Главная страница

А. К. Бобков основы творческой деятельности журналиста учебное пособие


Скачать 0.82 Mb.
НазваниеА. К. Бобков основы творческой деятельности журналиста учебное пособие
Дата01.06.2022
Размер0.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаosnovy.pdf
ТипУчебное пособие
#561339
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7
1. Метод и методика журналистского труда Термин метод впервые стали употреблять мыслители Древней Греции. В античной философии этим термином характеризовали – путь исследования, прием доказательства, образ и способ изложения теоретических взглядов. В современном значении этого слова под методом понимается способ или прием решения той или иной проблемы, подход к достижению поставленной цели. В понятие метода, употребляемое в журналистском обиходе вкладывается аналогичное содержание. Журналистскому методу, как и любому другому присуща строгая определенность, однозначность. Опора журналиста на научно обоснованные методы является главным условием получения им новых, оригинальных знаний, необходимых для постижения объектов действительности в целях их изменения, преобразования. Водном ряду с термином метод стоит другой, производный от него методика. Словом методика обозначают некоторую сумму способов и приемов, используемых в профессиональной деятельности. Ко многим приемам обращается журналист, собирая материал, скажем для репортажа. Общую совокупность этих приемов как рази называют методикой работы над материалом, репортажем, например. Какие же есть методы журналистской деятельности Факультеты и отделения журналистики России обучают студентов методам
1) познания,
2) отражения,
3) преобразования. Приведенная выше схема – это своего рода модель, миниатюра журналистского образования. Из этой схемы мы сможем наглядно себе представить, с какими методами имеют дело в журналистике. Но, можно и нужно выделить еще один метод – 4) психология индивидуального творчества. К примеру, Оноре де Бальзак имел обыкновение писать по ночам, при свечах, за чашкой кофе. И. А. Бунин, наоборот, старался себя не возбуждать, чтобы не писать, как он выражался, на нервах. А. П. Чехов работал в самой лучшей своей одежде. АИ. Куприн
8
Бунин И. А. Собр. соч. в 9-ти т. - Т. 9. МС любил писать одетым небрежно. Эрнест Хемингуэй работал в прихожей своей виллы, стоя босиком перед старым, видавшим виды бюро. Писатель Л. Леонов о своем труде Я пишу карандашом, пишу медленно и мелким почерком, чтобы видеть всю конструкцию абзаца, страницы в целом. Пишу истираю до тех пор, пока страница не выйдет чистой, без помарок. АН. Толстой, наоборот, любил писать хорошими легкими авторучками. Он говорил Карандаши ненавижу, а потому у него на столе, в футляре всегда было несколько авторучек. Примеры психологии творчества интересны, но процесс нашего приобщения к журналистскому мастерству вряд ли ускорят. Творчество – процесс сугубо индивидуальный. Методы в журналистике имеют самостоятельное, автономное значение. И тем не менее органически теснейшим образом они связаны между собой. В сущности, каждый из них имеет свой аналог в другом. Использование нами того или иного приема, скажем, в познании жизни, требует от нас адекватного этому приему ее отражения. Итак, материал, собранный журналистом с помощью наблюдения, интервью почти всегда предназначается для выступления в жанрах заметки, корреспонденции, репортажа. Обращение журналиста к документам, официальной статистике обычно свидетельствует о том, что он работает над проблемным, постановочным, пропагандистским материалом. Журналист меняет профессию – метод включенного наблюдения стал излюбленным в работе журналистов-расследователей. Подача материала методом контраста или диалога бывает более эффективной, чем простой описательный метод. Методы журналистского творчества взаимосвязаны, взаимодействуют между собой.
2. Понятие журналистского материала Для обозначения первоосновы произведения прибегают к термину материал. Термином материал широко пользуются в науке, на производстве, в литературе. Этим термином обозначают все то, что является исходным продуктом, первоосновой целенаправленной деятельности. Материю песни, ее вещество Не высосет автор из пальца. Сам бог не сумел бы создать ничего, Не будь у него матерьяльца». Г. Гейне) Журналистский материал – это информация, прежде всего, о тех или иных реальных событиях, явлениях или процессах, об отношении к ним героев произведения, о мировоззрениях людей, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, ожиданиях. Чтобы писать в газете надо
9
Солоухин В. Приговор // Москва, 1975. - № 1. – С. 62.
