Главная страница

А. Г. Начальныя основания прикладной математики, Сочиненные Авраамом Готгельфом Кестнером, королевским великобританским надворным советником, профессором математики и физики, Геттингскаго ученаго общества и разных


Скачать 21.01 Kb.
НазваниеА. Г. Начальныя основания прикладной математики, Сочиненные Авраамом Готгельфом Кестнером, королевским великобританским надворным советником, профессором математики и физики, Геттингскаго ученаго общества и разных
Дата14.03.2022
Размер21.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDokument_Microsoft_Office_Word (2).docx
ТипДокументы
#396424

Библиотека... Тишина... Столетия...Не властен над тобою ход времен!

Культура человека напрямую связана с древнейшим источником знаний - книгой.

За годы моей учёбы в аспирантуре родными стали залы российской национальной библиотеки. Сначала робкое обследование здания и прикрепление к одному залу, согласно специфике. Затем ты уже знаешь все направления и хранилища. Но редкие и старые книги аспиранту увидеть возможности не было. Только один раз по просьбе коллеги (в то время занимающейся подготовкой докторской диссертации) я смогла прикоснуться к раритету. Специальный зал, ксерокопирование ограничено и за немалую плату.... Это было пособие Кёстнера ( А.Г. Начальныя основания прикладной математики, / Сочиненные Авраамом Готгельфом Кестнером, королевским великобританским надворным советником, профессором математики и физики, Геттингскаго ученаго общества и разных академий членом [Пер. П.Б. Иноходцева]. - В Санктпетербурге : при Императорской Академии наук, 1802-1803. - 

В круг моих интересов попадали пособия начала прошлого века (Шохор-Троцкий, ). Работа с книгами в условиях ограничения времени накладывало свой отпечаток и на стиль жизни..... Каково же было моё удивление, когда в библиотеке родного вуза я, будучи допущенной лично в святая святых - внутрь хранилища научного абонемента, нашла ту самую книгу Шохор-Троцкого. То чувство, когда ты недавно настолько торопился впитать в себя объёмы необходимой информации и вдруг всё остановилось, и ты можешь использовать раритеты как настольную книгу, рассказывая о ней студентам...

Думаю, всем, повышавшим в своё время научную квалификацию, интересны сведения о хранилищах мысли и опыта человеческого, некогда существовавшие в родных местах и привлекавшие внимание общественности.

Маленький русский город со своим укладом, множеством церквей, сохранившимися по сию пору деревянными домами, жителями, знающими друг друга, когда-то имел внушительную библиотеку. Об этом свидетельствуют отзывы современников. Так, можно судить по замечанию, высказанному А. Воскресенским в его известной книге «Город Елец в его настоящем и прошлом. (Опыт исторического очерка)», напечатанной в 1911 г. Занимаясь поиском важного для себя краеведческого издания, А. Воскресенский писал, «что даже такое крупное учреждение (выделено авт.), как Иннокентиевская церковно-общественная библиотекане имеет ни одного экземпляра».

Мне, как не историку, трудно судить о достоверности информации о создании библиотеки, тем более, что она достаточно противоречива. По одним сведениям библиотека была создана при Покровском храме (А. Доценко). По непроверенным же данным библиотека не была связана с храмом. В пользу первой версии говорит состав комитета по созданию и устройству библиотеки-читальни. Но мне, как математику необходимы цифры. И они, при отсутствии исчерпывающей информации, всё-таки есть. Цифры внушительные - пожертвования на создание и количество книг в библиотеке.

Итак, в выпуске № 158 Орловского вестника за 16.06.190о в рубрике "Вести из городов и уездов"сообщается, что в честь 100-летия со дня рождения славного деятеля в церковно-духовной области и великого церковного оратора, которому не было равных доселе, преосвященного Иннокентия Херсонского и Таврического, в Ельце возникла мысль увековечить память о нём устройством публичной библиотеки-читальни его имени. В связи с таким известием Преосвященнейший Епископ Никанор принял на себя труд составить книгу об Иннокентии и его творениях (указ Орловской духовной консистории от 20.09.1899 г. № 14077). Епископ также обещал дать книги для предполагаемой библиотеки и разрешил организовать в Ельце комитет по устройству "этого симпатичнейшего и весьма желательного учреждения" и сбору пожертвований на библиотеку по подписным листам.

Председателем комитета был назначен соборный протоиерей о. Гавриил Селихов. В совет также вошли: священник О. П. Покровский, соборный староста А. А. Петров, полицмейстер А. А. Гринёв и три благочинных. По оценкам современников, иннокентьевская (название дал народ) библиотека не имела узко-специального характера. Она не была ни народной, ни религиозно-нравственной. В газете «Елецкий дневник» за 1913 г.(№ 218) ее учредителем называется А.П. Бутягин, присяжный поверенный, один из сыновей протоиерея Павла Бутягина, настоятеля Владимирской церкви Ельца.

