А.Г. Спиркин Сознание и самосознание. А. Г. Спиркин Сознание и самосознание издательство политической литературы москва 1972
Скачать 1.47 Mb.
|
Чем уникальнее мысль и переживание, тем труднее их адекватное выражение социально выработанными, схематизированными символическими средствами. Банальные мысли выражаются проще: они как однородная лава металла, свободно вливаются в готовые штампы языка. Быть может, именно трудность адекватного выражения глубоко индивидуализированных переживаний и личностных нюансов мысли навеяла Тютчеву пессимистическую и неверную в своей основе идею о том, будто бы «мысль изреченная есть ложь». О невыразимости некоторых глубинных начал духа говорил Достоевский: «Во всякой гениальной или новой человеческой мысли, зарождающейся в чьей-нибудь голове, всегда остается нечто такое, чего никак нельзя передать другим людям, хотя бы вы исписали целые томы и растолковывали вашу мысль тридцать пять лет; все- 1 См. «Слово и образ», стр. 48. 227 гда останется нечто, что ни за что не захочет выйти из-под вашего черепа и останется при вас навеки; с тем вы и умрете, не передав никому, может быть, самого-то главного из вашей идеи» 1. Гете был куда более оптимистичен, когда писал: «Позволено, даже похвально найти для невыразимого какое-нибудь словесное выражение» 2. Не только мысли и переживания, но и речь носит индивидуализированный, личностный характер. Имея в виду набор языковых средств и специфику его использования, обычно говорят: язык Пушкина, Гоголя и т. п. О человеке можно судить на основании многих признаков, в том числе и по характеру его речи. Ведь между способом мышления и способом выражения мысли существует неразрывная связь: каков разум, таковы и формы его внешнего выражения. Сумбур душевной жизни соответственно выявляется в речи. С помощью речи Мысль не только формулируется, но и формируется. Если мы, например, обратимся к творческой лаборатории какого-либо писателя, то убедимся, что упорная и кропотливая работа над формой изложения мысли есть всегда работа и над усовершенствованием и уточнением самой мысли. Великие художники слова всегда стремились найти наиболее приемлемый пз всех возможных способов выражения собственных мыслей. Н. С. Лесков, например, говорил, что основное правило всякого писателя — переделывать, перечеркивать, перемарывать, вставлять, сглаживать и снова переделывать свои рукописи. Ф. М. Достоевский подчеркнул ту же мысль: величайшее умение писателя — уметь вычеркивать. Речь — могучее средство воздействия на психику человека. И эта функция — одна из ее наиболее древних. Удачного слова иногда бывает достаточно, чтобы остановить обратившихся в бегство солдат, превратить поражение в победу. Слово может быть и своего рода лекарством, облегчающим страдания человека, и ядом, который может насмерть ранить его. Цель словесного общения не только понимание и согласие, но и стремление внушить что-то другим, дока- 1 Ф. М. Достоевский. Избр. соч., т. 6. М., 1957, стр. 447—448. 2 Fr. HebbeL Tagebiither, III, S. 9. 228 зать им, научить их, воздействовать на них, управлять ими. Между людьми существуют так называемые волевые взаимоотношения, выражающиеся в приказании, повелении, запрещении, разрешении, подчинении, неповиновении и пр. В своей книге «Работа актера над собой» К. С. Станиславский описывает такой факт: «Аркадий Николаевич одной рукой подал Малолетовой металлическую пепельницу, а другой передал Вельяминовой замшевую перчатку, сказав при этом: — Вам холодная лягушка, а вам мягкая мышь. Он не успел договорить, как обе женщины с брезгливостью отшатнулись. — Дымкова, выпейте воды,— приказал Аркадий Николаевич. Она поднесла стакан к губам. — Там яд! — остановил ее Торцов. Дымкова инстинктивно замерла». Воздействие с помощью речи на сознание людей происходит не только в узких рамках общения двух людей. Оно осуществляется и в рамках социальной группы, в масштабах целого государства и всего человечества. Посредством массовой коммуникации буржуазное общество «не просто воздействует на индивида, но непрестанно трансформирует самую его структуру, ибо оно не только принуждает его к принятию фактов, но и представляет ему вполне установившиеся системы знаков, изменяющие мышление индивида, предлагает ему новые ценности и возлагает на него бесконечный ряд обязанностей»1. Слово обладает большой повелевающей силой — так считали люди уже в древности. В ведийской религии священное слово — это господин всего бытия: и богов, и людей. Жрец определялся как повелевающий словом. Именно в этом и заключалось его могущество. Общеизвестно античное учение о Логосе (слове и мысли), лежащем в основе мироздания в качестве его закономерности, порядка бытия. Известны еще более древние воззрения магического характера, согласно которым слово обладает волшебной, сверхъестественной властной силой. Приведем один пример. Когда Америка была завоевана европейцами, порабощенные аборигены никак пе могли освоиться с понятием о письме. Им все каза- 1 Ж. Пиаже. Избр. психология, труды. М., 1969, стр. 210. 