Главная страница

термины по литературе. термины. литература.. A абзац отрывок текста от одной красной строки до другой. Авангардизм


Скачать 40.26 Kb.
НазваниеA абзац отрывок текста от одной красной строки до другой. Авангардизм
Анкортермины по литературе
Дата23.08.2021
Размер40.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатермины. литература..docx
ТипБиография
#227641

A

  • Абзац — отрывок текста от одной красной строки до другой.

  • Авангардизм — движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.

  • Автобиография — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.

  • Автограф — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.

  • Авторская речь — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.

  • Акмеизм — литературное течение в русской поэзии нач. xx в.

  • Акростих — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.

  • Аллегория — иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. Часто аллегория лежит в основе загадки: «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице», пословицы: «Чем дальше в лес, тем больше дров», басни.

  • Аллитерация — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

  • Альманах — сборник литературных произведений различного содержания.

  • Амфибрахий — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.

  • Анакреонтическая поэзия — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.

  • Анапест — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.

  • Аннотация — краткое пояснение к содержанию книги.

  • Аноним — произведение без обозначения имени автора; автор произведения, скрывший свое имя.

  • Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

  • Антология — сборник избранных произведений разных авторов.

  • Апострофа — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.

  • Архитектоника — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.

  • Афоризм — мысль, изложенная кратко и точно.

Б

  • Баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.

  • Басня —небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием основанная на приёме иносказания, аллегории. От притчи или аполога басня отличается законченностью сюжетного развития, от других форм аллегорического повествования, например аллегорического романа, единством действия и сжатостью изложения.

  • Беллетристика —общее название художественной литературы в прозе и стихах. Беллетристика сейчас часто упоминается в новом значении «массовой литературы» противопоставляемой «высокой литературе».

  • Белые стихи — стихи, не имеющие рифмы.

  • Бета-ридер — человек, читающий рукопись до ее отправки в издательство и указывающий автору на ошибки (стилистические, грамматические, структурные и т.п.).

  • Благозвучие (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.

  • Буриме — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.

  • Бурлеск — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.

  • Былина — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.

В

  • Варваризм – слово или оборот речи, заимствованные из чужого языка. Необоснованное применение варваризмов загрязняет родной язык.

  • Вдохновение — состояние озарения, творческого подъема.

  • Версификация — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, Стихосложения.

  • Верлибр – свободный стих без формальных признаков (метра и рифмы), но обладающий некоторой ритмичностью.

  • Верстка — один из этапов допечатной подготовки книги. Верстальщик размещает текст и иллюстрации так, как они будут выглядеть в книге. Версткой также называют pdf-файл, который отсылают автору, чтобы он мог ознакомиться с макетом книги.

  • Вирши — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.

  • Вкус художественный — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.

  • Вольный стих — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.

  • Восклицание риторическое – выразительное средство языка; обращение, служащее целям повышения эмоциональности, создает обычно настроение торжественное, приподнятое

  • Воспоминания, или мемуары — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.

  • Вульгаризм — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.

  • Вымысел — плод воображения, фантазии писателя.

Г

  • Гекзаметр — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.

  • Герой лирический — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.

  • Герой литературного произведения — основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.

  • Гипербола — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.

  • Градация – выразительное средство языка, с помощью которого постепенно усиливаются или ослабляются изображаемые чувства и мысли.

  • Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.

  • Гуманизм – мировоззрение, при котором высшей ценностью объявляется человек во всех его проявлениях.

Д

  • Дактиль — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.

  • Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, обычно скрепленных рифмой.

  • Декадентство — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.

  • Детектив — произведение приключенческой литературы.

  • Детская литература — произведения разных жанров, предназначенные для детей.

  • Диалектизмы – слова из общего национального языка, употребляющиеся в основном в определенной местности и использующиеся в литературных произведениях для создания местного колорита или речевой характеристики персонажей

  • Диалог — разговор двух или нескольких персонажей.

  • Дифирамб — произведение восхваляющего характера.

  • Дольник — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

  • Драматическое произведение, или драма — произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Ж

  • Жанр — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания

  • Жанровая литература — общее название произведений, в которых основной движущей силой является сюжет. Нравственное развитие героев здесь не важно. К жанровым произведениями относят детективы, любовные романы, фантастику, фэнтези и ужасы.

  • Житие — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.

З

  • Завязка — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.

  • Загадка — жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ.

  • Заимствование — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.

  • Зачин — начало произведения русского народного литературного творчества – былины, сказки и т.д.

