Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • А. БОКЕЙХАН – ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА. Бужиева Г.К. А. Бокейхан – Об основных тенденциях политического. А. Бокейхан об основных тенденциях политического и социально экономического развития казахского общества


    Скачать 37.84 Kb.
    НазваниеА. Бокейхан об основных тенденциях политического и социально экономического развития казахского общества
    АнкорА. БОКЕЙХАН – ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
    Дата19.12.2021
    Размер37.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБужиева Г.К. А. Бокейхан – Об основных тенденциях политического .docx
    ТипДокументы
    #309879

    Содержание


    Аннотация.

    2

    Ключевые слова.

    2

    А. Бокейхан – об основных тенденциях политического и социально- экономического развития казахского общества.

    2

    Список использованной литературы

    7


    Бужиева Гулназ Кубайдуллаевна,

    учитель истории КГУ «СОШ №25»

    отдела образования по городу Семей

    Управления образования Восточно-Казахстанской области.
    Аннотация Начало XX века в истории казахов занимает особое место. Осмысление проблем истории Казахстана первых двух десятилетий XX века являются одними из актуальнейших, сложнейших во многом противоречивых вопросов современной исторической науки. Стремление царизма подавить все зачатки казахской самобытности прослеживающееся на протяжении многих лет с воссоединения Казахского ханства и Российской империей. Попытки искусственной замены культуры, идеологии, традиции казахского народа привели к большому упадку степного народа.

    Стремление привнести извне чужеродную модель развития, не учитывая социально-экономической специфики страны, пренебрежение общественным сознанием и менталитетом людей, вызывали результаты, совершенно противоположные ожидаемым. Примером тому являются социально-экономические и политические процессы, развернувшиеся в начале XX века.

    В эту эпоху появились яркие личности. Алихан Бокейхан и его соратники жили в то время, которое можно определить как ренессанс казахской нации, ее интеллектуального взлета.
    Ключевые слова: деятели Алаша, манифест, независимость, свобода народа, тенденции развития общества.
    А. БОКЕЙХАН – ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ

    ПОЛИТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО

    РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
    Каждая эпоха рождает своих героев — деятелей, которые несомненно, оставляют свой след в жизни, свой опыт. Задача историков — изучить эту эпоху, её вклад в развитие общества. Отрицание же целой эпохи, ее героев и всего положительного, что создано ими, приводит к разрыву связи между поколениями, прерывает связь времен. Общество, лишенное наследия, созданного трудами предыдущих поколений, пребывает в состоянии манкуртизма.

    Сказанное имеет прямое отношение к казахской истории. Мы имеем в виду огульное отрицание научных трудов, созданные казахскими исследователями. Это произошло в 30-х годах, в период господства идеологии классовой борьбы, в условиях культа личности, когда вся научная и творческая интеллигенция казахской степи была отнесена к категории «буржуазных националистов» и репрессирована.

    Алихан Нурмухамедович Бокейхан являлся лидером наиболее передовой части интеллигенции начала XX века. Его знали как ученого-энциклопедиста, основоположника казахского краеведения, автора многочисленных исследований по истории, экономике, этнографии, литературе, хозяйству Казахстана, организатора самой популярной в Степном крае газеты "Казах" (1913-1918) и талантливого публициста. По мнению М.В. Шиловского, профессора института истории СО РАН, г. Новосибирска, Алихан Бокейхан принадлежал к интеллектуалам, отстаивающим западную модель цивилизованного развития в лице России, прежде всего в плане хозяйственной деятельности и формирования национального самосознания.