229 лось, что вся тайна письма заключается в самой бумаге, которую они называли «говорящей» и вообще одушевленной. По этому поводу рассказывают о таком случае, имевшем место в Южной Америке. Европеец вручил своему слуге корзину с плодами и письмо, приказав отнести эту посылку своему другу. По дороге слуга никак не мог избавиться от соблазнительной мысли полакомиться плодами и, наконец, поддался искушению — съел значительную их часть, будучи уверен, что никто об этом не узнает. Каково же было его удивление, когда друг его господина настойчиво стал требовать недостающих плодов, указывая на письмо, в котором было точно обозначено количество плодов. «Не верьте этой бумаге,— возразил слуга,— она говорит неправду». На обратном пути слуга никак не мог понять, каким образом европеец узнал о его проступке. «Неужели, в самом деле, ему рассказала бумага?» — подумал он, и тотчас же вспомнил о письме, которое ему было вручено для передачи господину. «Нет, не может быть, чтобы эта мертвая бумага могла натворить мне столько зла». Но слуга, вернувшись домой, столкнулся с большей неприятностью. Хозяин, прочитав письмо, начал избивать его. Решив, что письмо шпионит, в другой раз слуга принял меры предосторожности: сначала он положил письмо под большой камень, а затем, когда убедился, что бумага его не видит, стал завтракать вкусными плодами. Наевшись, он достал письмо и спокойно продолжал свой путь. «Что же скажет теперь бумага европейцу?» — подумал слуга и рассмеялся. Но ему очень скоро пришлось разочароваться: его проступок был снова обнаружен, и он был наказан вдвойне 1. В христианской религии слово трактуется как начало всех начал («в начале было слово»). Эти воззрения конечно ошибочны, ненаучны, но в них нашло свое отражение стихийное понимание действительно огромной роли слова в жизни человечества. Слово сыграло грандиозную организующую и продуктивную роль в процессе созидания всех исторических форм культуры: науки, искусства, техники, нравственных и правовых норм, религии, политики. Невольно вспоминаются слова 1 См. Я. В. Шницер. Иллюстрированная всеобщая история письмен. Спб., 1903, 230 В. "Маяковского: «Я знаю силу слов, я знаю слов набат» 1. Слово — великая сила. Но этот союзник может стать предателем. По мысли F. Гейне, подобно тому как стрела, расставшись с тетивой, выходит из-под власти стрелка, так и слово, слетевшее с уст, уже не принадлежит сказавшему его. Оно порой выступает в роли своего рода бумеранга. СИМВОЛИЗИРУЮЩИЙ АКТ СОЗНАНИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Пристально всматриваясь и вслушиваясь в окружающий нас социальный и природный мир, вникая во взаимное общение людей, мы без труда замечаем, что все сферы жизни человека насквозь пронизаны бесчисленным множеством символов. Мы как бы «купаемся» в мире символов. Символизация представляет собой специфический акт сознания, мысленно синтезирующий то, чем символизируется объект и то, что символизируется. Это вместе с тем акт полагания самого символа. Что такое символ? Это некий объект, слово, действие, смысл которых заключается в том, что они нечто символизируют, как бы скрывая за собой иной предмет или иное явление. Символ указывает на нечто такое, чем сам он не является. Гроза как явление природы имеет свой собственный физический смысл, постигаемый наукой. Но кроме этого гроза может символизировать драматическую или даже трагическую ситуацию в жизни человека. Флаг есть не просто полотнище, а символ, например государства. Своим основанием символ имеет чувственное восприятие вещей, их свойств и отношений. Но чувственное содержание образа поднимается в нем до уровня мысли, идеи. Символ всегда внутренне просветлен обобщающим смыслом. Символ двулик как Янус: его содержание идеально, а внешняя оболочка материальна. Хотя речевым символам принадлежит решающая роль в организации духовной жизни и практической деятель- 1 В. Маяковский. Полн. собр. соч., т. 10. М., 1958, стр. 287. 