства, утверждает Ромашова во мнении о том, что вся эта система прогнила насквозь и не имеет права на существование. В своих размышлениях подпоручик приходит к выводу, что есть лишь три занятия, достойные честного человека: наука, искусство и вольный физический труд. Армия же представляет собой целое сословие, которое в мирное время пользуются благами, заработанными другими людьми, а в военное – идет убивать таких же вояк, как они сами. Это лишено смысла. Ромашов задумывается над тем, что было бы, если б все люди в один голос сказали “нет” войне, и необходимость в армии отпала сама собой.

Дуэль Ромашова и Николаева – это противостояние честности и коварства. Ромашова убило предательство. Как в то время, так и сейчас, жизнь нашего общества – это поединок между цинизмом и состраданием, верностью принципам и аморальностью, человечностью и жестокостью.

11.Поиск социального и нравственного идеала в рассказах и повестях А.И. Куприна «Олеся», «Гамбринус» и др.

Основная тематика произведений Куприна – это чистая, прекрасная сила любви, которая в каждом из героев проявляется по-разному. 
Великолепное чувство живет в такой прекрасной, умной и смышленей девушке – Олесе. Она отдается ему на все 100%, окунаясь в эмоции с головой. 
Другой персонаж – Иван Тимофеевич – человек порядочный добрый, но слишком слабый духом. В нем также зарождаются высокие чувства, но их сила не сравниться с настоящей, чистой любовью. 
Эти два абсолютно разные персонажа, несмотря на различные социальные положения, черты характера и воспитание, влюбляются друг в друга. В их отношениях мы также прослеживает совершенно разные эмоции. Иван Тимофеевич влюбляется в женственность, чистоту и красоту Олеси, а девушка, не глядя на все предостережения, любит мужчину горячим и пылающим сердцем. 
Ради такой любви Олеся готова на любые поступки. Она готова отправиться в церковь ради любимого. И этот поход очень плохо закончился для девушки. 
Поступки и действия главного героя совершенно противоположны действиям возлюбленной. Он прекрасно понимает, что Олесе не стоит появляться в церкви из-за своего колдовского родства. Окружающие люди агрессивно реагируют на таких женщин. Но, слабость духа и характера не позволяет ему отговорить и убедить девушку. 
С другой стороны, он так и не решается настоять на женитьбе. Иван Тимофеевич не мог себе представить Олесю в нарядных платьях, в общении с женами офицеров. Она ведь естественная, природная девушка и для нее это все чуждо. Все эти преграды делают отношения Олеси и Ивана Тимофеевича трагическими. 
После встречи с незнакомым гостем, жизнь Олеси совершенно перевернулась. Она знала про нехорошие последствия, которые с ней приключились, но, несмотря ни на что, последовала за велением своего чистого сердца. 
В образе Олеси автор воплощает идеал настоящей женщины, которая не испорчена влиянием цивилизации, которая не гонится за низменными человеческими слабостями – богатством или славой. Таким природным девам нет места среди очерствевших и огрубевших людей, который ожесточились на все неизведанное и неизвестное для их ума. Поэтому, отношения таких разные героев не могут продолжаться и иметь счастливый конец. Они обрываются, и девушка пропадает, дабы не срамить и не калечить жизнь возлюбленного. 
Именно Олеся стала тем идеалом, который демонстрирует читателю настоящую, подлинную любовь. И эта любовь абсолютно бескорыстна.
12.Творчество И.А. Бунина до 1917 г.: основные темы и жанры.
Говоря о начале творческого пути Бунина, стоит отметить, что первые стихи он писал уже в возрасте 7-8 лет, подражая свои литературным идеалам - Пушкину и Лермонтову. Однако же, дебют Бунина, как поэта, состоялся в1887 году, когда столичная газета«Родина» публикует его стихотворение «Над могилой Надсона», после, в 1891 году, издается первый поэтический сборник писателя - «Стихотворения 1887-1891 гг.».

В 1890-е годы, Бунин переживает серьезное увлечение толстовством, посещает колонии толстовцев и даже сам желает «опроститься», заняться бондарским ремеслом, однако от подобного шага его отговаривает сам Л.Н. Толстой, с которым писатель встретился в Москве в 1894 году. Нужно отметить, что творчество Толстого навсегда осталосьдля Бунина безусловным ориентиром, как и творчество А.П. Чехова.

В 1895 году Бунин постепенно входит в литературную среду, знакомясь с Чеховым, Михайловским, Брюсовым, Бальмонтом, Сологубом.