    Большое воздействие на формирование общественно- политических взглядов Алихана Бокейхана оказало влияние выдающегося казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева. Ряд положений, сформулированных Абаем в 1890-1898 гг в «Словах назидания», своеобразном сборнике эссе общественно- политического и философского содержания, получили дальнейшее обоснование в работах Бокейхана. Главной причиной отсталости казахов в хозяйственной сфере Абай считал отстраненность их от земледелия, торговли, ремесла и науки. «Дети степняков, - пишет он в 1891 г., - задавленные несправедливостью, стали смиренными и не возделывают полей, не стремятся извлечь пользы от торговли. Охарактериозованные взгляды Абая и Алихана Бокейхана, стремятся к развитому обществу в казахской степи.

    Фундаментальная общеобразовательная, культурная и экономическая подготовка, опыт научно-исследовательской работы, журналистской практики и тесных политических контактов с представителями разных демократических сил российской политической оппозиции составили основу и стимул для быстрого и вполне успешного включения Алихана Бокейхана в развернувшееся партийно-политическое строительство и формирование первого парламента –Государственной Думы. Пересечение партийно-политических «активов» в сложном этносоциальном пространстве на территории современного Казахстана сопровождалось, как и по всей стране, острым противоборством идей, структур, персонажей с непрогнозируемыми результатами и последствииями.

    1916 год вскрыл значительные сложности во взаимоотношениях светски образованных, встроенных в общероссийскую социально-культурную жизнь казахских интеллектуалов с традиционной этносоциальной элитой, из которой во многом и вышли казахские «западники», а также малочисленными приверженцами большевизма. Открытая поддержка будущим лидером движения Алаш и его единомышленниками патриотической идеи защиты многонационального Отечества, активная агитация против антиправительственных выступлений сегодня воспринимаются как логичная и граждански выверенная позиция. Стоит напомнить, что еще в декабре 1915 г. казахские деятели начали обсуждение вопросов о воинской службе казахов в газете «Казах» (№№ 166, 168, 177, 178, 179, 184). Большинство склонялось к желательности организации кавалерийских частей из казахов призывного возраста. Одной из причин активной поддержки этой идеи было стремление таким образом уравнять права казахов и казачества, в т.ч. в отношении земли. Все настойчивые требования национального равенства, которые казахский политический класс во главе с Алихана Бокейханом отстаивал весьма последовательно, свидетельствовали о прямой связи их целей с общим политическим процессом в рамках единого российского государства. Представители национального движения предвидели одну из основных трудностей, которые могли возникнуть при непосредственной организации призыва, на деле оказавшуюся после царского указа наиболее болезненной, - отсутствие у казахов метрических свидетельств о дате рождения. При составлении списков для определения количества призывников на этой почве массовыми стали различные махинации и злоупотребления со стороны местной администрации и зажиточных слоев населения. Газета «Казах» 9 февраля 1916 г. предложила направить делегацию представителей всех областей для «переговоров с правительством, Думой и передачи им мнения казахского народа», чтобы в случае решения о призыве инородцев провести мобилизуемых через мусульманские органы для их метрической регистрации, разрешить проходить службу только в кавалерии и уравнять казахов и казаков в вопросах воинской службы и землепользования. В итоге в Петроград направилась инициативная группа – А. Бокейхан, А. Байтурсынов и Н. Бегимбетов, которые при поддержке председателя бюро мусульманской фракции Думы Б. Тевкелева добились обсуждения вопроса на совещании кадетов, депутатов из Сибири и мусульманской фракции.

    В марте 1917 г. при Комитете Союза на Западном фронте в Минске во многом благодаря Бокейхану был создан инородческий отдел (им заведовал сам Бокейхан, затем до августа 1917 г. А. Кенжин), наблюдавший за условиями жизни и работы, питанием и лечением рабочих, помогавший «в сношениях с родиной» и удовлетворении религиозных потребностей. Учащиеся и студенты, привлеченные в отдел, использовались также для эвакуации рабочих на родину летом 1917 г. 11 октября 1916 г. военный министр Д.С. Шуваев издал приказ об утверждении положения о приеме в казачьи части добровольцев из инородцев, подлежащих мобилизации на тыловые работы по указу от 25 июня 1916 г., что можно считать успехом национальной общественности. Однако 14 марта 1917 г. Временное правительство приостановило мобилизацию инородцев, а 24 апреля приняло решение о демобилизации. 5 мая состоялось постановление о возвращении тыловиков на родину.