231 пости человека, другие символы также имеют важное значение. Различные знаки, например, особенности одежды, форма, характер прически, виды приветствий, манера поведения — все это служит показателем социального статуса человека, его пола, возраста и т. п. Существует огромное число действий, носящих прежде всего символический характер. Символ — это интерпретирующий акт сознания. Так, лавровый венок обозначает победу, славу, а преподнесение цветов либо символизирует какое-то событие в жизни человека, либо является знаком внимания, любви, поклонения. Как видно из этих примеров, материальная фактура символа не имеет ничего общего с фактурой объекта символики. Из анализа материальной фактуры невозможно вывести смысла символа: он конвенционален по самой своей природе. Связь между символом и его значением в подавляющем большинстве случаев носит условный характер. Любая вещь, событие, действие могут стать символом, когда они приобретают значение, выходящее за пределы ее единичной данности. Даже едва знакомые люди, встречаясь, приветствуют друг друга. Это символ пожелания благополучия. Если же вдруг одна из сторон не поздоровалась, то это воспринимается как символ обиды, расторжения отношений и т. п. Например, знаменитый поклон Зосимы Дмитрию Карамазову символизирует в романе Достоевского будущие страдания Дмитрия, будущую кровавую трагедию в семье Карамазовых. Черт, с которым разговаривает Иван Карамазов, есть в определенном плане символ самого Ивана, который говорит ему: «Ты воплощение меня самого, только одной, впрочем, моей стороны... моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых» 1. Интерпретация символов зависит в значительной степени не только от того, что с их помощью сообщается, но и от опыта и ценностных ориентации воспринимающего. Для человека, воспринимающего закат солнца, это не просто положение светила по отношению к горизонту, но символ, указывающий, что прошел еще один день в его жизни. В «Тихом Доне» Шолохова Григорий после похорон Аксиньи в степи увидел над своей голо- 1 Ф. М. Достоевский. Собр. соч. в десяти томах, т. 10. М., 1958, стр. 163. 232 вой верное солнце, которое символизирует трагизм ситуации. Для символа характерно такое идейное содержание, которое выходит за пределы содержания образа символизируемого явления. В символе мыслится не только внешняя картина символизирующего образа. Как видим, образ несет здесь определенную идею более широкого плана. Он существует не просто как часть действительности, но отражает и преломляет другую действительность. Поэтому нельзя понять смысла символа, если ограничиться буквальным, прямым пониманием его образа. Так в «Воробье» И. С. Тургенев описывает незатейливую картину борьбы животных за свое существование. В этом обычном биологическом факте заключена глубокая символика. Здесь объединены два явления: отчаянная борьба старого воробья за своего детеныша и идея всесильности любви вообще. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» 1. Символ — неотъемлемая часть организованного социального общения и вне его вообще не существует. Символы вырастают лишь на социальной, межиндивидуальной территории в процессе взаимодействия между людьми. Символ творится не индивидом, а между индивидами, в социальной среде. И символизируемый предмет поэтому должен приобрести не только индивидуальное, но прежде всего межиндивидуальное значение. Лишь при этом условии он становится объектом символического выражения. Только нечто ценное для общества, как правило, получает фиксацию в символах. Психические феномены выявляют себя внешним образом в виде практических действий, речи, живописи, музыки и пр. Особой формой такого выявления служат выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, различные оттенки движения глаз, поза, интонация голоса и пр. Тайну выразительных движений испокон веков знали все, особенно актеры. Многие свойственные человеку состояния (тревога, скорбь, гнев, страх, ожидание, радость, раздумье, страдания, вероломство, подозрительность) адекватно могут быть переданы выразительными движениями. 1 И. С. Тургенев. Собр. соч. в двенадцати томах, т. 8. М., 1956, стр. 470. 