Возрождение, Реформация и Контрреформация в Европе.. 7 Важнейшими предпосылками реформации стали
Скачать 25.67 Kb.
|
2 Реформация – массовая религиозная и общественно-политическое движение 16 – начала 17 веков в Западной и Центральной Европе. 3 Причины: Политические – новые централизованные национальные государства на СЗ Европы выступали против концепции универсальной церкви, которая провозглашала свое первенство над светской властью. Этот церковный идеал вступал в противоречия не только с крепнувшим абсолютизмом, но и с зарождающимся национальным сознанием среднего класса. 4 Экономические – недовольство всех слоев населения вызывали огромные земельные богатства католической церкви и значительные денежные сборы в пользу римских пап. При чем на само духовенство не распространялась система налогообложения национальных государств. Особенно негодовала буржуазия, считавшая, что деньги нужны не для того, чтобы строить соборы и проводить пышные церковные службы, а для вкладывания в производство, в соответствии с этим, под сомнение ставилась вся дорогостоящая организация церкви, с ее папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Бюргерство выступало за удешевление церкви, а также за отказ от некоторых положений ее этического учения – от осуждения богатства и предпринимательской деятельности. 5 Социальные – возникновение городов и рост среднего класса формировали новый идеал индивидуализма: денежная экономика освободила людей от земли как главного средства существования. Горожане начинают понимать, что не все в порядке с социальным устройством, в котором их угнетают люди, не создающие материальных благ, но находящиеся на вершине общественной пирамиды. 6 Моральные – падение нравов католического клира. Стремление к роскоши. Накоплению богатств, дух стяжательства, пронизывающий все звенья церковной иерархии. Продажа индульгенций. Кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о единоспасающей роли католической церкви, значения различных церковных таинств, священного писания. 7 Важнейшими предпосылками реформации стали: - общий подъем образования - успехи книгопечатания - распространение новых принципов гуманистической этики и ренессансной концепции человека, как хозяина своей судьбы. 8 Родина реформации – Германия, где возникло лютеранство – христианское вероучение, названное по имени его основателя - Мартина Лютера. В то время как в крупных централизованных монархиях короли хоть как-то противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Крайне высоки были церковные сборы, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарства, претендовавшие на землю духовенства. В 1517 году в Германию прибыли посланцы папы для широкого распространения индульгенций. 31 октября 1517 года профессор Виттенбергского университета, богослов, Мартин Лютер прибил на дверях университетской церкви документ «95 тезисов против индульгенций», в котором оспаривалось право папы на отпущение грехов. В 1520 г папа издал буллу об отлучении Лютера от церкви. Немецкий богослов публично сжег папскую буллу во дворе университета, вступив в открытую полемику с папой, Лютер написал несколько трактатов, в которых изложил свои взгляды на место и предназначение церкви. Главная идея Лютера состояла в том, что каждый человек спасается одной лишь искренней верой в Бога и не нуждается в посредниках в виде церкви. Он заявил, что церковные таинства и ритуалы не имеют того значения, которого им предписывает церковь. Из 7 католических таинств он предлагал оставить только два – крещение и причащение, так как только их описание содержится в Библии. Для того, чтобы библия стала доступной не только духовенству, но и всем мирянам, необходим ее перевод на родные языки, кроме того пышное богослужение на латыни необходимо заменить проповедью на родном языке. Внешние проявления культа – почитание икон, изображение святых, поклонение мощам и тому подобное Лютер объявил идолопоклонством, отвлекающем людей от размышлений о существе веры. Пересмотр догматов веры и предложенное Лютером переустройство церкви легли в основу программы европейской реформации. Широкая поддержка учения Лютера в Германии и всеобщий протест против папы приобретал политический характер, в ситуацию вмешался император священной римской империи карл 5. Он вызвал Лютера на заседание рейхстага. Куда прибыли и посланцы папы. Потребовавшие отречения Лютера от его взглядов. В ответ он заявил: на том стою и не могу иначе. 