    Общенациональная газета «Казах» усилиями Бокейхан и его соратников превратилась в центр защиты интересов тыловых рабочих на русско-германском фронте и в других местах их работы. Казахская интеллигенция заняла конструктивную позицию в отношении власти для минимизации последствий социально-политических и межэтнических конфликтов и организации помощи тыловикам. Именно она стала посредником между властью и обществом, и опыт компромисса, несмотря на ограниченность его применения и результатов, имел большое значение для политического поведения лидеров этносоциальной демократии.

    Наиболее влиятельная ее часть не случайно выступала сторонницей компромисса с властью и всячески стремилась найти средства для снятия напряжения в обществе, в т.ч. в межэтнических отношениях, укрощения стихийного насилия. При этом основное внимание казахские интеллектуалы уделяли отношениям с центральной властью, хорошо представляя распространенность коррупции и низкую эффективность местных органов управления, ничтожное влияние последних на решение судьбоносных вопросов. Характерными чертами политического поведения интеллигенции были приверженность легитимным способам деятельности, компромиссу с институтами государства и общероссийскими политическими структурами, прагматизм и реализм. Более того, в сравнении со среднеазиатской общественностью казахский образованный класс был гораздо сильнее вовлечен в научные, культурные, социальные, общемусульманские организации, политические партии России. Их действия, социальнополитические и пропагандистские усилия, публицистика были нацелены на формирование представлений о неразрывности интересов казахов и других народов России, стимулирование консолидирующих ориентиров в отношении этносообщества к своему месту в общегосударственном гражданском пространстве.

    Кроме того, в перспективе эта, наиболее значимая часть казахской интеллигенции, рассчитывала таким образом повлиять и на отношение власти к степному социуму. Однако 1916 год ускорил разочарование казахской интеллигенции в способности падающей центральной власти ответить на запросы окраин, что и превратило следующий 1917-й год в решающий для ее политической мобилизации и консолидации всех граждански ответственных сил

    этносообщества.

    От февраля до октября 1917 г. А.Н. Бокейхан целенаправленно действовал вместе с Временным правительством, возлагая серьезные надежды на демократические трансформации в стране под руководством хорошо знакомых ему лидеров российского конституционализма. Именно в 1917 году создаются казахские комитеты и интернациональные органы местного самоуправления (гражданские комитеты, советы и земства – участие в них национальный политический актив считал своей важной задачей), проводятся общеказахские съезды. Интеллигенция обеспечила свою победу на выборах в Учредительное собрание от коренного населения края, ее целенаправленными усилиями форсированно конструируется партия, а затем автономия. Тогда же Бокейхан на короткое время стал госслужащим, комиссаром Временного правительства - представителем центральной власти в Тургайской области – одном из наиболее крупных очагов восстания 1916 года. Здесь он вновь проявил себя как гражданин и патриот, противник политического радикализма и любого экстремизма, в т.ч. религиозного. В этом контексте достаточно привести слова Бокейхан при закрытии Тургайского казахского и крестьянского съезда 28 апреля 1917 г., когда

    Первая мировая война была еще далека от завершения: «… без мирного труда в тылу мы не укрепим завоеванную свободу. Это помните, крестьяне и киргизы. В тылу сохраните мир, на фронт дайте продовольствие. Киргизы, дайте скот. Русские, дайте хлеб». В мае в связи с земельным конфликтом в одной из волостей,

    имевшим межэтнический характер, он призывает казахов «не ссориться с русскими, жить в ладу. …В настоящее переходное время в интересах государства и закрепления завоеванных свобод необходимо, чтобы все граждане России без различия партий, национальности и вероисповедания, жили между собой в ладу, помогая по силе возможности друг другу». Вместе с тем он выступал против частной собственности на землю, за общинное пользование ею при условии, что «ни один киргиз не может быть без земли». Значительное место в работе Букейханова на посту комиссара правительства заняли защита прав казахских