233 Выразительные движения имеют символический характер: существует богатый тонкими оттенками язык взглядов, жестов, улыбок. Нельзя прямо читать чужие мысли, но можно читать выразительные движения и понимать мысли. Для наблюдательного человека caмые, казалось бы, невинные движения выражают определенное состояние душевной жизни. Хотя выражение в них определенных внутренних состояний может быть даже и незначительным, малозаметным, но оно непременно в какой-то степени выявляет их, как бы они ни были глубоко скрыты. Выразительные движения являются символами, за которыми всегда мыслится нечто внутреннее. На основании внешней стороны выразительных средств мы судим о степени напряженности и содержании внутренней, духовной жизни человека. Так, например, удовольствие, радость, веселье, восторг, блаженство, ликование и другие аналогичные чувства внешне выражаются различными оттенками смеха. В психологии отмечается, что смех, как правило, имеет смысл веселья, а когда он звучит преднамеренно — чувства превосходства, маскировки смущения и пр. Из всех выразительных движений, одновременно потрясающих и тело и душу, смех — это самое здоровое психическое явление: он способствует пищеварению, кровообращению и тонизирует жизненные силы организма. По характеристике Ч. Дарвина, при страхе и изумлении глаза и рот широко открываются, а брови подымаются кверху. Испугавшийся человек сначала останавливается как вкопанный, задерживая дыхание, не двигая ни одним членом, или даже несколько пригибается к земле, как будто для того, чтобы пройти незамеченным. Сердце при этом бьется сильно и быстро, кожа часто становится бледной, покрывается потом и холодеет («выступает холодный пот»), губы высыхают, волосы становятся дыбом, а поверхностные мышцы дрожат. При слабом страхе иногда появляется желание зевать. Голос становится хриплым и неясным или пропадает совершенно. При ужасе сердцебиение особенно усиливается, или, наоборот, деятельность сердца может быть так ослаблена, что наступает обморок. Речь обычно сопровождается различными экспрессивными движениями, которые несут не меньшую смысловую нагрузку, чем слова. Когда вас приветству- 234 ют, то не так уж важно, что говорят, важно, как говорят, с каким выражением лица. При общении следует учитывать и молчание — эта святая святых мудрости обладает весьма действенной символической силой выразительности. В жизни нередки моменты, когда сомкнутые в молчании губы гораздо выразительнее, чем самые красноречивые слова. Маскообразное лицо, лишенное выразительных движений, сильно затрудняет понимание человека. Посредством выразительных движений информация, характеризующая его состояние, часто передается помимо сознания, интуитивно. Так, лицемерие очень часто выявляется интуитивно, и здесь существенную роль играют выразительные движения. Даже существа, не обладающие сознанием, способны схватывать смысл выразительных движений. Животные (например, собаки) способны различать некоторые чувства своего хозяина по выражению его лица. Дети прежде всего начинают понимать смысл выразительных движений и интонацию речи. Как выразительные движения инстинктивного порядка «речь» имеется и у животных, которые издают звуки, более или менее однозначно связанные с определенной ситуацией. Каждый звук является выражением определенного эмоционального состояния. Издаваемые животными звуки в качестве выразительных движений выполняют и побудительно-сигнальную функцию. Пчела, нашедшая источник нектара, выполняет танец перед другими пчелами, сопровождаемый жужжанием. По этому сигналу другие пчелы отправляются в поиски вслед за первой пчелой. Иное жужжание служит сигналом для нападения и т. д. Точно так же звук, издаваемый сторожевым животным или вожаком стаи (стада), служит для других животных побудительным сигналом, по которому они пускаются в бегство или нападение. Выражение эмоции не означает преднамеренного сообщения. Выразительное движение становится речью тогда, когда оно превращается в знак эмоционального состояния. В процесс коммуникации так или иначе включены все органы человеческого тела: взгляд человека, подмигивание, сощуривание глаз, характер движения рук, губ, бровей, кожи лба, цвет и влажность кожи — все это выявляет тонкие нюансы постоянно изменяющихся 235 чувств. Улыбка — это символ дружеского расположения, согласия. Но есть натуральная и деланная улыбка. Актеры часами простаивают перед зеркалом, чтобы научиться выразительно улыбаться. Сознание того, что человек умеет расшифровывать выразительные движения, влечет за собой выработку маскировочных выразительных средств (дабы уберечь тайну), так называемых отвлекающих символов. Зная об этом, люди делают поправку на маскировку. Общение принимает порой характер длинной цепи из утонченных взаимных уловок, маневрирования и догадок, что характерно прежде всего для дипломатии, особенно при сложных отношениях и взаимном недоверии. Есть ситуация (например, в разведке), где неспособность скрывать свои чувства может стоить жизни. |