Главная страница

курсовая по литературе. курсовая. А. Ф. Мерзлякова


Скачать 146.4 Kb.
НазваниеА. Ф. Мерзлякова
Анкоркурсовая по литературе
Дата31.08.2022
Размер146.4 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлакурсовая.doc
ТипРеферат
#657389
страница3 из 3
1   2   3

Заключение



Итак, выше мы рассмотрели научные и критические исследования поэзии А. Ф. Мерзлякова. Также, совершена попытка отразить эволюцию поэтического творчества посредством изучения биографии поэта и его публикаций. Корпус лирики Мерзлякова невелик, что позволило рассмотреть большинство прижизненных и посмертных публикаций. В ходе работы очевидными стали некоторые пробелы в изучении поэзии Мерзлякова: 1) мало изучена лирика, не относящаяся к трем главным направлениям, затронутым в основной части нашей работы. Если оды, песни и переводы освещены в критике и исследованиях ученых, то жанр послания, к примеру, и другие второстепенные жанры остаются в тени; 2) до сих пор не проведена граница между «русскими песнями» и романсами Мерзлякова на научной почве, тогда как при публикации сборника «Песен и романсов» в 1830 г. поэт сам разделил свои лирические тексты данного направления на два различных жанра, что мы и видим в заглавии книги; 3) несмотря на немалое количество отзывов на различные переводы Мерзлякова, отдельных исследований данной сферы интересов автора проведено не было, т.е. труда, который излагал бы периодизацию и принципы перевода, жанры, темы и прочее не существует; 4) единственный существующий сборник стихов, составленный Ю. М. Лотманом, включает в себя не все произведения поэта и не отражает в полной мере специфику его творчества, а также содержит множество библиографических ошибок, что вызывает трудности при поиске опубликованных в периодике произведений Мерзлякова или упомянутых Лотманом статей других ученых. Остро стоит вопрос и о значении творчества А. Ф. Мерзлякова для последующего поколения поэтов: если влияние песен на последователей сомнений не вызывает и освещается критикой и исследованиями, то с одической и переводной лирикой дело обстоит иначе. Необходимость определить их роль в литературном процессе существует. Мерзляков-поэт может быть интересен не только как автор различных в жанровом отношении текстов, но и как близкий друг или же добрый приятель таких известных современников как Жуковский, Батюшков, братья Тургеневы и др. Отдельных работ о взаимовлиянии Мерзлякова с кем-то из его товарищей не существует, тогда как влияние этого не столь известного поэта на более именитых не вызывает сомнений. Современники по большей части признавали талант Мерзлякова: А. С. Пушкин, к примеру, писал в письме Плетневу от 26 марта 1831 года, что Мерзляков «добрый пьяница, задохнувшийся в университетской атмосфере». Вместе с тем, менее известным оказалось стихотворное послание, обнаруженное в бумагах П. А. Каратыгина в начале 80-х годов XIX века, где имя Мерзлякова упоминается наряду с именами Карамзина, Крылова, Жуковского: У нас Тит Ливий ̶ Карамзин, Паш Федр ̶ Крылов, Тибулл ̶ Жуковский, Варрон, Витрувий ̶ Каразин, А Дионисий ̶ Каченовский! Проперций ̶ томный Мерзляков. «В сознании Пушкина, ̶ пишет Мильман, ̶ Мерзляков, таким образом, имел два лика - поэта, которому он отдавал дань уважения, и критика - адепта классицизма, являющего собой фигуру явно одиозную». Поэтическое творчество ̶ лишь одна из сторон словесной деятельности А. Ф. Мерзлякова. Многие современники помнят его, прежде всего, как блестящего оратора, профессора Императорского Московского университета, чьи лекции отличались высоким уровнем импровизации, а также как критика, чьи разборы современных российских авторов получали разную оценку, но все же занимали важное место в отечественной критике и до сих пор остаются одними из самых знаменитых в этой области. Определенную степень актуальности или, по крайней мере, значимости эстетической позиции Мерзлякова можно подтвердить переизданием в 1974 году «Русских эстетических трактатов первой трети XIX в.» под редакцией М. Ф. Овсянникова, куда вошли самые значимые работы Мерзлякова. Также, о продолжительном интересе к эстетическим взглядам автора говорит диссертация В. Г. Мильмана 1984-го года, в которой подробно рассматриваются становление Мерзлякова-критика, основные его работы и их влияние на русскую литературу. Таким образом, приходим к выводу, что личность А. Ф. Мерзлякова изучена далеко не полно. Исследование поэзии автора может иметь важное значение для русского литературоведения в целом и для понимания развития русской лирики XIX-го века в частности.



Список используемых источников и литературы




1

Стихи на восшествие на престол государя Александра I // Стихи на восшествие на престол государя Александра I. М., 1801

2

Ода премудрости // Торжественные речи в полувековой императорского Московского университета юбилей, говоренные в большой аудитории оного июня 30 дня, 1805 года. М., 1805.

3

Идиллии госпожи Дезульер, переведены А. Мерзляковым. М., 1807

4

Гений отечества и музы // Речи, произнесенные в торжественном собрании императорского Московского университета, июля 5 дня, 1828 года. М., 1828.

5

Песни и романсы А. Мерзлякова. М., 1830

6

К Фортуне // Вестник Европы. 1808. Ч. 42. № 24. С. 254-256

7

Природа-учитель // Утренняя заря. 1808. № 6

8

Вестник Европы. 1809. Ч. 48. № 24. С. 298-301

9

Разлука и Любовь // Вестник Европы. 1812. Ч. 62. № 6. С. 98-101

10

Полевой Н. А. Песни и романсы А. Мерзлякова // Московский телеграф. 1831. Ч. 37. № 3. С. 379 - 386.

11

Сборник Общества любителей российской словесности на 1891 год. М., 1891. С. 1-14

12

Резанов В. И. Дружеское литературное общество // Из разысканий о сочинениях Жуковского. СПб, 1906. В. 1. С. 176-275.

13

Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета. М., 1855. Т.2. С. 52-100.

14

Зорин А. Л. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII - начала XIX века. М., 2016. С. 55.

15

Гусев В. Е. Песни, романсы, баллады русских поэтов // Песни русских поэтов. Л., 1988. Т. 1

16

Лотман Ю. М. А. Ф. Мерзляков как поэт // Мерзляков А.Ф. Стихотворения. Л., 1958. С. 5-54



17

Ода на священнейшее коронование императора Николая Первого // Вестник Европы. 1826. № 21. С. 3-15.

18

Сборник Общества любителей российской словесности на 1891 год. М., 1891. С. 1-14

19

Мерзляков А. Ф. Стихотворения. Л., 1958.

20

Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета. М., 1855. Т.2. С. 52-100.

21

Зорин А. Л. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII - начала XIX века. М., 2016. С. 55

22

Гусев В. Е. Песни, романсы, баллады русских поэтов // Песни русских поэтов. Л., 1988. Т. 1.

23

Песнь Моисея пред его кончиною к собранному Израилю // Труды Общества любителей русской словесности. 1818. Ч. 10. С. 3-14.







1   2   3


написать администратору сайта