Главная страница

10.Пафос и его виды. Виды пафоса


Скачать 0.63 Mb.
НазваниеВиды пафоса
Дата15.04.2023
Размер0.63 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файла10.Пафос и его виды.pptx
ТипДокументы
#1064780
Виды пафоса

С идеей тесно связан пафос - вдохновение, страстное переживание душевного подъема, вызванное идеей или событием. В пафосе мысль и чувство составляют единое целое.
  • Аристотель: под пафосом понимал страсть, которая побуждает к написанию произведения.
  • В.Г. Белинский: пафос - это "идея - страсть".
  • А. Ткаченко: идею определяют через пафос, а пафос - через идею.
Пафос
  • (греч. pathos — страсть, воодушевление, страдание) обозначает то, что принято называть душой произведения.
  • это — чувство, страсть, которые вложил в свое создание автор и которыми он хотел бы воодушевить читателя.
  • Если целью научного текста является прежде всего передача определенной информации, то для художественного произведения важнее зажечь, «заразить» читателя авторскими эмоциями.
  • Каждое подлинно художественное произведение имеет свой пафос. Вместе с тем и все творчество того или другого автора отмечено единым, главенствующим пафосом.
  • Более того, доминирующим пафосом могут характеризоваться целые эпохи в искусстве.
  • Так, можно говорить о революционном пафосе литературы переломных эпох, в частности, русской и советской литературы первой трети XX века. Революционный пафос определяет тональность поэзии Маяковского и многих других его современников.
Пафос героический
  • «воплощение в действиях отдельной личности, при всей ограниченности ее сил, великих национально-прогрессивных стремлений…» (пафос античных мифов и легенд, средневековой рыцарской и богатырской поэзии и т. д.)

Героический пафос

Предметом героического пафоса является героика самой действительности - деятельность людей, которые преодолевают стихию природы, борются с реакционными силами общества, отстаивают свободу и независимость Отечества. Героическое занимает важное место в мифологии Древней Греции, где наряду с образами богов действуют образы героев, которые осуществляют величественные подвиги, вызывающие восхищение и желание подражать им. Таковы Ахилл, Патрокл, Гектор из "Илиады" Гомера, герои мифов Прометей, Геракл, Персей.
Пафос драматический
  • возникает в произведении под воздействием внешних сил и обстоятельств, угрожающих желаниям и стремлениям персонажей и даже их жизни («Бесприданница» А. Островского, «Анна Каренина» Л. Толстого).

Пафос драматизма

Как и героика, драматизм порождают противоречия жизни. Драматизм возникает тогда, когда высоким стремлением людей, а иногда и жизни угрожает поражение или гибель. Писатель может сочувствовать персонажам, которые оказались в драматической ситуации, такой драматизм является идейно утверждаемым пафосом. Он может и осуждать характеры, виновных в возникновении драматического состояния. В трагедии Эсхила «Персы» изображено поражение персидского флота в захватнической войне против греков. Для Эсхила и Древней Греции переживания персами драматических событий является актом осуждения врага, который посягнул на свободу греков. Пафосом драматизма проникнуто "Слово о полку Игореве". На примере Игоря автор произведения показывает, к каким печальным последствиям приводят княжеские междоусобицы.
Пафос трагический
  • состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления. «Трагическое заключается в столкновении естественного влечения сердца с идеей долга, в проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении» («Гамлет» У. Шекспира, «Доктор Живаго» Б. Пастернака) , — писал Белинский.
Пафос сатирический
  • одухотворяет произведения, в которых строй жизни и человеческие характеры являются предметом негодующе насмешливого освещения. Таковы «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина. В тех случаях, когда автор сознает несовершенство жизни и человеческих возможностей, однако не бичует их, не негодует, а смеется над своими героями и даже жалеет их, мы имеем дело с пафосом юмористическим или комическим. Комическим пафосом проникнуты «Посмертные записки Пиквикского клуба» Ч.Диккенса, рассказы А. Чехова «Смерть чиновника» и А. Аверченко «Крыса на подносе».

Юмор и сатира

Юмор (лат. Humor - влага) - это отражение смешного, забавного в жизненных явлениях и характерах, проявление оптимистического, жизнерадостного отношения к действительности, торжество здоровых сил над отсталыми, бесперспективными.

Юмор может быть мягким, доброжелательным, печальным, саркастическим, придирчивым, вульгарным.

"Объектом юмора, - по наблюдению Ю. Кузнецова, - предстает не целостное явление, предмет или лицо, а некоторые погрешности в целом позитивных явлений, неадекватные конкретной ситуации человеческие поступки .

Юмор, включая противоречия и контрасты жизни, творится прежде всего метафорой, а не сравнением, что позволяет раскрывать возвышенное в ограниченном, мелком факте, поэтому он в художественном выражении часто приобретает не так критично, как оптимистичного окраску ".


Сентиментальный пафос
  • свойственный прежде всего литературному направлению XVIII века, состоит в «душевной умиленности, вызванной осознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой».
  • В качестве примеров произведений такого рода наиболее показательны «Юлия, или Новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо, «Страдания юного Вертера» И. В. Гёте, «Бедная Лиза» Н. Карамзина
  • В основном гипертрофированная чувствительность как определяющий фактор сентиментального пафоса к началу XIX столетия в литературе постепенно исчезает. Вместе с тем чувствительно-умиленное отношение автора к своим героям в той или иной мере никогда не пропадает в искусстве слова. Писатели всегда жалели и будут жалеть отдельных своих героев («Бедные люди» Ф. Достоевского, «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова, «Матренин двор» А. Солженицына, некоторые произведения К. Паустовского, В. Белова и др.).

Сентиментальность

Истоки сентиментального чувства зарождаются в эпоху барокко. Писатели-сентименталисты проникаются сочувствием к героям, которые не могут найти гармонию в реальной жизни. Они далеки от социально-политических конфликтов, но близкие к природе, их чувствительность идет от "сердца".

Ярким примером является повесть Достоевского "Бедные люди". Ее герой чиновник Девушкин - бедный, маленький человек, которого презирают сотрудники за то, что только переписывает бумаги. Но он гордится, что зарабатывающего на кусок хлеба, считает себя добропорядочным гражданином, высоко ценит свою "амбиции", свою репутацию, готов защищать себя от унижения.

Романтика

Сентиментальность - это рефлексия умиления, растроганности, вызванная прошлой жизнью с его простотой, нравственным совершенством отношений и переживаний. Романтика - это рефлективная увлеченность, обращенная к возвышенному, к идеалу.

Романтика чаще всего связана с идеей национальной независимости, гражданской свободы, равенства и братства народов, это приподнятое настроение.

А. Веселовский называл романтических писателей энтузиастами. Романтика является энтузиазмом эмоциональных стремлений и чувств. Она появилась в эпоху средневековья, ею проникнуты произведения о легендарных рыцарей, любовная лирика Петрарки, роман Сервантеса "Дон Кихот", трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта". Романтический пафос присутствует в произведениях сентименталистов, романтиков, реалистов и неоромантиков.

Ю. Кузнецов определяет романтический пафос как "мечтательно-возвышенное настроение, которому присущи вспышки чувств, обостренное переживание необычных событий, процесса деятельности, противопоставлен обыденности".
Романтический пафос
  • передает рефлективную душевную восторженность, которая возникает в результате выявления некоего возвышенного начала и стремления обозначить его черты (Байрон, Гофман, Жуковский, ранний Пушкин). И романтический пафос, появившийся в начале XIX века, пережил эпоху романтизма и нередко присутствует в литературе XX века. Например, романтическим пафосом проникнута повесть А. Грина «Алые паруса», некоторые повести Ч. Айтматова и Б. Васильева.
  • https://create.kahoot.it/details/f9c0acd6-28a2-4dc7-b613-75292063769e
выводы
  • В последние годы понятие о пафосе в литературоведении почти вышло из употребления. Причина этого не только в изменении литературной «моды». Важнее другое: наш век чуждается открытого проявления чувств, недаром уже давно и в русской, и в зарубежной литературе центральным героем стала рефлектирующая личность, далекая и от героизма, и от романтизма, если и обнаруживающая какие-либо эмоции, то, как правило, замаскированные иронией.
Пафос героический -
  • A) «воплощение в действиях отдельной личности, при всей ограниченности ее сил, великих национально-прогрессивных стремлений… »
  • B) возникающий в произведении под воздействием внешних сил и обстоятельств, угрожающих желаниям и стремлениям персонажей и даже их жизни
  • C) состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления
  • D) одухотворяет произведения, в которых строй жизни и человеческие характеры являются предметом негодующе насмешливого освещения
Пафос драматический
  • A) «воплощение в действиях отдельной личности, при всей ограниченности ее сил, великих национально-прогрессивных стремлений… »
  • B) возникающий в произведении под воздействием внешних сил и обстоятельств, угрожающих желаниям и стремлениям персонажей и даже их жизни
  • C) состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления
  • D) одухотворяет произведения, в которых строй жизни и человеческие характеры являются предметом негодующе насмешливого освещения
Пафос трагический
  • A) «воплощение в действиях отдельной личности, при всей ограниченности ее сил, великих национально-прогрессивных стремлений… »
  • B) возникающий в произведении под воздействием внешних сил и обстоятельств, угрожающих желаниям и стремлениям персонажей и даже их жизни
  • C) состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления
  • D) одухотворяет произведения, в которых строй жизни и человеческие характеры являются предметом негодующе насмешливого освещения
Пафос сатирический
  • A) «воплощение в действиях отдельной личности, при всей ограниченности ее сил, великих национально-прогрессивных стремлений… »
  • B) возникающий в произведении под воздействием внешних сил и обстоятельств, угрожающих желаниям и стремлениям персонажей и даже их жизни
  • C) состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления
  • D) одухотворяет произведения, в которых строй жизни и человеческие характеры являются предметом негодующе насмешливого освещения
Сентиментальный пафос
  • A) состоит в «душевной умиленности, вызванной осознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой»
  • B) передает рефлективную душевную восторженность, которая возникает в результате выявления некоего возвышенного начала и стремления обозначить его черты
  • C) состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления
  • D) состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления
Романтический пафос
  • A) состоит в «душевной умиленности, вызванной осознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой»
  • B) передает рефлективную душевную восторженность, которая возникает в результате выявления некоего возвышенного начала и стремления обозначить его черты
  • C) состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления
  • D) состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления


написать администратору сайта