8 Основы и приемы архитектурной композиции.. 8. основы и приемы архитектурной композиции
Скачать 56.29 Kb.
|
8. ОСНОВЫ И ПРИЕМЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции. Композиция – это латинское слово, означающее составление или сочетание. Архитектурная композиция – построение (здания или сооружения), предполагающее установление единства функционального назначения, конструктивной структуры и эстетических качеств. В сложный процесс создания архитектурной композиции входят: разработка объемно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решения его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом и интерьером, между внешним обликом здания и окружающей среды. Архитектурная композиция здания в целом включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей. Архитектурная композиция может считаться удачной, когда видимые части здания, его детали и отдельные объемы гармонично (т.е. соразмерно, согласованно) сочетаются между собой, образуя в художественном отношении единое целое. Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объем. Сочетание этих двух компонентов образует объемно-простраственную структуру здания. Видимый снаружи объем здания может быть различной формы и состоять из одной или нескольких частей, каждая из которых представляет самостоятельный объем. Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственная. Внутреннее пространство и внешний объем тесно связаны между собой, так как внешний объем зависит от размеров и формы внутреннего пространства. Взаимосвязи между внутренним пространством и внешним объемом очень многообразны. Они для каждого отдельного случая устанавливаются при проектировании в соответствии с функциональным назначение здания и художественными задачами. При этом обязательным условие должно быть композиционное единство между пространством здания и его внешним объемом. Единство обычно не достигается, когда размеры и форма внешнего объема не отвечают размерам и формам внутреннего пространства, или, наоборот, когда внутреннее пространство не получает во внешнем облике соответствующего композиционного выражения. Примером этого служит ГУМ в Москве. Его фасады не выражают в своей композиции внутренней структуры сооружения. Могут быть случаи когда внутреннее пространство относительно внешнего объема может иметь ничтожно малые размеры или вовсе отсутствовать. Например: мемориальные сооружения (памятники), ведущую роль в композиции играют идейно-художественная выразительность. Другой случай, когда внутреннее пространство может существовать без видимого внешнего объема. К нему относятся подземные сооружения (метро, погреба, подземные гаражи.) Особую группу составляют здании и сооружения, в которых внутреннее пространство, хотя и имеется, но недостаточное или малодоступное восприятию (котельные тепловых электростанций, внутреннее пространство которых занято технологическим оборудованием; склады сыпучих материалов и жидкостей). Однако и в этом случае композиционное единство между внутренним пространство и внешним объемом не должно нарушатся. Композиция внутренних пространств зданий Представляет собой построение помещений, основанное на единстве функциональной целесообразности каждого помещения и их функциональной связи между собой, конструктивной структуры и художественного выражения. Основная закономерность, обуславливающая размеры и форму каждого помещения и их взаимосвязь, - функциональный или технологический процесс. В соответствии с ним принимается та или иная система планирования (коридорная, анфиладная). Наиболее распространенные формы помещения в плане – простые геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг). Форма внутреннего пространства зависит от принятой конструкции стен, покрытия и может состоять из одного или двух объемов (например, круглое в плане помещение, перекрытое куполом, состоит из цилиндра и полусферы). Поскольку существует зависимость композиции внутренних пространств от функциональных и конструктивных решений, а так же необходимость обеспечить ее единство с внешним обликом здания, поиски композиции внутренних пространств обычно ведутся одновременно с поисками композиций внешних объемов здания. Объемно-пространственная структура здания определяет и композицию внутреннего пространства. Если помещение ограничено со всех сторон плоскими или сферическими поверхностями стен и горизонтальных конструкций, то композиция внутреннего пространства оказывается замкнутой. Увеличение проемов в стенах способствует взаимосвязи внутренних пространств. При замене стен отдельно стоящими опорами (колоннами) пространства объединяются. Зрительное расширение внутреннего пространства создается также увеличением оконных проемов, обеспечивающих непосредственную связь с внешним пространством. Выявление «пространственности» интерьеров достигается подчеркиванием глубины помещений по основным направлениям их зрительного восприятия. Глубина интерьера прежде всего зависит от структуры здания. Например, при анфиладной системе планировки глубина раскрывается путем размещения проемов по одной оси. При этом виден ряд помещении, перспективно сокращающиеся дверные проемы и окно, через которое взгляд уходит за пределы здания. Другой прием – свободное раскрытие пространства и создание глубины путем его расчленения как бы на отдельные участки при помощи каких-либо характерных элементов помещения, которые подчеркивают расстояние и, следовательно, глубину. Глубина пространства подчеркивается также наличием плоскостей, уходящих от наблюдателя, или формами переднего плана, частично заслоняющими формы второго плана по направлению зрительного восприятия интерьера. С применение металла и железобетона в строительных конструкциях и с развитием каркасных систем оказалось возможным, путем применения сплошного отклонения, беспредельно развить глубину внутреннего пространства, как бы слив его с внешним (стекляшка). Современные пространственные конструктивные системы позволяют перекрывать огромные площади, глубина пространства которых выявляется за счет перспективных сокращений и воздушной перспективы (крытые рынки). Композиция интерьеров зависит также от вида и формы выбранных конструкций, от цвета поверхностей, ограничивающих помещение, от оборудования, мебели. Композиция внешних объемов здания Представляет собой объемное построение, основанное на единстве функционального назначения, конструктивного решения и художественной выразительности. Форма отдельных внешних объемов, как и форма внутренних пространств, может быть различной, но чаще всего встречается в виде простых геометрических тел (куб, параллелепипед, цилиндр, половина