В 1901 году Бунин издает сборник лирики «Листопад» в символистском издательстве «Скорпион», на этом и заканчивается его близость к модернистским кругам, после он даже станет относиться к ним резко и категорично. Иван Алексеевич называл себя последним классиком, отстаивающим заветы великой русской литературы перед лицом «варварских» соблазнов «серебряного века». Что касается «Листопада», то кроме марки издательства, книгу ничто не связывало с декадентским лагерем. Стержень бунинской поэзии составляло то, чего символисты не касались: русская природа.

В 1900-е годы к Бунину приходит всенародная известность за изданный «Листопад» и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», за что Бунину была присуждена Пушкинская премия Российской Академии наук, а уже позже, в 1909 году, Бунин был избран почетным членом РАН. Пушкинская премия была присуждена Бунину именно его поэзию, которая продолжала классические традиции и была чужда модернистским веяниям поэзии нового века.

Поэзия Бунина, принесшая ему известность, складывалась под влиянием Пушкина, Фета, Тютчева, однако она обладала присущими именно ей качествами: картины природы складываются из запахов, звуков и остро воспринимаемых им красок; особую роль в его поэзии играет эпитет, который играет роль произвольного, субъективного определения, но одновременно наделенный убедительностью чувственного опыта.

В 1915 году, накануне революционных событии в России, Бунин издает одно из величайших своих произведений - «Господин из Сан-Франциско», в котором обличается погоня за наживой и звучит осуждение буржуазного общества, подчеркивается эфемерность, обманчивость власти денег над человеком.

Бунин с резкой враждебностью встречает Октябрьскую революцию 1917 года, он не понимает ее смысла, не верит и отрицает разум и творчество народных масс. Отказываясь принимать советскую власть, Бунин обрекает себя на добровольное изгнание.
13.Основные мотивы лирики И.А. Бунина.

Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали русскую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, поиски новой техники стихосложения. Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основном это стихи о природе. Стихи на крестьянскую тему почти отсутствуют, если не считать «Деревенский нищий», в центре которого — образ бездомного старика, замученного нуждой. Редки и гражданские мотивы («Джордано Бруно», «Поэт», «Над могилой С. Я. Надсона»). Ведущее место в поэзии Бунина занимает пейзажная лирика. В ней он отразил приметы природы Орловского края, который страстно любил поэт. Стихи о природе написаны в нежных, мягких тонах и напоминают живописные пейзажи Левитана. Яркий пример словесного пейзажа — стихотворение «Русская весна». Наблюдательностью, верностью в передаче света, запаха, цвета примечательно стихотворение «Высоко полный месяц стоит…». Пейзажная лирика Бунина выдержана в традициях русской классики («Осень», «Осенний пейзаж», «В степи»). Ранние стихи Бунина полны ощущения радости бытия, своей соединенности, слитности с природой.

В стихотворении «Оттепель» передана гармония поэта и мира:

И, упиваясь красотой,

Лишь в ней дыша полней и шире,

Я знаю, — все живое в мире

Живет в одной любви со мной.

Внешнее описание у Бунина не отличается яркими красками, но насыщено внутренним содержанием.

Человек является не наблюдателем, созерцателем природы, а, говоря словами Тютчева, «мыслящим тростником», частью природы:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Бунина привлекает не статичность, Застылость пейзажа, а вечное изменение состояния. Он умеет уловить красоту отдельного мгновения, само состояние перехода. Причем в этом отдельном мгновении поэт прозревает вечность и неуничтожимость природы («Зарницы лик, как сновиденье…», поэма «Листопад»),

Любовь к природе нераздельно связана с любовью к родине. Это не открытый, Декларативный патриотизм, а лирически окрашенное, разлитое в описаниях картин родной природы чувство («Родина», «Родине», «В степи», цикл «Русь»). В более поздних стихах отчетливо проступает характерная для бунинской поэзии черта:

в радости моей — всегда тоска, в тоске всегда — таинственная сладость.

Эта тоска по красоте, гармонии, которых все меньше в окружающей жизни. Образы ночного сумрака, тоски осенней слякоти, печали заброшенных кладбищ постоянны в стихах, тема которых — разорение дворянских гнезд, гибель барских усадеб («И снилось мне…», «Мир опустел… Земля остыла…»). Не только природа, но и древние легенды, мифы, религиозные предания питают бунинскую поэзию. В них Бунин видит мудрость веков, находит первоосновы всей духовной жизни человечества («Храм Солнца», «Сатурн»), В поэзии Бунина сильны философские мотивы. Любая картина — бытовая, природная, психологическая — всегда включена во всеобщее, в мироздание. Стихи пронизаны чувством удивления перед вечным миром и пониманием неизбежности собственной смерти («Одиночество», «Ритм»). Стихи Бунина кратки, лаконичны, это лирические миниатюры. Его поэзия сдержанна, как будто «холодна», но это обманчивая «холодность». Скорее, это отсутствие патетики, позы, которые внешне выражают «пафос души».