С момента учреждения (с марта по июнь 1899 г.) поступили немалые пожертвования (приводится статистика):

о. протоиерей Селихов - 815 руб

преосвященный Никанор - 100 руб

М. А. Стахович - 100 руб

А. Н. Ростовцев - 100 руб

А. А. Петров - 100 руб

Н. И. Черникин - 100 руб

С. М. и П. Д. Боборыкины - 100 руб

И. Н. Мелихов - 30 руб

А. Б. Петров - 50 руб

А. Н. Заусайлов - 100 руб

Г. С. Володина - 25 руб

Пожертвования также сделали: С. А. Петров, П. И. Астахов, И. И. Шеверев, И. Н. Ростовцев, П. Н. Деев, А. Д. Маличкин, Н. И. Тихонов, П. М. Попов, Т. Г. Петров. Из содержания заметки также явствует, что не все, имеющие подписные листы (в Ельце) сделали пожертвования.

В библиотеке планировалось создать два отдела: один с книгами духовно-нравственного содержания, другой - со светской литературой и историческими опусами.

"Архипастырское служение святителя Иннокентия, его труды оказали огромное влияние на духовно-нравственное развитие современного ему общества. Его просветительская деятельность распространялась и на Елец, который он никогда не забывал. Ельчане, почитая своего прославленного земляка, в 1900 г., в честь столетия со дня рождения святителя Иннокентия, запечатлели память о нем в ново-устроенной библиотеке-читальне в Покровской церкви".

После начала работы библиотеки проводились заседания её членов. Обсуждались вопросы о её правилах.

В 1903 году библиотеку планировалось разделить. Это было связано с тем, что в библиотеке накопилось много книг, не включённых в каталог разрешённых для народа. Книги эти непроизводительно лежали в шкафах. Собранная по этой причине комиссия предложила выдавать книги не бесплатно. Данное предложение было встречено неоднозначно: были и сочувствующие, и протестующие. Прения затянулись почти на 4 часа, были неопределёнными и даже противоречивыми. Голосование было проведено по неточно поставленному вопросу и привело к нежелательному концу: 18-ю голосами против 7-ми разделение библиотеки всё-таки было решено. Решение вопроса могло бы быть иным, если бы на голосование был вынесен более ясно сформулированный вопрос и сама суть дела была бы более освещена. Как говорится в статье.... многие из членов утверждали, что они даже не поняли, за что собственно они отдали голос. Кроме того, считалось, что семерым противникам разделения библиотеки нужно было бы более рьяно отстаивать своё мнение.

Разделение библиотеки было нежелательным и ненужным по многим причинам. Так, одной из них был факт, что иннокентьевская библиотека не имела узко-специального характера, не была ни народной, ни религиозно-нравственной. Другой причиной было нежелательное следствие разделения библиотеки - разделение читателей на "иудеев и эллинов": доступом ко всем без исключения ресурсам библиотеки будет пользоваться только класс людей, имеющих достаточные материальные средства. Класс же людей, не имеющих достатка, будет удовлетворяться лишь крохами. Плату за пользование фондами планировалось взимать в размере 2 рублей. Члены комитета разделились во мнении и по этому вопросу. Одни считали, что эта сумма никому необременительна. Оппоненты констатировали, что уплата такой суммы единовременно тяжело даже для среднего класса, не говоря уже о бедняках. Рассматривались и вопросы о рассрочке платежа, его уменьшении, бесплатном пользовании фондами по рекомендации члена комитета. Последнее не приветствовалось, так как повлекло бы за собой, опять же, ограничение в доступе к фондам, изъятым из бесплатного обращения, так как члены комитета, скорее всего, поручились бы только за своих знакомых.

Более того, в статье затрагивается ещё одна проблема - субъективность оценки в допуске определённых книг из фонда к обращению. Так, в статье говорится, что в 1903 году были изъяты из обращения даже приложения к "Русскому паломнику" "Путешествие Пржевальского".

Позднее в библиотеке осуществлялась также и книжная торговля. Книги священного писания, церковно-богославные и религиозно нравственного содержания), ведение самой торговли было поручено библиотекарю — вдове законоучителя Елецкой мужской гимназии Марии Николаевне Маховой.

В 1913 году насчитывалось более 5000 названий книг и 30000 ежегодных читательских требований (в среднем, 82 требования в день для уездного города!). Об этом сообщали Орловские епархиальные ведомости за 1914 г. Так что со времени своего основания библиотека в Покровском храме превратилась в авторитетный духовно-просветительский центр. Ее читателями были не только прихожане церкви, но и все ельчане, в том числе учащаяся молодежь города.

Иннокентьевская библиотека прекратила своё существование, но, когда именно это произошло и каким был этот процесс, достоверно неизвестно. Историки предполагают, что она перестала существовать с закрытием в начале 30-х годов ХХ-го столетия Покровского храма.

Орловский вестник № 158 от 16.06.1900

Орловский вестник № 246 от 16.10.1903


написать администратору сайта