цилиндра, полусфера). В современном массовом строительстве наиболее распространены прямоугольные формы, легко образуемые стандартными, удобными в изготовлении, транспортировке и монтаже строительными изделиями. Однако в связи с применением новых конструктивных систем наряду с простыми получают развитие и более сложные объемы. Особенностью внешней объемной композиции, в отличие от композиции внутренних пространств, являются другие условия ее восприятия человеком. Другая важная особенность – влияние на формирование внешней объемной композиции природных или градостроительных условий. Композиции внешних объемов зданий можно разделить на три основные группы: простые – состоящие из одного объема; сложные – состоящие из двух и более различных объемов, непосредственно примыкающих друг к другу или связанных соединительными элементами; комплексные – состоящие из нескольких отдельных зданий, связанных в единый архитектурный комплекс. Существуют различные приемы построения композиций внешних объемов: центрические, фронтальные и глубинные. Центрическая композиция предполагает наличие центрального объема, около которого группируются одинаковые по размеру соподчиненные объемы (цирк, крытый рынок). Фронтальными называются композиции, объемы которых развиты в одном направлении (жилой дом). Если главный фасад имеет композиционную ось, тогда композиция называется фронтально-осевой (кинотеатр). Глубинная композиция развита в направлении, перпендикулярном к фронту здания (выставочный павильон). Особый вид сложных объемных композиций представляют композиции комплексов зданий, в которых в качестве компонентов выступают не отдельные слагающие здания объемы, а сами здания. Архитектурным комплексом могут быть небольшая отдельно стоящая группа зданий, квартал, микрорайон, улица или группа улиц, городская площадь. Выразительность объемно-пространственной композиции достигается с помощью ряда композиционных средств – симметрии и асимметрии, ритма, пропорций, масштаба. Симметрией называется закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Симметрия может относится к объему здания в целом (центрическая симметрия) или к построению лишь одной вертикальной плоскости (фронтальная симметрия). Симметричные композиции имеют большое значение в ансамблевой застройке. Например, если необходимо выявить главное здание и подчинить ему окружающее пространство, чаще всего прибегают к симметричной композиции. Наряду с симметричными применяются и асимметричные композиции. В последнее время асимметричные композиции особенно широкое распространение получили в зданиях с относительно сложным функциональным процессом. Важное средство архитектурной композиции – использование ритма. Ритм – греческое слово, означающее равномерное чередование. Ритм в архитектуре – закономерное чередование одинаковых и однохарактерных архитектурных форм и членений или интервалов между ними. Ритмические построения могут развиваться по горизонтали и по вертикали. Простейшей формой ритмических построений может служить метрическая, основанная на точном повторении одинаковых форм и членений, например, размещение окон и простенков в жилом доме. Ритмическое построение композиции с нейтрализацией и с подчеркиванием оси симметрии. Ритмические закономерности в архитектуре служат богатым источником художественного разнообразия композиций. Большое значение в построении архитектурных композиций имеют пропорции. Пропорция – латинское слово, означающее соразмерность, определенное соотношение частей между собой. В архитектуре пропорциями называют соотношение геометрических размеров (длины, ширины. высоты) элементов и членений архитектурных форм между собой и с целым. От них зависит художественная выразительность архитектурной композиции. В основе пропорциональных соотношений в архитектуре лежат математические закономерности. Среди многочисленных систем пропорциональных отношений нужно выделить: целочисленные пропорции, «золотое сечение»,геометрические подобия. Целочисленные пропорции основаны на соотношениях простых чисел (1:2; 1:3; 2:5,…). С их помощью можно добиться соотношений величин контрастных (1:2; 1:3,…) и нюансных (14:15; 15:16,…). Пропорциональная система «золотое сечение» основана на делении отрезка а в крайнем и среднем отношение, т.е. на две такие части х и а-х, чтобы х был среднем геометрическим между а и а-х. Метод геометрического подобия основан на применении подобных прямоугольников. Признаком подобия треугольников служит параллельность или перпендикулярность их диагоналей. Масштабность – не только средство архитектурной композиции, но и ее качественная характеристика. Масштабность показывает соответствие воспринимаемой человеком величины композиции и ее элементов размерам самого человека. Масштабные соотношения Многоэтажное здание (в центре) между более высокими зданиями: то же, между более низкими зданиями. Следовательно, понятие о воспринимаемой величине здания, т.е. о его масштабности, относительно. Поэтому масштабность часто используется архитектором как композиционное средство для подчеркивания большей или меньшей величины сооружения в зависимости от его архитектурной значимости. С понятием масштабности неразрывно связано и понятие масштаба. Архитектурный масштаб характеризует степень расчлененности композиции, величину ее форм как по отношению к самому зданию, так и по отношению к окружающей застройке. Важное значение как композиционные средства имеют цвет, фактура, освещение, светотеневые эффекты и т.п., а также произведения изобразительных искусств (скульптуры). Указанные средства в значительной степени способствуют в значительной степени способствуют единству композиции, которое является непрерывным условием создания целостного и выразительного архитектурного образа. Однако, это единство не может быть создано только композиционными средствами, так как последние тесно связаны с конструктивными элементами и функциональной основой здания. Важнейший элемент архитектурной композиции – тектоника – конструктивное строение архитектурного сооружения, выявленное и использованное в художественных целях. Значение тектоники особенно важно для инженеров – строителей, создающих конструкции зданий. Конструкция здания в зависимости от его назначения, климатических условий, места строительства, окружающей среды, материалов, а так же композиционной идеи имеет определенную художественную характеристику или тектонику, которая дает почувствовать в архитектурной форме сооружения его конструктивное решение. Здание или сооружение может вызвать у человека ощущение тяжести, особой массивности или, наоборот, легкости ,воздушности. |