10
Леонов Л. Художника создает труд // Комсомольская правда, 1974. – 24 августа. – С. 2.
иметь свежий, разнообразный, умелым человеком собранный и обработанный материал.
3. Источники журналистского материала Термином источник указывают на то, откуда необходимая журналисту информация поступала. Журналисту всякий раз приходится решать задачу выбора источника информации. Обычно журналист прибегает одновременно кряду источников. Журналист черпает материал из разнообразных источников. События, явления или процессы за которыми журналист наблюдает, высказывающие ему те или иные свои суждения конкретные люди, поступающие в распоряжение журналиста рукописные, печатные, фото, кино- и другие документы – это источники материалов. В качестве источника материала должен рассматриваться и сам журналист. Пишущий исчезает в своем материале, обогащая своим опытом, своим умом, чувством, переживаниями 11
, – писал ММ. Пришвин.
4. Количественная оценка материала Материал, используемый в газете, можно измерять не только количеством строк. В качестве единицы измерения принят бит информации, под которым понимается сообщение о событии, имеющим только два возможных исхода»
12
Пример: Вы пришли к другу. Родители сказали вам о том, что друг уехал в командировку. Здесь количество содержащейся информации равно двум битам. Друга нет дома (один бит уехал он не на курорт, не в гости – в служебную командировку (другой бит. Мозг человека, по свидетельству физиологов, способен воспринять и переработать в секунду 50 битов информации (пропускную способность нашего мозга. Всегда ли мы пользуемся количественным критерием Вдумайтесь, какую информацию вобрали слова, которые редакция вынесла в афишку номера Дело большой государственной важности, Помощь пришла вовремя, Победили сильнейшие. В этих словах вообще нет информации. Непонятно оком и о чем они говорят. А. М. Горький писал, что у насесть длинные книги, написанные в размере сотен листов, а материала там на два листа. Не все авторы заботятся о том, чтобы насыщать свои произведения сведениями, почерпнутыми из объективной реальности 11
Пришвин ММ. О творческом поведении. – МС Серов С. А Репортаж с ничейной земли рассказы об информации. – МС Цейтлин А. Г. Труд писателя вопросы психологии творчества, культуры и техники писательского труда МС Критерий количественной оценки материала, таким образом, помогает в преодолении недостатка, присущего начинающим журналистам, оперировать словами, которые не несут конкретного содержания.
5. Отбор материала журналистом Не весь материал, собранный журналистом, выносится на страницы газет. Часть материала остается неиспользованной из-за того, что оказывается просто излишней, ненужной для данного произведения. Часть материала может быть сознательно не пущена вдело. Как журналист отбирает материал Опытный журналист старается установить, какое освещение разрабатываемая им тема уже получила. Он отбирает материал отказываясь от фактов и сведений, которые уже фигурировали. Здесь важен оригинальный, свежий материал. Сфотографируйте жующего человека, особенно если он ест жирные блины, и самый лучший работник потеряет свою привлекательность»
14
Журналист перечислил все, что ему бросилось в глаза при встрече с героиней будущего очерка. Ион посчитал необходимым упомянуть и о том, что кожа у нее иссиня-белая, дряблая, щека – в родимых пятнах, шея – в морщинах. Женщина обиделась. Получается, что перед всем миром ее осмеяли, охаяли, опозорили. Итак, журналист отобразил жизнь зеркально-мертвенно, механически с позиции натурализма. Отбор материала – это важная вещь. Правильный подход к отбору материала формируется у журналиста по мере приобретения им способности предвидеть результаты своих выступлений, предвидеть влияние, которое могут оказать на аудиторию сведения, факты. детали. Показ негативных фактов, сведений, деталей в журналистском материале, с экранов телевидения вызывает у читателей, слушателей стойкое негативное психоэмоциональное состояние. Социологи, психологи с тревогой говорят о том, что у 50 процентов жителей России развит стойкий психоэмоциональный синдром боязни крушений, терактов, убийств ив этом отчасти повинны журналисты, которые подают материал натуралистически, садистски смакуя событие. Конечно, журналист должен показывать и негатив, и позитив. Иначе его обвинят в умолчании, сокрытии событий. Но следует помнить, когда показываете негатив, о читателях, зрителях, слушателях.