14.Повесть И.А. Бунина «Деревня»: проблематика и поэтика.

Повесть «Деревня» – одно из первых крупных произведений И. Бунина в прозе. Над главным произведением «деревенского» цикла писатель работал в течение целого десятилетия, с 1900 по 1910 год, оно стало откликом на происходящие в российской деревне процессы в канун, во время и после революционных потрясений 1905-1907 гг.

Поставив перед собой задачу изобразить русский народ без идеализации, художник проводит беспощадный, словно бритва, психологический анализ жизни деревни. Главным материалом для анализа стали хорошо знакомые писателю повседневная жизнь, быт и психология русского мужика.

Лейтмотивом произведения является тема «души русского человека в глубоком смысле». В глубоко психологической повести Бунин не просто рисует картину деревенской жизни – он раскрывает личности людей, их переживания и чувства.

Реалистично изображая ужасающие картины нищей деревенской жизни, писатель всем сердцем сочувствует крестьянам – бедным, изнуренным тяжким трудом, нуждой и унижениями. Бунин искренне любит своих героев за нравственную чистоту и доброту, за непосредственность и детскую наивность, за терпение во всех испытаниях и неиссякаемое жизнелюбие. Жалея народ, писатель размышляет о том, что в своих бедах виноват сам народ. Чуткий взор художника отмечает смешение в народной жизни противоположных начал: смирения с нечеловеческими условиями существования и недовольства обыденным, добротой и терпением одних людей и своеволием, и деспотизмом других. Такое смешение в конечном счете приводит к крайнему максимализму, недовольству буднями, озлоблению, неумению вести диалог и искалеченным судьбам миллионов крестьян.

Проблематика повести необычайно широка. Бунин сумел затронуть в «Деревне» практически все сферы человеческой жизни: историю и современность, политику и философию, образование и религию, нравственность и психологию, быт и экономику. В произведении поднимаются и вечные вопросы. Кузьма Красов, размышляя о многовековой беспросветности деревенской жизни, восклицает: «Кто виноват?». Бунин полагает, что виноват в своих несчастьях сам народ, однако не дает ясного ответа на вопрос «Что делать?», оставляя пространство для размышления.

Место и время действия – деревня Дурновка, название которой указывает на идиотизм деревенской жизни, в 1904-1907 гг. Дурновка – собирательный образ, воплощающий черты многострадальной русской деревни: «…Россия? Да она вся – деревня…».

Повествование в произведении ведется от имени автора. Сюжетно-фабульная основа «Деревни» основана на параллели образов Тихона и Кузьмы Красовых. Композиция повести включает три части: в первой части в центре повествования находится Тихон, во второй – Кузьма, а итоговая часть подводит итоги жизни братьев. При этом Бунин намеренно размывает деление на части параллельным включением других образов и ситуаций с целью создания более широкой, панорамной картины деревенской жизни. Сквозное сюжетное действие в «Деревне» отсутствует: повествование построено на чередовании сцен привычной деревенской жизни с эпизодами стычек мужиков с деревенскими богачами и украшено многочисленными пейзажными и портретными зарисовками.

Проблемы русской деревни показаны на основе судеб главных героев повести – братьев Красовых. Образы Тихона и Кузьмы во многом противоположны. Потомок крепостных, сумевший стать хозяином дурновского имения, Тихон уверен, что самая надежная вещь в мире – деньги. Смекалистый, трудолюбивый и волевой мужик подчиняет всю свою жизнь погоне за богатством. Народный поэт и правдолюбец Кузьма Красов размышляет о судьбе великой России, мучительно переживая трагедию своего народа – нищету и отсталость крестьянства. Через мысли, споры, выводы братьев о себе и России писатель раскрывает темные и светлые стороны крестьянской жизни, вскрывая всю глубину разложения крестьянского мира.

В третьей части повести Бунин уделяет особое внимание изображению братьев в момент их кризиса – безжалостного подведения итогов жизни. Эти итоги уходящей жизни неутешительны: Кузьму гложет беспросветное одиночество и тоска, Тихон удручен личной драмой (отсутствием детей) и разрушением незыблемых основ деревенской жизни. Трагедия братьев заключается в осознании ими безвыходности своего положения. При всей разности своих жизненных устремлений судьба братьев схожа: невзирая на достаток и просвещенность, социальное положение делает их одинаково ненужными, лишними людьми. 
Повесть «Деревня» - искренняя, четкая и правдивая оценка Бунина России и того времени, в котором он жил.


написать администратору сайта