9 Еще дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин – французский эмигрант в Женеве. Он основал основной догмат кальвинизма – учение об абсолютном предопределении. Согласно его учению, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально, избранных ждет спасение, остальные обретены на вечные муки. Но человек не должен пассивно ждать вершения судьбы. Он должен постоянно трудиться. Ибо труд – это дар божий, а лень – один из величайших пороков. Кальвинизм провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств. Подобный идеал получил название – трудовой протестантской этики. Она как нельзя лучше соответствовала нарастающей капиталистической системе. Идеи кальвинизма пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции. 10 В Англии реформация имела свои отличительные черты: она проходила по инициативе королевской власти и привела к образованию самостоятельной англиканской церкви. Главной целью королевской реформации стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение Английской церкви королю. При этом важнейшее значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли, к тому же и английская буржуазия была заинтересована в дешевой и простой церкви. Поводом для разрыва с Ватиканом послужил развод английского короля Генриха 8 с Екатериной Арагонской и его женитьба на фрейлине королевы Анне Болейн в 1533 году. Это не получило одобрение у римского папы Климента 7. Английский Парламент реформации принял по настоянию короля ряд законов, общим смыслом которых стало создание в стране не зависимой от Рима национальной церкви. В парламенте реформации заседали представители от дворянства из 37 графств, бюргерство из 119 городов. Апогеем его деятельности стало издание в 1534 году «Акта о супрематии», объявившего короля верховным главой церкви, которую теперь стали называть англиканской. Этому событию предшествовало выступление английского архиепископа с утверждением. Что в Англии «королевская власть стоит по божественному предписанию впереди и выше всякой другой власти». В это же время король назначил комиссию для составления присяги верности новому закону о престолонаследии, который утверждал королевские права Анны Болейн, власть английского короля объявлялась имперской, т.е. исключающей подчинение кому-либо, в том числе и главе католической церкви. Через три года Анна Болейн была казнена по обвинению в супружеской измене, но независимая англиканская церковь с ее идеей «один Бог, один король, одна вера, одно исповедание» осталась. 11 Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния, при этом поощряя индивидуализм, она стремилась ввести его в строгие рамки морали, основанные на религиозные ценности. Распространение протестантизма заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с протестантской ересью. Совокупность этих мер – контрреформация. 12 Последствия Контрреформации - Со второй половины XVI в. католическая идеология одержала победу в Испании, Чехии, Польше, Италии и Папской области. - Экономическое развитие этих стран стало существенно отставать от стран протестантских. В Италии и Испании исчезли прогрессивные формы организации экономики, в сельском хозяйстве наблюдается возврат к крепостничеству. - Было заторможено и культурное развитие католических стран, запрещались книги прогрессивных писателей, гуманистов, уничтожались картины художников (например, картины Эль Греко в Испании). - Однако успехи контрреформации – это обновление католического христианства: укрепилась церковная организация и дисциплина монашеских орденов, что привело к росту авторитета католической церкви. - Обновление католицизма способствовало активизации его деятельности в странах Азии и Латинской Америки. 13 На рубеже 14-15 веков наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы – Возрождение, или Ренессанс. В основе её возникновения лежали подъём образования и достижение городской культуры средневековья. Фундаментом Ренессанса было новое философское течение – гуманизм, зародившийся в конце 14 века в Италии. Характерной чертой гуманизма стало выдвижение на первый план – этики – науки о человеке, его призвании, антропоцентризм в противовес теоцентризму, философии предшествующей эпохи. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Они реабилитировали языческую литературу и поэзию, отвергавшуюся Средневековьем. В первой половине 15 века идеи гуманизма получили широкое распространение в среде городских интеллектуалов. Важное место среди гуманистических идей стала занимать концепция индивидуализма. Стремление к собственному благу, однако не в ущерб остальным. Таким образом в 14-15 века в Италии сложилась новая система взглядов не порывавшая с христианским мировоззрением. 14 ВЫВОД ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. |