|
Культурология тема 2. 8. Индустриальный период цивилизации
Тема 8. Индустриальный период цивилизации Вариант 1
Задание 1. Какие черты и особенности культуры Возрождения отражены в следующих высказываниях?
1) «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь» (Пико дела Мирандола «Речь о достоинстве человека»). - ГУМАНИЗМ.
2) «Нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать, что это всего навсего роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое – своим» (М. Монтень «Опыты»). -РЕАЛИЗМ.
3) «Каждый из нас сад, а садовник в нем – воля. Расти ли в нас крапиве, салату, иссопу, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода или пышно разрастись – всему этому мы сами господа» (В. Шекспир «Отелло»). -АНТРОПОЦЕНТРИЗМ.
Антропоцентризм эпохи возрождения- это культ человека.
Человек рассматривается, как центр и высшая цель познания.
Антропоцентризм ставит мыслящего человека во главе мироздания.
Гуманисты эпохи Возрождения делают акцент на творческих способностях. Именно посредством творчества человек может приблизиться к Богу. Гуманисты того времени верили в безграничные возможности человека.
Реализм –Никогда не забывай кем являешься на самом деле. Особенностью культуры Возрождения является изменение тех отношений, которые составляют её сущность. Культура Возрождения в частности- это своеобразное отношение, которое объективируется и опредмечивается, одухотворяется и персонифицируется…Возрождение вводит в практику механические часы. Возрождение- глубоко противоречивая культура, соединяющая в себе крайности: это увлечение Античностью, но и тщательнейшее изучение Библии. Это интерес к науке, эксперименту, но и увлечение астрологией, алхимией, магией, это-забота о земном и реальном, но это- и построение утопий. Возрождение – это гигантский шаг вперед для всей европейской цивилизации и связанные с этим качественные преобразования. Задание 2. Заполните таблицу отличий народной, массовой и элитарной культур:
Параметр сравнения
| Народная культура
| Массовая культура
| Элитарная культура
| Культурно-исторические условия возникновения
| Сохраняет традиции. Имеет глубинные корни, создаётся анонимными творцами, не имеющие профессиональной подготовки. Плод коллективного творчества. Находится в постоянном употреблении.
Основа на традициях и обычаях : народные танцы и песни, декоративно- прикладное творчество, мифы, легенды, сказки и обычаи.
| Распространения некоторых элементов элитарной культуры среди широких слоев населения. Коммерческая направленность.
Распространяется СМИ, кино, театр, концерты, литература. Конец 19 начало 20 веков, представителями шоу бизнеса, является авторской.
| Формируется в высших слоях классового общества, с момента законодательского закрепления их привилегированного положения.
Потребителями являются творческие и одаренные личности. На рубеже 18-19 веков, рассматривалась в работах философов
Ницше, Шопенгауэра,
| Характеристики аудитории
| Народ
| Ориентируется на массового потребителя.
| Является источником образцов для подражания массовой культурой. Классическая музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура
| Ведущие принципы культурного производства (традиция/новация/мода, коммерческие/некоммерческие критерии оценки и др.)
| Нет коммерческих целей, понятна широкому кругу.
| Распространения некоторых элементов элитарной культуры среди широких слоев населения.
Общедоступность, занимательность
(обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей)., серийность, телевидение, эстрада, тиражируемость, пассивность восприятия, коммерческий характер.
| Высокий уровень (сложность содержания); получение коммерческой выгоды не является непременной целью; подготовленность аудитории к восприятию, узкий круг создателей и аудитории; определяет развитие всей культуры.
|
Вариант 2
Задание 1. Какие особенности индустриальной цивилизации отражены в следующих высказываниях?
1) «Один из наиболее соблазнительных принципов современности гласит: вещи могут быть не такими, какими они были раньше…» (П. Бергер).
Демократизация общества и научной рациональности, различными сторонами процесса модернизации, фиксируя очень важные глубинные параметры эволюции религии во взаимодействии с обществом в современном мире.
2) «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо» (О. Уайльд).
Эстетизм- ниспровержение авторитетов общепринятых, но не навязываемых никому, в отличие от общепринятых.
3) «Мне дал Господь свободу воли, мне этот выбор по плечу,
Кручу-верчу, меняю роли, скачу туда, куда хочу!
Трильоны вариантов разных, мильоны дивных эскапад –
Могу себе устроить праздник, могу себе устроить ад,
И если выбор мой греховен – я сам и буду в нем виновен…» (Д. Быков)
Снобизм-демонстративное или завуалированное осознание собственного превосходства над другими людьми, и как следствие, пренебрежительное или презрительное отношение к ним. Задание 2. Заполнить таблицу по направлениям авангарда:
Направление
| Идейно-философская основа
| Эстетические методы и приемы
| Главные представители и примеры произведений
| Кубизм
| Модернистское, авангардистское направление в живописи 20века, и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремление «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
| Контраст.