  • Заявка — письмо, направляемое автором в издательство с предложением опубликовать рукопись.

И

  • Идеализация — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.

  • Идейный мир произведения — область художественных решений. в него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.

  • Идея художественного произведения — главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.

  • Идиллия — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.

  • Имажинизм — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.

  • Импрессионизм — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.

  • Импровизация — создание произведений без предварительной подготовки.

  • Инвектива — резкое обличение.

  • Инверсия — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.

  • Интонация — основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.

  • Интрига — развитие действия в сложном сюжете произведения.

  • Ирония — скрытая насмешка.

К

  • Каламбур — игра слов, основанная на их звуковом сходстве при различном смысле

  • Кантата — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.

  • Кантилена — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.

  • Канцона — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.

  • Карикатура — шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.

  • Классика — литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе (Пушкин, Гете, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Шекспир и др.).

  • Классицизм — литературное направление (течение) xvii — нач. хiх вв. в россии и западной европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.

  • Классическая литература — образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.

  • Клаузула — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.

  • Кода — заключительный, добавочный стих.

  • Коллизия — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.

  • Комедия — драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.

  • Комментарий — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.

  • Коммерческая литература — произведения, предназначенные для широкой аудитории и пользующиеся большим спросом. Включает в себя жанровую литературу и мейнстрим.

  • Композиция — структура художественного произведения.

  • Контекст — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.

  • Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.

  • Конфликт — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.

  • Концовка — заключительная часть или эпилог литературного произведения.

  • Критика — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.

  • Крылатое слово — меткое выражение, ставшее поговоркой.

  • Кульминация — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.

  • Куплет – строфа в песне, имеющей рефрен; обычно обладает законченным смыслом, сближаясь со стансами.

Л

  • Лаконизм — краткость в выражении мысли.

  • Легенда — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.

  • Лейтмотив — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.

  • Лирика — один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

  • Лирическое отступление — высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

  • Литература художественная — область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.

  • Лубочная литература — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.

М

  • Мадригал — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.

  • Мастерство художественное - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.

  • Мейнстрим — художественные произведения, главную роль в которым играет не сюжет, а нравственное развитие героев.

  • Мелодика стиха — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.

  • Мелодрама – драматический жанр, ориентирующий зрителя на сострадание, сочувствие героям.

  • Метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.

  • Метод — основные принципы, которыми руководствуется писатель. художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.

  • Метонимия — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.

  • Метрическое стихосложение — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. таким является античное стихосложение.

  • Миниатюра — небольшое литературное произведение.

  • Миф — древнее сказание о происхождении жизни на земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.

  • Многосоюзие (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.

  • Модернизм — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.

  • Монолог — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.

  • Моноритм — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.

  • Мотив — в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.

  • Мотивировка — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.

Н

  • Натурализм – направление в литературе последней трети 19 века, утверждавшее предельно точное и объективное воспроизведение действительности, порой пpивoдившee к пoдaвлeнию индивидyaльнocти aвтopa.

  • Начальная рифма — созвучие, находящееся в начале стиха.

  • Неологизм — новое слово.

  • Новаторство — внесение новых идей, приемов.

  • Новелла – небольшое прозаическое произведение, сопоставимое с рассказом. В новелле большая насыщенность событиями, четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке.

О

  • Образ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.

  • Обращение — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.

  • Ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.

  • Октава — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.

  • Олицетворение (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами

  • Онегинская строфа — строфа, использованная а. с. пушкиным при написании романа «евгений онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.

  • Оппозиция – вариант антитезы: противодействие, противопоставление взглядов, поведения персонажей на уровне характеров (Онегин – Ленский) и на уровне понятий («венок – венец» в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»).

  • Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора.

П

  • Памфлет — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.

  • Параллелизм — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.

  • Пародия — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.

  • Пасквиль — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.

  • Пастораль — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

  • Пафос — ведущий эмоциональный тон произведения.

  • Пейзаж — изображение природы в литературном произведении.

  • Перенос — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.

  • Перифраз — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.

  • Персонаж — действующее лицо литературного произведения.

  • Повествователь — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.

  • Поговорка — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.

  • Портрет — изображение в художественном произведении внешности персонажа.

  • Посвящение — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.

  • Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.

  • Послесловие — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.

  • Пословица — краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга».

  • Поучение — литературное произведение в форме речи познавательного характера.

  • Поэзия — художественное творчество в стихотворной форме.