    женщин в вопросах брака и образования, в т.ч. против Шура-и-Исламия, противодействие попыткам мулл присвоить различные религиозные сборы, предназначенные на благотворительность, с применением строгих мер в случае выступления «против народных общественных интересов в корыстных целях, идущих вразрез новому строю». Он осуществлял контроль за реализацией принципа пропорционального национального представительства при организации местного самоуправления, выступал против «партизации» местных властей и требовал, чтобы все расходы по партийной деятельности лиц, входящих в них, несли сами общественные организации; вмешивался в деятельность Совета крестьянских и казахских депутатов в связи с вымогательством денег за освобождение от мобилизации на тыловые работы одним из депутатов.

    Прогностичность его экономических взглядов получила оформление в труде "Овцеводство в степном крае", который был опубликован в 1904 году. Алихан Букейханов подвергает жесткой оценке дискриминационный и несправедливый характер переселенческой политики царского правительства, при этом акцентируя внимание на проблемах экологического порядка, что по тем временам было достаточно необычно. В частности, почти за сто лет до массового освоения целинных земель он предупреждал о катастрофических экологических последствиях в случае их распашки, что в конечном счете и произошло на практике.

    После роспуска Первой Государственной Думы, лишенный возможности привлечь внимание к проблемам казахского народа, он пытается сделать это через российскую печать. В «Сибирских вопросах» появляются его статьи «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Отчуждение киргизских орошаемых пашен», которые убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов – кочевое скотоводство – не прихоть казахов, не дань «природной лени», а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. Также А. Бокейхан раскрывает факты искажений результатов исследования хозяйств о невозможности обработки земли обычными экстенсивными методами, убеждает, что переселение – бедствие не только для казахов, лишившихся пастбищ, зимовок, водопоев, но и для самих переселенцев. А. Бокейхан разоблачил лживые призывы царского правительства «облагородить степь» как не имеющие оснований и несущие только бедствие народам степи. В 1905-1913 годы его политические взгляды окончательно оформились и получили отражение в русской периодике, он публикует ряд научных статей в «Новом энциклопедическом словаре», в сборнике «Формы национального движения в современных государствах». Большим шагом в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и в организации просветительской деятельности стало издание первой газеты «Казах», где приняли участие А. Бокейхан, А. Байтурсынов, Х. Досмухамедов, М. Дулатов и другие. Это ярко демонстрирует пробуждение прогрессивной демократической и патриотической казахской интеллигенции в начале ХХ века. А. Бокейхан под псевдонимом «Кыр баласы» – «Сын степей», «Степняк» печатал такие статьи, как «Дума и казахи», «Думские партии». В 1916 году А. Бокейхан озвучил идею земства как органа местного самоуправления, существующего во взаимодействии с центральной властью – один из главных элементов его политической программы.

    Судьба казахской интеллигенции тех лет отразилась и в биографии А. Букейханова. Трижды осужденный царским режимом за политическую деятельность, подвергнутый ссылке за пределы Казахстана, он и в советское время неоднократно арестовывается правоохранительными органами, а Алаш» был общим именем для древних родов казахов, которые впоследствии получили этноним «Казах».
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Шиловский М.В. А. Н. Букейханов: об основных тенденциях политического и социально-экономического развития казахского общества в конце XIX - начале ХХ в.

    2. Аманжолова Д. А. А.Н. Букейханов и проблемы политической консолидации казахского народа, Мир большого Алтая, 2016 год

    3. Аманжолова Д.А. Партия Алаш: история и историография. – Семипалатинск, 1993.

    4. Аманжолова Д.А. Алаш: исторический смысл демократического выбора. – Алматы, 2013.