Не только новое художественное направление в смысле эстетического подхода в вещи, но и новый живописный метод, о котором можно говорить, как об определенной системе, имеющей свои каноны, свои приёмы, и в настоящее время кубизм уже школа. Но кубизм не является холодным математическим исчислением и кубическая картина- математически рассчитанным чертежом. Кубизм противоположен творчеству Сезана по своему художественному методу. Вместе с тем изображаемые в ней формы и непроизвольны: за их кажущеюся безличной внешностью скрывается и индивидуальность автора, и та внутренняя закономерность и сущность произведения.
| Мастера Кубизма: Пабло Пикассо- «Авиньонские девицы»(1907г), «Обнаженная в красном кресле»(1929г); Рене Магритт «Автопортрет»(1923г),
Андре Дерен «Старый город в Кань»(1910г),
Жорж Брак «Круглый стол»(1929г), «Скрипка и палитра»(1909г);
Роберт Рафаилович Фальк «Пирамидный тополь»(1915г),
«Бутылки у окна»(1917г);
Роберт Делоне «Город Париж»(1912г); Аристарх Васильевич Лентулов «Астры»(1913г)
| Фовизм
| Философия фовизма заключается в поиске своеобразной красоты и гармонии, стремление доставить зрителю радость и художественное наслаждение. Общее стремление художников к новому живописному языку- эмоциональному языку- на некоторое время объединило художников, но фовизм, как течение просуществовал всего несколько лет. Первое в XX веке течение модернизма. Название появилось после «Осеннего салона» 1905года, где представляли свои картины молодые французские художники.
| Натюрморт, пейзаж.
В живописи стал своеобразным горнилом, смешавшим приёмы японской цветной гравюры, методы постимпрессионистов и даже средневековых художников. Целью фовистов было максимальное использование цвета, который являлся лакмусовой бумагой
Настроение творца.
| Анри Матисс «Ню (Кармелита)»(1904г),
«Исследование обнаженной натуры»
(1899), «Ваза с Подсолнухами»(1898г);
Андре Дерен «Субботний день»(1914г), «Мартиг
(Гавань в Провансе»(1913г);
Морис де Вламинк «В баре» (1900г), «Сена возле Шату»(1906),
«Танцовщица из кафе «Дохлая крыса»(1905г)
| Футуризм
| Общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х годов 20 века прежде всего в Италии и России. Его представители отрицали художественное и нравственное наследие, проповедовали разрушение форм и условностей искусства, ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. В основе мировоззрения русских футуристов философские идеи А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, которые провозглашали интуитивизм, нигилизм, критику традиционной культуры, идеал «Сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов.
| Строгие Формы.
Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений,толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремление в будущее. Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат. Это явление- целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Хотя приём эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами.
| Станислав Костка Нойманн, В.В.Каменский В.В.Хлебников,
В.Маяковский «Послушайте», «Утро»
Александр Блок «Быстролётный и чёрный орёл»; Вильгельм Зоргенфрей «Страшно. Ушли.
Позабыли»; Владимир Хлебников «Игра в аду», «Жизнь», «Где волк воскликнул кровью»; Всеволод Рождественский «Коктебель», «Могила бойца», «Мельница»; Давид Бурлюк «Кукла с разрисованным лицом», «Казак Мамай»(1908г), «Каменщик»(1912г), «Японские листовки»(1921-1922).
| Абстракционизм
| Это прежде всего, концептуальное искусство, поэтому философская идея является составляющей художественной концепции. Философским основанием для изображения, беспредметной реальности стали идеи Французского философа А.Бергсона и немецкого В.Оствальда.
| Беспредметное, нефигуративное искусство- форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью имитацию или отображение визуальной воспринимаемой реальности. Это сочетание линий, геометрических форм, текстур и цветовых пятен.
| В 1913г появились произведения Кандинского под названием «Композиция 6»
«Композиция 7»- являющиеся разрушением предмета.
Казимир Малевич «Черный квадрат» (1915г),
Франсис Пикабиа,
Александр Родиенко,
Бриджит Райми,
Василий Кандинский
«Первая абстрактная картина» (1910г),издание книги «Точка и линия на плоскости»(1926г)
Франтишек Купки «Фигура в двух цветах»
| Дадаизм
| Живопись и литература.
Это авангардистское направление в искусстве, распространившееся в Западной Европе, преимущественно в Франции и Германии, в 1916-1924гг, идеологической основой которого был протест, с помощью иррациональных абсурдных средств против условностей и традиционализма в искусстве. Дадаизм предшествовал Сюрреализму и Экспрессионализму, во многом определив их идеологию и методы. Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре. Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго. Оказал значительное влияние на другие течения, в частности на Сюрреализм.
(прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионализм и концептуальное искусство.
| Коллаж.
Это авангардный стиль в искусстве и живописи XX века. Главный приём-один, разборка предмета на составные части, сгребание их в кучу или россыпь. Основной художественной формой дадаизма является коллаж- части разных художественных композиций собирают по принципу случайности.
| Марсель Дюшан «Фонтан»; Курт Швиттерс «Поэма- коллаж «Посвящается Анне Блюше» (1919г);
Отто Фрейндлих «Космический глаз» (1921-1922г), «Восхождение» (1929г),
«Без названия» (1934г),
«Композиция»(1930)
| Сюрреализм
| Главной особенностью сюрреализма является фрейдистский подход к творчеству, провозглашение подсознания основой художественного творчества.
| Метод- психический автоматизм, разрыв логических связей, использование приёмов алогичности, парадоксальности, неожиданности, соединение несоединимого. Сюрреализм- направление в искусстве 20 века, сложившееся в 1920х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Это теория движения и особенности творческого метода наиболее значительных художников. Сюрреализм в живописи исследует подсознание человеческого разума. Сюрреализм- художественный приём. В первом «Манифесте» (1924г) А.Бретон отождествляет эти понятия. Сюрреализм- чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или другим любым способом реальное функционирование мысли. Отличаясь широтой подхода и богатством форм. Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран.
| Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Сальвадоре Дали «Сон навеянный полетом пчелы вокруг гранаты, за секунду до пробуждения» (1944г) Рене Магритт «Избирательные сходства» (1933г); Жоан Миро, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст, М.Рей, И.Танги, А.Масон, Х.Миро. Писатель и поэт Андре Бретон(пьеса Гийома Аполлионера «Груди Тиресия», литераторами Поль Элюар и Луи Арагон.
| |
|
|