  • Поэма — один из видов лиро-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).

  • Прибаутка — острое словцо или словосочетание.

  • Притча — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме.

  • Проблема — вопрос, который исследуется писателем в произведении.

  • Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении.

  • Проза — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.

  • Пролог — вступление в литературное произведение.

  • Прототип — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.

  • Псевдоним — вымышленное имя или фамилия писателя.

  • Публицистика — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.

  • Путешествие — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.

Р

  • Развязка — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.

  • Размер стиха — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

  • Рапсод — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.

  • Рассказ или новелла — основной жанр малой повествовательной прозы. Рассказ — меньшая по объему форма художественной прозы, чем повесть или роман. По сравнению с более развернутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.

  • Редакция — один из вариантов текста произведения.

  • Ремарка — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.

  • Реплика — ответ одного персонажа на речь другого.

  • Рефрен — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.

  • Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).

  • Рифма — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.

  • Род литературы — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.

  • Романс — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.

  • Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и раз-ветвленностью сюжета.

  • Рондо — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.

  • Рубаи — формы лирической поэзии востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.

С

  • Сага – жанр скандинавской и исландской эпической литературы; героическая эпопея, соединяющая стихотворные и прозаические описания деяний.

  • Сарказм — язвительная насмешка.

  • Сатира — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.

  • Свободный стих (верлибр) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.

  • Силлабическое стихосложение — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.

  • Силлабо-тоническое стихосложение — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.

  • Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.

  • Сказ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.

  • Сказание (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.

  • Слог — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.

  • Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.

  • Сравнение — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.

  • Стансы — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.

  • Стилистика — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.

  • Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.

  • Стих — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь.

  • Стихосложение — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.

  • Стихотворная речь — в отличие от прозы, речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков — строк, строф. Часто в стихах имеется рифма.

  • Стопа — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.

  • Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.

  • Сюжет — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.

Т

  • Тавтограмма — стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы.

  • Творческая история — история создания художественного произведения.

  • Творческий процесс — работа писателя над произведением.

  • Тема — объект художественного отражения.

  • Тематика — совокупность тем произведения.

  • Тенденция — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.

  • Течение литературное — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.

  • Терцет – стихотворная строфа, состоящая из 3 стихов (строк), рифмующихся между собой или с соответствующими стихами последующего терцета.

  • Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.

  • Трагедия — драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

  • Трактат – жанр научной литературы; законченное сочинение на научную тему, заключающее в себе постановку проблемы, систему доказательств её решения и выводы.

  • Троп — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.

 

У

  • Урбанизм — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.

  • Утопия — произведение, изображающее вымышленную картину идеального жизненного устройства.

  • Устное народное поэтическое творчество (фольклор) – совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме; в них нет единой авторской позиции, место которой занимает ориентация на общенародный идеал.

 

Ф

  • Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.

  • Фантастика — мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением.

  • Фельетон — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.

  • Фигура стилистическая — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.

  • Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.

Х

  • Характер — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.

  • Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

  • Хроника — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.

  • Художественные средства — средства, которые делают художественную речь более яркой и выразительной (эпитет, сравнение и др.).

  • Художественный метод — совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературное направление. К художественным. методам (и направлениям) относятся классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм.

  • Художественный образ — человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении.

Ц

  • Цезура — пауза в середине стиха (строки) поэтического произведения.

  • Цикл — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.

Ч

  • Частушка — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.

Э

  • Эвфемизм — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.

  • Эзопов язык — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.

  • Эклога — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.

  • Экспозиция — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.

  • Экспромт — произведение, созданное быстро, без подготовки.

  • Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.

  • Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.

  • Эпиграф — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.

  • Эпизод — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.

  • Эпилог — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.

  • Эпитет — образное определение.

  • Эпическое произведение — художественное произведение, в котором автор повествует о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений: роман, повесть, рассказ, басня, сказка, притча и др.

  • Эссе – произведение эпического жанра, содержащее субъективные, нетрадиционные рассуждения автора, не претендующие на исчерпывающую характеристику и глубокую изученность поднятой проблемы. Эссе отличается свободной композицией и установкой на образный, афористичный язык, на беседу с читателем.

Ю

  • Юмор – вид пафоса, основанный на комическом. В отличие от сатиры юмор не отвергает и не высмеивает комическое в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежную и необходимую сторону бытия. Юмор является выражением жизнерадостности, здорового оптимизма.

  • Юмореска — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.

Я

  • Ямб — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.


написать администратору сайта