    5. Букейханов А. Киргизы Формы национального движения в современных государствах. –СПб., 1910.

    6. Букейханов А. Выборы в Степном крае. К десятилетию I Государственной Думы. –Петроград, 1916.

    7. К истории восстания киргиз в 1916 году, Красный архив. - Т. 3 (16). – М.-Л., 1926.

    8. Масанов Н. Казахская политическая и интеллектуальная элита. Клановая принадлежность и внутриэтническое соперничество, Вестник Евразии. – 1999. – №1. – C.46-61.


    Начало XX века в истории казахов занимает особое место. Осмысление проблем истории Казахстана первых двух десятилетий XX века являются одними из актуальнейших, сложнейших во многом противоречивых вопросов современной исторической науки. Стремление царизма подавить все зачатки казахской самобытности прослеживающееся на протяжении многих лет с воссоединения Казахского ханства и Российской империей. Попытки искусственной замены культуры, идеологии, традиции казахского народа привели к большому упадку степного народа.

    Стремление привнести извне чужеродную модель развития, не учитывая социально-экономической специфики страны, пренебрежение общественным сознанием и менталитетом людей, вызывали результаты, совершенно противоположные ожидаемым. Примером тому являются социально-экономические и политические процессы, развернувшиеся в начале XX века.

    В эту эпоху появились яркие личности. Алихан Бокейхан и его соратники жили в то время, которое можно определить как ренессанс казахской нации, ее интеллектуального взлета.

    Каждая эпоха рождает своих героев — деятелей, которые несомненно, оставляют свой след в жизни, свой опыт. Задача историков — изучить эту эпоху, её вклад в развитие общества. Отрицание же целой эпохи, ее героев и всего положительного, что создано ими, приводит к разрыву связи между поколениями, прерывает связь времен. Общество, лишенное наследия, созданного трудами предыдущих поколений, пребывает в состоянии манкуртизма.

    Алихан Нурмухамедович Бокейхан являлся лидером наиболее передовой части интеллигенции начала XX века. Его знали как ученого-энциклопедиста, основоположника казахского краеведения, автора многочисленных исследований по истории, экономике, этнографии, литературе, хозяйству Казахстана, организатора самой популярной в Степном крае газеты "Казах" (1913-1918) и талантливого публициста. По мнению М.В. Шиловского, профессора института истории СО РАН, г. Новосибирска, Алихан Бокейхан принадлежал к интеллектуалам, отстаивающим западную модель цивилизованного развития в лице России, прежде всего в плане хозяйственной деятельности и формирования национального самосознания.

    Большое воздействие на формирование общественно- политических взглядов Алихана Бокейхана оказало влияние выдающегося казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева. Ряд положений, сформулированных Абаем в 1890-1898 гг в «Словах назидания», своеобразном сборнике эссе общественно- политического и философского содержания, получили дальнейшее обоснование в работах Бокейхана. Главной причиной отсталости казахов в хозяйственной сфере Абай считал отстраненность их от земледелия, торговли, ремесла и науки. «Дети степняков, - пишет он в 1891 г., - задавленные несправедливостью, стали смиренными и не возделывают полей, не стремятся извлечь пользы от торговли. Охарактериозованные взгляды Абая и Алихана Бокейхана, стремятся к развитому обществу в казахской степи.

    Фундаментальная общеобразовательная, культурная и экономическая подготовка, опыт научно-исследовательской работы, журналистской практики и тесных политических контактов с представителями разных демократических сил российской политической оппозиции составили основу и стимул для быстрого и вполне успешного включения Алихана Бокейхана в развернувшееся партийно-политическое строительство и формирование первого парламента –Государственной Думы. Пересечение партийно-политических «активов» в сложном этносоциальном пространстве на территории современного Казахстана сопровождалось, как и по всей стране, острым противоборством идей, структур, персонажей с непрогнозируемыми результатами и последствииями.



    написать администратору сайта