14
Чертков В. А. Авторское право в периодической печати. – МС ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА

1. Аспекты человеческой индивидуальности Индивидуальность человека можно рассматривать в а) психофизическом, б) социальном, в) профессионально-творческом аспектах. В психофизическом плане индивидуальность – это неповторимость внешнего облика человека, отличительных качеств его организма. Индивидуальность человека в социальном аспекте – это уникальность социального опыта, характер усвоенных им норм поведения, его идеалы и т.п. В профессионально-творческом аспекте индивидуальность человека выражается в особом способе выполнения своей профессиональной деятельности, в оригинальных приемах деятельности. Все три аспекта тесно связаны друг с другом, ибо характеризуют одного итого же человека. Практически все обладают психофизической индивидуальностью. Об очень многих можно сказать, что они являются индивидуальностью в общесоциальном плане. Ноне все ярко выявляют себя в избранном виде деятельности, чтобы считаться творческой индивидуальностью. Творчество в журналистике критерии и формы Внутренние закономерности журналистской деятельности выявляют себя в творческом методе журналистики в форме определенных регуляторов принципов, норм, правил, следование которым обеспечивает оптимальный характер действий журналиста и соответствие полученных результатов общественным требованиям. Принцип есть знание о законе или закономерности. Являясь наиболее общим выражением основных закономерностей журналистской деятельности, принципы журналистики разворачиваются в системы разнообразных норм и правил, регулирующих конкретные акты журналистского творчества. В отличие от принципов, число которых всегда ограничено, количество норм и правил не поддается подсчету, поскольку они непрерывно возникают и исчезают. Иногда эти нормы и правила формализуются и оформляются специальным документом (редакционным. В виде правил иногда оформляются выводы и рекомендации теоретиков журналистики. Представленные в творческом методе журналиста нормы и правила, в соответствии с которыми осуществляется его деятельность, имеют специфический характер – вероятностный и вариативный. Когда исчезает понимание гибкости норм и правили они отождествляются с шаблонами, исчезает и творческий характер профессии. Нормы и правила в большей степени зависят от всех других компонентов структуры творческой деятельности. Ноне сами нормы и правила повинны в стандартности, безликости многих журналистских текстов, а прежде всего сам журналист, не умеющий пользоваться этими нормами и правилами и не желающий их усовершенствовать. Подлинно творческое поведение журналиста предполагает знание существующих норм и правил, умение ими пользоваться в соответствующих обстоятельствах и умение превзойти их или создать новые, когда это необходимо. Самым распространенным критерием творчества считается такая характеристика продукта общественно-полезной деятельности, как новизна, оригинальность. Подразумевается, что творческая деятельность приносит новые, до сих пор неизвестные результаты. Под творчеством понимается духовная деятельность, результатом которой являются созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры Журналистскую деятельность можно представить как совокупность тесно связанных, переплетающихся и, вместе стем, относительно самостоятельных процессов. Прежде всего следует выделить начальный этап, сущностью которого является выбор темы, формулирование замысла, определение порядка действий по реализации этого замысла. Выбор – это изучение действительности, те. этап получения информации из внешнего мира. Изучение действительности состоит из а) сбора информации, б) ее интерпретации, осмысления, формулирование концепции, объясняющей суть изучаемого явления. Третий этап – воздействие на действенность, те. доведение созданного на основе полученной и осмысленной информации текста до сознания массовой аудитории. Этот этап складывается из двух стадий а) создание журналистского текста б) придания ему необходимых для запуска в СМИ качеств. Процесс создания журналистского текста также состоит из двух потоков) выработки концепции текста 2) реализации этой концепции. Процессы, стадии, этапы реального творческого поведения журналиста переплетаются, взаимодействуют. В отличие от других видов творческой деятельности, журналистское творчество одновременно и многословно, и целостно.
15
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – МС Результатом каждого из процессов журналистской деятельности является не только информация, но и способы ее получения, преобразования и объективизации. Творческая индивидуальность может существовать и успешно развиваться только в условиях творческого коллектива. И, наоборот, творческий коллектив нуждается в развитых творческих индивидуальностях. Одна из систем, выступающих в качестве точки отсчета для творческой индивидуальности журналиста, является журналистская творческая среда. Сама творческая индивидуальность журналиста может быть понята как специфическая форма субъективного отражения объективно существующего опыта журналистского взаимодействия с реальной действительностью, как продукт тех отношений, которые возникают входе становления и развития творческой среды. Творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы журналистика, которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста. Творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста. Входе этого регулирования и контроля творческая среда выполняет следующие функции
1) критическую – оценивая предлагаемые или используемые журналистом способы и приемы деятельности
2) селективную – отбирая предлагаемые творческой индивидуальностью способы и приемы деятельности для последующего закрепления в коллективной памяти
3) программирующую – определяя возможные способы и пути деятельности журналиста в реальной ситуации.
3. Личность журналиста в системе журналистики Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности. Компонентами творческой индивидуальности являются а) знания – общекультурные и профессиональные б) умения – опыт, самостоятельный творческий подход в) желания журналиста – это его потребности – внешние (материальные потребности) и внутренние – специфические человеческие потребности. Потребности выявляют себя в сознании журналиста в форме мотивов интерес, желание, страсть. Эффективность журналистской деятельности во многом зависит оттого, насколько прочно слились в сознании журналиста желание достичь
определенных целей с помощью журналистского воздействия и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности. Система желаний журналиста обусловлена и опосредована объективными факторами. В их числе следует выделить
1) Объективное положение журналиста в творческой среде.
2) Имеющиеся у него возможности для выявления своей индивидуальности выбор тем, обращение к определенным источникам.
3) Внутреннее устойчивое отношение к самой журналистской деятельности и к ее формам, принятым в данной редакции. Есть две формы выражения творческой деятельности журналиста, а именно а) индивидуальный стиль деятельности, б) образ автора. Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным. Каждый индивидуальный стиль представляет собой уникальную систему, которую характеризуют нормативность, системность и историчность. Характерными признаками индивидуального стиля можно считать а) устойчивость используемых приемов и способов деятельности б) обусловленность этой системы определяется личными качествами в) эффективность данной системы как средства приспособления человека к объективным требованиям. Индивидуальный стиль деятельности выявляет себя на текстовом уровне в оригинальной творческой манере, то есть в тех устойчивых идей- но-содержательных, композиционных и лексико-стилистических особенностях произведений, которые позволяют читателю идентифицировать различные тексты данного автора, дают аудитории основание для определения журналиста как творческой индивидуальности. Творческая манера выступает как один из аспектов творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность управляет своей манерой, меняя ее в зависимости от типа информационного потока, типа издания и других факторов. Другой формой существования творческой индивидуальности является так называемый образ автора. Образ автора – это не вся личность журналиста, а лишь какой-то ее срез, аспект, уровень отражения. Функции образ автора не исчерпываются воспитательным воздействием на читателя. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет важную конструктивную роль в структуре текста. Образ автора зачастую связывает воедино разнородные элементы произведения. Признаки творческой индивидуальности. Группа объективных признаков сфера проявления творческого своеобразия, специфика творческого процесса. К субъективным признакам следует отнести доминирующую творческую ориентацию и степень личностной активности. Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автора Журналистская специализация признак значительной авторской индивидуальности. У настоящего мастера всегда есть обогащенная длительными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая газете»
16
Типологии творческих индивидуальностей журналиста характеризует их внутреннее, субъективное отношение журналиста к осуществляемой им деятельности. Формирование того или иного типа отношения зависит от многих факторов, в частности, от исполняемой социальной роли. Бывает, автор создал яркую метафору, убийственное сравнение – и гордится своим художественным достижением. Но редактор вымарывает, потому что у него свой резон. Причина таких разногласий в том, что автор осознает свой труд как литературное творчество, а редактор видит в этом труде активное вмешательство в общественную деятельность с помощью печатного слова. В глазах автора хороши те средства, которые наиболее эффективны. По степени активности профессионального поведения журналиста можно выделить
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта